В курсе формируется представление о существовавшем в первобытные времена бесклассовом обществе и древних классовых обществах. Ф. П. Коровкин подчеркивает, что «...понятия «первобытнообщинный строй» и «рабовладельческий строй» - центральные понятия курса истории древнего мира. Они обобщают представления и понятия, раскрываемые в курсе. От прочности и сознательности их усвоения во многом зависит понимание учащимися истории как закономерного и прогрессивного процесса» (Методика обучения истории древнего мира и средних веков а V-VI классах, с. 111).
Понятие о равенстве и неравенстве между людьми. Слова-антонимы равенство - неравенство постоянно присутствуют в речи учителя и учащихся на уроках. Формирование обоих понятий взаимосвязано: прочитав в учебнике о том, что первобытные люди «были равны между собой» (.§ 2, п. 5), учащиеся пока еще плохо представляют себе, какое конкретное содержание вложено в эту мысль. Очевидно, что во все времена люди различались между собой ростом, чертами лица, физической силой, умом и т. д. В каком смысле можно говорить о равенстве первобытных людей? Думается, что к пониманию идеи равенства следует подвести учащихся, идя от противного, т. е. сформировав сначала представление о неравенстве.
На протяжении всего курса (с урока «Возникновение неравенства между людьми») формируется представление о неравенстве как о явлении, имеющем две взаимосвязанные стороны. А именно: неравенство бывает общественным и имущественным.
Понимание имущественного неравенства дается пятиклассникам относительно легко. С детских лет благодаря чтению, радиои телепередачам, а позже, в IV классе, благодаря эпизодическим рассказам из истории нашей Родины у учащихся формируется представление о бедных и богатых. «Несмотря на примитивность понятий «бедные» и «богатые»,- пишет Ф. П. Коровкин,- они помогают ученикам V класса осмыслить знания о социальных отношениях в древнем мире» (Там же. с. 62).
Под богатым в курсе понимается такой человек, который присваивает себе то, что произведено трудом других людей, и тем самым приумножает свое имущество. Понятие богач в различных древних странах имело разное содержание, однако на уроках в поле зрения учащихся по существу попадает лишь несколько основных типов богатых людей (см. пособие, табл. 5).
Таблица 5. Типы богатых людей в древности
Типы богатых людей | Знатный человек в период разложения первобытнообщинного строя | Вельможа древневосточного царя | Римский аристократ (II-I вв. до н.э.) | Приближенный римского императора | Купец | Владелец ремесленной мастерской | |
Виды имущества | Плодородные земли. Скот | Корабли. Склады. Товары | Мастерская. Оборудование | ||||
Рабы | |||||||
Изделия из метала (орудия, оружие, украшения, слитки, монеты) | |||||||
Дворец или просторный дом | |||||||
Главное следствие обладания богатством | Возможность эксплуатации трудящихся (рабов, крестьян, ремесленников) |
Знатный человек в период разложения первобытнообщинного строя (племенной вождь, старейшина) становится известен пятиклассникам при изучении процесса распада родовых общин (§ 5): школьники знакомятся с раджами - племенными вождями ариев (§ 18), со знатными людьми греческих племен в XI-IX вв. до н. э. (§ 26). О вельможе древневосточного царя (крупном чиновнике, военачальнике) ребята узнают при изучении истории Египта, в курсе упоминаются также вельможи вавилонского и персидского царей. Представление о богатом купце создается на уроках, посвященных истории Вавилонии, Финикии, древней Греции и Рима. Владелец ремесленной мастерской как тип богатого человека рассматривается в курсе при изучении истории Греции. Перед школьниками предстают характерные типы древнеримских богачей: аристократ времени республики (военачальник, наместник провинции, сенатор), приближенный императора. С последним социальным типом пятиклассники знакомятся, изучая быт верхов римского общества (§53).
Основными видами имущества для большинства богачей являлись плодородные земли и скот. Это объясняется тем, что главными занятиями в древних классовых обществах были земледелие и скотоводство. Некоторыми видами имущества обладали все без исключения богатые люди: домом, изделиями из металла, рабами. Последнее особенно важно - классовая принадлежность богачей становится очевидной, они предстают в курсе в качестве рабовладельцев. Следует подчеркнуть и то, что обладание собственностью, каким бы способом она ни была приобретена (захват, царское пожалование, покупка имущества у разоряющихся крестьян и ремесленников и т. д.), всегда давало возможность эксплуатировать трудящихся.
