Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
o понять и раскрыть тему сочинения;
o подчинить своё сочинение определённой мысли;
o собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
o определить границы сочинения;
o составить план и писать по плану;
o создать текст и записать его;
o использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
o совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Классификация сочинений по источникам материала:
1. на основе личного опыта учащихся:
· сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
· сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.
2. на основе опосредованных источников информации:
· сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;
- повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
- описание картины.
· сочинение на основе прочитанного;
· сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
3) на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;
4) на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
Накопление материала.
Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.
Отбор и систематизация материала.
Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.
3.Словесное, речевое оформление сочинения.
Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.
Методика проведения урока включает:
Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.
На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
Беседа с целью упорядочения или накопления материала.
Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.
3.Составление плана или его уточнение.
В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске.
4.Речевая подготовка текста.
Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.
5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.
Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.
6.Орфографическая подготовка.
Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.
Самостоятельное написание сочинения.
Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Самопроверка.
Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.