Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. Несомненно, что социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности (и это уже отмечалось выше) естественным образом изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свои язык и речь, предназначенные, прежде всего для общения; язык стал также средством проникновения в сущность вещей и процессов, он фиксировал в себе существенные связи и отношения, знание которых позволило ему не только лучше, чем животным, приспосабливаться к среде, но и в известной мере приспосабливать окружающий мир к своим нуждам и интересам. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный – homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественноисторического развития.

Человек – социобиологическое существо. Как личность, он является, конечно, социологическим по самой своей сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относится ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т. п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны – биологическая и социальная.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

Основные функции теорий личности -

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека»). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... Личность – не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности – «некие абстрактные духовные образования». Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры – взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль – не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура – биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).

Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность – результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

 

39. Сознание как форма отражения действительности человеком: его сущность, системная природа, структура и функции. Стратегии исследования сознания в современной философии.

Считается, что сознание – это специфический способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Таким образом, сознание – это высшая форма социального отражения действительности человека, субъекта, идеальный образ объективного мира. Как психическое явление сознание синкретично и представляет собой процессы кодирования вербальной инф-ции и инф-ции от 5 органов чувств. Оно опосредовано бессознательным, волевым, эмоционально-чувственным, духовным, рациональным состоянием человека и выражено в языке.

Сознание представлено на всех уровнях организации материи:

*в неживой природе отражение равнозначно диффузии, перемещении, деформации;

*в органической природе отражение есть в растительном мире и оно дифференцировано; в психике животных отражение показывает рефлекы условные и безусловные, инстинкты, сигнальную коммуникацию;

*в соц. природе отражение называется сознанием. Отдельными явлениями сознания выступает искусств. интеллект, вирт. реальность, озарение, пророчество, ясновидение, гениальность.

Функции сознания:

*познавательная (получение знаний о действительности)

*аксиологическая (сознание даёт оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей)

*регулятивная (сознание определяет цели деят-сти, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении)

*коммуникативная

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Структура сознания:

· А. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

o когнитивную (познавательную);

o эмоциональную;

o волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и чувственно-сенситивную. Рациональная познавательная способность - это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Чувственно-сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям. сферы.
Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти столь разные явления объединяются понятием "эмоции". Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.
Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих целей

· К.Г. Юнг выделяет четыре психических функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне:

o мышление - способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;

o чувства - способность субъективной оценки;

o ощущения - способность восприятия с помощью органов чувств;

o интуиция - способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.

 

 

(Бессознательное выступает предметом изучения психоанализа, где оно – это вытеснённое из сознания или не представленное в нём, иррациональное по принципу удовольствия. Эмоц-чувств. имеет соц. характер. Волевое воплощает сознание в действительность. Рациональное рефлексивно. Духовное возвышает человека).

Традиции изучения С.:

*классический подход – отражает формулу Декарта Cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую)

*постклассический – Cogito ergo sum. Сознание – жизненный прорыв (Берксон), это воля (Шопенгаауэр), воля к власти (Ницше), бессознательное важнее сознания и т.д.

3 парадигмы изучения сознания:

*субстанциальная: идеальное имеет объективный характер. И еловек всего лишь приобщается к языку, к вечным идеям (Платон), к абсолютному духу (Гегель), сущему (Аристотель);

*функциональная показывает связи между словами и вещами (Фукко), бессознательностью и реальностью, мыслями и объектами;

*экзистенциальная изуч. сознание как способ привнесения смысла в собственную и социальную жизнь

 

40. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности.

Теория и практика

Теория и практика -философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Теория— результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. Развитие “чистой” Теории в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира.

Функции теории в процессе преобразования действительности:

косвенное воздействие на процесс преобразования мира путем создания основ техники и технологии, оптимизацию проектирования новых и совершенствование преобразования существующих естественных и искусственных элементов и структур эмпирической действительности; •

прогнозирование изменений окружающей среды, вызываемых практической деятельностью человека; •

моделирование и прогнозирование новых структур, состояний и процессов.

 

Практика - это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. практика носит общественный характер.

Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

+ Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие

на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика

играет троякую роль:

1. Она является источником познания, его движущей силой.

2. Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

3. Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов

  познания.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех

его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса

познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы,

выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.

 

 

41. Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.

Познавательный процесс

 

Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено появлением у человека и общества новых потребностей, развитием, совершенствованием практики, всей деятельности человека.

Познание – это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических средств. Это и социально-организованная форма теоретической деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Это и целостный процесс, в котором человек участвует всеми своими способностями.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Рациональное познание представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира. Основными формами рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определённых свойств и признаков, Идеализация – это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде».

Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определённого события или положения дел.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.

Познание

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

чувственное познание

мышление

эмпирическое познание

теоретическое познание.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 252.