Под бедняками следует понимать неимущую, эксплуатируемую часть населения: рабов, крестьян, ремесленников. В ходе знакомства с древнейшими классовыми обществами понятие бедняки расчленяется на понятия рабы и свободные бедняки. Под бедняками начинают пониматься не все угнетенные, а в отличие от рабов только свободные бедняки; при этом слово «свободные» опускается как в речи учителя, так и в тексте учебника (см., например, стр. 46 - «Восстание бедняков и рабов»).
Свободные бедняки не нищие, каждодневно нуждающиеся в куске хлеба (как иногда думают пятиклассники). Правда, хозяйство мелких производителей неустойчиво, им постоянно грозит разорение, которое в отдельные эпохи приобретает массовый характер (см. ниже, стр. 33). Однако наряду с этим в курсе характеризуются и такие периоды древней истории, когда положение крестьян и ремесленников было относительно стабильным (Греция V в. .до н. э., Италия в эпоху двух первых Пунических войн). Нужно также иметь в виду, что разорение крестьян в странах древнего Востока сдерживалось наличием невозделанных земель и общинной организации.
Свободные бедняки выглядят неимущими часто не сами по себе, а при сопоставлении с представителями господствующих классов. Например, египетский крестьянин, обладающий хижиной, орудиями труда,скотом и т. д., выглядит бедным в сравнении с египетским вельможей.
Понимание общественного неравенства (сравнительно с имущественным) дается учащимся с большим трудом. Постепенно они усваивают, что во всех древних странах существовали люди, занимавшие высокое общественное положение. Причем последнее не было связано с их личными качествами и заслугами, оно приобреталось благодаря рождению (например, в знатной семье), в результате царской милости (например, назначение на важный служебный пост). Высокое общественное положение часто являлось как прямым следствием обладания богатством (по законам Солона должностные лица выбирались из числа зажиточных афинян), так и косвенным (лишь богатые граждане обычно занимали неоплачиваемые государственные должности в древних республиках - должность первого стратега в Афинах и все выборные должности в Риме).
В свою очередь высокое положение в обществе создавало человеку возможность для обогащения (захват вождями племен военной добычи, ограбление римской знатью завоеванных стран), открывало дорогу к управлению государством, обеспечивало особые права и преимущества (освобождение чиновников в древневосточных монархиях от тяжелых работ, освобождение афинских граждан - в отличие от негражданского населения полиса - от налогов), надежно защищало его личность (суровое наказание по законам Хаммурапи за оскорбление вельможи).
Учащиеся убеждаются, что формирование общественного и имущественного неравенства находилось в древности во взаимной связи, одна форма неравенства порождала другую или сопутствовала ей. Однако это правило имело и свои исключения: в курсе показано, что в ходе исторического развития обе формы неравенства порой не совпадали. Например, знатный афинянин перед реформами Солона, обладавший рядом привилегий, мог разориться и оказаться беднее купца из демоса, занимающего более низкое общественное положение (§ 29, п. 6).
По мере того как у учащихся создается представление о неравенстве, становится ясно, в каком смысле можно говорить о равенстве между людьми, существовавшем в первобытные времена. Последнее учащиеся определяют так: не было ни бедных и богатых, ни знатных и незнатных. К этим словам следует добавить (на чем справедливо настаивает А. А. Вагин (См.: Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М., 1972, с. 193)): не было угнетения человека человеком.
Структура древних обществ. В курсе под классами понимаются большие группы людей, которые характеризуются по двум направлениям: 1) что имели и 2) эксплуатировали или подвергались эксплуатации (см. стр. 40). Основными общественными классами древних обществ были рабовладельцы, рабы, крестьяне.
