При рассмотрении данной проблемы важнейшим является понятие культура. В курсе под культурой древних стран понимаются письменность, научные знания, искусство (стр.77). Значительное внимание уделяется вкладу древних народов в мировую культуру, преемственности между современной и древней культурами.
Возникновение и развитие письменности. В курсе формируется представление об огромном, продолжавшемся более 2 млн. лет бесписьменном периоде в истории человечества. Письменность возникла у некоторых народов около 5 тыс. лет назад. Называются основные причины ее возникновения: возросший объем знаний, которые трудно было сохранить в памяти и передавать в устной форме следующим поколениям; процесс образования государства (стимулировал развитие письма, которое было необходимо для составления налоговых списков, записи законов, описания войн - § 12, п. 4).
Курс знакомит с древнейшими системами письма - клинописной, египетской и китайской. (Под древнейшим здесь понимается письмо, возникшее не под влиянием какого-то другого письма, а совершенно самостоятельно (в этом смысле не может считаться древнейшим письмом, например, греческий алфавит, созданный на основе финикийского)
Две первые возникли приблизительно в одно время (IV тысячелетие до н. э.), последняя на полторы тысячи лет позже, во II тысячелетии до н. э. Выделяются общие признаки этих систем: 1) древнейшими знаками, употреблявшимися при письме, были рисунки (§ 12, п, 4; § 17, п. 3; § 22, п. 1); 2) письмо отличалось необычайной сложностью.
Ниже для ориентирования учителя приведен материал о древнейшем письме. Последнее в отличие от знакомого уча-' Щимся буквенно-звукового алфавита знало три вида знаков.
Словесные обозначали при помощи рисунка целое слово: живое существо или неодушевленный предмет (воин, нога, дерево - рис. 3, стр. 57; рис. 4, стр. 77; § 22, п. 1), чувственно-воспринимаемое действие (бить, плакать- рис. 3, стр. 57), отвлеченное понятие и действие (старость в виде согбенного человека с палкой; прохладный - в виду сосуда, из которого течет вода; править - в виде царского жезла).
Словесные знаки не давали представления о звучании слов. Люди, говорившие на разных диалектах (в Египте, в Китае) или даже на разных языках (Месопотамия), но пользовавшиеся одной письменностью, понимали значение словесных знаков, хотя по-разному произносили слова.
Звуковые знаки в основе также представляли собой рисунки. Однако при их чтении имел значение не изображенный предмет, а лишь звучание того слова, которым он назван. Этот вид знаков использовали для понятий, трудно передаваемых в рисунке.
Например, известно, что египтяне произносили приблизительно одинаково слова «ласточка» и «большой», «жук» и «становиться», «корзина» и «граница». Поэтому звуковые знаки в египетском письме в виде рисунков ласточки, жука и корзины использовались соответственно и для обозначения слов «большой», «становиться», «граница».
Знаки этого вида употребляли для передачи звучания как целых слов, так и их частей.
Определители, подобно словесным и звуковым знакам, возникли из рисунков. Это непроизносимые различительные знаки, помогающие безошибочно прочитать текст.
Так, египетский иероглиф, изображающий дом, мог обозначать как «дом», так и близкое по звучанию слово «выходить». Если пишущий хотел употребить названный иероглиф во втором значении, то рядом он ставил -определитель, изображающий идущие ноги.
Каждая система древнейшего письма обладала сотнями знаков-определителей для распознавания мужских и женских имен, географических названий, растений, животных, жидкостей, отвлеченных понятий и т. п.
Сложность древнейшего письма объяснялась и тем, что знаки были многозначны (тот же знак мог быть использован при письме и как словесный, и как звуковой, и как определитель). Например, клинописный знак, изображающий дерево, в одних случаях употреблялся для обозначения дерева, в других - слога «ис», в третьих как непроизносимый определитель перед обозначением различных деревянных предметов (Подробнее об этом см. в кн.: Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961).
В курсе может быть отмечено следующее различие между клинописью и египетским письмом. Клинописные знаки передавали слоги (сочетания гласных и согласных звуков). Египетские иероглифы передавали только согласные (один или сочетание двух, трех и даже четырех согласных звуков). Гласные при письме не обозначались, поэтому точное звучание египетских слов считается утраченным. В связи с этим в современной литературе встречается различное написание египетских имен и географических названий.
В курсе упомянуты памятники древнейшего индийского письма, относящегося к III тысячелетию до н. э. (§ 18, п. 2). Ученые выявили в этом письме словесные и звуковые знаки, но дешифровать его не сумели.
