Особенности проблематики и поэтики романа А.Дёблина «Берлин. Александер-платц».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Замечательных результатов в изображении выходцев из народа удалось достигнуть Альфреду Дёблину (1878-1957), который всем своим творчеством отстаивал мысль о том, что писатель призван обращаться к самым широким массам.

Дёблин работал врачом при больничной кассе в одном из бедняцких районов Берлина. Однако его ранняя проза редко берет свои темы из этой сферы реальной жизни. По своим тематическим и стилистическим признакам, а также по склонности к экспериментаторству ранняя проза Дёблина тяготеет к экспрессионизму. Фантазия рассказчика расцвечивает исторический материал живыми многокрасочными образами, примером чему могут служить романы «Три прыжка Ван-Луня» (1915) и «Валленштейн» (1920). Умение Дёблина показать народные массы в качестве движущей силы истории и в то же время выявить роль отдельной личности, раскрыть политические интересы в поступках исторических фигур, обнаружить двойственный характер современной техники - например, в романе «Борьба Вадцека с паровой турбиной» (1918) или в фантастическом романе «Горы, моря и гиганты» (1924) - дало настолько интересные результаты, что им трудно подобрать для сравнения какие-либо иные романы из немецкой литературы этого времени.

В романе «Берлин-Александерплац» (1929) Дёблин впервые обращается к той среде, которую он прекрасно знает по собственному опыту. Он рассказывает о жизни простых берлинцев, причем рассказ идет о самых свежих событиях, а в центре их оказываются «пролетарские» персонажи.

Бывший рабочий Франц Биберкопф выпущен из тюрьмы и хочет начать в Берлине нормальную жизнь «порядочного человека», однако вновь становится убийцей. Виною тому, по мнению автора, служит «вавилонская блудница» - город, атмосферу которого создает виртуозная техника монтажа. Привычные повествовательные элементы сочетаются в романе с внутренними монологами, авторским комментарием, мифологическими фрагментами и документальными материалами. Дёблин добивается при этом такого функционального единства романа, который обеспечивает максимальный художественный эффект. С другой стороны, писатель объясняет крах своего героя тем, что у того был якобы неверный «план жизни». Книга Дёблина обретает черты «романа воспитания» в той мере, в какой Биберкопф подымается на новую ступень осмысления жизни, однако выводы, сопутствующие этому, практически не выходят за пределы наказа постоянно быть начеку. Во всяком случае, художественный эксперимент, по замыслу которого в центре романа оказывалось изображение актуальной действительности, обеспечил роману Дёблина «Берлин - Александерплац» такой успех, какой не выпадал на долю ни одного из других его произведений.

35.  Своеобразие новеллистики С. Цвейга. Модель новеллы С.Цвейга (на примере одной-двух новелл по выбору).

 

Новеллы

- один из любимых жанров писателя. Внешние события служат в новеллах лишь поводом или толчком для развития или поворота психологической интриги. Творческий почерк Цвейга-новеллиста оформился в начале 20-х гг. Сюжетное напряжение новелл определяется не динамикой действия, а умелой передачей душевных движений героев, тонким и точным анализом их внутреннего состояния. Многие новеллы построены на изображении психологического конфликта, нагнетаемого постепенно и с большим мастерством. Так, в новелле «Незримая коллекция» Цвейг рассказывает об инвалиде, потерявшем зрение на войне. В течение нескольких десятилетий слепой занимается коллекционированием старинных рисунков и гравюр и составляет поистине бесценное собрание. Однажды к нему заходит крупный антиквар, и слепой с гордостью показывает ему свою коллекцию, не подозревая, что он демонстрирует потрясенному посетителю совершенно чистые листы. Он и не знает, что его дочь и жена давным-давно, еще в годы инфляции, продали все его роскошные оригиналы и что только таким образом им удалось не умереть с голоду.

В его объединенных под общим названием «Цепь» новеллах, которые делились на три цикла, более широко раскрылся талант писателя: «Жгучая тайна» - о сложной психологии детской души; «Амок» - широкая панорама человеческих страстей, «Смятение чувств» - о борьбе свободных человеческих стремлений с условностями буржуазной морали.

В своих новеллах он продолжает традицию реализма 19 века. В новеллах Цвейга проникновение в душу человека, анализ его глубинных чувств и пластов психологии. В драматических проблемах жизни, о которых повествует автор в своих новеллах, он далек от упрощенного социологического подхода, он видит в драматических коллизиях проявление тайн пола и вечных чувств.

Одним из первых в литературе ХХ века Цвейг, отдавший дань фрейдизму, открыл ходы, которыми будет интенсивно пользоваться бульварная и массовая романистика, но избежал при этом самоцельной занимательности сюжета.

В новеллах Цвейга сталкиваются характеры, темпераменты, разные типы людей. В них бурлит вулкан чувств - от романтической любви до роковой вины и самопожертвования. Здесь честь дороже жизни, а неожиданная страсть, подобно удару молнии, пронзает немолодых порядочных женщин, вырывая их из скучного супружества.

Во втором сборнике новелл «Амок» Цвейг изображает любовь как титаническую страсть, выраженную с сложных психологических конфликтах. Создавая эти рассказы Цвейг стремился раскрыть область подсознательного. Сама новелла «Амок» открывает мир неудержимых страстей и острых столкновений. Описанию сильных страстей посвящены и другие новеллы этого сборника: «Фантастическая ночь», «Женщина и ландшафт», «Улица в лунном свете».

В третьем цикле новелл Цвейг пытается выразить свою мысль о том, что буржуазная цивилизация с ее волчьей моралью калечит чувства, извращает их, толкает людей на преступления. Цвейг рисует полные драматизма социально-психологические конфликты: «Двадцать четыре часа из жизни женщины» (чувство сострадания к игроку дает возможность овдовевшей женщине за сутки познать всю глубину жизни, горести и радости любви); «Закат одного сердца» ( мир эгоизма и своекорыстия открывается в этой новелле - старик, всю жизнь обеспечивающий свою семью, узнает, что его дочь под влиянием мимолетной страсти стала наложницей.

Цвейга интересовал внутренний мир человека, он стремился проникнуть в тончайшие области чувств, настроений. Мыслей людей. Новеллы Цвейга раскрывают жизнь человека, полную драматических переживаний, сильных эмоциональных порывов и интеллектуально-психологических исканий. Писатель показывает, как погоня за богатством, стремления к личному благополучию разобщает людей, обедняет человека и часто превращает его в изолированного чудака и маньяка. Основной конфликт всех его новелл - это столкновение страстной личности, ищущей подлинной поэзии и мещански-ограниченного современного ему общества. Цвейг страстно стремился к духовному раскрепощению человеческих чувств и порывов от цепей эгоизма, расчета и торгашества. Герои Цвейга всегда одиноки, они живут в своем замкнутом мире и далеки от бурной социальной жизни. Писателя всегда интересовали внутренние переживания человека, поэтому он мало уделял внимания описанию внешней жизни.

Духовный мир героев Цвейга очень сложен. Их психология полна контрастов и противоречий - доктор из новеллы «Амок», миссис К. - героиня новеллы «Двадцать четыре часа из жизни женщины», героиня «Письма незнакомки».

Противоречивые чувства, свойственные персонажам новелл Цвейга, часто объединяются в единый поток, в единую страсть, которая становится основой их бытия, определяет их поступки, чувства и мысли. Она является движущей силой всех их действий. Причем доминирующая страсть также многообразна, как многообразна сама жизнь (любовь, творческие устремления людей).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.