ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.1 Сущность и содержание организационно-правового обеспечения деятельности предприятия

 

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично[1].

Медицинское учреждение, далее учреждение, не имеет в качестве главной своей цели извлечение прибыли.

Учреждения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью является характер его прав на используемое имущество. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 Гражданского Кодекса РФ[2]. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности супсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества[3]. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

Учреждение считается созданным, как юридическое лицо, с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждение должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Учреждение создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами её территории.

Учреждение имеет печать с полным наименованием этого учреждения на русском языке. Оно вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учреждение имеет наименование, содержащее указание на её организационно-правовую форму и характер деятельности. Учреждение, наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.

Место нахождения учреждения определяется местом его государственной регистрации, если, в соответствии с законом, учредительными документами учреждения не установлено иное. Наименование и место нахождения указываются в учредительных документах.

Учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалом является его обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения учреждения и осуществляющее все её функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством учреждения является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения учреждения, представляет интересы учреждения и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство учреждения не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшего их учреждения и действуют на основании утвержденного им положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшего их учреждения. Руководители филиала и представительства назначаются учреждением и действуют на основании доверенности, выданной учреждением.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их учреждения. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их учреждение.

Учреждение может быть создано в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Создание учреждения в результате его учреждения осуществляется по решению учредител (я) (ей).

Учредительными документами учреждения являются:

- устав, утвержденный собственником;

- решение собственника о создании учреждения.

Требования учредительных документов учреждения обязательны для исполнения самим учреждением и её учредителями. В учредительных документах учреждения должны определяться: наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены учреждения и выхода из него, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения, предусмотренные Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода участников из его состава. Учредительные документы учреждения могут содержать также и иные, не противоречащие законодательству положения. Изменения в устав вносятся по решению высшего органа управления.

Учредителями учреждения могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей учреждения не ограничено, если иное не установлено Федеральным законом. Учреждение может быть учреждено одним лицом.

Учреждение может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения. При реорганизации учреждений в форме присоединения к ней другой организации, первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (учреждением) и внесение в единый реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (учреждением) осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, установленном законом.

Решение о преобразовании учреждения принимается его собственником. При преобразовании учреждения к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом. Оно может быть ликвидировано на основании и в порядке, который предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях, и другими федеральными законами. Учредители учреждения или орган, принявший решение о ликвидации учреждения, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях, порядок и сроки ликвидации учреждения. С момента назначения ликвидационной комиссии, к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого учреждения выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации, порядке и сроке заявления требований её кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации учреждения. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации учреждения. По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями учреждения или органом, принявшим решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Если имеющиеся у ликвидируемого учреждения денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества учреждения с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями учреждения или органом, принявшим решение о ликвидации учреждения, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При ликвидации учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, направляется, в соответствии с учредительными документами учреждения, на цели, по желанию собственника, и (или) передается собственнику в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели, по желанию собственника. В случае, если использование имущества ликвидируемого учреждения, в соответствии с её учредительными документами, не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.

Ликвидация считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.

Запись о прекращении деятельности учреждения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:

- заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности предприятия учреждения, подписанного лицом, уполномоченным учреждением;

- решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности учреждения;

- устава учреждения и свидетельства о его государственной регистрации;

- ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;

- документа об уничтожении печати учреждения.

Государственная регистрация изменений учредительных документов учреждения осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Изменения учредительных документов учреждения вступают в силу с момента их государственной регистрации.

Учреждение может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности учреждения, которые предусмотрены его учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться учреждениями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания учреждения, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Учреждение может иметь в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Оно отвечает по своим обязанностям тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Источниками формирования имущества в денежной и иной формах являются:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей;

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности учреждения;

- другие, не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения. Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.

Для целей Федерального закона о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления учреждением или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров или услуг для учреждения, крупными потребителями товаров или услуг, производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения. Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения.

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы учреждения прежде всего в отношении целей его деятельности, и не должны использовать возможности учреждения, или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами учреждения. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:

- оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления учреждения или органу надзора за его деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;

- сделка должна быть одобрена органом управления учреждения или органом надзора за его деятельностью.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований статьи 27 Федерального закона о некоммерческих организациях, может быть признана судом недействительной[4]. Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому учреждению. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления учреждением, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются учредительными документами учреждения в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами.

