Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.
Методология – это учение о системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей (учение о методах). Современным всеобщим научным методом является диалектико-материалистический метод – материалистическая диалектика.Под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.
Формы научного познания: факт, гипотеза, проблема (о противоречиях), теория ( о существенном).
Система методов научного познания:
С учётом уровней познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического исследования
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение (включённое, косвенное) это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят измерение, моделирование (физическое, социальное),описание.
- эксперимент (естественный, социальный) Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Различают несколько видов эксперимента. 1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
2. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент
Анализ и синтез.
Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части.
Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления.
Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации.
Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция.
Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего.
Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Методы теоретического исследования:
- диалектика в связи с синергетикой
- общенаучные (логические, семиотические: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение)
- философские: реконструкции, формализации, идеализации, аксиоматика, гипотетико-дедуктивный, герменевтический метод.
Методы метатеоретического исследования:
Системная методология, которая соответствует идеалам и формам науки, стандартам методологии, это уровень таких рефлексивных процедур, которые связаны с социальным запросом, экспертизой.
48.Понятие научной революции. Современный тип научной рациональности. Основные формы, закономерности и современная стратегия развития научного знания.
Научная революция– радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень.
Научная рациональность – совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом. Современный тип научной рациональности – постнеклассический. Постнеклассическая наука (2 половина XX в.) учитывает соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта – универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.
Формы научного знания: факт, гипотеза, проблема (о противоречиях), теория (о существенном)
Закономерности научного познания: Дифференциация (появление новых наук); Интеграция научного знания (изучение экосистем возможно лишь при наличии вычислительной техники);
Познавательный процесс в современной науке реализуется в единстве революционных и эволюционных составляющих.).
-------
Этап количественных изменений науки - это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.На определенном этапе этого процесса и в конкретной его «точке» происходит прерыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.
Примерами таких революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX - начала XX в. - возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т.п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки. В дискуссиях по проблемам научных революций начала XXI в. определяется устойчивая тенденция междисциплинарного, комплексного исследования научных революций как объекта не только философско-методологического, но и историко-научного, науковедческого и культурологического анализа.
В современной научной картине мира рациональность рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления, образец для всех сфер культуры. Она отождествляется с целесообразностью. Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Если деятельность по конструированию идеальных объектов может уходить в бескрайние полеты фантазии, то научная рациональность, т.е. мысленное конструирование идеальных объектов, которое признает наука, ограничивает данную свободу мысли. Ей нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей.
49.Социогенез. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
Социогенез — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
В Греции во времена Платона и Аристотеля было полисное устройство – союз мелких государств. Там начала появляются борьба социальных сил. Платон считал, что идеальное общество должно состоять из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.воины; 3.управляющие (мудрецы и философы). Эти три сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей доминирует разум. У воинов – эмоциональная составляющая души. Платон считал, что корень социальных неурядиц в обществе – это частная собственность на средства производства.
Аристотель рассматривал вопрос о том, что лежит в основе общества. Он считал, что в его основе лежит социальная природа человека, так как человек – это общественное политическое животное. Аристотель считал, что наилучшей формой власти является монархия, аристократия, полития.
В средние века выработалась концепция о церкви. Церковь – это град небесный на Земле (по Августину), а град земной образуют люди, которые на первое место ставят плотские удовольствия. Здесь основной концепции происхождения общества считается теологическая, согласно которой человека создал по образу и подобию своему Бог.
В новое время формируется представление, объясняющее существование общества естественными причинами. Одни философы считали, что люди раньше боролись между собой и, чтобы не уничтожить друг друга, объединились в общество. Государственные институты – это результат общественного договора между людьми. Возникли и другие концепции: общество понимается как определённый живой организм, в котором правительство выполняет функции разума.
В немецкой классической философии разрабатывается идея закономерности. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума.
У Маркса общество развивается с помощью определённых материальных предпосылок. Общественное бытие является первичным по отношению к общественному сознанию. Общественное бытие – процесс жизни общества, ядром этого являются производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. В зависимости от того, какие формы собственности преобладают в обществе, общество выглядит определённым образом.
Парадигмы интерпретации общества:
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями;
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века. В основе социальных отношений лежит установление «смысла» намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определенной структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.
50.Общество как система. Структурно-функциональная модель общественной системы и современные концепции социальной стратификации. Типы социальных структур.
Общество – это система социальных институтов, общностей людей и форм их жизнедеятельности. Общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.
В социальной философии есть 3 парадигмы интерпретации общества:
Позитивистская (Маркс). Предполагает экономический детерминизм и другие жёсткофиксированные основы общества.
Антипозитивистская = понимающая социология (Макс Вебер). По Веберу, общество определяется социальным действием, социальное действие всегда связано с действием других, всегда ожидаемо и имеет субъективный смысл.
Объективно-субъективная. Структурно-функциональный подход Парсонса. Общество базировано на деньгах, власти, влиянии, ценностных ориентирах.
1) Материально-экономическая (главное – собственность)
Способ производства материальных благ (определённый вид жизнедеятельности людей, определённый способ добывания средств к жизни. Представляет собой диалектическое единство произв. сил и производственных отношений )
2) Социальная подсистема (главное – личность и семья)
Социальные общности:
Исторические (род, племя, народность, этнос, нация, народ); Классовые (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, пролетарии-буржуа); новые классы: учёные, менеджеры, предприниматели и тд; Демографические (по возрасту, полу, миграции и тд); Поселенческие (городские и сельские); Профессиональные; Религиозные
Социальные слои: По уровню дохода, образования, престижа, религии, по доступу к информации; По Сорокину: элита, средний класс, низкий класс, маргинальные группы.
Формы расслоения (стратификации): экономическая, политическая, профессиональная
Социальные ячейки: Семья, Группа, трудовой коллектив.
3) Политическая подсистема (главное – государство и его отношение с гражданским обществом)
ППИ – политические и правовые институты:
*Государство – организация власти экономически господствующего класса, необходим суверенитет, гос. аппарат, монополия на вооружённые силы и издание законов, аппарат принуждения – «Машина власти»
*Партии (правые, левые, легальные, нелегальные, оппозиционные, консервативные, реформаторские).
*Юридические институты (суд, прокуратора, карательная система)
*Общественные организации (профсоюзные, молодёжные, творческие, женские, ветеранские, ООН, ЮНЕСКО)
*Образовательные институты
*Научные *Церковь
Политическое сознание:
Политическая культура (однопартийная, плюралистическая); Политическая идеология (социализм, либерализм, национализм, консерватизм).
Политический процесс = избирательная система
Политические правовые отношения:
Государственные; Гражданские; международные
4) Духовная подсистема (главное – абсолютные ценности)
Формы духовной культуры:
Мораль; Искусство; Религия; Наука; Философия; Политика; Право;тМифология
Культурная деятельность: творческая; жизнедеятельность
Культурные отношения: Общение; деятельность
Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.
Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Типология социальных групп:
1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.
2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.
3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.
4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (5.3); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).
6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.