(На доске плакат с алгоритмом деления на однозначное число.)
1. Находим первое неполное делимое.
2. В частном ... цифр.
3. Делим.
4. Умножаем.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Образуем второе делимое...
— Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом. 1764:6
(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)
— Решите следующий пример. 1764:36
— Чем отличается этот пример от предыдущего? (Делитель — двузначное число.)
— Как вы думаете, можно ли использовать старый алгоритм для этого случая деления? (Ответы детей.)
— Кто хочет попробовать выполнить деление?
(К доске выходит желающий ученик и начинает работу по алгоритму.)
— Как найти первое неполное делимое? (Надо 36 округлить до 30. 176 делим на 10, получается 17 десятков. 17 десятков делим на 3 десятка. Подберем пробную цифру в частном — 5. 36-5 = 180, 180 > 176, значит, цифра 5не подходит. Пробуем цифру 4.36-4= 144, 144 < 176, эта цифра подходит. И т. д.)
— Какой шаг вы бы добавили к алгоритму? (Подбираем пробную цифру в частном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму.)
IV . Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление нас. 59.
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: почему нельзя сразу писать цифру в частном? (Первое произведение может оказаться больше делимого.)
№219 (с. 59).(Первый столбик - коллективно, с комментированием у доски, второй - самостоятельно с последующей самопроверкой третий — самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка.)
№220 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)
Решение
1) 3360 : 10 = 336 (т) — привезли извести;
2) 3360 : 12 = 280 (т) - привезли цемента;
3) 336 - 280 = 56 (т).
Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.
V . Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.( Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет,( Шаги на месте.)
В чехарду играть зовет.( Хлопки в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть,( Присесть.)
Нужно лапочки погреть.( Хлопки в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз,( Руки вверх, затем вниз.)
На носочках потянись.( Потянуться —руки вверх.)
Лапки ставим на бочок,( Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок.( Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, ( Присесть.)
Чтоб не мерзли лапки.( Потопать ногами.)
Зайцы скачут —
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
VI . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№222 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Почему со второй пасеки собрали больше меда? (На этой пасеке больше ульев.)
— На сколько больше? Как это узнать? (52 -47 = 5.)
— Что можно узнать, зная эти две разности: 350 кг и 5 ульев? (Сколько килограммов собирали с одного улья.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)
Решение
1) 350 : (52 — 47) = 70 (кг) — получили с одного улья;
2) 70 • 47 = 3290 (кг) — меда собрали с первой пасеки;
3) 70 • 52 = 3640 (кг) — меда собрали со второй пасеки. Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй —
3640 кг меда.
№223 (с. 59).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 59 - ребус).)
VII . Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 59). Самопроверка по образцу.) Ответы: 23, 13.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII . Подведение итогов урока
— Какой алгоритм мы составили сегодня на уроке?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Кто не разобрался в теме урока?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: № 221, 225 (с. 59).
________________________________
Дата: 2019-07-24, просмотров: 319.