РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Селезневой Анастасии Владимировны
Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности медицинского учреждения (на примере Балаковской Центральной районной поликлиники)
Дипломная работа (дипломный проект) студента
5-го курса очного (очно-заочного) отделения, экстерната
Москва 2006
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание организационно-правового обеспечения деятельности предприятия
1.2 Структура управления и процесс планирования медицинского
учреждения
2. Анализ Современного состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника» на рынке медицинских
услуг
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Общий анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
3.1 Перспективы развития организации на рынке медицинских услуг
3.2 Важнейшие проблемы и основные направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Общепризнанно, что проблема оптимизации структуры оказания медицинской помощи является актуальной во всем мире. Суть этой проблемы - отсутствие необходимой координации деятельности организаций, принимающих участие в оказании медицинских услуг и недостаточной ответственности за достижение конечного результата.
В современных условиях развития медицинских технологий оказание качественной медицинской помощи становиться все более и более дорогостоящим. Все прекрасно знают, с какими проблемами сталкивается современное здравоохранение. Сложная социально-демографическая ситуация в стране, недостаток финансирования, несовершенство нормативной базы и многое другое ставят медицинские учреждения в крайне тяжелое положение. Им приходится бороться не только за жизнь пациентов, но и за выживание самих медицинских учреждений. Они ищут способы решения возникающих проблем и у всех есть свои наработки, находки и интересные идеи. Обмен мнениями, обмен опытом, сейчас важен как никогда – тем самым помогают друг другу не только в финансовом выживании, но и, в конечном счете, достижении главной и благороднейшей цели – оказании медицинской помощи людям. Среди проблем здравоохранения на первом месте находится финансирование - дефицит программ государственных гарантий в разных территориях составляет от 20% до 40%. Вторая важнейшая проблема - состояние материально-технической базы. Износ основных фондов увеличился за последние 8 лет на 10% и достиг 30%. По существу, мы проедаем то, что было накоплено нашими предшественниками. Возрастает объем платных услуг, снижается доступность медицинской помощи. В стране работает около 30 тысяч участковых терапевтов, а необходимо 60 тысяч. Между тем существующий бюджет здравоохранения не позволяет в полном объеме профинансировать эти расходы. Поэтому необходим поиск других источников и резервов финансирования для оказания качественной медицинской помощи. Вокруг этих проблем мы ходим около 10 лет, и решить их по отдельности вряд ли удастся.
Одним из основных путей решения этих проблем является повышение внутренней экономической эффективности работы лечебно–профилактического учреждения. Понятно, что состояние здоровья населения зависит не только от системы здравоохранения. Вклад этой системы трудно измерим, тем не менее, очевидно, что он существенен. Сегодня состояние здоровья наших граждан свидетельствует о том, что ситуация в сфере здравоохранения в России остается сложной. В связи с этим назрела необходимость кардинальной реформы здравоохранения. В задачи реформы должно войти комплексное изменение структуры оказания медицинской помощи в России. Основной целью реформы должно быть построение более эффективной и экономичной системы здравоохранения. Другое направление – это комплекс мер по повышению эффективности системы финансирования, укреплению финансовой базы, которая предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования. Проблема системы обязательного медицинского страхования в том, что она носит децентрализованный характер. В территориальных фондах обязательного медицинского страхования должны аккумулироваться средства, направляемые по жестким правилам из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в качестве субсидий. Тогда каждый субъект Федерации будет знать, на какую сумму из федерального бюджета он может рассчитывать, но таких же обязательств необходимо требовать и от субъектов Федерации. При принятии своих бюджетов они должны учитывать тот объем медицинской помощи, который необходим для реализации программ государственных гарантий. Такая система управления средствами обязательного медицинского страхования позволит вводить в нее дополнительные суммы.