Крестьяне рассматриваются как мелкие землевладельцы, ведущие самостоятельное хозяйство. На древнем Востоке они являлись основными производителями, составляли большинство трудящегося населения. В Междуречье, Индии, Китае крестьяне были объединены в соседские общины. Была ли община в Египте во времена фараонов, точно неизвестно. По словам академика М. А. Коростовцева, «мы не имеем никаких конкретных данных, подтверждающих или опровергающих ее существование» (Коростовцев М. А. О понятии «древний Восток», - «Вестник древней истории», 1970, № 3, с. 12). В более позднее время, например в эпоху греко-македонского царства в Египте, община в этой стране засвидетельствована в источниках. Вот почему в учебнике в целях упрощения содержится утверждение, что на всем древнем Востоке (включая Египет времен фараонов - § 7, п. 3) существовала община. Последняя была необходима земледельца? для организации работ по орошению и освоению новых земель.
Земледельцы на древнем Востоке подвергались жестокой эксплуатации (налоги, принудительные работы по строительству гробниц и дворцов для царей и знати).
Заметную роль играло крестьянство в Афинах (сельский демос) и в Риме. Поскольку в Греции и Италии не проводились в таких масштабах, как на древнем Востоке, работы по орощению, земледельцы не были объединены в соседские общины. В Афинах и в Риме крестьяне входили в число граждан и налогов не платили.
По своему положению к крестьянам были близки ремесленники - люди, занятые изготовлением металлических орудий, оружия, посуды, тканей и других изделий. Ремесленники появились в странах древнего Востока в результате отделения ремесла от сельского хозяйства (§ б, п. 5). Большинство ремесленников, подобно крестьянам,- свободные люди. В Египте они подвергались эксплуатации со стороны царей, вельмож к жрецов (§ 9, п. 3). Во многих государствах Греции ремесленники наряду с крестьянами составляли основную массу гражданского населения, владели средствами производства и были связаны с рынком. Имущественное положение ремесленников (как и крестьян) было неустойчивым: с течением времени одни превращались во владельцев крупных рабских мастерских, другие разорялись. (Положение ремесленников в остальных странах древности в курсе не освещается.)
Рабы рассматриваются как наиболее неимущая, бесправная и эксплуатируемая часть населения, составляющая полную собственность своих владельцев. Основными источниками рабства являлись захват военнопленных, долговая кабала, пиратство, естественное воспроизводство.
Рабам обычно поручали те виды работ, которые не требовали высокой квалификации и контроль за выполнением которых был легко осуществим. Рабы выполняли обязанности слуг. Повсеместно на рабов возлагали самые тяжелые, вредные для здоровья работы - в рудниках, в каменоломнях; в Греции наряду с горным делом рабов использовали в ремесленных мастерских.
Количество занятых в сельском хозяйстве рабов и формы их эксплуатации в разных странах и в разные периоды были различны. Дело в том, что специфика земледелия требовала знаний и умений, которыми не обладали многие рабы-чужеземцы (например, галлы, германцы и др.). Контроль за качеством выполнения большинства земледельческих работ был сложен, связан с крупными затратами на содержание надсмотрщиков, что при общей низкой производительности труда поглощало значительную часть прибавочного продукта. Эти мысли конкретизируются в курсе.
В древневосточных странах рабы участвовали в орошении и осушении земель, работали в богатых имениях (например, в Египте - § 7, п. 2; § 10, п. 4). Наряду с этим в курсе отмечается, что для древнего Востока в целом нехарактерно широкое применение труда рабов в земледелии. Одна из причин этого явления связана с тем, что в хозяйстве древневосточных стран значительную роль играли коллективные работы по орошению, которые требовали от земледельцев согласованных действий, организованности и усердия, т. е. качеств, отсутствующих у рабов.
В сельском хозяйстве Греции число рабов, занятых в земледелии, также было невелико: выращивание важнейших культур - маслин и винограда - требовало от работника определенных умений и упорства, отсутствующих у большинства невольников. К тому же в Греции изучаемого периода крупных имений было немного, землю обрабатывали крестьяне, которые испытывали надобность в дополнительной рабочей силе главным образом во время сезонных работ по сбору и обработке урожая. Если при этом учесть, что рабы стоили в Греции относительно дорого, станет понятно, почему многие крестьяне не использовали в своем хозяйстве их труд.
