УРОК 5. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учащиеся знакомятся с разделением Римской империи на два государства и падением Западной Римской империи. Причинами падения явились обострение классовой борьбы, рост народных восстаний, упадок хозяйства, усиление натиска «варваров».

Объединение «варваров» с угнетенными внутри империи способствовало ее падению.

Последствия «варварских» вторжений были двойственными: германцы уничтожали оливы и виноградники, произведения искусства и научные сочинения; в то же время «варварские» завоевания приводили к тому, что многие рабы и колоны получали свободу. Завоевания «варваров» явились одной из предпосылок создания на территории западной Европы более прогрессивной общественной формации (феодализма).

Падение, Западной Римской империи - длительный процесс, продолжавшийся более столетия. Важным событием в истории гибели империи было взятие Рима готами в 410 г. Впервые за восемьсот лет «вечный город» был захвачен внешним врагом; современники восприняли его падение как конец власти римлян. После этого германские племена стали хозяевами Италии и западных провинций, и упразднение императорской власти в 476 г. уже мало кем было замечено.

Варианты начала урока: I. А 1-2. II. Б 1-4. Вопросы и задания:

А. 1. Сделайте общий вывод о роли религии в древнем мире. Как угнетатели использовали религию в своих интересах? Учащиеся обычно приводят один-два примера, но не способны рассмотреть вопрос в полном объеме. Учитель, выслушав ответы, помогает вспомнить знакомые учащимся религиозные идеи и требует их оценки: 1) Какие надежды возлагали христиане на «второе пришествие» Иисуса Христа? 2) Какие надежды возлагали бедняки на «загробную жизнь»? (Идея загробного воздаяния в египетской религии, в христианстве.) 3) В каких государствах царей провозглашали богами? (В Египетском, Римской империи.) 4) Что говорили христиане о происхождении власти императора? (Всякая власть установлена богом.) 5) Как возникло неравенство, согласно религиозным верованиям? По чьей воле? (По учению брахманов. По учению христианской церкви.) 6) Как верующие надеялись заслужить милость бога? (Покорностью и* смирением, жертвами богам, а христиане - пожертвованиями на нужды церкви.) 7) Что вы знаете о расправе с учеными, отрицающими богов? (Бегство из Афин Анаксагора, разгром Александрийской библиотеки, убийство Ипатии.) 2. Сколько лет прошло от начала правления Диоклетиана до перенесения столицы в Константинополь? Начертите на доске «линию времени», обозначьте на ней требуемые даты.

Б. 1. Расскажите об ухудшении положения трудящихся в империи в IV в, 2. Как и почему изменилось положение христиан? Как священники помогали императору держать в повиновений угнетенных? 3. Куда и почему была перенесена столица империи? 4. Расскажите о борьбе угнетенных в Римской империи в' IV в.

План изучения:

 1. Восстание готов на Дунае.

2. Разделение империи на Западную и Восточную.

3. Захват Рима готами.

4. Завоевание германскими племенами Западной Римской империи.

«Сегодня вы узнаете, - может сказать учитель, - как германцы завоевали западные области Римской империи. Это удалось им прежде всего потому, что империя была ослаблена непрерывными восстаниями угнетенных. Рассмотрите настенную карту и карту № 10: в каких районах происходили восстания против империи в IV-V вв.?»

1. Особенности народных движений этого периода раскрываются на ярком примере восстания готов на Дунае (рассказ можно сопроводить черчением на доске картосхемы - пособие, рис. 35).


Рис. 35. Восстание готов на Дунае. Меловой рисунок и аппликация

Задолго до изучаемых событий германские племена готов переселились в поисках плодородных земель с берегов Балтийского моря в Северное Причерноморье.

Во второй половине IV в. на готов напали из прикаспийских степей гунны. Это были многочисленные полудикие племена, кочевавшие в поисках корма для скота. Гунны жили в кибитках, хлеба не сеяли, питались главным образом мясом. Полчища конных гуннов грабили и сметали все на своем пути, наводя ужас на более культурные народы. Безжалостные к побежденным, гунны заявляли, что траве не расти там, где пройдут копыта их коней.

Часть готов вынуждена была подчиниться гуннам, а другая часть оставила причерноморские степи и двинулась на запад. Они дошли до Дуная, котррый был тогда границей империи, и попросили римлян пропустить их на правый берег реки.

Готы дали слово соблюдать законы империи и служить в римском войске. Император Валент нуждался в солдатах для подавления народных восстаний и защиты границ от врагов. Поэтому он охотно согласился на переселение готских племен, обещал дать им землю и снабдить продовольствием.

Готы переправлялись на правый берег Дуная целыми толпами днем и ночью на лодках, стволах деревьев и просто вплавь. Они надеялись найти здесь вторую родину, но жестоко обманулись. Римские командиры и чиновники разворовали продовольствие, предназначенное для готов, всячески притесняли беззащитных людей, страдающих от голода. Многие готы вынуждены были за жалкий кусок хлеба или мяса продаваться работорговцам.

Учитель говорит, что доведенные до отчаяния готы восстали. Он предлагает рассмотреть карту № 10: весь север Балканского полуострова был охвачен восстанием. Следует подчеркнуть, что к готам примкнуло множество колонов, крестьян, рабов (среди последних было немало германцев), а также рабочих золотых рудников. Повстанцы захватили запасы продовольствия, склады с оружием. Вожди готов проявили себя как талантливые руководители.

Восставшие отбирали у богачей землю и делили ее между собой, давали рабам свободу, освобождали от налогов сдавшиеся им города. Римские правители с возмущением говорили, что население империи считает счастливым тот день, когда готы одерживали победу.