Необходимо преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации. Для радикальных перемен требуется изменение организационно-правового обеспечения деятельности предприятия. Сейчас у нас существует только форма учреждения. Исходя из этого сметное финансирование из бюджетов различных уровней, не связанное с результатом. Автономные учреждения более самостоятельны, их будут финансировать за результат, а не за содержание. Государственная автономная некоммерческая организация тогда будет совершенно самостоятельной. Это должно создать стимул для того, чтобы эти организации были заинтересованы в более эффективном использовании ресурсов, которые они имеют, нежели нынешние "учреждения". Сегодня любое муниципальное медицинское учреждение заинтересовано только в том, чтобы его как можно в большем объеме профинансировали из бюджета, из фонда обязательного медицинского страхования. Переведя его в новую организационно-правовую форму, можно создать стимулы для повышения эффективности работы, соответственно, для сокращения избыточных кадров и мощностей или другим словом, проведения реструктуризации медицинского учреждения, а как следствие, приведение штата учреждения к оптимальному состоянию. Сметное финансирование в таком случае будет заменено оплатой за количество и качество медицинских услуг. Изменятся и методы планирования бюджетных расходов на здравоохранение, таким образом, чтобы деньги на здравоохранение выделялись не на "сеть", а на объемы медицинской помощи. В каждом регионе нужно разрабатывать свои территориальные программы реструктуризации муниципальных медицинских учреждений.
В целях выработки методики изменения организационно-правового обеспечения деятельности предприятий, выбора формы и метода государственной поддержки, для находящихся в состоянии кризиса лечебно-профилактических учреждений, нами выбрана и изучена структура управления и даны предложения по ее усовершенствованию. В нашем варианте - это Медицинское учреждение здравоохранения «Центральная районная поликлиника».
Степень изученности и разработанности проблемы. В исследуемом нами предприятии полностью изучена организационно-правовая форма деятельности, структура управления Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», выявлены основные проблемы, препятствующие улучшению качества оказания медицинской помощи населению, разработаны предложения и возможные пути их устранения. Организационно-правовая форма медицинского учреждения здравоохранения рассматривалась в целом ряде исследований и публикаций (Большакова, 2001; Вялков, 2001; Кузнецов, 2001; Хальфин, 2001; Царегорордцев, 2001; Шейман, 1999; Шишкин, 2001; и др.). Они содержат убедительную критику в ряде организационно-правовых вопросов учреждений здравоохранения и обоснование необходимости перехода к новым организационно-правовым нормам, с результирующими показателями работы, с изменением финансирования и в частности, к оплате, за пролеченных больных. Но эти работы недостаточно подкреплены количественным анализом формирования и использования финансовых средств федеральными учреждениями здравоохранения.
Предмет исследования – организационно-правовая деятельность Медицинского учреждения здравоохранения, направленная на улучшение качества обслуживания и оказания совершенных методов лечения, профилактической помощи населению.
Объектом исследования является Муниципальное учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», входящее в состав Комитета здравоохранения при администрации Балаковского муниципального образования.
Целью дипломной работы является характеристика и анализ причин, состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника», сделав упор на разработку и реализацию наиболее рационального новаторского решения для усовершенствования организационно-правового обеспечения деятельности медицинского учреждения.
Задачи данной работы:
Ø изучить имеющуюся организационно-правовую деятельность медицинского учреждения, методы работы, нормативные акты, регулирующие деятельность МУЗ «ЦРП»;
Ø дать характеристику и проанализировать настоящее положение МУЗ «ЦРП» в сфере деятельности – оказания медицинской помощи населению;
Ø определить методы и способы организационно-правовой деятельности МУЗ «ЦРП»;
Ø определить роль различных форм финансирования МУЗ «ЦРП»;
Ø в ходе выполнения данной работы выявить недостатки и предложить пути их решения.
Информационная база. В дипломной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, законодательные, правительственные источники, а также использованы различные данные финансовой отчетности учреждения здравоохранения, по материалам которых иллюстрируется практическое применение методик. В качестве примеров в работе использованы гипотетические данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемого вопроса.