Заметную роль в истории мировой культуры сыграло появление в конце II тысячелетия до н. э. финикийского алфавита. Последний представлял собой консонантно-звуковое письмо, т. е. такое письмо, в котором каждый из 22 "знаков обозначал отдельный согласный звук речи. Никаких иных звуковых знаков (гласных, слоговых), а также словесных и определителей не применялось (§ 17, п. 4). Возможно, финикийский алфавит был создан под влиянием египетского письма, в котором среди сотен знаков было 24 иероглифа, передававших по одному согласному звуку.
Простота и удобство финикийского алфавита были оценены народами древности. Вместе с тем финикийское письмо обладало существенным недостатком - отсутствием гласных букв, не позволявшим точно передать звучание человеческой речи. Этот недостаток был устранен греками, создавшими в IX в. до н. э. на основе финикийского первое в мире вокализованно-звуковое письмо, в котором буквы обозначали как гласные, так и согласные звуки (§ 36, п. 1). В свою очередь на основе греческого были созданы алфавиты латинский, армянский, грузинский, русский (славяно-кирилловский).
Таким образом, крупнейшее достижение мировой культуры - буквенно-звуковой алфавит, дающий возможность вступающим в жизнь поколениям за короткий срок овладеть грамотой, создан тысячелетними усилиями древних народов.
Возникновение и развитие научных знаний. В курсе отмечается, что научные знания зародились в глубокой древности и были связаны с практическими потребностями людей (исцеление от болезней и ран; подсчет охотничьей добычи, размеров урожая, голов скота; измерение земли; составление календаря и т. п.). Рассматриваются важнейшие научные достижения древних народов.
В Индии возникла современная система счисления (§ 19, п. 2). Последняя, подобно системам, применявшимся в Египте, Греции и многих других древних странах, является десятеричной. Однако в отличие от названных десятеричных систем в ней применен позиционный, или поместный, принцип. Суть его в том, что положение цифры в числе определяет ее значение (см. ниже, стр. 166) (Позиционный принцип был впервые применен не индийцами, а вавилонянами в шестидесятеричной системе, которая была и сложна, и несовершенна: вавилоняне употребляли знак «ноль» только в середине числа и не употребляли в конце). Десятерично-позиционная система счета позволяет с помощью десяти цифр выразить любое число, производить без больших трудностей арифметические действия. В десятеричных, но непозиционных системах для выражения больших чисел - 100, 1000 и т. д. - необходимы самостоятельные числовые знаки (например, в Египте фигура человечка с поднятыми руками обозначала миллион - § 12, п. 1); действия умножения и деления в этих системах чрезвычайно сложны. Изобретение позиционной системы счисления, по мнению историков науки, стало одним из наиболее плодотворных в истории человечества. Его сравнивают с изобретением алфавита, который позволил отказаться от использования сотен иероглифов и дал возможность передавать любой текст с помощью двух-трех десятков букв (См.: Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М, 1968, с. 21. Подробнее о позиционной системе см. также в кн.: Выгодский М. Я, Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 1967, с. 95 и след).
Крупным достижением древней астрономии было построение календаря. Современный календарь возник в Риме. В свою очередь римский календарь создан под влиянием египетского (§ 12, п. 2; § 53, п. 5). Ниже для ориентирования учителя приведен материал, освещающий тысячелетние поиски способов для измерения больших промежутков времени.
Пытаясь найти эти способы, древние люди опирались на свои наблюдения за тремя природными явлениями: 1) сменой дня и ночи, вызванной оборотом земного шара вокруг оси (солнечные сутки); 2) изменением внешнего вида Луны, связанным с ее вращением вокруг Земли (лунный месяц, т. е. промежуток времени между двумя одинаковыми видами Луны, например от новолуния до новолуния, равный приблизительно 29 1/2 суткам); 3) сменой времен года, вызванной оборотом земного шара вокруг Солнца (солнечный год). Все три единицы времени несоизмеримы: невозможно подобрать такое целое число лет, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число суток. Это обстоятельство создает непреодолимые трудности при составлении календаря.
По данным современной науки, в палеолите возникло измерение времени не только по суткам («пятидневка» и «десятидневка» по числу пальцев рук), но и счет времени по лунным месяцам. Люди использовали Луну как естественные «часы», заметив, что 14 дней она растет до полного диска, а затем на протяжении следующих 14 дней убывает и исчезает. Наблюдения за фазами Луны позволили палеолитическим охотникам за десятки тысяч лет до нашей эры выделить такие единицы времени, как лунный месяц, полумесяц, семидневная неделя (См.: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита, Новосибирск, 1974, с. 118-145).
