Цель получения финансовой информации - иметь возможность оказывать влияние на экономическое состояние объекта
* Публичные финансы организуются в соответствии с принципами гласности и прозрачности
* Информация о формировании и использовании публичных финансовых ресурсов должна быть понятна и доступна ее пользователям, причем доступность должна обеспечиваться путем публикации и СМИ
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
* ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ – интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание и функционирование которой отвечает Минфин России.
Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства
* «БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН» - это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить для граждан понимание бюджета
Такая «упрощенная» версия содержит информационно-аналитический материал, доступный для широкого круга неподготовленных пользователей
* БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ – единая система данных об имущественном и финансовом положении учреждения и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бюджетного учета по установленным формам
* БАЛАНС ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ (РАСПОРЯДИТЕЛЯ), ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА содержит данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате, является основной формой отчетности.
* ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ (РАСПОРЯДИТЕЛЯ). В данной форме отражается исполнение бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации по доходам и расходам.
Контрольно-кассовая техника (ККТ) – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Организованная некоммерческая информация доступна для массового пользователя. Она собирается, обрабатывается и хранится институтами финансовой информации, становится объектом купли-продажи, т.е. информационным товаров
Статистические материалы, содержащие финансовую информацию, могут публиковаться на периодической основе и разовыми изданиями. Они представлены в виде статистических сводок, справок, таблиц, сборников, ежегодников, периодических изданий. Основным источником информации выступают статистические сборники, которые могут быть общими, региональными и тематическими.
* К общим изданиям относится «Российский статистический ежегодник»,выходящий с 1994г.
* Аналогичную информацию представляет краткий статистический сборник «Россия в цифрах»
* В субъектах РФ выходят издания, которые отражают складывающееся в них социально-экономическое и финансовое положение
38. Необходимость, задачи и особенности финансового планирования. Методы финансового планирования, их характеристика.
Финансовое планирование – совокупность процедур по определению объема и направлений использования финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом уровнях в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику
Цель финансового планирования – научное обоснование движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период.
Финансовое планирование способствует достижению пропорционального сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Необходимость финансового планирования обусловлена:
· Во-первых, относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые и представляют собой содержание финансового планирования
· Во-вторых, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство
· В-третьих, необходимость администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления макроэкономической устойчивости и улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования. Низкое качество финансового планирования приводит к принятию ошибочных управленческих решений, потерям и неэффективному использованию финансовых ресурсов
Задачи финансового планирования:
· Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования
· Определение объемов использования финансовых ресурсов и его направлений, установление приоритетов их расходования
· Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов
· Обеспечений устойчивости организаций, а также бюджетов бюджетной системы страны
· Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов для предупреждения диспропорций, возникающих при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также для маневрирования ресурсами
Особенности финансового планирования:
· Объекты финансового планирования: финансовая деятельность субъектов хозяйственная, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов
· Субъекты: органы управления государственными и муниципальными финансами, финансами коммерческих и некоммерческих организаций
· Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства
· В ходе планирование устанавливаются величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов; вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития публично-правовых образований, отраслей, организаций и их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций
· Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства, субъектов хозяйствования и в связи с этим направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях
· Схема финансового планирования
Методы финансового планирования:
метод | характеристика |
Метод экономического анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый и факторный анализ | Позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными; позволяет выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов |
Метод экстраполяции | Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана, прогноза производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста Используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, т.к. имеет ряд недостатков: · Не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов · Не способствует экономичному использованию финансовых ресурсов · Не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом |
Нормативный метод | Предполагает, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование |
Индексный метод | Предполагает использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов, цен), уровня жизни, роста цен (например, индекс-дефлятор) и др. |
Программно-целевой метод | Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Используется, как правило, органами государственной власти и местного самоуправления. Связывает производственные государственные расходы с ожидаемой отдачей от них. Результатом программно-целевого планирования является разработанная и утвержденная целевая программа |
Балансовый метод | Позволяет: · Увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов · Увязать расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами · Установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п. · Распределить доходы и расходы по кварталам очередного финансового года Его применение способствует обеспечению устойчивости на микро- и макроэкономическом уровнях |
Метод оптимизации плановых решений | Разработка нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. Могут применяться разные критерии выбора: на микро- и макроэкономическом уровне |
39. Виды финансовых планов в государственном и негосударственном секторах экономики. Бюджетирование, ориентированное на результат, на макроэкономическом уровне: необходимость, цели, задачи, инструменты реализации.
Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес—планов, бизнес—проектов.
Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Основными фин планами на гос и муниципальном уровнях выступают бюджеты и бюджеты гос внебюджетных фондов.
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности
Виды финансовых планов:
Вид плана | Характеристика |
Общегосударственный и территориальный уровень | |
Бюджет (федеральный, региональный, местный) | · Представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления · Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления · Составляется исполнительными органами власти и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти · Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных публично-правовых образований · Носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей · Является основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики · Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (БК РФ) · ЦЕЛЬ: обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций · Задачи бюджетирования: o концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов; o снижение налоговой нагрузки на экономику; o упорядочение государственных обязательств; o создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами · Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы · Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов | · Формируются в виде баланса доходов и расходов государственных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи · Состав доходов и расходов определен определён БК РФ · Составляются органами управления этими фондами, утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете |
Финансовые планы, составляемые субъектами хозяйствования (вид плана определяется организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами) | |
Баланс доходов и расходов | · Содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период · Составляется на календарный год поквартальной разбивкой показателей · Выделают, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды · Финансовый план должен быть сбалансирован |
Сводный бюджет | Формируется на основе принципа декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет |
Некоммерческие организации (целью составления плана является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач) | |
Бюджетная смета | · Составляют в соответствии с БК РФ казенные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления · Является основным плановым документом, определяющим объемы бюджетного финансирования этих учреждений · Составляется и утверждается на очередной финансовый год в порядке и по форме, разработанным и утвержденным главным распорядителем средств бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России |
Смета доходов и расходов | 1. Составляется некоммерческими организациями (кроме казенных учреждений) 2. Составляется фондами, общественными и религиозными организациями |
План финансово-хозяйственной деятельности | 3. Составляется автономными и бюджетными учреждениями (кроме казенных учреждений) 4. Указываются цели и виды деятельности учреждения, общая балансовая стоимость движимого и недвижимого государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждением 5. Порядок составления и утверждения устанавливает учредитель |
Баланс доходов и расходов | 6. Формируется у остальных некоммерческих организаций |
Содержание и значение финансового прогнозирования. Основы формирования финансовых прогнозов на макро- и микроэкономическом уровнях.
Финансовое прогнозирование – исследование конкретных перспектив развития финансов экономических субъектов и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния государственных и муниципальных финансов, финансов субъектов хозяйствования, позволяет оценить перспективные потребности в финансовых ресурсах, возможные варианты осуществления финансовой деятельности, является основой для финансового планирования
Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления в перспективе.
Задачи финансового прогнозирования:
Ø Увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
Ø Определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
Ø Обоснование направлений использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
Ø Определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Финансовое прогнозирование ведется путем разработки и оценки различных вариантов развития финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения стратегических целей развития в зависимости от характера действий субъектов прогнозирования.
Финансовый прогноз – система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.
Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогноз на практике фиксирует возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от характера действий органов государственной власти и местного самоуправления, организаций.
Формирование финансовых прогнозов базируется на параметрах стратегических планов развития публично-правовых образований, предшествует составлению финансовых планов и принятию целевых программ.
Финансовые прогнозы позволяют отслеживать возможности и ход реализации стратегических планов, финансовых планов и целевых программ, являются инструментом контроля.
41. Организация финансового планирования и прогнозирования на федеральном уровне в России.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляет в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.
Бюджет составляется исполнительным органом власти и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти.
России в соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет как план с 01.01.2008 составляется на федеральном уровне — на три года (очередной финансовый год и плановый период);
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
БК РФ Статья 170.1. Долгосрочное бюджетное планирование
1. Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.
2. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Наряду с бюджетами на федеральном уровне формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.
42. Финансовая политика, ее роль в финансовом планировании.
Финансовая политика — это совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Субъектами финансовой политики выступают все экономические субъекты (государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства).
Финансовая политика государства имеет приоритетное значение для стабильного экономического развития, оказывает непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики как организаций, так и домохозяйств, и именно ей отводится главная роль при рассмотрении финансовой политики каждого из экономических субъектов.
Рис.1. Взаимосвязь финансовой политики государства, организаций и домохозяйств
Структурные элементы финансовой политики:
1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Финансовая политика помогает определить долгосрочные и текущие цели и задачи в области использования финансов и на их основе найти оптимальное соотношение между несколькими направлениями развития финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 1449.