1. Самый известный метод буквослагательный(синтетический). Этот метод применялся в Древней Греции и Древнем Риме 2000 лет назад. В России этот метод получил распространение в середине XVI века
1. Заучивались все буквы алфавита и их названия (аз, буки, веди и так далее);
2. Заучивались наизусть слоги с предварительным названием букв (буки, аз - ба);
3. Проводилось чтение по складам, то есть назывались буквы, затем произносился слог, а уж потом целое слово (твердо, рды, аз - тра, веди, аз - ва, тра-ва, трава);
4. Читали по верхам, то есть без складывания слогов из букв. Этот период обучения был рассчитан на несколько лет.
Недостатки этого метода:
1) Механическое усвоение элементов грамоты без опоры на звуки речи;
2) Обучение чтению было оторвано от обучения письму;
3) Было сложное название букв;
4) Механическое чтение у детей вызывало скуку.
2. Шагом вперед стал слоговой(синтетический) метод. На первом этапе изучаются буквы, но каждой букве дается не алфавитное, а удобное для чтения название. На втором этапе изучаются слоги: сначала с одинаковыми гласными, а затем с одинаковыми согласными. Третий этап – чтение слов.
Этот метод нашёл отражение в системе Толстого. Толстой назвал это слого-слуховым методом, так как ввёл слуховые упражнения. Заслугой Толстого стало то, что он начал одновременное обучение чтению и письму. В 1847 году им была издана азбука, составленная по этому принципу. Дети заучивали все буквы (б+э=бэ, вэ,гэ…). На слух дети учатся складывать из букв слоги и раскладывать слоги на буквы с помощью разрезной азбуки. Читают по принципу «Делай как я».
Недостатки:
1) 1.Механическое усвоение элементов грамоты;
2) Обучение письму отставало от чтения;
3) Не анализировалось строение слога.
3. После Октябрьской социалистической революции (1922-1935) распространение получил метод целых слов(аналитический).
Сущность этого метода:
Дети должны были запоминать большое количество слов без разбора и анализа. Учитель показывал картинку с изображением предмета, а под картинкой слово. Дети должны были запоминать данное слово с опорой на картинку. Затем проходил звуко-буквенный анализ, который заключался в том, что дети находили одинаковые буквы в разных словах и устанавливали их звуковое значение. Обучение по этому методу дало плачевные результаты: дети читали наугад и были безграмотным, пропускали на письме буквы и слоги.
Недостаток этого метода: шло чтение слов только с опорой на память.
Звуковой метод имеет 2 разновидности:
1. Аналитический;
2. Синтетический.
Аналитический звуковой метод в России пропагандировал в 40-х годах XIX века методист Золотов.
Сущность этого метода:
1. Обучение начиналось с показа детям целого предложения, набранного из букв разрезной азбуки и чтения его (Наша Родина - Россия.);
2. Шло разложение предложения на слова (наша, Родина, Россия), они заучивались наизусть;
3. Каждое слово разбивалось на слоги (на-ша, Ро-ди-на, Рос-си-я), а потом на буквы и звуки.
Недостатки этого метода:
1) Детям приходилось механически запоминать слова и слоги;
2) Преобладало зрительное восприятие слов, а до звуков «добирались» через буквенный анализ слов.
Основателем синтетического звукового метода в России был Н.А. Корф ( 60-ые г.19 в.)
Сущность этого метода:
1. Обучение начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв;
2. Происходило соединение букв в слоги, слогов - в слова и так далее;
3. Усваивались новые звуки.
Недостаток этого метода: слог не является единицей чтения, и отсюда трудности звукослияния.
4. Возникла мысль о создании аналитико-синтетического метода. Основоположник - К.Д. Ушинский (1824-1870). Свой метод Ушинский назвал методом письма-чтения, так как нельзя отделять письмо от чтения. Он объединил анализ и синтез, ввёл систему упражнений со звуком, слогом и словом. Ушинский опирался на живую речь, его методика носила развивающий характер. Реализация этого метода: звуковой анализ слова, запись этого слова, чтение написанного слова, чтение напечатанного слова, синтез – отыскивание знакомых букв и слогов в тексте, чтение и переписывание новых слов с печатной азбуки, составление слов из букв печатной азбуки.
Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи.
Последовательность аналитической работы:
Выделение из речи предложений, деление предложений на слова, а слова на слоги и звуки.
Механизмы чтения
1) Звуковой анализ слов с выделением нужных звуков (слова можно ввести через загадку, работа ведется со схемой).
2) Выделение звуков и их характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий).
3) Развитие фонематического слуха – подбор слов с новыми звуками или игры а распознавание нужных звуков.
4) Знакомство с буквой:
Дата: 2019-07-24, просмотров: 371.