Методологическая база. В анализируемой нами работе были использованы общепризнанные способы, формы, правила, и методы изучения и анализа правового обеспечения деятельности медицинского учреждения как отечественных так и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы. В своей работе мы предложили достаточно эффективную модель организации медицинских услуг, обеспечивающую доступность медицинской помощи, защиту прав пациента, гарантию качества оказываемых услуг и предоставляющую уникальную возможность страховым компаниям и лечебным учреждениям интегрировать свои усилия на достижение конечного результата. Эта модель организации медицинских услуг приемлема ко всем медицинским лечебно-профилактическим учреждениям различных уровней.
Структура . В нашей работе показана структура исследуемого медицинского учреждения, которая характерна практически для всех лечебно-профилактических учреждений России.
В данной работе обсуждаются возможности использования существующей системы статистической и финансовой отчетности для количественного определения эффективности бюджетного финансирования. Предметом подробного анализа является экономическая характеристика механизма организации работы Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», в том числе предпринятые в последнее время попытки по его изменению. Показано, что применяемый механизм организации работы обеспечивает разновидность финансирования деятельности МУЗ «ЦРП», воспроизводит затратный тип хозяйствования. Предложены рекомендации по изменению порядка подушевого финансирования медицинского учреждения.
Важными компонентами намечаемых преобразований должны стать изменения в механизмах использования средств, выделяемых на цели здравоохранения из федерального бюджета. Основная их часть расходуется на финансирование учреждений здравоохранения, находящихся в федеральной собственности.
В последние два года Министерство здравоохранения Российской Федерации предприняло некоторые шаги, направленные на изменение существующего порядка финансирования. Эти нововведения еще не стали предметом научного анализа.
В первой главе данной дипломной работы, мы рассмотрели сущность организационно-правового обеспечения деятельности предприятия, структуру управления и процесс планирования медицинского учреждения. Во второй главе нами отражен анализ статей расходов местного бюджета и иных источников финансирования МУЗ «ЦРП», изучены возможности количественного оценивания эффективности бюджетного финансирования, экономический анализ порядка бюджетного финансирования деятельности учреждения здравоохранения, действующего в последний год, и результативности имевших место попыток его изменения, разработаны рекомендаций по повышению эффективности использования платных медицинских услуг. Методология исследования включает в себя использование методов анализа статистических данных, методов экономической оценки экономической эффективности МУЗ «ЦРП», методов экономико-правового анализа и анализа политических решений. В третьей главе показаны направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «ЦРП», перспективы его развития. Выявлены основные недостатки в деятельности предприятия, предложены пути его усовершенствования.
Источниками для проведения исследования послужили отчеты, представляемые экономическим и статическим отделами данного предприятия, нормативные документы, Устав, регулирующий финансирование деятельности учреждения здравоохранения, научные публикации в области экономики здравоохранения и др.
Заключение
В первой главе данной работы мы описываем структуру содержания организационно-правового обеспечения деятельности предприятия, даем определение понятию предприятия, не имеющему основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Оно является некоммерческой организацией, обладающей не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом, что является отличительной особенность от других предприятий. В наименовании предприятия содержится указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности. Основная цель предприятия - это оказания медицинской помощи прикрепленному населению. Предприятие является юридическим лицом и функционирует на основании Устава, финансируется из средств местного (городского бюджета), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать со своим наименованием. Мы описываем принципы построения организации медицинских учреждений, выявляем основные элементы системы управления и определяем роль предприятия на рынке услуг.
Во второй главе мы определили объект исследования, его статус, указываем подразделения входящие в состав МУЗ «ЦРП», определили его юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, цель создания данного учреждения, предмет деятельности, обязательства, Нами установлено, что высшим должностным лицом, учреждения является главный врач, назначаемый и освобождаемый Комитетом здравоохранения при администрации города, его права и обязанности. В данной главе так же указываются источники имущества и его финансовые ресурсы, показывается удельный вес бюджетных расходов, а так же представлены таблицы, в которых отражены данные, характеризующие деятельность поликлиники.
