Закон единства и борьбы противоположностей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

Закон отрицания отрицания

Законы диалектики имеют важное мировоззренческое и методологическое значение.

1. Диалектический закон единства противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование.

Следствием философского осмысления «о наличии у предметов (явлений, процессов) противоположных "полярных" сторон, свойств и тд» явилось понятие диалектические противоположности — это такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга.

В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий: единство противоположностей - это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой; и борьба противоположностей — это такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество. Закон единства и борьбы противоположностей лишь указывает на противоречия как источник изменений предмета (явления, процесса). Диалектическое противоречие — это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество.

+Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

2. Диалектич закон взаимоперехода колич и кач изменений

Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений заключается в следующем: накопление количественных изменений , в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.

Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство — это сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними.

Качество — философская категория, выражающая определенность, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств. Помня о том, что свойства вещей проявляются в их отношениях к другим вещам, следует подчеркнуть, что содержание данной категории охватывает прежде всего такие специфические свойства, которые присутствуют у вещи во всех отношениях.

Количество — философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют.

Ключевым элементом в системе понятий и категорий, выражающих взаимосвязь качества и количества, является категория меры. Мера — философская категория, определяющая интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определенность предмета. Сопряженное с ней понятие "границы меры" отражает способ фиксации меры. Границы меры — это такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества.

Выход количественных параметров определенных свойств предмета за границы меры с необходимостью ведет к изменению его качества (вода становится паром или льдом, здоровый человек — больным или наоборот, планово-административная экономика превращается в рыночно-конкурентную и т.д.). Качественные изменения в отличие от количественных выражаются через понятие "скачок".

Скачок — это качественное изменение предмета (явления, процесса), переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. В зависимости от масштаба и скорости качественных изменений выделяют несколько типов скачков: частные (связанные с изменением отдельных элементов, свойств, сторон предмета (локальные изменения климата)); общие (обусловленные изменением качества предмета (явления, процесса) как целостного образования, переходом его в новое качественное состояние (глобальное изменение климата)); постепенные (осуществляемые в медленном темпе, по частям, поэтапно (образование гор, минералов)); скачки "со взрывом" (для которых характерны резко выраженные границы перехода, его высокая интенсивность (скорость), целостность качественной перестройки предмета (цепная реакция, ведущая к образованию нового элемента вещества (извержение вулкана)).

Новое качество не может быть "хуже" старого, но для этого оно не должно безвозвратно терять "все лучшее", что было в нем. Насколько это возможно и возможно ли вообще, объясняет закон отрицания отрицания.

 

33. Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон, структурных и закономерных связей сущего.

Категории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза.

Единичное — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов) . Единичное — значит не "в одном экземпляре", а у одного предмета. Неповторимы, например, детали механизма наследственности.

Общее — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений, процессов). Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов.

Обнаруженное в предметах (явлениях, процессах) сходство составляло исходный мыслительный материал для формирования общих понятий и категорий, отражающих определенные группы и свойства, присущие всем объектам, входящим в группы. Согласно современным представлениям, общее не существует независимо от отдельных конкретных предметов (явлений, процессов). Оно является их частью, стороной, моментом, не исчерпывая всего их содержания, поскольку здесь имеет место еще и единичное. и единичное, и общее существуют в отдельном предмете (явлении, процессе) одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем, они связаны с особенным, содержание которого выражает одноименная категория.

Особенное — философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.

Категории сущность и явление.

сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники.

Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Диалектический материализм утверждает единство сущности и явления. Явление – это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность – это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их общем виде.

Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета.

Категории части и целого

Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы).

Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла.

Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:

неорганизованное — тип целого, части которого объединены только пространственными связями

организованное — тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов);

органическое — тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (человек).