Только в Риме II-I вв. до н. э. рабовладельческие имения становятся преобладающими. Причинами широкого проникновения рабства в сельское хозяйство Италии были сосредоточение больших земельных угодий в руках частных лиц и массовый приток дешевых рабов, среди которых много выходцев с Балканского полуострова, из Северной Африки и Передней Азии, где издавна умели выращивать маслины и виноград.
Важнейшая особенность труда рабов - их незаинтересованность в результатах этого труда. Именно с этой особенностью (а не с «ленью» рабов, как утверждали рабовладельцы) связаны низкая производительность труда, безразличие к порученному делу, небрежное отношение к орудиям. Широкое использование рабского труда в древних странах в конечном счете превратилось в тормоз развития хозяйства.
Под рабовладельцами в курсе понимаются представители господствующего класса в древних обществах. По наблюдениям методистов, это понятие усваивается с большим трудом, нежели понятия «рабы» и «крестьяне». Объясняется это тем, что в самом термине «рабовладельцы»- люди, владеющие рабами,- заключена лишь часть ответа на вопрос «что имели». В древности владение рабами само по себе (без учета других факторов) не определяло положение человека в обществе, роль его в производстве. Особенно существенно в ходе характеристики рабовладельцев как господствующего класса подчеркнуть их отношение к земле. В курсе проводится мысль, что важнейшим средством производства (или, как говорят учащиеся, имуществом) была земля. Рабовладельцы как господствующий класс и являлись главными собственниками этого средства производства.
Понятие «рабовладельцы» может рассматриваться применительно к древним обществам как равнозначное понятиям «богачи», «угнетатели». Важно создать на уроках яркие, запоминающиеся образы рабовладельцев (египетского вельможи, финикийского купца, римского землевладельца и т. д.), выявить различие и сходство между ними.
В курсе отмечается, что во всех древних обществах наряду с классовым делением существовало деление на сословия. Под сословием в научной литературе понимается замкнутая социальная группа, чьи права и обязанности закреплены законом или обычаем и передаются по наследству (сходное определение дано в учебнике применительно к древнеиндийским сословиям - кастам - стр. 82).
Данная научная формулировка не предлагается пятиклассникам, да и самый термин «сословие» не употребляется на уроках. В курсе упоминается более десяти различных сословных групп древнего мира и формируются конкретные, представления о них (см. пособие, табл. 6). Знать (у всех без исключения народов), индийские брахманы, афинские граждане, римские патриции и другие указанные в таблице группы людей представляли собой сословия. Принадлежность к каждой группе определялась происхождением, была пожизненной и оказывала заметное, а порой и решающее влияние на положение человека в обществе.
Таблица 6. Сословные группы древнего мира
Сословная группа | Упоминание в учебнике | Права | Обязанности и запреты | Что определяло принадлежность к сословию | |
Знать в период разложения первобытнообщишшого строя | § 5, 26, 28 | Право на большую часть военной добычи, на лучший земельный надел. Право занимать должность вождя, старейшины | 4 | Происхождение (рождение в определенной семье) | |
ИНДИЙСКИЕ ВАРНЫ (КАСТЫ) | Брахманы | § 19 | Право занимать жреческие должности, говорить "от имени" бога. Право на защиту личности (убийство брахмана - тягчайшее преступление) | - | |
Кшатрии (воины) | § 19 | Право занимать важнейшие государственные должности. Право на болшую часть военной добычи | 4 | ||
Вайшьи (крестьяне) | § 19 | Право владеть землей | Уплата налогов. Служба в царской пехоте | ||
Шудры | § 19 | - | Запрет заниматься земледелием, скотоводством, торговлей. Служба "высшим кастам со смирением" | ||
Неприкасаемые в Индии | § 19 | - | Уборка нечистот, обдирание шкур с трупов павших животных и др. | ||
Римские плебеи начала республики | § 43, 44 | - | Служба в войске. Запрет пользоваться землей на общинном поле, занимать консульские должности | ||
Римские патриции начала республики | § 43, 44 | Право пользоваться участком на общинном поле и пастбище. Право быть избранным на должность консула и др. | - | ||
Афинские граждане Римские граждане | § 29, 34, 35 § 44, 48, 50, 51 | Право владеть землей. Право на получение денег, бесплатного хлеба во время раздач. Освобождение от налогов. Право участвовать в народном собрании, быть избранным на государственные должности | Служба в войске | ||
Рабы | § 7, 33, 47, 54 и др. | - | Выполнение всех распоряжений господина |
Права и обязанности отдельных сословий были взаимосвязаны, часто неотделимы. Так, например, служба в войске для гражданина античного города-государства (Афин, Рима) была одновременно правом и обязанностью. Однако очевидно и то, что для одних сословий преобладали права, для других только обязанности. Таким образом, хотя термины «привилегия», «привилегированный» отсутствуют в курсе, учащиеся получают представление о привилегированных и непривилегированных сословиях древности. К последним из названных в курсе относятся шудры, неприкасаемые, плебеи (времен установления республики в Риме), рабы.