В третьей главе показаны направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «ЦРП», перспективы его развития. Выявлены основные недостатки в деятельности предприятия, предложены пути его усовершенствования, приоритетные задачи в области профилактики и укрепления здоровья населения.
В рыночной экономике нет и не должно быть постоянно убыточных отраслей. Это в полной мере относится и к отрасли здравоохранения. И никакие ссылки на специфику отрасли не в силах опровергнуть этого. Тем более, что здравоохранение не обладает какими-либо свойствами, которые предопределили бы его заведомую убыточность. Как раз наоборот. Здравоохранение имеет дело с самым ценным для человека – с его здоровьем и самой жизнью[33]. Уже одно это превращает здравоохранение в потенциально одну из наиболее перспективных и высокодоходных отраслей.
Так почему же большинство медицинских учреждений влачит жалкое существование? Причина зачастую весьма банальна – государство, пользуясь монополизмом, ведет себя как недобросовестный покупатель медицинских услуг, не оплачивая медицинским учреждениям их полную стоимость. Между тем, недостаток средств в бюджете не может служить оправданием такого поведения. Если не хватает средств, значит ограничить объем покупаемых государством медицинских услуг, но платить сполна за каждую из них. Надо гарантировать бесплатность медицинских услуг за счет государства только в том объеме, который государство может обеспечить, взяв под полную опеку только тех, кто действительно не может заработать на свое существование и медицинское обеспечение. И не надо бояться, что мы лишим миллионы людей социальной защиты, выражающейся в ожиданиях в очередях, в необходимости нести в больницы свои лекарства, шприцы и т. д., в повсеместно распространенной практике выражения «благодарности в карман» всем, начиная от врача до санитарки. Если мы сохраним такую ситуацию, то мы до бесконечности будем тиражировать взаимный обман, когда государство делает вид, что оно оплачивает медицинским учреждениям их работу, а медицинские учреждения делают вид, что они лечат больных. Конечно, государство обязано не оставить отрасль здравоохранения без внимания. И оно не должно быть источником средств, а создавать условия для развития отрасли через стимулирование, благотворительности, создание льготной системы, налогообложения медицинских учреждений, реформирования системы обязательного медицинского страхования, поддержке добровольного медицинского страхования и т.д.
Безусловно, не обойдется и без закрытия части медицинских учреждений в городах, но вот как раз это и будет первым наиболее явным положительным результатом. Закроются больницы, не пользующиеся спросом, не имеющие возможности оказать современную медицинскую помощь из-за ветхости помещений, из-за отсутствия необходимого оборудования, из-за недостатка высококлассных специалистов и т.д. Разве это не преступление содержать не полноценные учреждения, которые не способны не только обеспечить необходимый уровень диагностики и лечения, но и санитарно- эпидемиологический режим? Разве это не благо, что мы обезопасим население от посещения потенциально опасных медицинских учреждений?
Немаловажно и то, что можно не допустить никакого снижения доступности медицинской помощи. Хорошо известно, что существует недостаток медикаментов, позволяется немыслимая роскошь использовать основную массу дорогостоящего и дефицитного оборудования в одну смену. Но справедливости ради надо отметить, что даже в нынешних условиях есть достаточно большие резервы которые можно использовать для улучшения ситуации. Можно ли сделать деятельность медицинского учреждения экономически эффективной? Можно. И пример тому МУЗ «Центральная районная поликлиника», которое, находясь в одинаковых экономических условиях с другими лечебными учреждениями города, оказывается способным быть в числе лидеров здравоохранения по объемам и качеству оказываемых медицинских услуг, демонстрировать поразительную финансовую выживаемость, изыскивает возможность из года в год наращивать свой технический потенциал. Оборудование для диагностического центра, клинической лаборатории, отделения стерилизации медицинского инструментария, рентгенологического отделения – вот неполный перечень последних наиболее крупных приобретений. Изыскивается возможность провести ремонт в ряде отделений учреждения. Наибольший удельный вес кассовых расходов в консолидированном источнике занимаю доходы за счет средств обязательного медицинского страхования – 88,2%. Выполняется план врачебных посещений, за 2005 год выполнен на 105,2%. Улучшился показатель койко-дней дневного стационара. Особое внимание уделяется обучению медицинских работников – на курсах повышения квалификации прошли обучение 18 врачей. Руководство МУЗ «Центральная районная поликлиника» не останавливается на достигнутых результатах, старается найти новые формы и методы в оказании медицинской помощи населению.