Часть и целое - философские категории, высвечивающие в своей взаимосвязи отношения между единым и многим, сложным и простым, качеством и количеством, формой и содержанием. Вне и независимо от Ц. части не существуют. То, что является Ч. на структурном уровне бытия, оборачивается Ц. с соответствующими Ч. на нижележащем уровне. Ч. всегда является такое структурное подразделение Ц., в котором само это Ц. специфически преломлено и представлено. В зависимости от характера связи и степени слитности частей в Ц. выделяют различные типы целостности: становящуюся и ставшую целостность, укрепляющуюся и распадающуюся целостность, тоталитарную и партитивную целостность и т. д. Целостность - мера единства частей, измерение их взаимопроникновения друг в друга. Есть три логических варианта соотношения частного и целого: а) Ч. больше Ц., б) Ч. меньше Ц., в) Ч. диалектически равна Ц. Согласно Гегелю, нет Ц. вне Ч., Ц. существует только через Ч., но оно не сводимо к сумме свойств всех Ч. частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если обращается внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляются указанная организация называются элементами. Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы. Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими.

Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. (Причина нагревания проводника — прохождение по нему электрического тока)

Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, необходимо еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание — это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия;

стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.

Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В этом состоит непреходящее значение категорий "причина" и "следствие' для процессов интеллектуальной человеческой деятельности.

Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

 

. Категории "возможности" и "действительности".

Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности, связано с изменением, развитием. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

 Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Наличное бытие, "непосредственная действительность содержит в себе зародыш чего-то совершенно другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта форма затем снимает себя и превращается в действительность. Эта новая действительность, которая таким образом рождается, есть подлинно внутреннее непосредственной действительности, которое пожирает последнюю".

Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий

необходимость и случайность, соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость (Н.) — отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

 

34 Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.

Диалектика и синергетика.

Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем . Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

Синергетика является наукой, которая рассматривает самоорганизацию в сложных открытых динамических нелинейных системах, которые:
1. обязательно обмениваются энергией, информацией и жидкостью с внешней средой;
2. между элементами системы обязательно является согласованным взаимодействие, то есть когерентность поведения между элементами.
Синергетические аспекты современности являются настолько очевидными, что просто невозможным воздержаться от искушения применить методологию этого междисциплинарного направления для достижения поставленной цели. Важно отметить, что фундаментальные синергетические закономерности имеют всеобщий характер, распространяясь и на другие уровни бытия природы, и на процессы социальные. Вопросы о том, существуют ли вообще общие принципы, которые руководят возникновением самоорганизующихся структур — основной вопрос синергетики. Системы, которые состоят из настолько разных по своей природе компонентов, таких, как электроны, атомы, молекулы, фотоны, клетки, животные или даже люди, когда они самоорганизуются, подчиняются одним и тем же принципам.

 

 

35. Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.

Признаки техногенной цивилизации согласно В.С. Степину:

*Приоритет науки, техники и технологий

* Ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества

* Идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир

* Прогресс с ориентацией на будущее

* Установка на отношение господства/подчинения к миру природы или миру людей.

Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы.

Глобальные проблемы – такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно: Наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и др.

Взаимодействия человека и общества: демографические (проблема роста народонаселения), медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни), социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

Взаимодействия общества и природы: экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, освоение космоса и мирового океана, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности).

Деятельность Римского клуба (1968), его манифест о коллективной глобальной ответственности. Основной смысл докладов: истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. В этой связи Э.Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни.

Деятельность различных общественных организаций: «зеленые», «антиглобалисты» и др.

Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе – от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга и т.д. В конечном итоге это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.

36. Основные программы философской антропологии. Философские аспекты концепций антропогенеза.

Антропология - наука о человеке, его отличительных особенностях и месте в окружающем мире

· Основные разновидности исследования человека:

· Естественные науки:

· Физическая антропология (биология): физиология и эволюция человека

· Социобиология: биология социального поведения человека

Гуманитарные науки:

· Психология – психические особенности человека

· Социология – изучение общественной жизни человека

· Лингвистика – исследование человеческого языка

· Культурология и культурная антропология (этнография) – изучение человека как носителя культуры

· История (как наука) – изменение человека в развитии общества

Философская антропология – выявление единства знаний о человеке

Учение о человеке в структуре философского знания:

1 подход: основная часть философии, определяющая все остальные

2 подход: отрасль философии, определяющаяся онтологией, гносеологией и социальной философией.






