Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон отрицания отрицания

Законы диалектики имеют важное мировоззренческое и методологическое значение.

1. Диалектический закон единства противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование.

Следствием философского осмысления «о наличии у предметов (явлений, процессов) противоположных "полярных" сторон, свойств и тд» явилось понятие диалектические противоположности — это такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга.

В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий: единство противоположностей - это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой; и борьба противоположностей — это такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество. Закон единства и борьбы противоположностей лишь указывает на противоречия как источник изменений предмета (явления, процесса). Диалектическое противоречие — это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество.

+Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

2. Диалектич закон взаимоперехода колич и кач изменений

Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений заключается в следующем: накопление количественных изменений , в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.

Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство — это сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними.

Качество — философская категория, выражающая определенность, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств. Помня о том, что свойства вещей проявляются в их отношениях к другим вещам, следует подчеркнуть, что содержание данной категории охватывает прежде всего такие специфические свойства, которые присутствуют у вещи во всех отношениях.

Количество — философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют.

Ключевым элементом в системе понятий и категорий, выражающих взаимосвязь качества и количества, является категория меры. Мера — философская категория, определяющая интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определенность предмета. Сопряженное с ней понятие "границы меры" отражает способ фиксации меры. Границы меры — это такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества.

Выход количественных параметров определенных свойств предмета за границы меры с необходимостью ведет к изменению его качества (вода становится паром или льдом, здоровый человек — больным или наоборот, планово-административная экономика превращается в рыночно-конкурентную и т.д.). Качественные изменения в отличие от количественных выражаются через понятие "скачок".

Скачок — это качественное изменение предмета (явления, процесса), переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. В зависимости от масштаба и скорости качественных изменений выделяют несколько типов скачков: частные (связанные с изменением отдельных элементов, свойств, сторон предмета (локальные изменения климата)); общие (обусловленные изменением качества предмета (явления, процесса) как целостного образования, переходом его в новое качественное состояние (глобальное изменение климата)); постепенные (осуществляемые в медленном темпе, по частям, поэтапно (образование гор, минералов)); скачки "со взрывом" (для которых характерны резко выраженные границы перехода, его высокая интенсивность (скорость), целостность качественной перестройки предмета (цепная реакция, ведущая к образованию нового элемента вещества (извержение вулкана)).

Новое качество не может быть "хуже" старого, но для этого оно не должно безвозвратно терять "все лучшее", что было в нем. Насколько это возможно и возможно ли вообще, объясняет закон отрицания отрицания.

 

33. Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон, структурных и закономерных связей сущего.

Категории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза.

Единичное — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов) . Единичное — значит не "в одном экземпляре", а у одного предмета. Неповторимы, например, детали механизма наследственности.

Общее — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений, процессов). Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов.

Обнаруженное в предметах (явлениях, процессах) сходство составляло исходный мыслительный материал для формирования общих понятий и категорий, отражающих определенные группы и свойства, присущие всем объектам, входящим в группы. Согласно современным представлениям, общее не существует независимо от отдельных конкретных предметов (явлений, процессов). Оно является их частью, стороной, моментом, не исчерпывая всего их содержания, поскольку здесь имеет место еще и единичное. и единичное, и общее существуют в отдельном предмете (явлении, процессе) одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем, они связаны с особенным, содержание которого выражает одноименная категория.

Особенное — философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.

Категории сущность и явление.

сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники.

Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Диалектический материализм утверждает единство сущности и явления. Явление – это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность – это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их общем виде.

Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета.

Категории части и целого

Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы).

Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла.

Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:

неорганизованное — тип целого, части которого объединены только пространственными связями

организованное — тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов);

органическое — тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (человек).

