– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю – не понимаю);
– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
–в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;
–в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.
Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.
Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:
– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;
– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;
– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);
– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в жизни человека.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Примерные темы занятий | Примерное содержание занятий |
1 четверть | |||
1 | Музыка в жизни человека. Повторение. (8 ч) | Музыка вокруг нас. Музыка осени. Три «кита» музыки: песня, танец, марш. Музыкальный и поэтический фольклор | Музыка природы. Музыка, написанная людьми. Работа с учебником: понятия «Муза» и «Музыка». Вокальные, дыхательные, ритмические упражнения. Распевки (стр.13 учебника). Народная и профессиональная (написанная композитором) музыка. Музыкальный праздник «Осенины». Картина «Золотая осень». Беседа. Работа с учебником: стр. 16–19. Изображение звуков дождя разными штрихами. Ритмический рисунок. Литературно-музыкальная композиция «Осень» с участием обучающихся. Душа музыки-мелодия. Прослушивание, распознавание. Двигательно-ритмические упражнения. Отхлопывание ритмов танца и марша. Прорисовывание в воздухе мелодии песни. Песенность, танцевальность, маршевость (на примерах рекомендованной к изучению музыки П. И. Чайковского и др). Разучивание песни (в соответствии с возрастными и музыкальными возможностями обучающихся по выбору педагога). Былинный сказ «Садко». Учебник, стр.26-27. Музыкальные иллюстрации к сказу. |
2 четверть | |||
2 | Основные закономерности музыкального искусства (7часов). | Азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Разыграй песню. Пришло Рождество-начинается торжество. Родной обычай старины (колядки). Добрый праздник среди зимы (подготовка к новогоднему празднику. | Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, обозначение нот. Игры и упражнения. Октава. Клавиатура. Музыкальные игры. Распевки. Арфа, свирель, гусли, флейта. Распознавание вида, звучания. Зарисовывание. Музыкальный образ. Актуализация знаний о природе. Игра-драматизация (учебник стр. 32–33). Пение под аккопанемент. Знакомство с легендой о Рождестве. Рождественская музыка. Беседа о народных обычаях. Разучивание колядок. Подготовка к новогоднему празднику. Разучивание новогодней песни. Дайджест сказки «Щелкунчик». |
3 четверть | |||
3 | Основные закономерности музыкального искусства (10 часов). | Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты сказочных персонажей. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Чудесная лютня. Опера-сказка. | Песни и стихи о родном крае. Литературно-музыкальная композиция с участием обучающихся. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Прослушивание музыкальных произведений. Работа с учебником. Состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Описание отличий музыкального изображения. Рояль, пианино, скрипка, гитара, ударные инструменты. Работа с учебником. Распознавание звучания. Подготовка: образ мамы в музыке. Разучивание песни. Работа с учебником стр.64-65. Знакомство с детскими операми и балетами. Расширение кругозора и словаря: афиша, театр, сцена, занавес, кулисы, костюмер, гример. |
4 четверть | |||
4 | Музыкальная картина мира (8 часов). | Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Праздник Победы –главный праздник весны. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). | Закрепление ранее изученного материала на уроках, включающих демонстрацию различных видом перечисленного программного материала, подобранного в соответствии с возрастом, уровнем развития, интересами обучающихся[40]. Каждый урок включает в качестве обязательного элемента распевки, музыкально-двигательные упражнения, задания на различение (звучание инструментов, голосов и пр.) в соответствии с детскими возможностями. Музыкальная подготовка к празднику Победы. При наличии соответствующих условий: экскурсии для знакомства детей с афишами музыкальных мероприятий, исполнителей и исполнительских коллективов. Разучивание и прослушивание детских песен. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать:
Учебник Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.
Материальное обеспечение:
Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);
технические средства обучения (CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон;
мультимедиапроектор (или интерактивная доска);
фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;
видеотека с записями выступлений различных исполнителей;
слайды с необходимым визуальным сопровождением;
аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе результаты конкретизируются следующим образом:
- умеет выполнять вокальные упражнения (распевки);
- может давать эмоциональную оценку, отличать «красивое» и «некрасивое»;
- может словесно обозначить настроение, выражаемое музыкальным произведением;
- может самостоятельно отстукивать ритм, воспроизводит звукоряд в пределах октавы;
- отличает рояль и фортепиано, знает скрипку, гитару, арфу, аккордеон, гусли, свирель, владеет смыслом понятий «опера» и «балет»;
- участвует в подготовке и проведении концертов;
- знает названия нот, их обозначение в нотной тетради;
- сформированы некоторые музыкальные предпочтения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 404.