Смысл жизни – в служении

Себе: ЭГОИЗM (лат. еgо - я) - предпочтение собственных интересов перед интересами других, радикальный индивидуализм

Другому: Альтруизм (ла. Альтер – Другой) - предпочтение интересов значимого Другого (-их, ближних) над собственными интересами и интересами общества.

Обществу: Коллективизм - предпочтение интересов общества над интересами конкретных его членов.

38.Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности.

Два вида истины:

1) истина науки

2) истина откровения.

В науке есть 3 концепции истины:

Классическая (корреспондентская) показывает соответствие знаний действительности, практику, как критерий истины, показывает установки всякой теории (последовательность, непротиворечивость, обоснованность, ясность). В этой концепции – истина всегда процесс, в котором переплетаются абсолютное и относительное, объективное и субъективное.

· Неклассическая. Истина лишается объективного статуса, значение имеет эффективность (прагматическая истина), конвенция, ценность, логика.

· Постнеклассическая концепция отсылает к симулякрам, дискурсу и утверждает «Истина в том, что истины нет».

Критерием истины называют практику:

-верификация (проверка на истину)

-фальсификация (установление лжи).

 

46. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и

постиндустриальном обществе. Научное и вненаучное знание.

Наука – это социологический институт, система знаний и деятельность. Она направлена на получение новых знаний, на опережающее отражение:

· наука как институт – в 17 веке с сообществами учёных и научных институтов. В конце 19 века наука стала профессией, получила дисциплинарную организацию. В 20-ом веке она стала экономически эффективной и самой прогрессивной из форм культуры.

· наука как система знаний:

-естественные науки; -точные; -технические; -гуманитарные.

Общее для них – соответствие научной картине мира, стилю, парадигме.

Научная картина мира – идеальная модель реальности, построенная на основе проверенного знания.

Парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических установок.

Стиль – язык наук, соответствует идеалам и нормам познания, предполагает СЛЕНТ (строительные леса научной теории).

· наука как деятельность – исследовательность, образовательная, проектная.

Социальные функции науки в ходе истории изменяются. С эпохи возникновения естествознания основной функцией науки является функция выработки знаний о мире с целью усиления власти человека над природными и социальными явлениями.

Вместе с тем наука выполняет и мировоззренческую функцию. На основании исследований и открытий создается и развивается научная картина мира, которая претендует на то, чтобы люди соизмеряли с ней свое миропонимание и деятельность. Крупные научные открытия (гелиоцентрическая гипотеза Коперника, эволюционная теория Дарвина, релятивистская теория Эйнштейна и т. п.) существенно изменяют представления людей о мире и их положении в нем.

В индустриальном и постиндустриальном обществе, особенно в ходе промышленного переворота XVIII–XIX вв. и научно-технической революции XX века, наука приобрела функцию непосредственной производительной силы. Сфера производства ставит задачи и стимулирует научные исследования, а наука открывает новые возможности перед производством. Научные открытия становится основой конструкторских разработок, изобретений, новых технологий. Производство создает инструментарий для научных исследований, является лабораторией и опытной площадкой для науки.

В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания , признаваемого в качестве научного , например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания , объединяются общим понятием- эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

* ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

* донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

* паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; * квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.

* антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

* псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 47.Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.

Структура ОС

В ОС выделяют различные уровни и формы. Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности,

формы - предметом отражения действительности. Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества. Два уровня: низший и высший.

Низший уровень ОС - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Относительно консервативно (привычки, взгляды).

Высший уровень ОС - существует в виде теоретического сознания как совокупности определенных идей и взглядов, теоретически разработанных и систематизированных.

