Концепции Социальной Стратификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- основы современного подхода к изучению соц. стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим соц. структуру об-ва как многомерную систему, в к-рой наряду с массами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу (см. Теории социального статуса) и власти. Наиболее разработанной является функционалистская К.С.С. (Т. Парсонс, Э. Шилз, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). С т.зр. функционалистской методологии стратификационная система об-ва, редставляющая собой дифференциацию соц. ролей и позиций в нем является "эволюционной универсалией", т. е. объективной потребностью любого развитого об-ва. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и соц. диффенциацией различн. групп, а с др. - господствующей в об-ве системой ценностей и культурных стандартов, определяющей значимость той или иной деятельности и узаконивающей складывающееся соц. неравенство, возникающее в силу неравномерного распределения наград и поощрений.

 

51.Материальная сфера жизни общества, ее структура и роль в общественном развитии. Понятие способа производства.

Материальная сфера – это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Материальная сфера включает в себя:

- производство – распределение – обмен - потребление материальных благ.

Материальная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Материальные потребности. Потребность – это состояние субъекта, при котором он испытывает нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования. Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, технических устройствах и т. д.

Материальная деятельность – процесс, связанный с производством материальных ценностей. Главным элементом материальной деятельности является материальное производство. Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Материальные отношения – это связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие характеризует деятельность общества по производству материальных ценностей и находится в тесной связи с уровнем развития производительных сил, а также с характером и содержанием общественных отношений. Каждому исторически определённому состоянию производительных сил соответствует свій способ производства.

 

 

52. Политическая организация общества: демократическая тенденция его развития. Гражданское общество и государство.

Политическая сфера жизни общества – это сфера, которая изучает основы государственного устройства. Откуда берется государство, для чего оно необходимо, каким образом оно развивается? – все эти вопросы изучались в рамках цивилизационного и формационного подходов. Цивилизационный подход – рассматривает каждое государство в разрезе цивилизации. Согласно ему цивилизация — это стадия общественного развития, следующая за варварством. Цивилизация — ступень общественного развития материальной и духовной культуры, политики, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества. Государство в своем развитии проходит три стадии. Стадию варварства, стадию цивилизации и стадию упадка. Этот подход очень распространен, но он не учитывает многие факторы и не может быть назван из-за этого универсальным. Основоположником этого подхода считается Ф. Бекон.

Существует понятие гражданского общества. Гражданское общество – это та часть общества, которая отделена от государства. Частями гражданского общества являются Средства Массовой Информации, институты семьи и различные организации. Государство должно быть отделено от гражданского общества ибо именно существование гражданского общества есть признак здоровой политической ситуации в стране. Однажды Августо Пиначет сказал: "Нет человека вне государства, государство это машина а люди это болтики этой машины". Вот этот взгляд называют тоталитарным, потому что никакое демократическое государство не имеет права и не должно вмешиваться во внутренние дела каждого субъекта гражданского общества, отношения в семье, отношения внутри коллектива и т.п.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Наиболее общие идеи и принципы гражданского общества:

· экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

· безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

· легитимность и демократический характер власти;

·равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

·правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

·политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

· свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

·невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

· классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

· эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Функции гражданского общества:

1. Защита частных сфер жизни людей.

2. Сдерживание политической власти от абсолютного господства.

3. Стабилизация общественных отношений и процессов.

 

53.Духовная сфера общественной жизни, ее структурно-компонентная характеристика.

Дух.жизнь общ-ва.Общ-во представляет собой сложную систему разл.общ. отн-й.Разобраться в этом многообразии важно для понимания социума в целом.Общ.отн-я подразделяются на материальные и дух-ые.1ые складываются вне нашего созн-я и сущ-ют независимо от него.2ые-формируются, предварительно проходя через созн-е людей.Связь м/д ними носит опосредованный хар-р:матер.отн-я порождают опред.дух.ценности,к-ые являются основой дух.отн-й.Дух.жизнь м.б.наполнена богатым содержанием,что создает благоприятную общ.атмосферу.В др.случаях дух.жизнь общ-ва м.б.бедной,а иногда в нем царит настоящая бездуховность.В содержании дух.жизни общ-ва проявляется его подлинно чел.сущность.Осн.элементы дух.жизни-дух.потребности людей,дух.дея-сть по созданию дух.ценностей,дух.потребление и дух.отн-я м/д людьми.Основу дух.жизни общ-ва составляет дух.дея-сть-дея-сть созн-я,в процессе к-ой возникают опред.мысли и чувства, образы и представления о природных и соц.явлениях.Рез-том этой дея-сти выступают оп-ред.взгляды людей на мир,моральные и религ.воззрения.Они воплощаются в нормах поведе-ния,произведениях народного искусства,религ.обрядах,ритуалах и т.д.Дух.дея-сть направлена на совершенствование всех сфер жизни общ-ва.