Таковы основные результаты исследования, проведенного в дипломной работе. Практическая реализация основных положений и идей данной работы, по нашему мнению, окажет существенное положительное влияние на развитие и совершенствование организационно-правовой деятельности учреждений здравоохранения и отрасли здравоохранения нашей страны в целом.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Селезневой Анастасии Владимировны
Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности медицинского учреждения (на примере Балаковской Центральной районной поликлиники)
Дипломная работа (дипломный проект) студента
5-го курса очного (очно-заочного) отделения, экстерната
Москва 2006
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание организационно-правового обеспечения деятельности предприятия
1.2 Структура управления и процесс планирования медицинского
учреждения
2. Анализ Современного состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника» на рынке медицинских
услуг
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Общий анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
3.1 Перспективы развития организации на рынке медицинских услуг
3.2 Важнейшие проблемы и основные направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Общепризнанно, что проблема оптимизации структуры оказания медицинской помощи является актуальной во всем мире. Суть этой проблемы - отсутствие необходимой координации деятельности организаций, принимающих участие в оказании медицинских услуг и недостаточной ответственности за достижение конечного результата.
В современных условиях развития медицинских технологий оказание качественной медицинской помощи становиться все более и более дорогостоящим. Все прекрасно знают, с какими проблемами сталкивается современное здравоохранение. Сложная социально-демографическая ситуация в стране, недостаток финансирования, несовершенство нормативной базы и многое другое ставят медицинские учреждения в крайне тяжелое положение. Им приходится бороться не только за жизнь пациентов, но и за выживание самих медицинских учреждений. Они ищут способы решения возникающих проблем и у всех есть свои наработки, находки и интересные идеи. Обмен мнениями, обмен опытом, сейчас важен как никогда – тем самым помогают друг другу не только в финансовом выживании, но и, в конечном счете, достижении главной и благороднейшей цели – оказании медицинской помощи людям. Среди проблем здравоохранения на первом месте находится финансирование - дефицит программ государственных гарантий в разных территориях составляет от 20% до 40%. Вторая важнейшая проблема - состояние материально-технической базы. Износ основных фондов увеличился за последние 8 лет на 10% и достиг 30%. По существу, мы проедаем то, что было накоплено нашими предшественниками. Возрастает объем платных услуг, снижается доступность медицинской помощи. В стране работает около 30 тысяч участковых терапевтов, а необходимо 60 тысяч. Между тем существующий бюджет здравоохранения не позволяет в полном объеме профинансировать эти расходы. Поэтому необходим поиск других источников и резервов финансирования для оказания качественной медицинской помощи. Вокруг этих проблем мы ходим около 10 лет, и решить их по отдельности вряд ли удастся.