Рабы, как известно, являлись одним из основных классов древних обществ. Однако учителю следует помнить, что понятие «раб» не только классовое, но и сословное: рабское состояние было пожизненным, передавалось (за некоторыми исключениями, не отраженными в курсе) от матери к ребенку. Согласно законам раб - вещь, принадлежащая его владельцу. Во многих государствах древнего Востока, в Греции и Риме за рабом не признавалось право на семью.
В древности сословное и классовое деление общества не всегда совпадало. Так, в отдельных случаях по своему правовому статусу человек - раб, а по имущественному положению тот же человек не может быть без больших оговорок причислен к классу рабов. Многие факты, подтверждающие данную мысль, остаются за пределами курса. (Например, в Нововавилонском царстве были рабы, отпущенные своими господами на заработки и сумевшие разными путями завести мастерские и лавки. Иногда такие рабы обогащались, приобретали собственных рабов, нанимали на работу свободных, эксплуатировали труд тех и других. При этом сословно-правовое положение «раба-богача» оставалось прежним: он находился в полной власти своего господина (См.: Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. Ч. I. Под ред. Ю. С. Крушкол. М., 1970, с. 212. В VII классе учащиеся встречаются со сходным историческим явлением: представители русской крепостной буржуазии в конце XVIII в. организовывали мануфактурное производство, вели крупную торговлю, нередко богатели, превращаясь в эксплуататоров, и в то же время продолжали считаться собственностью помещика. См.: Нечкина М. В., Лейбенгруб П. С. История СССР. Учебник для 7 класса. М., 1976, с. 191).) Однако и в школьном курсе указанная мысль находит свое отражение: в Римской империи II в. появилась прослойка рабов, получивших от хозяев скот, участок земли и хижину, или инструменты и сырье для занятия каким-нибудь ремеслом, или лавку (§ 54, п. 4). Очевидно, что, несмотря на условный характер владения этим имуществом (оно могло быть отобрано господином), экономическое положение подобных рабов не соответствовало их юридическому положению (Правда, изменения в имущественном положении в конечном счете вели к переменам и в правовом положении: с развитием колоната «рабов с хижинами» уже нельзя было согнать с выделенных им участков (по законам поздней Римской империи таких рабов можно было продать только с землей)).
Неполное совпадение классовых и сословных различий имело место также в афинском обществе V в. до н. э. (§ 34-35). Привилегированным сословием в Афинах являлся гражданский коллектив, в который наряду с богатыми рабовладельцами входили ремесленники, мелкие торговцы, каменотесы, поденщики и другие бедняки, не владевшие рабами. В то же время господствующий класс - класс рабовладельцев - в Афинах составляли не только полноправные граждане, но и неполноправные метеки (в курсе они названы переселенцами), среди которых были богатые купцы и владельцы мастерских, основанных на рабском труде.
Классовая борьба как движущая сила истории. «Одним из важнейших признаков понятия «классы» в рабовладельческом обществе, - пишет Ф. П. Коровкин, - является классовая борьба... Уже при ознакомлении с классами в древнем Египте ученики получают первоначальное представление о вражде между классами эксплуататоров и эксплуатируемых» (Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, с. 107). Восстание народных масс как форма социальной борьбы в древности рассматривается в курсе на многих исторических фактах: восстания 1750 г. до н. э. в Египте (§ 9, п. 4), «краснобровых» и «желтых повязок» в Китае (§ 21), илотов в Мессении в VII в. до н. э. (§ 30), бедняков Коринфа в IV в. до н. э. (§ 40, п. 3), рабов под предводительством Спартака (§ 49), багаудов в Галлии в III в. (§ 54, п. 5; § 55, п. 4), готов на Дунае в IVs. (§ 58, п. 2) различаются между собой по движущим силам, масштабам, конкретным целям и результатам, однако все они с полным основанием трактуются на уроках как яркие примеры борьбы угнетенных с угнетателями.