С образованием государства возникает потребность измерять время более крупными единицами, чем один лунный месяц. В III тысячелетии до н. э. в городах-государствах Междуречья применялся лунный календарь. Он имел 12 месяцев, которые состояли попеременно из 30 и 29 суток. Возникла условная единица времени, называемая в наши дни «лунным годом» (354 суток). Эта единица на 11 суток меньше времени оборота Земли вокруг Солнца, поэтому месяцы лунного календаря перемещались по сезонам.
В лунном календаре сделана попытка согласовать течение суток и лунного месяца. Это создает определенное удобство: начало каждого «лунного года» и календарного месяца почти точно приходится на новолуние. Лунный календарь вполне применим для хронологических целей. Однако он не отражал сезонных изменений. Для того чтобы лунный календарь учитывал сезонные явления, необходимо к каждому «лунному году» добавлять 11 суток (354 суток+11 суток=365 суток, т. е. солнечный год). Но если прибегнуть к этому способу, начало следующего месяца не придется на новолуние. Поэтому стали поступать иначе: добавлять целый лунный месяц один раз в несколько лет. Такой имеющий то 12, то 13 месяцев в году календарь назывался лунно-солнечным. Он применялся в Вавилонии, Китае, Греции, Риме и других странах.
В лунно-солнечном календаре поставлена цель согласовать все три единицы времени: сутки, лунный месяц и год. В этом календаре, как и в лунном, первый день года и каждого календарного месяца мало отклоняется от новолуния. Но в отличие от лунного данный календарь учитывает сезонные явления (перемещения календарных месяцев по сезонам ограничено). Эти удобства лунно-солнечного календаря сильно обесценивались его сложностью, которая, усугублялась тем, что дополнительные месяцы нередко вставлялись без определенной системы по решению властей или жрецов.
Солнечный календарь, созданный в Египте,- попытка согласовать сутки и год. Тысячелетние привычки и традиции лунного счета времени были отброшены: оборот Луны не играет роли в египетском календаре. Впервые и с большой для древности точностью длина года была определена в 365 суток (На самом деле солнечный год равняется 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам). Год разделен на 12 месяцев, по 30 суток в каждом (нетрудно заметить, что календарный месяц превратился в условную единицу времени, не связанную с течением лунного месяца). В конце года прибавлялось 5 дополнительных суток, праздновавшихся как дни рождения богов. В целом египетский календарь хорошо учитывал сезонные явления, отличался простотой и удобством.
В древнем Риме сложный и неудобный лунно-солнечный календарь был заменен разработанным под влиянием египетского солнечным календарем. Произошло это по инициативе Юлия Цезаря, поэтому римский календарь получил название юлианского. Как и Ё египетском, в этом календаре не учитывался оборот Луны (месяц стал условной единицей времени). Но в отличие от египетского длина года была более точно определена равной 365 - суток. Поэтому те календарные годы, число лет в которых делится на 4 без остатка, считались високосными и имели по 366 суток, а остальные по 365. В римском юлианском календаре не было порядкового счета дней в месяце, счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца (календы, ноны, иды).
В XVI в. на основе юлианского был составлен еще более точный григорианский календарь (с 1918 г. введен в СССР) (Подробнее об этом см.: Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1974; Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970).
В курсе может быть проведено различие между научными знаниями и наукой. Второй из терминов вводится на материале культуры древней Греции. Это вызвано тем, что знания первобытных людей и народов древнего Востока носили практический характер, были тесно связаны с конкретными видами человеческой деятельности. Общее же объяснение мироздания было религиозно-мифологическим. Заслуга греческих ученых в том, что они сделали первые попытки выявить закономерности в природе и обществе, установить взаимосвязи между явлениями. Некоторые из великих достижений античной науки упоминаются в курсе (учение Демокрита и Лукреция о единстве материального мира, состоящего из атомов, - § 39, п. 2; § 52, п. 2; систематизация знаний и на основе этого вычленение Аристотелем отдельных наук - § 39, п. 2). Греки внесли свой вклад и в такую отрасль знаний, как астрономия. От отдельных наблюдений они перешли к теоретическим обобщениям (учение о шарообразности Земли, гелиоцентрическая гипотеза - § 39, п. 2; § 42, п. 3). В особую отрасль выделились гуманитарные науки, из которых в курсе упоминается история (§ 39, п. 1).
Возникновение и развитие искусства. Появление искусства как нового вида деятельности людей связано с формированием «человека разумного» (§ 3). Причины возникновения искусства в курсе не изучаются: они сложны и не до конца выяснены наукой. Знакомство с искусством древнего мира предполагает три взаимосвязанных аспекта его рассмотрения.