Идеология – теоретически оформленная система взглядов и программа действий, выражающая интересы определенного социального слоя. Разрабатывается специально идеологами данного слоя для защиты его интересов. Часто стремиться выдать особые групповые интересы слоя за общенародные. Это происходит как сознательно, так и в результате заблуждения.

Идеоло́гия — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо санкционируются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

------------

Идеология — сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта.

Сегодня идеология понимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность.

Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса — идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций.

Как сфера духовной жизни идеология выполняет следующие основные функции:

1.    выражает интересы общества, социальных групп и служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной;

2.    защищает политический строй, который отвечает интересам данного класса, социальной группы;

3.    осуществляет передачу опыта, накопленного в процессе предшествующего развития идеологии;

4.    обладает способностью влиять на людей путем обработки их сознания, противостоять или бороться с идеями, выражающими интересы противоположного класса, социальной группы.

Критерием ценности идеологии выступает ее способность обеспечить духовные предпосылки политического, управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии в деле достижения своих интересов.

 

55.Источники, движущие силы и основные факторы социодинамики. Роль народных масс, элит и     личности в истории.

Социальная динамика - исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.

Социальная динамика - это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Объективные факторы - независимые от воли и сознания людей феномены и обстоят-ва, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного историч явления. Среди множ-ва объективн факторов, наиболее важные: социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технич сфере); природно-географич (климат, ландшафт, ресурсы); демографич (смена поколений, кач-во и кол-во народонаселения); этнокультурн (национальн менталитет, система духовн ценностей и др.), технико-технологические.

Субъективные факторы историч процесса - сознательн деятельность различных социальн субъектов, направленная на изменение, развитие или сохранение обществ порядка. В кач-ве социальн субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации), политич институты (гос-во, партии), элиты (экономич, политич, художествен и пр.), массы, толпа, человечество в целом.

Источник соц динамики рассматривается в соц философии с различн позиций. Так, в марксизме источником соц изменений выступают социальн антагонистические противоречия (напр, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной соц системы и переходу общ-ва на новую ступень развития. В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и бесконфликтное развитие общества обеспечивается гармонией между подсистемами социума и равновесием соц сил.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (а к участникам этого процесса мы можем отнести народ, нацию, массы, толпу, социальные классы, выдающихся личностей). Посредством их совместной деятельности осуществляется и разворачивается история. Хотя история и есть деятельность всех индивидов и общностей, однако вклад их в исторический процесс различен. Кто является творцом истории? В философии используются два близких, но не тождествен понятия – субъект истории и движущие силы истории.

Воздействие субъекта истории на историч процесс осмысленно и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач. Движущие силы истории ведомы либо бессознательными внутренними импульсами либо становятся объектом манипуляций и сред-вом для достижения целей, поставленных историч субъектами. 3 аспекта: 1ый - роль масс и великой личности в истории, 2ой связан с признанием народных масс в кач-ве субъекта и решающей силы обществ развития. 3ий аспект - элитаризм. В этой концепц общ-во разделяется на 2 неравные части, меньшая из которых - элита. Ее главный признак – способность к сознательн и реальному влиянию на обществ жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общ-ва.

Т.к. общ-во многообразно и в нем представлены различн сферы жизни, сущ такие виды элит, как политич, экономич, военная, культурн, церковн и пр. Но т.к. общ-во изменяется, в каждой его сфере занимают определенную нишу ждущие своего часа прихода к власти несколько элитарн групп. В общ-ве происходит циркуляция элит, и даже революция - лишь борьба элит, маскируемая под право говорить от имени народа.

 

56.Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов.

Социальные законы — это “выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий ”. Данные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их деятельности. Изучение социальных законов и закономерностей приводит к установлению существенных и необходимых связей между различными элементами социальной действительности. К числу социальных законов относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и другие. Социологические законы характеризуют функционирование и развитие не только всего общества, но и социальных образований (объектов) внутри общества как целостных систем, отмечая в этой целостности системообразующие связи.

