45. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Познание – адекватное отображение действительности, зафиксированное с помощью семиотических средств. Это социально организованная форма теоретической деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Это целостный процесс, в котором человек участвует всеми своими способностями.
Уровни познания:
· Чувственное познание – непосредственное и очевидное с помощью восприятий, представлений. Изучает философия эмпиризма, сенсуализма. В результате данного познания возникают факты, статистика, протоколы, эмпирические зависимости, диаграммы в контексте прикладных наук.
· Рациональное познание – абстрактное, теоретическое, с помощью понятий, суждений, умозаключений. Изучает философия рационализма, в результате возникновения теоретической модели, концепции, формализации.
· Метарациональное познание – познание по средствам интуиции, прозрений, открытий. Вопрос о природе творчества.
Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания. Проблема истины одна из основных в теории познания. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.
Высшая цель познания — получение абсолютного знания, абсолютной истины. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина — это завершенное знание о чем-либо; знание, которое не может быть опровергнуто в будущем. Но в процессе познания человек оперирует в основном относительными истинами.
Относительные истины — это истины, верные в определенных границах и при определенных условиях.
Любая истина — подвижное единство абсолютного и относительного. Ибо в относительной истине всегда есть крупицы, элементы абсолютной истины. Что это именно так, убеждает бесспорный, проверенный наукой и практикой, факт. Любая истина по своему источнику объективна и в силу этого не может не содержать те или иные моменты абсолютного знания.
Основой познания выступает практика. Человек — деятельное существо. Человеческая деятельность подразделяется на предметно-чувственную, практическую и духовную, в том числе теоретическую.
Два вида истины:
1) истина науки
2) истина откровения.
В науке есть 3 концепции истины:
Классическая (корреспондентская) показывает соответствие знаний действительности, практику, как критерий истины, показывает установки всякой теории (последовательность, непротиворечивость, обоснованность, ясность). В этой концепции – истина всегда процесс, в котором переплетаются абсолютное и относительное, объективное и субъективное.
· Неклассическая. Истина лишается объективного статуса, значение имеет эффективность (прагматическая истина), конвенция, ценность, логика.
· Постнеклассическая концепция отсылает к симулякрам, дискурсу и утверждает «Истина в том, что истины нет».
Критерием истины называют практику:
-верификация (проверка на истину)
-фальсификация (установление лжи).
46. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и
постиндустриальном обществе. Научное и вненаучное знание.
Наука – это социологический институт, система знаний и деятельность. Она направлена на получение новых знаний, на опережающее отражение:
· наука как институт – в 17 веке с сообществами учёных и научных институтов. В конце 19 века наука стала профессией, получила дисциплинарную организацию. В 20-ом веке она стала экономически эффективной и самой прогрессивной из форм культуры.
· наука как система знаний:
-естественные науки; -точные; -технические; -гуманитарные.
Общее для них – соответствие научной картине мира, стилю, парадигме.
Научная картина мира – идеальная модель реальности, построенная на основе проверенного знания.
Парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических установок.
Стиль – язык наук, соответствует идеалам и нормам познания, предполагает СЛЕНТ (строительные леса научной теории).
· наука как деятельность – исследовательность, образовательная, проектная.
Социальные функции науки в ходе истории изменяются. С эпохи возникновения естествознания основной функцией науки является функция выработки знаний о мире с целью усиления власти человека над природными и социальными явлениями.
Вместе с тем наука выполняет и мировоззренческую функцию. На основании исследований и открытий создается и развивается научная картина мира, которая претендует на то, чтобы люди соизмеряли с ней свое миропонимание и деятельность. Крупные научные открытия (гелиоцентрическая гипотеза Коперника, эволюционная теория Дарвина, релятивистская теория Эйнштейна и т. п.) существенно изменяют представления людей о мире и их положении в нем.
В индустриальном и постиндустриальном обществе, особенно в ходе промышленного переворота XVIII–XIX вв. и научно-технической революции XX века, наука приобрела функцию непосредственной производительной силы. Сфера производства ставит задачи и стимулирует научные исследования, а наука открывает новые возможности перед производством. Научные открытия становится основой конструкторских разработок, изобретений, новых технологий. Производство создает инструментарий для научных исследований, является лабораторией и опытной площадкой для науки.
В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания , признаваемого в качестве научного , например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания , объединяются общим понятием- эзотеризм.
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
* ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
* донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
* паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; * квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.
* антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
* псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
47.Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 248.