Часть и целое - философские категории, высвечивающие в своей взаимосвязи отношения между единым и многим, сложным и простым, качеством и количеством, формой и содержанием. Вне и независимо от Ц. части не существуют. То, что является Ч. на структурном уровне бытия, оборачивается Ц. с соответствующими Ч. на нижележащем уровне. Ч. всегда является такое структурное подразделение Ц., в котором само это Ц. специфически преломлено и представлено. В зависимости от характера связи и степени слитности частей в Ц. выделяют различные типы целостности: становящуюся и ставшую целостность, укрепляющуюся и распадающуюся целостность, тоталитарную и партитивную целостность и т. д. Целостность - мера единства частей, измерение их взаимопроникновения друг в друга. Есть три логических варианта соотношения частного и целого: а) Ч. больше Ц., б) Ч. меньше Ц., в) Ч. диалектически равна Ц. Согласно Гегелю, нет Ц. вне Ч., Ц. существует только через Ч., но оно не сводимо к сумме свойств всех Ч. частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если обращается внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляются указанная организация называются элементами. Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы. Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими.

Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. (Причина нагревания проводника — прохождение по нему электрического тока)

Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, необходимо еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание — это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия;

стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.

Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В этом состоит непреходящее значение категорий "причина" и "следствие' для процессов интеллектуальной человеческой деятельности.

Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

 

. Категории "возможности" и "действительности".

Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности, связано с изменением, развитием. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

 Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Наличное бытие, "непосредственная действительность содержит в себе зародыш чего-то совершенно другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта форма затем снимает себя и превращается в действительность. Эта новая действительность, которая таким образом рождается, есть подлинно внутреннее непосредственной действительности, которое пожирает последнюю".

Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий

необходимость и случайность, соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость (Н.) — отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

 

34 Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.

Диалектика и синергетика.

Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем . Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

Синергетика является наукой, которая рассматривает самоорганизацию в сложных открытых динамических нелинейных системах, которые:
1. обязательно обмениваются энергией, информацией и жидкостью с внешней средой;
2. между элементами системы обязательно является согласованным взаимодействие, то есть когерентность поведения между элементами.
Синергетические аспекты современности являются настолько очевидными, что просто невозможным воздержаться от искушения применить методологию этого междисциплинарного направления для достижения поставленной цели. Важно отметить, что фундаментальные синергетические закономерности имеют всеобщий характер, распространяясь и на другие уровни бытия природы, и на процессы социальные. Вопросы о том, существуют ли вообще общие принципы, которые руководят возникновением самоорганизующихся структур — основной вопрос синергетики. Системы, которые состоят из настолько разных по своей природе компонентов, таких, как электроны, атомы, молекулы, фотоны, клетки, животные или даже люди, когда они самоорганизуются, подчиняются одним и тем же принципам.

 

 

35. Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.

Признаки техногенной цивилизации согласно В.С. Степину:

*Приоритет науки, техники и технологий

* Ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества

* Идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир

* Прогресс с ориентацией на будущее

* Установка на отношение господства/подчинения к миру природы или миру людей.

Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы.

Глобальные проблемы – такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно: Наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и др.

Взаимодействия человека и общества: демографические (проблема роста народонаселения), медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни), социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

Взаимодействия общества и природы: экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, освоение космоса и мирового океана, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности).

Деятельность Римского клуба (1968), его манифест о коллективной глобальной ответственности. Основной смысл докладов: истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. В этой связи Э.Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни.

Деятельность различных общественных организаций: «зеленые», «антиглобалисты» и др.

Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе – от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга и т.д. В конечном итоге это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.

36. Основные программы философской антропологии. Философские аспекты концепций антропогенеза.

Антропология - наука о человеке, его отличительных особенностях и месте в окружающем мире

· Основные разновидности исследования человека:

· Естественные науки:

· Физическая антропология (биология): физиология и эволюция человека

· Социобиология: биология социального поведения человека

Гуманитарные науки:

· Психология – психические особенности человека

· Социология – изучение общественной жизни человека

· Лингвистика – исследование человеческого языка

· Культурология и культурная антропология (этнография) – изучение человека как носителя культуры

· История (как наука) – изменение человека в развитии общества

Философская антропология – выявление единства знаний о человеке

Учение о человеке в структуре философского знания:

1 подход: основная часть философии, определяющая все остальные

2 подход: отрасль философии, определяющаяся онтологией, гносеологией и социальной философией.






Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.