Финансовое регулирование представляет собой совокупность мероприятий по воздействию на эк процессы и соц сферу, направленных на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий. и социальной стабильности путем концентрации фин ресурсов в одних сегментах финансового рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других сегментах. Финансовое регулирование осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках хозяйствующих субъектов.
Так, наиболее актуальной задачей для гос фин регулирования в РФ является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.
Причины, определяющие необходимость гос.финансового регулирования: невозможность равномерного распределения финансовых ресурсов; провалы рынка; отсутствие стабилизирующих функций.
Задачи: предотвращение диспропорций в экономике; обеспечение развития высокотехнологичных отраслей экономики; социальная стабильность.
Пути: стимулирование одних сегментов экономики путем концентрации в них фин ресурсов; сдерживание иных сегментов путем ограничения объема поступающих ресурсов.
Объектами гос фин регулирования являются:
1. отраслевые пропорции экономики
2. территориальные пропорции экономики
3. социальные процессы в обществе
Субъекты:
· государство – основной субъект (представители публичной власти)
· наднациональные субъекты регулирования (МВФ, ЕБРР,ЕФС,ЕМС)
Формы финансового регулирования на уровне государства:
· прямое – непосредственное воздействие на регулируемый объект через налоговые льготы, государственные и муниципальные заказы
· косвенное – воздействие на сферу, которые они обслуживают. Снижение ставок по налогам на прибыль для коммерческих банков обслуживающих сельскохозяйственные предприятия.
Методы финансового регулирования: 1. по отраслевым пропорциям: налоговое регулирование; амортизационная политика; государственная поддержка; льготное страхование и кредитование. 2. по территориальным пропорциям: механизм межбюджетного регулирования; регулирование с помощью финансирования целевых программ; регулирование доходов, дотаций, субсидий, субвенций. 3. по социальным процессам: налогообложение доходов физических лиц; налоги по наследству и дарению; налог на имущество; социальные выплаты и льготы; льготы по налогам.
Кроме того, среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы, это наиболее подвижные, изменяющиеся элементы системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы: санкции, декларирование доходов и активов, льготирование, авансовые платежи, патентная система налогообложения, упрощенная система, налоговые вычеты, отсрочки или рассрочки.
При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, государственные гарантии, использования бюджетного излишка, государственные заказы, инвестиции, межбюджетные трансферты.
Методы валютно-финансового регулирования: валютный курс; процентные ставки на денежный капитал; курсы международных платежных средств…
Дата: 2019-07-30, просмотров: 751.