Основные особенности социологических законов:

1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоциологическими законами, так как характеризуют как функционирование всего общества, так и отдельных социальных сфер в их взаимосвязи с обществом в целом.

2.  Они носят объективный характер.

3. Социологические законы бывают не только динамическими законами, Т.е. охватывающими все без исключения объекты (например, закон гравитации), но и статистическими законами. Они характеризуют и общее направление развития общества и его систем, и господствующую тенденцию изменений массовых событий (явлений) за определенный промежуток времени.

4. Социологические законы действуют в совокупности с другими социальными законами.

5. Частносоциологические законы, в отличие от общесоциологических, имеют более короткий срок своего существования и в большой степени подвержены субъективному влиянию.

По степени общности различаются общие законы, Т.е. законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы, части общества (групп, наций и т.д.).

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно.

57.Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Феномен информационного общества и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Термин «цивилизационный» происходит от слова «цивилизация», которое имеет много значений и используется в различных смыслах

Понятие « цивилизация » позволяет зафиксировать начало собственно социальной стадии эволюции человеческого рода, выход его из первобытного состояния; динамику развития общественного разделения труда, информационной инфраструктуры, доминирующей формы социальной связи и социальной организации в рамках «большого общества».

три основные исторические формы (типа) цивилизационного мироустройства: 1) земледельческую (аграрную), 2) индустриальную (техногенную) и 3) информационную (постиндустриальную). Данная цивилизационная концепция, базирующаяся, в первую очередь, на критерии разграничения эпох по технологическому критерию, имеет многих своих сторонников среди современных философов и социологов.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. В информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

Пять исходных компонентов постиндустриального общества:

1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;

2) сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;

3) осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;

4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;

5) процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии».

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки (в особенности теоретического знания) в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности.

Привилегированным слоем становятся высококвалифицированные ученые-специалисты, носители научного знания, и меритократы-профессионалы.

Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь «моральному износу» в связи с новыми открытиями и изобретениями.

В развитии современной цивилизации следует отметить «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций.

 

58. Социальный прогресс, его основные концепции, формационные и цивилизационные критерии оценки.

Говоря об социальном прогрессе – это увеличение в обществе счастья и добра. И критериями П являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания.

Прогресс социальный – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от самых примитивных форм общежития к более высоким. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации, ибо от этого в конечном счете зависит развитие всех остальных компонентов общественного организма, в том числе каждого отдельного человека. Общественный прогресс служит комплексным, интегративным показателем главного направления развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Что касается общественного прогресса, то в марксистских теориях критерием прогресса выступает способ производства. Другие концепции считают критерием свободу личности в обществе. Формационная концепция К. Маркса. В человеческой истории можно выделить определенные ступени – общественно-экономические формации (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный капиталистический, социалистический, коммунистический). В основе каждой из них – собственный способ производства материальных благ. Способ производства имеет 2 стороны: производственные силы и производственные отношения. Когда производственные отношения начинают мешать развитию производительных сил, происходит революция, утверждаются новые производственные отношения. Общество переходит на качественно новую ступень своего развития.

В истории социальнофилософской мысли наблюдается немало материалистических концепций общественного развития. Но, как правило, они не доходят до личности человека, оставляя его позади выдвинутых на передний план материальных факторов развития социума. К числу такого рода концепций относятся географический детерминизм, демографический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм.

Географический детерминизм отстаивает приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, ). Демографический детерминизм-основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе.

Технологический детерминизм, разрабатываемый в течение последних десятилетий, представлен трудами Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменения структуры и характера общества.

Существует множество концепций социального развития (нематериалистических). Вкратце рассмотрим антропологическую, равновесноинтеграционную, конфликтную и политизированную концепции.

Антропологической модели развития присуща антисциентистская направленность – не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техника), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическонегативное воздействие на духовность человека. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.П. Сартр

Равновесноинтеграционная- Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой.