Высшим органом управления учреждением в соответствии с его учредительным документом является собрание его учредителей. Основная функция высшего органа управления учреждением - обеспечение соблюдения учреждением целей, в интересах которых оно было создано.

К компетенции высшего органа управления учреждением относится решение следующих вопросов:

- изменение устава учреждения;

- определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества;

- образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- утверждение финансового плана учреждения и внесение в него изменений;

- создание филиалов и открытие представительств учреждения;

- участие в других организациях;

- реорганизация и ликвидация учреждения.

Общее собрание членов учреждения или заседание коллегиального высшего органа управления учреждением правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствуют более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления учреждением принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами.

Учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчётен высшему органу управления учреждением. К компетенции исполнительного органа учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления учреждением, определенную Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами учреждения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать учреждениям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных, иных сборов и платежей учреждениям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях;

- предоставление учреждениям льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

- размещение среди учреждений на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим учреждениям материальную поддержку.

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим учреждениям материальную поддержку.

Учреждение ведёт бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оно предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами учреждения. Размеры и структура доходов учреждения, а также сведения о размерах и составе имущества учреждения, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности учреждения не могут быть предметом коммерческой тайны учреждения.

Учреждение в случае нарушения Федерального закона о некоммерческих организациях несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если учреждение совершило действия, противоречащие целям её создания и Федеральному закону о некоммерческих организациях, учреждению может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.

В случае вынесения учреждению более двух предупреждений в письменной форме или представлений прокурора об устранении нарушений учреждение может быть ликвидировано по решению суда в порядке, предусмотренном статьёй 19 Федерального закона о некоммерческих организациях[5] и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. В наименовании учреждения отражены указания на организационно-правовую форму и характер деятельности. Учреждение является не коммерческой организацией, а государственной, не имеющее в качестве главной цели своей деятельности извлечение прибыли. Оно обладает не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом, которое забронировано от взысканий. Учреждение имеет самостоятельный баланс или смету, что делает их отличительными от других предприятий.

 

1.2 Структура управления и процесс планирования деятельности медицинского учреждения

За последние десятилетия произошли чрезвычайно существенные изменения в системе организации и финансирования деятельности медицинских организаций России. За достаточно короткий период (без практической возможности адаптации) совершен переход от принципов централизованного планирования и бюджетного финансирования, базирующегося на анализе тенденций изменения демографических, экологических и других факторов, определяющих как уровень потребности в медицинских услугах на региональных уровнях, так и централизации внедряемых новых медицинских технологий и методов лечения и отталкивающего от достигнутого уровня развития и качества предоставления медицинских услуг, к переходу на планирование развития здравоохранения на региональном уровне в условиях перехода систем финансирования конкретных медучреждений на принципы, предусмотренные системой обязательного медицинского страхования.

Несмотря на явно недостаточный уровень (размер) заложенных в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) базовых тарифов оплаты медучреждениям за фактически оказанные пациентам медицинские услуги, впервые появляется потребность планирования, развития и текущей деятельности медучреждения непосредственно аппаратом управления больниц и поликлиник. Основной причиной этой потребности является необходимость принятия управленческих решений, направленных на максимизацию доходов от лечебной деятельности и снижение текущих издержек при усиливающей тенденции конкуренции со стороны других (в первую очередь коммерческих) медицинских учреждений (борьба за платежеспособность пациентов по экономически наиболее выгодным нозологиям). Еще одним фактором, определяющим необходимость изменений в организации планирования и оперативного управления в медицинских учреждениях – это появление проблемы управления денежными потоками и необходимость решения других задач финансового менеджмента. Это связано с достаточно резким изменением принципов финансирования от системы предварительного поступления денежных средств из бюджета (в размере утвержденным вышестоящими организациями) к оплате по счетам за фактически пролеченное количество пациентов, выставляемых страховым компаниям (работающим как в системе обязательного, так добровольного медицинского страхования). И, как следствие, необходимость решения задач управления задолженностями, формирования резервов, выбор вариантов их размещения и ряда других.

Очевидно, что основным элементом адаптации медицинских учреждений к изменившимся условиям их деятельности является изменение принципов и структуры управления ими. В значительной мере это связано с изменением стратегической целевой установки определяющей направление усилия руководителей медучреждения. Сформулировать эту цель в наиболее общем виде можно как обеспечение экономически результативной лечебной деятельности (с учетом профиля организации), обеспечивающей устойчивое превышение суммарных доходов над расходами, позволяющее обеспечивать устойчивое развитие организации и страхование резервов (оборотных фондов).

