По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По классификации договор двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Предмет договора — услуги. Они могут выражаться в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности. Примерный перечень услуг содержится в п. 2 ст. 779 ГК. К ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, услуги по туристическому обслуживанию. Они регламентируются гл. 39 ГК.
ГК исключает из сферы действия этого договора отношения, которые не являются услугами — это подряд, ОКТР, и отношения, которые хотя и являются услугами, но которые регламентируются специальными главами ГК (перевозка, транспортная экспедиция, банковский счет, банковский вклад, расчеты, поручение, хранение, комиссия, доверительное управление).
Обязанности исполнителя по возмездному оказанию услуг могут включать в себя не только совершение действий или деятельности, но и представление заказчику таких действий исполнителя (например, проект договора, искового заявления). Такое разъяснение дается в п. 1 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. N48.
В п. 3.1 Постановления КС РФ от 23 января 2007 г. N1-П указывается, что в понятие предмета договора возмездного оказания услуг не включается достижение результата, ради которого он заключается. Результат, ради которого заключен договор, не всегда достижим, в т.ч., по объективным причинам.
К возмездному оказанию услуг субсидиарно применяются положения о подряде и о бытовом подряде.
В соответствии со ст. 780 ГК исполнитель обязан оказать услуги лично. Иное может быть указано в договоре.
Заказчик обязан оплатить услуги в сроки и порядки, указанные в договоре. При оплате правовых услуг оплата не может ставиться в зависимости от решения суда или гос. органа, которое будет принято в будущем (п. 2 Информационного Письма Президиума ВАС РФ N48).
В Постановлении КС РФ N1-П от 23 января 2007 г. рассматривается ст. ст. 779 и 781 ГК с точки зрения того, дают ли они возможность удовлетворять требования исполнителя о выплате вознаграждения, если его размер поставлен в зависимость от судебного решения, которое будет принято в будущем. КС РФ посчитал что в возмездном оказании услуг оплачивается не результат, а действия или деятельность.
В отличие от договора подряда риски не лежат на исполнителе. Вместо этого применяются общие правила об отвественности за вину (ст. 781 ГК). В случае невозможности исполнения по вине заказчика услуги оплачиваются в полном объеме, при отсутствии вины обеих сторон возмещаются только понесенные расходы.
По ст. 782 ГК допускается односторонний внесудебный отказ от исполнения договора. При этом если отказывается заказчик, он обязан оплатить фактически понесенные расходы, если заказывается исполнитель — он обязан возместить убытки.
В договоре на оказание медицинских услуг правило ст. 782 ГК, предоставляющей исполнителю право отказаться от исполнения договора должно рассматриваться в совокупности с нормами о публичности договора возмездного оказания услуг. Поэтому исполнитель, имеющий возможность оказывать соответствующие услуги, не имеет права на односторонний отказ.
Тема 28: «Перевозка»
28.1 Перевозка в системе транспортных обязательств. Особенности правового регулирования
Отличия от транспортной экспедиции и буксировки:
1. Перевозка отличается тем, что пространственное перемещение грузов, пассажиров и багажа осуществляется с использованием транспортных средств. 2. Грузы, пассажиры и багаж находятся на или в транспортных средствах. Если перемещение осуществляется с помощью тяги или толкания, то это будет буксировка.
Перевозка регламентируется гл. 40 ГК. Отношения перевозки в большей степени регламентируются специальными транспортными уставами, кодексами и иными ФЗ. К ним относятся: Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и т.д. Кроме этого, существует большое количество правил, которые изданы Правительством РФ в соответствии со специальными ФЗ (например, Правила перевозки грузов на поездах, Правила перевозки пассажиров).
28.2 Виды перевозок
1. В зависимости от вида транспорта:
1) железнодожные;
2) автомобильные;
3) речные (внутренневодные);
4) морские;
5) воздушные.
2. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке:
1) перевозка в местном сообщении — осуществляет одна транспортная организация в пределах её действия);
2) перевозка в прямом сообщении — осуществляется по одному и тому же транспортному документу несколькими транспортными организациями одного вида транспорта;
3) перевозка в прямом смешанном сообщении — осуществляется по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.
3. В зависимости от того, что перевозят — перевозка грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты;
4. Различают обычные и чартерные перевозки. Договор фрахтования (чартер) — это договор, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Чартер — это консенсуальный вариант перевозки. Чартерные перевозки осуществляются на воздушном, водном и морском транспорте. От чартера нужно отличать тайм-чартер и бербоут-чартер, которые являются арендными договорами.
5. Особо выделяют транспортом общего пользования. Это перевозка, осуществляемая коммерческой организацией на основании специальной лицензии, по условиям которой организация обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Лекция 13 от 21.03.16
29.3 Специфика договора перевозки груза. Перевозочные документы
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей следующие перевозочных документов:
1. Транспортная накладная. Применяется на всех видах транспорта. Она составляется в определенной форме и вместе с грузом сдается перевозчику.
2. Коносамент. Применяется при морской перевозке. Накладная сопровождает груз на всем пути следования. Отдается грузополучателю во время прибытия на станцию. Используются две основные системы:
2.1 Система коносамента. Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя груза. Он является ценной бумагой и выполняет несколько функций:
• расписка перевозчика, подтверждающая приемку груза;
• подтверждение договора перевозки;
• это товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.
Коносамент может быть любым (именным, ордерным и т.д.).
2.2 Система чартера. Чартер не является товарораспорядительным документом и сам по себе не подтверждает сдачу груза. Поэтому коносамент выдается вне зависимости от того, на каком договоре основана перевозка. Система чартера действует также при речной и воздушной перевозке.