К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится, несомненно, диалектикоматериалистическая концепция. Она сложилась еще в 40х годах прошлого столетия, и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

 В проблему прогресса в качестве одного из ее аспектов входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся в том, что формы такого развития (по отношению к социальным явлениям) разнообразны.

 

59. Философия культуры. Ценностные приоритеты культуры XXI столетия.

В течение многих столетий слово «культура» соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. Начиная с эпохи Возрождения «культура» все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура это наука и искусство. В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина «культура» как нечто противоположное «цивилизации»: культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация – нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой.

Есть культура духовная (знания, верования, обычаи, произведения литературы и искусства и т. п.) и есть культура материальная, вещественносубстратная (орудия труда, автомашины и т. п.).

Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Культура – это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.

Культура, или система культурных феноменов, выполняет ряд важных функций: ценностногуманистическую (направленную на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы); информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов); нормативную (культура создает собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека); аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций; это своего рода "социальная память" общества); герменевтикокоммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации) и др.

Однако культура не стоит на месте. Человечество уходит от старых традиций и вырабатывает новые. Приращение культурных ценностей всегда осуществляется через критику традиций и отбрасывание некоторых «старых» ценностей.

На современное состояние культуры стал оказывать колоссальное влияние научнотехнический прогресс, особенно в сфере коммуникации, который изменил сами способы общения между людьми, а некоторые из них, например, письма как особые формы общения, просто на наших глазах исчезают из жизни. Таким образом, с одной стороны, происходит резкое увеличение образований, претендующих на статус культурных, а с другой _ их адаптация к старым ценностным системам происходит как бы в более сжатых временных рамках. В результате происходит разрушение старых систем ценностей и традиций, разрушение целостной знаковой системы культуры, которая господствовала на протяжении столетий. Символы и образы старой культуры исчезают или меняют свой смысл и значение. Новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым.

60. Глобализационная концепция развития мирового сообщества: философский анализ цивилизационных следствий.

Разные авторы по-разному трактуют зарождение концепции глобализации. Ряд авторов называет создателем первой глобализационной концепции шотландца Адама Смита и француза Шатобриана.

Глобализация порождает много проблем. Так, процессы глобализации затрагивают не только экономику и политику, но и культуру, этос и т.д. Возможность национальных государств решать собственные проблемы снижается.

В третьем мире в настоящее время многие рассматривают потерю суверенитета в качестве платы за вступление в глобализированный мир. На самом же деле глобализация ведет в целом к снижению экономического роста.

С расширением глобализации развитие как основная цель политики уходит на задний план и вообще исчезает. Снижение значимости национальной политики подрывает ценность социальной справедливости, что выражается иногда в приходе фашизоидных правительств к власти с помощью насильственного нажима рынка.

В действительности же глобализация должна быть лишь средством, а не целью развития. Разные страны глобализируются самыми разными способами. К сожалению, общество не создало еще институтов, которые поставили бы глобализацию под социальный контроль и заставили бы ее служить людям.

Фактически концепция глобализации легитимизирует не только социальное неравенство в современном мире, но и отказ от борьбы за достижения социального равенства и в будущем.

Культурная сторона дела. Идет интенсивнейшая американизация быта многих стран мира.

Превращение современного мира в единую глобальную систему с небывало высоким уровнем целостности – момент, безусловно, положительный. Когда государственные границы утрачивают присущую им жесткость и становятся не столь уж непреодолимым барьером, возможности взаимопонимания, технологического и духовного взаимообогащения народов мира велики как никогда. Но результатами глобализации становятся и такие явления, как унификация этнических общностей, культурного разнообразия, эгоистическое доминирование во взаимоотношениях государств и народов. Все это неизбежно порождает идеологию и общественное движение антиглобализма, когда акцент делается уже не на единении человечества, а на способах реального осуществления процесса, его отрицательных последствиях.