1. Искусство рассматривается как источник знаний о жизни древних народов. Произведения искусства дают представление об облике людей, их одежде, орудиях труда, оружии, занятиях (например, изображения на стенах египетских гробниц - рисунки на стр. 36-37, 49 и др.; греческая вазопись - рисунки на стр. 118-119 и др.), а также о неравенстве между людьми (например, египетские изображения рабов, наказаний неплательщиков-рис. 1-2, стр. 39; рис. 2-3, стр. 44), об общественной идеологии.
2. Искусство рассматривается с точки зрения его использования как средства для укрепления государственного строя и власти правителей (возвеличение фараонов в египетском искусстве, римских императоров в искусстве Рима и т. п.).
3. Наконец важнейшим аспектом является рассмотрение искусства как особой формы общественного сознания, отражающей действительность в художественных образах. В курсе на конкретных примерах раскрывается та мысль, что произведения искусства находят отклик в душах людей, воздействуют на их чувства и настроения, формируют нравственный облик, радуют общением с прекрасным.
Курс содержит элементы эстетического образования и воспитания. Дается представление о видах искусства: в первобытном обществе возникла пещерная живопись, графика (термин не обязателен) в виде резных изображений на кости и камне, скульптура, представленная фигурками животных и людей. В Египте появилась монументальная каменная архитектура, в Греции - театральное искусство. Литература зарождается на древнем Востоке, этому виду искусства в курсе не уделяется большого внимания (исключение составляют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»).
Для понимания искусства необходимо овладеть его условным языком. Курс знакомит с некоторыми художественными приемами древних мастеров. Так, в египетском искусстве фигуры людей различного общественного положения принято было изображать в разных масштабах (выделяются размерами фигуры царей). Изображение человеческой фигуры на плоскости имело свои особенности: ноги и голову представляли в профиль, плечи и глаза в фас (рис. 1, стр. 54). В древневосточных рельефах и росписях обычно отсутствовала линейная перспектива (казненные пленники на рельефе «висят» в воздухе - рис. 1, стр. 74). В греческом искусстве изображение человека обнаженным часто являлось условным приемом (воины в целях героизации представлены сражающимися без одежды - рис. 1, стр. 107).
В курсе отмечается, что искусство каждого древнего народа обладает своей непреходящей историко-культурной ценностью. При этом оно не перечеркивает достигнутого другими народами ни в данную, ни в предшествующие эпохи (например, художественные достижения греков не обесценивают искусство египтян).
Вместе с тем искусство как сложное явление человеческой культуры рассматривается в развитии. Центральное место в художественном творчестве занимает образ человека. В первобытном искусстве этот образ только складывался: людей -изображали гораздо реже, а главное, более условно, чем животных. От первобытных времен сохранились немногочисленные, преимущественно женские фигурки, резные и живописные изображения человека, а также загадочных существ - то ли переодетых охотников, то ли сказочных полузверей-полулюдей (рис, 2, стр. 19). Большую роль играет образ человека в искусстве Египта. Впервые в истории здесь зародился портрет как жанр изобразительного искусства, появились изображения конкретных людей с их индивидуальными особенностями (цветн. фото I-III). Однако образ человека в египетском искусстве строился по определенным правилам (канонам), препятствовавшим свободе творчества. Правила предписывали изображать человеческую фигуру в росписях и на рельефах только указанным выше образом. В круглой скульптуре преобладали немногие повторяющиеся позы: человека представляли восседающим на троне, сидящим со скрещенными ногами на полу, стоящим с плотно прижатыми к телу руками и выдвинутой вперед левой ногой (рис. 1, стр. 44; цветн. фото 1; рис. 2, стр. 54). Следующий этап в развитии образа человека - искусство Греции, не знавшее сковывавших инициативу художника правил. Греки изображали людей в естественных позах, в движении (рис. 2, стр. 127; рис. 1, стр. 150). Правда, в греческом искусстве периода расцвета не получил развития портрет (художники прославляли человека как гражданина полиса, индивидуальные черты людей интересовали их меньше). Портрет появляется в искусстве Греции в III-II вв. до н. э., когда в связи с упадком городов-государств и кризисом идеологии гражданского коллектива растет интерес к отдельной человеческой личности (§ 42, п. 4). Наконец одно из величайших достижений в раскрытии образа человека - римский скульптурный портрет, дающий представление о внутреннем мире портретируемых и их характерах (§ 52, п. 4).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.