Такая двуединая цель – сочетающая как набор требований результатом лечебной деятельности, так и требования экономической эффективности медучреждения, в качестве оптимальных вариантов построения организационных структур управления ориентирует на такие направления, которые включают в себя матричный подход, позволяющий взаимоувязать особые функции и роль руководителей – врачей, профессиональных администраторов и экономистов. В наиболее общем (укрупненном) виде принципы построения организационных структур медицинских учреждений показаны в табл. 1.1[6].

 

Таблица 1.1 Принципы построения организационных структур медицинских учреждений

Условия развития здравоохранения медицинских учреждений Базовые условия, определяющие процесс стратегического планирования здравоохранения в настоящее время.
Относительно стабильные условия развития системы здравоохранения, отталкивающиеся от уровня ее развития в предыдущих периодах Крайне нестабильные внешние условия деятельности медицинского учреждения с точки зрения роли центральных органов и условий финансирования
Текущее финансирование медицинского учреждения на основе подушевых нормативов и плановых мощностей конкретных медучреждений Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий
Централизованное капитальное финансирование развития медучреждений и модернизации их основных фондов (на основе натуральных поставок конкретных образцов медицинской техники) Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений (на основе обязательного медицинского страхования) с ориентацией на фактически оказанный объем лечебной помощи и уровня ее качества с включением в систему частных медицинских страховых компаний
Целевое внедрение новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно- медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов наиболее эффективного использования выделяемых ресурсов Возникновение реальной конкуренции между медучреждениями (расположенных в одном регионе) как за потоки пациентов так и в части методов и качестве лечения и, в конечном счете, получения доходов от различных источников их поступления
Все процедуры планирования сосредоточены в региональных и федеральных органах Минздрава Появление и расширение возможностей альтернативных вариантов оплаты заказчиками фактически оказанных медицинских услуг (добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги населению и предприятиям)
Деятельность руководителей медучреждений сопряжена с минимальным организационным и экономическим риском Практическое прекращение централизованного финансирования внедрения новых медицинских технологий и исключение из расчета тарифов по обязательному медицинскому страхованию составляющей, предусматривающей финансирование этого вида затрат
Формальное отношение к эффективному использованию площадей зданий и сооружение, медицинской техники, повышения квалификации персонала Ориентация в организации планирования и управления деятельностью медучреждения на максимизацию совокупного дохода, основными факторами роста которого являются: число пролеченных пациентов, сокращение (ниже нормативного) длительности лечения, рост доли коммерческих пациентов, внедрение современных медицинских технологий, являющихся конкурентоспособными

 

Проанализировав данную табл. 1.1. мы увидели нестабильные внешние условия деятельности медицинских учреждений, изменение и фактическое снижение принципов финансирования, с ориентацией на фактически оказанный объем лечебной помощи и уровня ее качества с включением в систему частных медицинских страховых компаний. Что привело к возникновению реальной конкуренции между учреждениями. Отсюда следует, что современная тенденция развития лечебного учреждения нуждается в изменении организационной структуры.

Лечебные профильные подразделения в такой структуре являются центрами формирования дохода медицинского учреждения от лечебной деятельности, и их лечебная деятельность контролируется и координируется медицинским руководством и задача отделов управления и обеспечивающих подразделений создавать условия для максимизации лечебного и экономического эффекта. При этом наиболее сложный аспект взаимоотношений служб управления и лечебных подразделений – это принятие решений по распределению ограниченных ресурсов (а они всегда будут ограничены) как на обеспечение текущей деятельности, так и на решения задач развития и внедрения новых медицинских технологий.

С целью принятия согласованных стратегических решений структуры должно быть предусмотрено наличие управляющего органа высшего уровня, отражающего интересы собственника.

Сложнейшая финансовая ситуация, в которой находится государственное отечественное здравоохранение, предъявляет повышенные требования к методам управления отраслью в целом и отдельным учреждением, в частности. Однако, ни для кого не секрет, что принятие решений, направленных на приведение в соответствие объемов «бесплатной» для пациента медицинской помощи с реальными финансовыми возможностями как на уровне государства в целом, так и отдельных территорий, тормозится политическими факторами.

