Творческие работы учащихся. Обучающее изложение и сочинение в начальной школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы работы с художественным произведением:

1.Чтение произведения (учителем/учениками);

2. Анализ худ.текста:

1) определение этапов развития сюжета (завязка, развитие действия,, кульминация, развязка)

2) выделение эпизодов при составлении плана

3) сопоставление эпизодов

4) соотношение друг с другом различных элементов текста

5) сравнение образов персонажей

6) установление связей между пейзажем и образом персонажей, между портретом и авторским отношением к персонажу

7) осмысление названия

* Составить план нужно только там, где много событий. Восстановить хронологию, последовательность событий.

*Пересказывать только науч.-попул. произведения, а их художественных – фольклорные сказки.

3. Анализ стиля:

1) нахождение и объяснение роли в тексте сравнений, метафор, эпитетов и других тропов

2) нахождение и объяснение роли глаголов действия

3) стилистический эксперимент – искажение текста. Специально пропускаются в тексте эпитеты, дети сравнивают с оригиналом, пытаются понять, зачем писатель выбрал именно это слово.

4) Узнавание автора по стилю

5) Игра «Узнай героя, кто так говорит?»

6) Создание комического эффекта (неожиданные сравнения, гиперболы, литоты)

4. Анализ образа персонажей

1) Выявление читательского впечатления и оценок

2) Аналитическое восприятие – выделить основные черты характера с помощью анализа текста, авторское отношение к персонажу

3) Целостное восприятие образа- роли образа в структуре произведения

 

Обучение составлению плана и пересказу прочитанного

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид -установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов.

Пересказ — устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца.

Главные требования к пересказу следующие:

- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

- в пересказе должен сохраняться стиль образца;

- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

- в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный ® Краткий ® План ® Главная мысль всего пересказа текста в одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:

- по вопросу или заданию,

- по иллюстрации.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

- изменение лица рассказчика,

- пересказ от лица одного из персонажей,

- инсценирование рассказа,

- словесное рисование,

- продолжение сюжета,

- развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,

- перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста, носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

- сообщение о своем жизненном опыте,

- придумывание продолжения действия,

- сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

 

Научные основы методики работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров

· Эпический род – сказки, повести, романы, былины

· Лирический – лир.стихотворение, лир.поэма, эллегия, послание, эпиграмма, ода, выражение сиюминутного переживания

· Драматический – комедия, трагедия, драма в узком смысле

 

Творческие работы учащихся. Обучающее изложение и сочинение в начальной школе.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.