5.1 Общая характеристика отношений по государственным закупкам
В настоящее время действует второй закон, регулирующий государственные закупки. Он был принят в 2012 году. Это ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" для обеспечения государственных и муниципальных нужд N44-ФЗ.
Государственный/муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным/муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных/муниципальных нужд.
Государственные нужды — это потребности РФ и субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления своих функций.
Муниципальные нужды — это потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органу МСУ действующим законодательством.
Лекция 4 от 14.09.15
Участники отношений по государственным закупкам:
1. Государственный/муниципальный заказчик — орган государственной власти или местного самоуправления, который размещает заказ/выделяет деньги;
2. Поставщик/подрядчик/исполнитель;
Эти два субъекта участвуют при любом варианте закупок.
3. Покупатель — он получает товары и производит расчеты. В роли покупателей — бюджетные учреждения, унитарные предприятия.
4. Уполномоченный орган — это федеральный орган исполнительной власти или орган МСУ, который осуществляет функции по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков. При этом эти органы не подписывают контракты. В Самарской области — это "Главное управление организации торгов".
5.2 Общие положения о порядке заключения государственного/муниципального контракта
Заключение контракта происходит в два этапа:
1. Размещение государственного/муниципального заказа. В соотв. с п. 2 ст. 24 N44-ФЗ при гос. закупках могут использоваться два способа размещения заказов:
1) Конкуретные варианты (торги):
а) конкурс;
б) аукцион;
в) запрос котировок;
г) запрос предложений.
2) Закупка у единственного поставщика (см. §6 гл. 33 N44-ФЗ). В законе определяется небольшой перечень обязательных требований к поставщику/подрядчику/исполнителю (ст. 31): отсутствие недоимок налогов и сборов, отсутствие банкротства, отсутствие судимости у руководителя организации, запреты на участие офшорных компаний и прочее. В случае, если предметом контракта является лицензируемая деятельность — требуется наличие лицензии. Закон ориентирован для свободной конкуренции для большого количество участников.
С точки зрения информационного обеспечения закон предусматривает нормы, обязывающие извещать о закупках через официальные интернет-сайты.
Основания для не допуска ограничены. Они включают:
• непредоставление формального документа (их немного);
• невнесение извещения, заявки;
• несоответствие обязательным требованиям;
• несоответствие заявки.
2. Заключение государственного/муниципального контракта.
5.3 Размещение заказа путем проведения конкурса
Различают открытые и закрытые конкурсы. В ст. 48 N44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц и к участникам закупки предъявляются единые требования. Победителем в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, конкурсной заявке которого присвоен первый номер.
Можно выделить следующие этапы конкурса:
1) опубликование извещения и конкурсной документации;
2) подача заявок на участие;
3) вскрытие конвертов с заявками открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам;
4) рассмотрение и оценка заявок — этот этап заканчивается либо определением победителя, либо признанием конкурса несостоявшимся.
Заявки подаются в письменной форме в запечатанном конверте или в форма электронного документа (если такая форма допускается).
Оценка заявок производится по критериям. Возможные критерии указаны в ст. 32 — к ним относятся:
• цена;
• расходы на эксплуатацию и ремонт;
• качественные и функциональные характеристики объекта закупки;
• квалификация участника закупки.
В документации должны быть указаны критерии и их величины значимости. Сумма величин значимости всех критериев составляет 100%. Критериев должно быть не меньше двух — одним из критериев должна быть цена.
5.4 Размещение заказа путем проведения аукциона
Аукцион — это способ определения поставщика / подрядчика / исполнителя, при котором победителем признается участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Особой разновидностью аукциона является электронный аукцион, при этом есть перечень товаров, работ и услуг, утверждаемых правительством, закупки по которым производятся только через электронный аукционы. Электронные аукционы применяются, когда сложился соответствующий рынок товаров, работ и услуг, возможно четкое определение объекта закупки и возможно определить победителя только исходя из предложенной цены. К этапам аукциона относятся:
1) опубликование (размещение аукционной документации);
2) определение участников аукциона (при электронном аукционе на этом этапе подается первая часть заявки) — во время него организаторы аукциона рассматривают поданные заявки только по формальному критерию, при несоответствии возможно отклонение заявки;
3) непосредственно проведение аукциона — аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта на шаг аукциона, этот шаг может быть от 0,5% до 5% от начальной цены контракта. При электронном аукционе любой его участник может подать предложение о цене контракта независимо от шага аукциона. В законе допускается ситуация, когда цена контракта может быть снижена до нуля. В случае, если участники аукциона продолжают делать шаги после нулевой отметки, то участники начинают сами предлагать деньги за заключение контракта.
Электронные аукционы проводятся на специализированных торговых площадках. Электронная площадка — это специальная виртуальная платформа.
5.5 Размещение заказа путем запроса котировок
Параграф 3 гл. 3 N44-ФЗ определяет данный способ. Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. Отличие от аукциона в том, что:
1) начальная максимальная цена не может превышать 500000₽, при этом годовой объем закупок через котировки не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок у конкретного заказчика, и не должен быть свыше 100000000₽;
2) при запросе котировок подается лишь одно предложение по цене (котировка).
С точки зрения длительности конкурс — самая длинная форма, а котировка — самая короткая. Средней по длительности является аукцион.
Перечень случаев, когда заказ может размещаться у единственного поставщика / исполнителя / подрядчика перечисляется в ст. 93 N44-ФЗ. К этой сфере относятся закупки с субъектов естественных монополий, услуг зоопарка, концертной деятельности и прочего (всего таких случаев 45).
5.6 Особенности закупок отдельными категориям юридических лиц
В настоящее время действует ФЗ от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг" отдельными видами юридических лиц. Данный закон действует в отношении:
• государственных корпораций;
• государственных компаний;
• субъектов естественных монополий;
• организаций осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения;
• государственных/муниципальных унитарных предприятий;
• автономных учреждений;
• хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50%.
Основными принципами при закупках этими субъектами являются:
1) информационная открытость;
2) отсутствие ограничения по допуску к участию в закупке.
Товары, работы и услуги, указанные в перечне, утвержденном Правительством РФ, могут покупаться только через электронные аукционы. Данный закон также предоставляет право обжаловать действия, нарушающие и ограничивающие права участника закупки.
Задание: посмотреть самостоятельно N223-ФЗ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.