Одним из основных путей решения этих проблем является повышение внутренней экономической эффективности работы лечебно–профилактического учреждения. Понятно, что состояние здоровья населения зависит не только от системы здравоохранения. Вклад этой системы трудно измерим, тем не менее, очевидно, что он существенен. Сегодня состояние здоровья наших граждан свидетельствует о том, что ситуация в сфере здравоохранения в России остается сложной. В связи с этим назрела необходимость кардинальной реформы здравоохранения. В задачи реформы должно войти комплексное изменение структуры оказания медицинской помощи в России. Основной целью реформы должно быть построение более эффективной и экономичной системы здравоохранения. Другое направление – это комплекс мер по повышению эффективности системы финансирования, укреплению финансовой базы, которая предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования. Проблема системы обязательного медицинского страхования в том, что она носит децентрализованный характер. В территориальных фондах обязательного медицинского страхования должны аккумулироваться средства, направляемые по жестким правилам из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в качестве субсидий. Тогда каждый субъект Федерации будет знать, на какую сумму из федерального бюджета он может рассчитывать, но таких же обязательств необходимо требовать и от субъектов Федерации. При принятии своих бюджетов они должны учитывать тот объем медицинской помощи, который необходим для реализации программ государственных гарантий. Такая система управления средствами обязательного медицинского страхования позволит вводить в нее дополнительные суммы.
Необходимо преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации. Для радикальных перемен требуется изменение организационно-правового обеспечения деятельности предприятия. Сейчас у нас существует только форма учреждения. Исходя из этого сметное финансирование из бюджетов различных уровней, не связанное с результатом. Автономные учреждения более самостоятельны, их будут финансировать за результат, а не за содержание. Государственная автономная некоммерческая организация тогда будет совершенно самостоятельной. Это должно создать стимул для того, чтобы эти организации были заинтересованы в более эффективном использовании ресурсов, которые они имеют, нежели нынешние "учреждения". Сегодня любое муниципальное медицинское учреждение заинтересовано только в том, чтобы его как можно в большем объеме профинансировали из бюджета, из фонда обязательного медицинского страхования. Переведя его в новую организационно-правовую форму, можно создать стимулы для повышения эффективности работы, соответственно, для сокращения избыточных кадров и мощностей или другим словом, проведения реструктуризации медицинского учреждения, а как следствие, приведение штата учреждения к оптимальному состоянию. Сметное финансирование в таком случае будет заменено оплатой за количество и качество медицинских услуг. Изменятся и методы планирования бюджетных расходов на здравоохранение, таким образом, чтобы деньги на здравоохранение выделялись не на "сеть", а на объемы медицинской помощи. В каждом регионе нужно разрабатывать свои территориальные программы реструктуризации муниципальных медицинских учреждений.
В целях выработки методики изменения организационно-правового обеспечения деятельности предприятий, выбора формы и метода государственной поддержки, для находящихся в состоянии кризиса лечебно-профилактических учреждений, нами выбрана и изучена структура управления и даны предложения по ее усовершенствованию. В нашем варианте - это Медицинское учреждение здравоохранения «Центральная районная поликлиника».
Степень изученности и разработанности проблемы. В исследуемом нами предприятии полностью изучена организационно-правовая форма деятельности, структура управления Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», выявлены основные проблемы, препятствующие улучшению качества оказания медицинской помощи населению, разработаны предложения и возможные пути их устранения. Организационно-правовая форма медицинского учреждения здравоохранения рассматривалась в целом ряде исследований и публикаций (Большакова, 2001; Вялков, 2001; Кузнецов, 2001; Хальфин, 2001; Царегорордцев, 2001; Шейман, 1999; Шишкин, 2001; и др.). Они содержат убедительную критику в ряде организационно-правовых вопросов учреждений здравоохранения и обоснование необходимости перехода к новым организационно-правовым нормам, с результирующими показателями работы, с изменением финансирования и в частности, к оплате, за пролеченных больных. Но эти работы недостаточно подкреплены количественным анализом формирования и использования финансовых средств федеральными учреждениями здравоохранения.
Предмет исследования – организационно-правовая деятельность Медицинского учреждения здравоохранения, направленная на улучшение качества обслуживания и оказания совершенных методов лечения, профилактической помощи населению.
Объектом исследования является Муниципальное учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», входящее в состав Комитета здравоохранения при администрации Балаковского муниципального образования.
