Методика обучения чтению в период обучения грамоте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основной период обучения грамоте проводятся уроки чтения двух основных типов: урок с изучением нового материала (новой буквы или новых букв) и урок закрепления изученного. Содержание урока первого типа обусловлено его главной задачей: познакомить детей с новой буквой (буквами), звуками, которые она обозначает, научить их читать слоги, слова и тексты с новой буквой. Структура такого урока может быть следующей:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Постановка познавательной задачи урока.

III. Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой.

IV. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов.

V. Итог урока.

Урок 2-го типа – урок закрепления изученного. Основная задача такого урока – формирование у учащихся прочных навыков чтения. Содержание этого урока составляют разнообразные упражнения в чтении. Его структура может быть следующей:

I. Повторение и систематизация изученного.

II. Упражнения в чтении слов, слогов, предложений, текстов.

III. Грамматическая и речевая пропедевтика.

IV. Итог урока.

 

Упражнения в чтении:

1. Чтение слогов.

Как уже отмечалось, наиболее сложным для чтения является прямой открытый слог типа «слияние» (сг). Это обусловлено целым рядом психофизиологических особенностей процесса чтения (перекодировки) слога подобной структуры.

Обучение чтению любого слога – это обучение так называемому позиционному чтению, то есть чтению с учетом позиции данной буквы по отношению к соседним буквам.

2. Чтение слов в столбиках

После чтения отдельных слогов учащиеся переходят к чтению слов в столбиках.

Назначение этого упражнения состоит в том, чтобы:

а) научить детей читать слова , состоящие из слогов разных структур;

б) учить детей читать плавно по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

в) учить детей размышлять на лексическим значением слова после его прочтения;

г) осуществлять широкую языковую пропедевтику (фонетическую, графическую, морфологическую, лексическую и др.)

д) развивать и воспитывать детей.

Различают первое и повторное чтение слов в столбиках. При первом чтении учащиеся должны овладеть механизмом чтения нового слова, прочитать его и понять его значение. С этой целью используется прием чтения по следам графического анализа. В ходе графического анализа слова выявляется, сколько в слове слогов, а также, (если это необходимо), характеризуется структура каждого слога. Чтение слова проходит в несколько ступеней:

1. Предварительный графический анализ слова (с опорой на графические пометы в букваре).

2. Чтение слова по слогам (орфографически).

3. Чтение слова орфоэпически.

4. Объяснение значения слова.

Повторное чтение слов в столбиках проводится для того, чтобы закрепить механизмы чтения слов, добиться плавного их прочтения (не только по слогам, а целым словом), а также провести широкую языковую пропедевтику.

Пропедевтика – это изучение чего-либо на практическом уровне, до знакомства с теорией. Языковая пропедевтика – это практическое знакомство с системой языка (лексикой, фонетикой, графикой, орфографией, грамматикой, синтаксисом) до изучения его на теоретическому ровне.

При повторном чтении слов в столбиках используется прием выборочного чтения. При этом основания для выбора слов и их перечитывания могут быть очень разнообразными:

а) Лексическое значение.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, обозначающие мебель (игрушки, посуду, инструменты, профессии людей и т.д.)

- прочитайте слова, близкие (противоположные) по значению.

б) Фонетические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, состоящие из двух (трех, …) слогов.

- Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие.

в) Графические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, в которых мягкость согласного обозначена буквами гласных;

- Прочитайте слова, в которых звук [й] обозначен буквой й.

г) Орфографические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Объясните их написание.

- Прочитайте слова, в которых встречаются опасные при письме места.

д) Грамматическое значение.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова-названия предметов (признаков, действий) На какой вопрос они отвечают?

- Прочитайте слова, обозначающие один предмет, много предметов.

При использовании приема выборочного чтения учитель должен стараться как можно подробнее проанализировать предложенные в столбиках слова, «вычерпать» всю информацию, заложенную в них авторами букваря. При умелом использовании этого приёма у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как классификация (группировка), сравнение, исключение лишнего, установление аналогии и т.д.

Задание для самостоятельной работы. Составьте фрагмент урока чтения в период обучения грамоте: первое и повторное чтение слов в столбиках (страница букваря – на выбор).

3. Чтение связного текста.

Чтение связного текста – это своего рода итог, результат работы учащихся на уроке чтения. От того, насколько осмыслено содержание текста, а также свободно и выразительно будет прочитан текст в конце урока, зависит качество урока в целом.

Тексты в букварях и азбуках очень разнообразны как по содержанию, так и по структуре: с заглавием и без заголовка, объемные и короткие, связные и деформированные и т.д. В большинстве случае текст сопровождают сюжетные картинки, дополняющие и поясняющие его содержание.

В самом общем виде порядок работы с текстом и сюжетной картинкой букваря может быть примерно следующим:

1. Подготовка к восприятию текста.

Используются следующие методы и приемы работы: беседа на основе личного опыта детей, в ходе которой учитель как бы «вводит» детей в тему текста, расширяет и «оживляет» представления, необходимые для восприятия текста; чтение заголовка к тексту, работа над его осмыслением; прогнозирование содержание текста по заголовку и иллюстрации к тексту; работа над значением ключевых слов.

2. Первое чтение текста.

Текст может быть прочитан вначале учителем, а затем учащимися многократно (цепочкой, целиком, хором, группами, индивидуально и т.д.) По ходу чтения может быть проведена необходимая лексическая работа.

3. Беседа – воспроизведение прочитанного.

Беседа имеет своей целью уточнить представление детей о теме, основной мысли текста, его содержании, логике развития действия (сюжете и композиции) и т.д.

В ходе беседы используются специальные приемы работы: выборочное чтение, выборочный пересказ, комментирование (пояснение) содержания, объяснение значений слов, сопоставление текста с иллюстрацией к нему, деление текста на части, озаглавливание частей, озаглавливание всего текста (если у него нет заголовка) и т.д.

4. Творческое воссоздание прочитанного.

На этом этапе используется приемы: иллюстрирование текста (в основном словесное), драматизация (разыгрывание текста по ролям), пересказ и рассказывание, выразительное чтение.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 349.