В курсе называются и другие формы классовой борьбы {§ 21, 33, 54): 1) заведомо небрежное отношение к труду (плохая обработка земли и т. д.); 2) калечение скота; 3) поломка орудий труда; 4) бегство в леса и горы; 5) убийство угнетателей. Первые три формы присущи только классовой борьбе рабов, лишенных орудий и средств производства и полностью не заинтересованных в результатах труда. Остальные формы характерны как для рабов, так и для свободных бедняков.
Влияние социальной борьбы на развитие общества раскрывается в курсе на примерах. Борьба демоса в древней Аттике привела к отмене долгового рабства, способствовала установлению демократии. Восстание рабов под предводительством Спартака закончилось трагически, но не прошло бесследно. В результате этого восстания, а также в результате менее заметной на первый взгляд, но упорной повседневной борьбы рабов с рабовладельцами в Риме осуществился постепенный переход к колонату, произошло некоторое смягчение эксплуатации рабов (правда, в то же самое время эксплуатация крестьян в связи с их превращением в колонов усиливается). Восстания рабов и колонов в Римской империи подорвали могущество этого государства и явились предпосылкой падения рабовладельческого строя.
Динамика социальных отношений. «...Материал курса позволяет наглядно и убедительно показать историчность явлений общественной жизни - их зарождение, развитие и гибель при определенных исторических условиях» (Программы восьмилетней и средней школы на 1976/77 учебный год. История, с. 7). Вместе с тем, по наблюдениям методистов, пятиклассники испытывают серьезные затруднения при изучении общественных процессов. Эти затруднения вызваны неспособностью школьников охватить одновременно значительное число связанных между собой явлений. Давно замечено также, что пятиклассники «не воспринимают исторический процесс как непрерывное движение, а усваивают только смену состояний... не улавливая процесса перехода от одного состояния к другому» (Янко-Триницкая А. А. Об усвоении учащимися V-VI классов причинно-следственных связей.-«Преподавание истории в школе», 1964, № 5, с. 38-39). Поэтому происходившие в древних обществах изменения в одних случаях устанавливаются на уроках путем сравнения двух неподвижных картин (например, первобытного и древнеегипетского обществ). В педагогической литературе такие картины иногда называют «срезами». Сопоставление двух «срезов» по схеме «было - стало», выявление различий в обоих «срезах», оценка этих различий дают учащимся представление о динамике социальных отношений. В других случаях от учащихся требуется не только усвоить происшедшие в обществе изменения, но и изучить сам переход от одного состояния к другому, его причины и особенности протекания. Это имеет место при рассмотрении главных общественных процессов древнего мира: возникновение неравенства, эксплуатации и классов (1); разорение мелких производителей- крестьян и ремесленников (2); становление рабовладельческой демократии в Афинах (3); переход к колонату в Римской империи (4).
1. Пятиклассники впервые знакомятся с процессом возникновения неравенства, эксплуатации и классов на уроках «Возникновение неравенства между людьми» (§ 5) и «Возникновение классов в Египте» (§ 7). Данный процесс включает в себя ряд взаимосвязанных явлений, часть которых рассматривается на первом из названных уроков, остальные - на втором (см. пособие, схема 1). Изучение этого процесса начинается с характеристики хозяйственных достижений людей. Мысль об успехах в хозяйстве - отправная точка для дальнейшего рассуждения. Последнее идет двумя путями. Один отражен в левом ряду схемы 1: достигнутый уровень в развитии хозяйства дает возможность одной семье обработать участок. Если отпала необходимость в совместном труде всей общины при обработке земли стало быть, т нужно и совместное имущество. Раздел имущества родовой общины приводит к возникновению неравенства среди свободных людей. Другой путь отражен в правом ряду таблицы: в результате развития хозяйства возрастает роль земледелия и скотоводства, которые становятся главными занятиями; переход к производящему хозяйству делает труд людей производительнее, появляются излишки; это в свою очередь создает возможность для эксплуатации, возникает рабство. Оба логический пути в рассуждении подводят учащихся к пониманию причин и процесса разделения общества на классы.
