После провозглашения государственного суверенитета Казахстана Правительство республики приступило к трансформации социалистических основ государства. Главными аспектами данной политики стал переход национальной экономики от плановой к экономике с рыночными отношениями и выход из сложившегося экономического кризиса. Новый закон РК «О национальном банке РК» был принят в апреле 1993 г., который обозначил задачи и принципы деятельности, полномочия и статус Национального банка, его роль и место в банковской системе, взаимодействия с государственными структурами РК. Ко времени введения национальной валюты, банковская система Казахстана была представлена двухуровневой банковской системой. В которой специализированные банки преобразовались в акционерные банки, а Национальный банк выполнял функции центрального банка. Это позволило проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Экономика Казахстана в период существования Советского Союза имела сырьевую направленность. С республики вывозили нефть, руду, металл, шерсть, кожу, зерно, в результате чего Казахстан практически не имел своей перерабатывающей промышленности, не производил готовых товаров, был прочно связан с Россией. Этот объективный фактор не давал возможность легко выйти из рублевой зоны.26 июля 1993 г. Россия в одностороннем порядке провела замену денег образца 1961-1992 гг. В республике назревал социальный и финансовый кризис. С момента ведения национальной валюты – тенге в сфере экономики произошли реальные изменения. Создана устойчивая банковская система, сложен механизм работы рынка ценных бумаг, успешно функционирует платежная система, фондовый рынок, создается механизм защиты денежных вкладов населения в национальных банках. В этот период страна испытала на себе последствия четырех кризисов.
Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 г. третий, глобальный финансово-экономический кризис 2007/2008 гг и последний 2015/2016 гг. нефтяной Последствия первого кризиса страна преодолела к 1997/98 гг., когда были пройдены самые нижние точки развития. Все эти явления были испытаниями на прочность, которые наша страна успешно выдержала.
Наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.
Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений. Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа, и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства.
Очевидно, что не все задачи за годы независимости решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Наряду с экономическими реформами в республике особое внимание было уделено и социальным реформам. Одним из основных направлений социальной политики государства является пенсионное обеспечение. В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую актуальность приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств, привела к кризису традиционной пенсионной системы. Поэтому государство принимает решение о радикальном изменении этой системы. В марте 1997 году была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике, затем прошло всенародное обсуждение проекта закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 года республика приступила к строительству новой пенсионной системы. Гражданам предоставлено право выбора пенсионных фондов для осуществления накоплений. Государство создало эффективные механизмы гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Законом предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании своих пенсионных накоплений, а также обеспечение права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестирования средств в различных финансовых институтах. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн.
Основная литература: [2,5-11,17,22,34-36; дополнительная литература:8,12,15,16,23,26,39,42,49,51,57,60,62-66,68-70,75-79,81-83,86-89]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 318.