Становление глобального общества на современном этапе ведет к ускоренному стиранию специфических и формированию общих социокультурных ценностей. Под мощным ударом глобализма неизбежно оказывается национальная культура. Глобализационные процессы исторически объективны и неизбежны. Но это не означает, что в будущем национальным культурам нет иного места, как в специальных заповедных зонах, создаваемых и охраняемых государством.

Человечество в целом, отдельные народы и страны живут сегодня в изрядно глобализированном мире. Но общество может и должно трезво осознавать существующие реалии и отвечать на вызовы времени, действуя в глобальном мире так, как и надлежит действовать в нем.

 

61. Социальная сфера жизни общества, ее основные компоненты и тенденция развития в современной Республике Беларусь.

Социальная сфера жизни общества представляет собой целостную систему, основными элементами которой являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения, передаваемые из поколения в поколение.

Социальная сфера жизни общества объясняет демографические, этнические изменения в обществе. Они характеризуются общими ценностями, традициями, языком. Члены племени находятся в родственных отношениях, но этот период сменяется и появляется понятие союза племен. Когда люди уже не являющиеся родственниками ведут общее хозяйство, имеют общие традиции, язык, культуру. Дальнейшая эволюция складывает эти племена в единую общность называемую народностью. И только народность приобретает черты нации, когда у этой народности появляется понятия национальной идентичности, национальной самостоятельности и национальной идеологии.

Т.о. социальная сфера жизни общества определяется именно такими характеристиками. Кроме этнических признаков, социум обладает также демографическими, территориальными и прочими призн.

При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур общества и его новых регуляторов.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является закономерным, а экономический фактар только усилил этот процесс.

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста.

Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Новой социальной прослойкой для республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения.

Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республике преобразования носят коренной характер. Наметившийся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке.

62. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

В Беларуси – социально-ориентированная рыночная экономика с доминированием государственной собственности и незначительной долей частного сектора. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров, реализует различные социальные программы, в том числе – бесплатную медицину и образование, дотации сельского хозяйство и ЖКХ, льготные кредиты на строительство жилья.

Конкурентными преимуществами РБ также считаются географическое положение, развитая система транспорта и инфраструктура производства, значительные земельные и водные ресурсы, высокий профессиональный уровень населения.

Направленность развития: социально-гуманистическая направленность (с учетом интересов разных групп с защитой групп с недостаточным материальным обеспечением), устойчивое развитие, расширение внешней торговли, смешанность (многоукладность) экономической системы.

Приоритетные направления социально-экономического развития:

всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;

развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;

совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик."

Процесс глобализации— это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации. Выделяют глобализацию искусственную и естественную. Естественная глобализация— эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижения других социокультурных традиций. Искусственная глобализация— это попытка навязать силой или другими методами— обманом, убеждением, подкупом и т.д. те или иные представления о мире. В контексте процесса глобализации актуально такое явление, как диалог культур— разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур-контрагентов при сохранении ими своей самобытности.

Наиболее важно для восточнославянских народов в данный исторический момент – это формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе. Но союз этот должен быть равноправным и справедливым.

Внешнеполитические принципы:

1. неукоснительное следование конституционному положению о государственном нейтралитете.

2. невмешательство во внутренние дела других государств;

3. взаимовыгодные, добрососедские отношения со всеми без исключения странами мира

4. утверждение Республики Беларусь в качестве международного центра деловой политической и экономической активности.

5. готовность к выполнению роли культурно-политического стабилизатора напряжения в диалоге между Западом и Востоком, Севером и Югом, роль «стола переговоров» для урегулирования конфликтных и кризисных политических ситуаций любого уровня;

6. превращение Беларуси в финансовый центр региона благодаря свободному входу на рынок иностранных банков и других финансовых игроков;

7. реализация на территории страны любых экологически чистых, гуманитарных международных проектов.

8. превращение страны в международный образовательный центр, готовящий специалистов по всем направлениям фундаментальной и прикладной науки

9. предоставление территории страны для проведения реабилитации людей, пострадавших в результате стихийных бедствий и войн.

 

Закон единства и борьбы противоположностей.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.