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества:

религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

искусство — художественное освоение мира;

наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

 

54.Сущность и структура общественного сознания. Идеология как регулятив общественного развития.

Общественное сознание (ОС)– совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Имеет социальную природу. Возникает из общественной практики людей как результат их разнообразной деятельности и является результатом совместного осмысления социальной действительности взаимодействующими между собой людьми.

Структура ОС

В ОС выделяют различные уровни и формы. Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности,

формы - предметом отражения действительности. Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества. Два уровня: низший и высший.

Низший уровень ОС - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Относительно консервативно (привычки, взгляды).

Высший уровень ОС - существует в виде теоретического сознания как совокупности определенных идей и взглядов, теоретически разработанных и систематизированных.

Идеология – теоретически оформленная система взглядов и программа действий, выражающая интересы определенного социального слоя. Разрабатывается специально идеологами данного слоя для защиты его интересов. Часто стремиться выдать особые групповые интересы слоя за общенародные. Это происходит как сознательно, так и в результате заблуждения.

Идеоло́гия — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо санкционируются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

------------

Идеология — сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта.

Сегодня идеология понимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность.

Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса — идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций.

Как сфера духовной жизни идеология выполняет следующие основные функции:

1.    выражает интересы общества, социальных групп и служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной;

2.    защищает политический строй, который отвечает интересам данного класса, социальной группы;

3.    осуществляет передачу опыта, накопленного в процессе предшествующего развития идеологии;

4.    обладает способностью влиять на людей путем обработки их сознания, противостоять или бороться с идеями, выражающими интересы противоположного класса, социальной группы.

Критерием ценности идеологии выступает ее способность обеспечить духовные предпосылки политического, управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии в деле достижения своих интересов.

 

55.Источники, движущие силы и основные факторы социодинамики. Роль народных масс, элит и     личности в истории.

Социальная динамика - исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика - это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Объективные факторы - независимые от воли и сознания людей феномены и обстоят-ва, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного историч явления. Среди множ-ва объективн факторов, наиболее важные: социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технич сфере); природно-географич (климат, ландшафт, ресурсы); демографич (смена поколений, кач-во и кол-во народонаселения); этнокультурн (национальн менталитет, система духовн ценностей и др.), технико-технологические.

Субъективные факторы историч процесса - сознательн деятельность различных социальн субъектов, направленная на изменение, развитие или сохранение обществ порядка. В кач-ве социальн субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации), политич институты (гос-во, партии), элиты (экономич, политич, художествен и пр.), массы, толпа, человечество в целом.

Источник соц динамики рассматривается в соц философии с различн позиций. Так, в марксизме источником соц изменений выступают социальн антагонистические противоречия (напр, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной соц системы и переходу общ-ва на новую ступень развития. В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и бесконфликтное развитие общества обеспечивается гармонией между подсистемами социума и равновесием соц сил.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (а к участникам этого процесса мы можем отнести народ, нацию, массы, толпу, социальные классы, выдающихся личностей). Посредством их совместной деятельности осуществляется и разворачивается история. Хотя история и есть деятельность всех индивидов и общностей, однако вклад их в исторический процесс различен. Кто является творцом истории? В философии используются два близких, но не тождествен понятия – субъект истории и движущие силы истории.

Воздействие субъекта истории на историч процесс осмысленно и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач. Движущие силы истории ведомы либо бессознательными внутренними импульсами либо становятся объектом манипуляций и сред-вом для достижения целей, поставленных историч субъектами. 3 аспекта: 1ый - роль масс и великой личности в истории, 2ой связан с признанием народных масс в кач-ве субъекта и решающей силы обществ развития. 3ий аспект - элитаризм. В этой концепц общ-во разделяется на 2 неравные части, меньшая из которых - элита. Ее главный признак – способность к сознательн и реальному влиянию на обществ жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общ-ва.