Схема 1. Возникновение неравенства, эксплуатации и классов
В дальнейшем при знакомстве с Междуречьем, Индией и другими древними странами изученный процесс находит свое Подтверждение на новом материале и закрепляется в сознании учащихся как историческая закономерность.
2 Разорение мелких производителей в отдельные эпохи протекало особенно активно, Так, в курсе говорится о массовом разорении крестьян в Египте конца II - начала I тысячелетия до н э (§ 10), в Аттике перед реформами Солона (§ 28), в Греции IV в. до н. э. (§ 40), в Италии конца II в. до н. э.
Исходное звено при изучении данного процесса-мысль о неустойчивости хозяйства крестьян и ремесленников. Подобное хозяйство не имело или почти не имело материальных резервов. Поэтому любое внешнее событие (неурожаи, стихийное бедствие война и т. п.) выводило хозяйство мелкого производителя из состояния относительного равновесия, вынуждало делать долги которые обыкновенно лишь отсрочивали разорение и связанное с ним в отдельных случаях долговое^ рабство.
В курсе наиболее типичной предпосылкой разорения мелких производителей названы войны - завоевательные воины, надолго отрывавшие земледельцев от сельских работ (Ьгипет времен фараонов, Италия II в. до н. э.); войны греческих государств друг с другом, приведшие к гибели виноградников и олив и расстроившие морскую торговлю. Существенным фактором способствовавшим разорению ремесленников (1 реция IV в. до н. э.) и крестьян (Италия II в. до н. э.), явилась конкуренция рабского труда.
В каких бы древних странах ни происходило массовое разорение мелких производителей, оно всегда вызывало кризисные явления. Резко обострялись противоречия между различными группами свободного населения, вспыхивали восстания бедноты, слабело войско, и государственная власть более не была в состоянии успешно бороться с внутренними и внешними врагами.
3. Общественно-политический процесс становления рабовладельческой демократии в Афинах, продолжавшийся более полутораста лет, изучается фрагментарно (в курсе отсутствуют его некоторые этапы - тирания Писистрата и реформы Клисфена). Основу процесса составляет социальная борьба «низов» и «верхов» афинского общества. В курсе изучается начальный этап борьбы (время Солона - § 28, 29) и отмечается его конечный результат (время Перикла - § 34, 35).
Исходное звено при изучении данного процесса - мысль об особенностях географических и исторических условии Аттики (малоземелье, наличие полезных ископаемых, удобные бухты, рано сложившаяся морская торговля). Эти условия, с одной стороны, способствовали обострению отношений между разоряющимися земледельцами и знатью, с другой - они вели к росту влияния ремесленников и торговцев в экономической и общественной жизни страны.
Добившись ряда уступок в эпоху Солона, широкие слои свободного населения Аттики продолжают борьбу, завершившуюся к середине V в. до н. э. победой рабовладельческой демократии-.
4. Исходным звеном при изучении процесса перехода к колонату является важнейшая в курсе мысль о незаинтересованности рабов в результатах своего труда. Пагубные последствия этого с особенной силой сказались на хозяйстве Римской империи I-II вв. н. э., когда в Италии начинают преобладать огромные имения. Скопление сотен рабов в каждом имении затрудняло контроль за ними со стороны владельца имения. Кроме того, подобная концентрация рабов в имениях, как показали восстания угнетенных II-I вв. до н. э., была опасной для рабовладельцев. Совокупность этих причин привела к замене труда рабов трудом колонов - свободных арендаторов и трудом «рабов с хижинами» (§ 54).
В ходе дальнейшего исторического развития экономическое и юридическое положение колонов и «рабов с хижинами» сближается: они образуют слой земледельцев, прикрепленных к земле, обязанных платить подати, но. все же заинтересованных в результатах своего труда (§ 57). Таким образом, в поздней Римской империи складываются предпосылки для перехода к феодализму.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 273.