При речной перевозке заключение договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на её основании дорожная ведомость и квитанции.
При воздушной перевозке договор удостоверяется грузовой накладной.
При автомобильной перевозке товарного характера договор удостоверяется накладной, как правило, в 4 экземплярах, если перевозится груз не товарного характера — актом замера или актом взвешивания.
При ж/д перевозке договор подтверждается транспортной накладной и выданной на её основании квитанцией о приеме груза.
3. Иной документ на груз, предусмотренный Транспортным уставом или Кодексом.
При морской перевозке наличие договора может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
29.4 Права и обязанности сторон
Главная обязанность перевозчика — доставить груз в пункт назначения. Главная обязанность грузоотправителя — оплатить провозную плату.
Провозная плата устанавливается соглашением сторон, если иное не указан в правовых актах. В правовых актах могут устанавливаться льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные транспортной организацией расходы из-за таких льгот компенсируются за счет бюджетов соответствующего уровня.
Перевозчик имеет право на удержание переданных ему для перевозки грузов и багажа в обеспечение причитающихся провозной платы и других платежей по перевозке. Это правило является диспозитивным.
Погрузка и выгрузка — ключевой элемент договора. Обязанности по погрузке и выгрузке могут исполняться обеими сторонами. При морской перевозке срок в течение которого перевозчик предоставляет судно для перевозки и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей называется "сталийное время". Соглашением сторон может закрепляться вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки до истечения сталийного времени (диспач). По окончанию сталийного времени соглашением сторон может закрепляться дополнительное время ожидания (контрсталийное время). За простой судна в течение контрсталийного времени уплачивается демередж. За задержку судна сверх этого времени фрахтователь возмещает убытки.
29.5 Претензии и иски по перевозкам грузов. Особенности ответственности
Претензионный порядок. При перевозке грузов до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Претензионный порядок расшифровывается в транспортных уставах и кодексах. Данный порядок касается документов, прилагаемых к претензии, и сроков предъявления претензии. В настоящее время он применяется в двух случаях: когда это предусмотрено правовым актом, либо соглашением сторон.
Исковой порядок. Иск предъявляется в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, либо при неполучение от перевозчика ответа в 30-дневный срок.
По этому договору предусматривается сокращенный срок исковой давности — один год. Момент начала течения этого срока определяется в Транспортных уставах и Кодексах. В большинстве момент начала течения связывается с наступлением события, связанного с предъявлением претензии, однако, например, при воздушной перевозке срок начинает течь со дня после подачи претензии (происходит смещение претензии по временной шкале).
Особенности ответственности. Положения об ответственности могут закрепляться в Транспортных уставах и кодексах, а также соглашениях сторон. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, должны подтверждаться актами (коммерческий акт). С формальной точки зрения есть базовые моменты, которые должны там присутствовать (кто составляет, где, место, дата, основания составления и прочие).
Перевозчик отвечает за не подачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой или иным договором. Основания для освобождения от ответственности — непреодолимая сила, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные основания, предусмотренные Транспортными уставами и Кодексами.
Перевозчик отвечает за утрату, недосдачу и повреждение груза. Основания для освобождения от ответственности — обстоятельства, которые перевозчик не смог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Бремя доказывания возлагается на перевозчика.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб в случае утраты или недосдачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза. В случае повреждения груза размера ущерба определяется суммой, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.
В случае утраты груза, который сдавался к перевозке с объявлением его ценности, то размер ущерба определяется из размера объявленной ценности. В таком случае перевозчик обязан возвратить стоимость провозной платы, если это входит в перевозку груза. Следует отличать почтовую перевозку от перевозки — при почтовой перевозке предусмотрено возмещение двухкратной стоимости доставки (если отсутствует страховка).
29.6 Договор перевозки пассажира и багажа
По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Договор по классификации является возмездным и двусторонним, при перевозке пассажиров — консенсуальный, а при перевозке багажа — реальный.
Заключение договора о перевозке пассажира удостоверяется билетом, сдача багажа — багажной квитанцией. Их форма определяется в порядке, указанном в Транспортных уставах и Кодексах.
Основные обязанности сторон указаны в определениях этих договоров.
Основные обязанности пассажира — уплатить провозную плату, соблюдать правила перевозки, хранить проездной билет и предъявлять его по требованию уполномоченных лиц. Пава пассажира:
1) перевозить детей бесплатно или на иных льготных условиях (для каждого вида перевозки есть свои правила) — порядок реализации определяется в Транспортных уставах и Кодексах;
2) право на бесплатный провоз ручной клади — нормы определяются в соответствующих Транспортных уставах и Кодексах.
Лекция 14 от 28.03.16
Обязанности перевозчика:
Во-первых, перевозчик отвечает за задержку отправления или опоздания в пункт назначения. За это предусматривается штраф в размере, определяемом в Уставах и Кодексах. В некоторых случаях общий размер штрафа не может превышать размера провозной платы. Есть основания, освобождающие перевозчика от ответственности (наличие непреодолимой силы и т.д.), причем бремя доказывания ложится на перевозчика.
Во-вторых, перевозчик отвечает за утрату или повреждение багажа.
В-третьих, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Порядок компенсации за вред определяется гл. 59 ГК.
Пассажир отвечает за искажение наименования багажа, сведений о его свойствах (если требуются специальные меры предосторожности), а также за отправку предметов, которые запрещено перевозить.
Претензионный порядок действует только при внутренней водной перевозке пассажиров.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.