Т.к. общ-во многообразно и в нем представлены различн сферы жизни, сущ такие виды элит, как политич, экономич, военная, культурн, церковн и пр. Но т.к. общ-во изменяется, в каждой его сфере занимают определенную нишу ждущие своего часа прихода к власти несколько элитарн групп. В общ-ве происходит циркуляция элит, и даже революция - лишь борьба элит, маскируемая под право говорить от имени народа.

 

56.Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов.

Социальные законы — это “выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий ”. Данные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их деятельности. Изучение социальных законов и закономерностей приводит к установлению существенных и необходимых связей между различными элементами социальной действительности. К числу социальных законов относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и другие. Социологические законы характеризуют функционирование и развитие не только всего общества, но и социальных образований (объектов) внутри общества как целостных систем, отмечая в этой целостности системообразующие связи.

Основные особенности социологических законов:

1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоциологическими законами, так как характеризуют как функционирование всего общества, так и отдельных социальных сфер в их взаимосвязи с обществом в целом.

2.  Они носят объективный характер.

3. Социологические законы бывают не только динамическими законами, Т.е. охватывающими все без исключения объекты (например, закон гравитации), но и статистическими законами. Они характеризуют и общее направление развития общества и его систем, и господствующую тенденцию изменений массовых событий (явлений) за определенный промежуток времени.

4. Социологические законы действуют в совокупности с другими социальными законами.

5. Частносоциологические законы, в отличие от общесоциологических, имеют более короткий срок своего существования и в большой степени подвержены субъективному влиянию.

По степени общности различаются общие законы, Т.е. законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы, части общества (групп, наций и т.д.).

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно.

57.Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Феномен информационного общества и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Термин «цивилизационный» происходит от слова «цивилизация», которое имеет много значений и используется в различных смыслах

Понятие « цивилизация » позволяет зафиксировать начало собственно социальной стадии эволюции человеческого рода, выход его из первобытного состояния; динамику развития общественного разделения труда, информационной инфраструктуры, доминирующей формы социальной связи и социальной организации в рамках «большого общества».

три основные исторические формы (типа) цивилизационного мироустройства: 1) земледельческую (аграрную), 2) индустриальную (техногенную) и 3) информационную (постиндустриальную). Данная цивилизационная концепция, базирующаяся, в первую очередь, на критерии разграничения эпох по технологическому критерию, имеет многих своих сторонников среди современных философов и социологов.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. В информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

Пять исходных компонентов постиндустриального общества:

1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;

2) сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;

3) осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;

4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;

5) процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии».

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки (в особенности теоретического знания) в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности.

Привилегированным слоем становятся высококвалифицированные ученые-специалисты, носители научного знания, и меритократы-профессионалы.

Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь «моральному износу» в связи с новыми открытиями и изобретениями.

В развитии современной цивилизации следует отметить «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций.

 

58. Социальный прогресс, его основные концепции, формационные и цивилизационные критерии оценки.

Говоря об социальном прогрессе – это увеличение в обществе счастья и добра. И критериями П являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания.

Прогресс социальный – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от самых примитивных форм общежития к более высоким. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации, ибо от этого в конечном счете зависит развитие всех остальных компонентов общественного организма, в том числе каждого отдельного человека. Общественный прогресс служит комплексным, интегративным показателем главного направления развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Что касается общественного прогресса, то в марксистских теориях критерием прогресса выступает способ производства. Другие концепции считают критерием свободу личности в обществе. Формационная концепция К. Маркса. В человеческой истории можно выделить определенные ступени – общественно-экономические формации (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный капиталистический, социалистический, коммунистический). В основе каждой из них – собственный способ производства материальных благ. Способ производства имеет 2 стороны: производственные силы и производственные отношения. Когда производственные отношения начинают мешать развитию производительных сил, происходит революция, утверждаются новые производственные отношения. Общество переходит на качественно новую ступень своего развития.

В истории социальнофилософской мысли наблюдается немало материалистических концепций общественного развития. Но, как правило, они не доходят до личности человека, оставляя его позади выдвинутых на передний план материальных факторов развития социума. К числу такого рода концепций относятся географический детерминизм, демографический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм.

