Выделяют также различные формы познания:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)

познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

Различают также такие типы познания как:

обыденное художественное научное (естественно-научное общественно-научное)

 

 

42.Проблема познаваемости мира, ее позитивно-гносеологическое и агностическое решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма. Знание и вера.

Для философии одной из важнейших мировоззренческих проблем является вопрос о познаваемости мира: «В состоянии ли человек получить достоверное знание о любом предмете или явлении действительности?» При ближайшем рассмотрении этого вопроса можно заметить, что он разделяется на 2 подвопроса:

Что является предметом нашего познания – внешний мир или наше сознание?

Можем ли мы в принципе познать этот предмет, т.е. иметь верные знания о его сущности и законах бытия?

В зависимости от ответа на эти вопросы в философии принято выделять следующие позиции: гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем, что человек в процессе своей познавательной деятельности в состоянии раскрыть сущность изучаемых явлений и вещей (классический марксизм).

Агностицизм – учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания сущности вещей и процессов, но при этмо мне отрицают сам факт существования сознания. Представители агностицизма: Гераклит, Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм и др. (подробнее см. тему 31) Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Скептицизм – воздержание от суждений, уход от решения проблемы. Скептики говорят: «Я не знаю».

И так, с точки зрения гносеологического позитивизма – мир познаваем; этим и было обусловлено развитие рационализма как философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей. Рационализму, в свою очередь, противостоит иррационализм –философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное. На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п.Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Таким образом, и иррационализм не отрицает возможность познания.

Соотношение знания и веры

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

 

 

43.Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии

Важнейшими компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания. Субъект познания - носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет их и генерирует новые. Объект познания - это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития. Познание есть особое отношение между субъектом и объектом.

1. Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль отводится, по существу, объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.(демокрит)

2. Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение отдается творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания. Декарт

3. Современная модель - условно назовем ее полисубъектно-деятелъностной. Ее истоки лежат в двух предыдущих концепциях, но основное содержание сложилось в XIX-XX вв. в результате развития философии и научного знания. Сущность этой модели можно свести к следующим основным тезисам:

1. Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях выступает активная творческая деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности. Она складывается из материальной и духовной составляющих. Материальная деятельность (практика) связана с реальными изменениями предмета в результате определенного физического воздействия на него, духовная - с мысленными операциями с ним.

2. Субъект познания всегда "социально окрашен". Любой человек, познающий мир, выступает частью той или иной общности людей - профессионального коллектива, социальной группы, общества, всего человечества. В познании реализуются не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения.

3. Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется определенной социокультурной программой. Она формируется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей

4. Все компоненты познавательного отношения - субъект, его деятельность, объект познания - динамичны и историчны, изменяются с развитием общества.

Итак, сущность познавательного отношения состоит в двустороннем взаимодействии, "диалоге" субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект физически воздействует на человека, сам "говорит" что-то о себе. С другой стороны, субъект активно действует с познаваемым объектом.

 

44.Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества.

Познание и творчество

Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Различают следующие формы познания:

1). Научное познание.

2) Художественное познание отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития.

3). Чувственно- практическое познание тесно примыкает к научному познанию.

4). Религиозное познание.

5). Философское познание.

 На основе познават способностей человека развёртывается творч деятть, раскрывается созидательная сущность. Творчество – процесс человеч деятти, создающий качественно новые материал и дух ценности. Тв изучается многими науками. В посл 10летия встал вопрос о созд особой науки, кот иссл. бы ТВ деят-ть чел-ка. Эвристика – изучает мировоззренч сторону творч деят-ти челка. В её компетенции такие проблемы как творчество и сущность чела, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного. Тв неоднородно, многообразие творч проявлений поддаётся классификации по разным основаниям. Виды ТВ: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, худож, мифологич, религиозное, повседневно-бытовое.

Познание- движение разума к истине. В познании человек утверждает свое достоинство и осуществляет призвание действовать согласно истине и облагораживать бытие. Предпосылки познания: признание трансцендентности истины, вера в способность человека найти ее и решимость разума идти по пути к ней. Религиозное познание предполагает новую жизнь, новый путь воли и жизни человека, новый мир бытия. Творчество - особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно

Большое значение а процессе творческого познания имеют такие явления, как воображение, воля, интуиция и др., которые составляют иррациональную сторону познания.

Воображение – это способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Оно связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Так, научные открытия, выдвижение гипотез невозможны без воображения.

Интуиция – это способность прямого, непосредственного постижения истины без явных, для сознания человека, логических рассуждений и доказательств.

Воля – способность к постановке, выбору цели и её достижение. Постоянная постановка проблем и стремление к их решению – двигательный механизм человеческого познания.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.). так например, художественное творчество рассматривается как божественная одержимость (Платон), как синтез сознательного и бессознательного (Шеллинг), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическая интуиция (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 369.