Целью дипломной работы является характеристика и анализ причин, состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника», сделав упор на разработку и реализацию наиболее рационального новаторского решения для усовершенствования организационно-правового обеспечения деятельности медицинского учреждения.
Задачи данной работы:
Ø изучить имеющуюся организационно-правовую деятельность медицинского учреждения, методы работы, нормативные акты, регулирующие деятельность МУЗ «ЦРП»;
Ø дать характеристику и проанализировать настоящее положение МУЗ «ЦРП» в сфере деятельности – оказания медицинской помощи населению;
Ø определить методы и способы организационно-правовой деятельности МУЗ «ЦРП»;
Ø определить роль различных форм финансирования МУЗ «ЦРП»;
Ø в ходе выполнения данной работы выявить недостатки и предложить пути их решения.
Информационная база. В дипломной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, законодательные, правительственные источники, а также использованы различные данные финансовой отчетности учреждения здравоохранения, по материалам которых иллюстрируется практическое применение методик. В качестве примеров в работе использованы гипотетические данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемого вопроса.
Методологическая база. В анализируемой нами работе были использованы общепризнанные способы, формы, правила, и методы изучения и анализа правового обеспечения деятельности медицинского учреждения как отечественных так и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы. В своей работе мы предложили достаточно эффективную модель организации медицинских услуг, обеспечивающую доступность медицинской помощи, защиту прав пациента, гарантию качества оказываемых услуг и предоставляющую уникальную возможность страховым компаниям и лечебным учреждениям интегрировать свои усилия на достижение конечного результата. Эта модель организации медицинских услуг приемлема ко всем медицинским лечебно-профилактическим учреждениям различных уровней.
Структура . В нашей работе показана структура исследуемого медицинского учреждения, которая характерна практически для всех лечебно-профилактических учреждений России.
В данной работе обсуждаются возможности использования существующей системы статистической и финансовой отчетности для количественного определения эффективности бюджетного финансирования. Предметом подробного анализа является экономическая характеристика механизма организации работы Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», в том числе предпринятые в последнее время попытки по его изменению. Показано, что применяемый механизм организации работы обеспечивает разновидность финансирования деятельности МУЗ «ЦРП», воспроизводит затратный тип хозяйствования. Предложены рекомендации по изменению порядка подушевого финансирования медицинского учреждения.
Важными компонентами намечаемых преобразований должны стать изменения в механизмах использования средств, выделяемых на цели здравоохранения из федерального бюджета. Основная их часть расходуется на финансирование учреждений здравоохранения, находящихся в федеральной собственности.
В последние два года Министерство здравоохранения Российской Федерации предприняло некоторые шаги, направленные на изменение существующего порядка финансирования. Эти нововведения еще не стали предметом научного анализа.
В первой главе данной дипломной работы, мы рассмотрели сущность организационно-правового обеспечения деятельности предприятия, структуру управления и процесс планирования медицинского учреждения. Во второй главе нами отражен анализ статей расходов местного бюджета и иных источников финансирования МУЗ «ЦРП», изучены возможности количественного оценивания эффективности бюджетного финансирования, экономический анализ порядка бюджетного финансирования деятельности учреждения здравоохранения, действующего в последний год, и результативности имевших место попыток его изменения, разработаны рекомендаций по повышению эффективности использования платных медицинских услуг. Методология исследования включает в себя использование методов анализа статистических данных, методов экономической оценки экономической эффективности МУЗ «ЦРП», методов экономико-правового анализа и анализа политических решений. В третьей главе показаны направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «ЦРП», перспективы его развития. Выявлены основные недостатки в деятельности предприятия, предложены пути его усовершенствования.
Источниками для проведения исследования послужили отчеты, представляемые экономическим и статическим отделами данного предприятия, нормативные документы, Устав, регулирующий финансирование деятельности учреждения здравоохранения, научные публикации в области экономики здравоохранения и др.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.