Географический детерминизм отстаивает приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, ). Демографический детерминизм-основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе.

Технологический детерминизм, разрабатываемый в течение последних десятилетий, представлен трудами Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменения структуры и характера общества.

Существует множество концепций социального развития (нематериалистических). Вкратце рассмотрим антропологическую, равновесноинтеграционную, конфликтную и политизированную концепции.

Антропологической модели развития присуща антисциентистская направленность – не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техника), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическонегативное воздействие на духовность человека. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.П. Сартр

Равновесноинтеграционная- Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой.

К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится, несомненно, диалектикоматериалистическая концепция. Она сложилась еще в 40х годах прошлого столетия, и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

 В проблему прогресса в качестве одного из ее аспектов входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся в том, что формы такого развития (по отношению к социальным явлениям) разнообразны.

 

59. Философия культуры. Ценностные приоритеты культуры XXI столетия.

В течение многих столетий слово «культура» соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. Начиная с эпохи Возрождения «культура» все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура это наука и искусство. В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина «культура» как нечто противоположное «цивилизации»: культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация – нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой.

Есть культура духовная (знания, верования, обычаи, произведения литературы и искусства и т. п.) и есть культура материальная, вещественносубстратная (орудия труда, автомашины и т. п.).

Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Культура – это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.

Культура, или система культурных феноменов, выполняет ряд важных функций: ценностногуманистическую (направленную на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы); информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов); нормативную (культура создает собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека); аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций; это своего рода "социальная память" общества); герменевтикокоммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации) и др.

Однако культура не стоит на месте. Человечество уходит от старых традиций и вырабатывает новые. Приращение культурных ценностей всегда осуществляется через критику традиций и отбрасывание некоторых «старых» ценностей.

На современное состояние культуры стал оказывать колоссальное влияние научнотехнический прогресс, особенно в сфере коммуникации, который изменил сами способы общения между людьми, а некоторые из них, например, письма как особые формы общения, просто на наших глазах исчезают из жизни. Таким образом, с одной стороны, происходит резкое увеличение образований, претендующих на статус культурных, а с другой _ их адаптация к старым ценностным системам происходит как бы в более сжатых временных рамках. В результате происходит разрушение старых систем ценностей и традиций, разрушение целостной знаковой системы культуры, которая господствовала на протяжении столетий. Символы и образы старой культуры исчезают или меняют свой смысл и значение. Новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым.

60. Глобализационная концепция развития мирового сообщества: философский анализ цивилизационных следствий.

Разные авторы по-разному трактуют зарождение концепции глобализации. Ряд авторов называет создателем первой глобализационной концепции шотландца Адама Смита и француза Шатобриана.

Глобализация порождает много проблем. Так, процессы глобализации затрагивают не только экономику и политику, но и культуру, этос и т.д. Возможность национальных государств решать собственные проблемы снижается.

В третьем мире в настоящее время многие рассматривают потерю суверенитета в качестве платы за вступление в глобализированный мир. На самом же деле глобализация ведет в целом к снижению экономического роста.

С расширением глобализации развитие как основная цель политики уходит на задний план и вообще исчезает. Снижение значимости национальной политики подрывает ценность социальной справедливости, что выражается иногда в приходе фашизоидных правительств к власти с помощью насильственного нажима рынка.

В действительности же глобализация должна быть лишь средством, а не целью развития. Разные страны глобализируются самыми разными способами. К сожалению, общество не создало еще институтов, которые поставили бы глобализацию под социальный контроль и заставили бы ее служить людям.

Фактически концепция глобализации легитимизирует не только социальное неравенство в современном мире, но и отказ от борьбы за достижения социального равенства и в будущем.

Культурная сторона дела. Идет интенсивнейшая американизация быта многих стран мира.

Превращение современного мира в единую глобальную систему с небывало высоким уровнем целостности – момент, безусловно, положительный. Когда государственные границы утрачивают присущую им жесткость и становятся не столь уж непреодолимым барьером, возможности взаимопонимания, технологического и духовного взаимообогащения народов мира велики как никогда. Но результатами глобализации становятся и такие явления, как унификация этнических общностей, культурного разнообразия, эгоистическое доминирование во взаимоотношениях государств и народов. Все это неизбежно порождает идеологию и общественное движение антиглобализма, когда акцент делается уже не на единении человечества, а на способах реального осуществления процесса, его отрицательных последствиях.