В этих условиях вся тяжесть ответственности за необеспеченность медикаментами, оборудованием, продуктами питания и т.д. ложится на медицинские учреждения. Находясь в тисках между требованием обеспечить выполнение всего набора необходимых видов диагностики и лечения при оказании медицинской помощи, с одной стороны, и требованием предоставить населению эту помощь бесплатно, с другой, медицинские учреждения, как правило, вынуждены самостоятельно искать пути выхода их сложившегося положения.

В нынешних социально-экономических условиях медицинские учреждения из потребителей государственных ресурсов превратились в самостоятельно хозяйствующих субъектов. Соответственно и главный врач из ограниченного в правах «распорядителя кредитов» должен превратиться в полноценного управленца, менеджера.

Главная задача руководителя создать полноценную команду высокопрофессиональных управленцев. Нужно умение объединить усилия всех членов коллектива для достижения поставленной цели, а также умение принимать нестандартные решения на фоне несовершенства законодательства по многим вопросам здравоохранения. Каждая служба, решая свои конкретные задачи, одновременно должна давать руководителю аналитическую информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Тогда структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами основной системы управления (ОСУ) могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации[7].

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

К структуре управления предъявляется множество требований, они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей.

Центральная районная поликлиника находится в непосредственном ведении Комитета здравоохранения при городской администрации[8]. Руководство работой городской поликлиники осуществляет главный врач, у которого в зависимости от мощности поликлиники имеются заместители по лечебной части, по врачебно-трудовой экспертизе, по организационно-методической работе, по административно-хозяйственной части. Права и обязанности главного врача и его заместителей определяются соответствующими положениями.

Центральная районная поликлиника составляет годовой план своей работы. В плане предусматриваются конкретные лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляемые медицинским персоналом поликлиники и направленные на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности обслуживаемого ее населения, на повышение качества и культуры работы всего учреждения.

Центральная районная поликлиника ведет учет и хранение больничных листов, статистический учет деятельности врачей специалистов отделений (кабинетов) поликлиники, анализ показателей здоровья населения на территории обслуживания в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской федерации (РФ). Поликлиника составляет отчеты по формам, утвержденным Центральным статистическим управлением РФ, и осуществляет анализ статистических данных, характеризующих деятельность поликлиники, в частности анализ общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих прикрепленных предприятий.

Центральная районная поликлиника разрабатывает правила внутреннего распорядка для больных и правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников учреждения. Оснащение поликлиники медицинской аппаратурой, инструментарием, твердым инвентарем и хозяйственным имуществом производится в соответствии с установленными нормативами и в установленном порядке.

В состав поликлиники входят (Приложение 1):

- специализированные кабинеты (отделения) – терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, неврологические, отоларингологические, офтальмологические, эндокринологические, кардиоревматологические и др.;

- лечебно-диагностические кабинеты (отделения) – рентгенологический, функциональной диагностики, процедурный, физиотерапевтический, лечебной физкультуры массажа, клиническая лаборатория и др.;

- кабинет (отделения) доврачебного приема;

- регистратура со справочным столом;

- вспомогательные кабинеты – медицинский архив и др.;

- врачебные и фельдшерские здравпункты на промышленных предприятиях;

- административно-хозяйственная часть.

Одной из важнейших проблем амбулаторно-поликлинических учреждений остается регулирование потока больных с тем, чтобы обеспечить им высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь в максимально короткие сроки, устранив обезличивание в обслуживании. Следует учесть, что в любую городскую поликлинику, обслуживающую в среднем 50 тысяч жителей, ежедневно обращается не менее трех тысяч посетителей.

Следовательно, ведущей задачей в организации приема больных в амбулаторных и поликлинических учреждениях является обеспечение равномерной нагрузки всех кабинетов, что возможно прежде всего благодаря правильному регулированию большого потока больных.

При таком развитии отечественной системы здравоохранения возникает соперничество между организациями, то есть возникает конкуренция. В сущности понятия «конкуренция» важен не сам термин, не степень точности определения данной категории, а понимание и осмысливание некого процесса, функции взаимоотношений субъектов, взаимоотношений – приводящих к определенному положительному результату, характеризующему качество медицинской помощи по достаточному набору конкретно установленных и принятых параметров. По нашему мнению, конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

Конкуренция – это своеобразный внутренний механизм, объективная и необходимая функция жизнедеятельности и эволюция рынка медицинских услуг[9].

Формирование условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально для лечебно-профилактических организаций и медицинских (врачебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг. С позиции системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением. Поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий, которые приведенные в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.