Становление глобального общества на современном этапе ведет к ускоренному стиранию специфических и формированию общих социокультурных ценностей. Под мощным ударом глобализма неизбежно оказывается национальная культура. Глобализационные процессы исторически объективны и неизбежны. Но это не означает, что в будущем национальным культурам нет иного места, как в специальных заповедных зонах, создаваемых и охраняемых государством.

Человечество в целом, отдельные народы и страны живут сегодня в изрядно глобализированном мире. Но общество может и должно трезво осознавать существующие реалии и отвечать на вызовы времени, действуя в глобальном мире так, как и надлежит действовать в нем.

 

61. Социальная сфера жизни общества, ее основные компоненты и тенденция развития в современной Республике Беларусь.

Социальная сфера жизни общества представляет собой целостную систему, основными элементами которой являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения, передаваемые из поколения в поколение.

Социальная сфера жизни общества объясняет демографические, этнические изменения в обществе. Они характеризуются общими ценностями, традициями, языком. Члены племени находятся в родственных отношениях, но этот период сменяется и появляется понятие союза племен. Когда люди уже не являющиеся родственниками ведут общее хозяйство, имеют общие традиции, язык, культуру. Дальнейшая эволюция складывает эти племена в единую общность называемую народностью. И только народность приобретает черты нации, когда у этой народности появляется понятия национальной идентичности, национальной самостоятельности и национальной идеологии.

Т.о. социальная сфера жизни общества определяется именно такими характеристиками. Кроме этнических признаков, социум обладает также демографическими, территориальными и прочими призн.

При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур общества и его новых регуляторов.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является закономерным, а экономический фактар только усилил этот процесс.

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста.

Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Новой социальной прослойкой для республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения.

Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республике преобразования носят коренной характер. Наметившийся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке.

62. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

В Беларуси – социально-ориентированная рыночная экономика с доминированием государственной собственности и незначительной долей частного сектора. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров, реализует различные социальные программы, в том числе – бесплатную медицину и образование, дотации сельского хозяйство и ЖКХ, льготные кредиты на строительство жилья.

Конкурентными преимуществами РБ также считаются географическое положение, развитая система транспорта и инфраструктура производства, значительные земельные и водные ресурсы, высокий профессиональный уровень населения.

Направленность развития: социально-гуманистическая направленность (с учетом интересов разных групп с защитой групп с недостаточным материальным обеспечением), устойчивое развитие, расширение внешней торговли, смешанность (многоукладность) экономической системы.

Приоритетные направления социально-экономического развития:

всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;

развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;

совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик."

Процесс глобализации— это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации. Выделяют глобализацию искусственную и естественную. Естественная глобализация— эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижения других социокультурных традиций. Искусственная глобализация— это попытка навязать силой или другими методами— обманом, убеждением, подкупом и т.д. те или иные представления о мире. В контексте процесса глобализации актуально такое явление, как диалог культур— разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур-контрагентов при сохранении ими своей самобытности.

Наиболее важно для восточнославянских народов в данный исторический момент – это формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе. Но союз этот должен быть равноправным и справедливым.

Внешнеполитические принципы:

1. неукоснительное следование конституционному положению о государственном нейтралитете.

2. невмешательство во внутренние дела других государств;

3. взаимовыгодные, добрососедские отношения со всеми без исключения странами мира

4. утверждение Республики Беларусь в качестве международного центра деловой политической и экономической активности.

5. готовность к выполнению роли культурно-политического стабилизатора напряжения в диалоге между Западом и Востоком, Севером и Югом, роль «стола переговоров» для урегулирования конфликтных и кризисных политических ситуаций любого уровня;

6. превращение Беларуси в финансовый центр региона благодаря свободному входу на рынок иностранных банков и других финансовых игроков;

7. реализация на территории страны любых экологически чистых, гуманитарных международных проектов.

8. превращение страны в международный образовательный центр, готовящий специалистов по всем направлениям фундаментальной и прикладной науки

9. предоставление территории страны для проведения реабилитации людей, пострадавших в результате стихийных бедствий и войн.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.