Император Валент .во главе 60-тысячного войска двинулся навстречу готам. Был знойный летний день, римляне долго шли по каменистым тропам, страдая от жары и усталости. Наконец близ Адрианополя они увидели окруженный телегами лагерь восставших и услышали дикий и зловещий вой, которым готы пугали врагов и воодушевляли себя перед сражением.

Не дав отдохнуть войскам, Валент приказал строиться для боя. Но не успели легионы полностью выполнить приказ, как передовые отряды римлян напали на лагерь готов (римское войско в IV в. уже не было столь дисциплинированным, как во времена республики). Восставшие, прятавшиеся за повозками, отражали все атаки римлян. В разгар сражения с крутых гор стремительно спустилась конница готов. Римские отряды смешали ряды, стало так тесно, что трудно было пустить в ход мечи. Вскоре римляне обратились в беспорядочное бегство. Раненого Валента приближенные отнесли в придорожную хижину, но готы подожгли ее, и император погиб в пламени. Разгром был полным, около 40 тыс. римлян осталось на поле боя.

Римляне сравнивали сражение при Адрианополе с другим знаменитым сражением в своей истории. Предположите с каким. (Канны.); В чем сходство между ними?

Готы попытались овладеть превосходно укрепленной столицей империи - Константинополем, но это оказалось им не под силу.

Новый император начал переговоры с вождями восставших и пошел на уступки: он предоставил готам землю и освободил их от налогов. Часть готской знати, подкупленная щедрыми подарками, перешла на сторону римлян. Восстание было прекращено.

2. Учитель добивается усвоения учащимися самого факта разделения Римской империи на Западную и Восточную (поскольку Восточная, или Византийская, империя сыграла значительную роль в истории средних веков). В особенно тяжелом положении находилась Западная империя: население ее было разорено, города опустели, многие области охвачены восстаниями.

Задание: Покажите на настенной карте и назовите основные области, входившие в состав Западной и Восточной империи. (Разрешается пользоваться картой № 10.) Какой город считался главным в Восточной империи? (Император Восточной империи жил в Константинополе, а Западной - обычно в Равенне или в Милане, на севере Италии.)

3. Учитель излагает вопрос в объеме учебника. Он обращает внимание на то, что вторжение готов в Италию было продолжением грозных событий конца IV в. в придунайских областях.

Задание: Рассмотрите рисунок на стр. 232. Рим был защищен мощными каменными стенами, а стенобитных машин у готов не было. И все же готы ворвались в Рим. Предположите, как это им удалось.

Учитель рассказывает, что рабы открыли готам ворота Рима. Он подчеркивает, что взятие Рима произвело потрясающее впечатление на жителей империи. Сотни лет римляне побеждали своих врагов, завоевали все средиземноморские страны, считали себя владыками мира. И вот в 410 г. Рим был разграблен готами, сокровища, свезенные сюда со всего мира, стали добычей «варваров».

Задание: Рассмотрите цветн. рис. 22. Что захватывают «варвары»? Что они выбросили как ненужные вещи? Учащиеся сразу же замечают предметы из драгоценных металлов (сосуды, блюда, шкатулки, монеты), являвшиеся добычей германцев. В дальнейшей работе возможна помощь учителя: 1) Чем занята группа людей на заднем плане рисунка? Предположите, с какой целью «варвары» опрокидывают статую. (Иногда учащиеся предполагают, что низвержение статуи - это своего рода месть Риму, низвержение его величия. Однако вероятнее другое: «варвары» нуждаются в бронзе.) 2) Какие предметы валяются на земле между грудой драгоценностей и статуей? Почему выброшены свитки?

Учитель может рассказать легенду о сокровищах Алариха. Когда Аларих вскоре после разгрома Рима умер, готы решили устроить своему вождю особые похороны. На одной из рек пленники построили плотину, и вода потекла по новому руслу; обнажилось дно реки. Здесь была вырыта глубокая могила, куда положили Алариха и несметные богатства, ему принадлежащие. Потом плотину разрушили, вода хлынула в прежнее русло. Пленников, строивших плотину, готы убили, чтобы никто ке знал, где похоронен их вождь и где находятся его сокровища.

4. Обращается внимание на усиление натиска «варваров» на империю в конце IV - в V в. «Что означают черные стрелы на карте № 10? - может спросить учитель. - Предположите, почему «варвары» чаще, чем в I-II вв., добивались успеха при вторжении на территорию империи». В обобщении учитель подводит класс к пониманию причин этих успехов: внутренних - ослабление империи, поддержка «варваров» угнетенным населением; внешних - германские племена в IV-V вв. объединились в союзы, что привело к их громадному численному перевесу над римской армией. «Варвары» высматривали, где пограничные укрепления обветшали, подгнили бревна частокола, осыпались и оплыли земляные валы, где было меньше римских войск. Постоянно воюя с римлянами, германцы переняли их военную технику, приемы ведения боя.

Учитель указывает на вред, причиненный вторжениями германцев развитию культуры и хозяйства Западной Римской империи (1); на роль германцев в разрушении рабовладельческих порядков (2).

1. Сравнительно с римлянами германцы были невежественны. Они не знали грамоты, ничего не слышали о поэмах Гомера и стихах Вергилия, у них не было театров, библиотек и терм, они не строили храмов и потому не чувствовали красоты римских статуй и построек. Все ненужное им «варвары» безжалостно уничтожали.

У себя на родине германцы жили в деревнях, поэтому им казались бесполезными римские города. Из римских построек завоеватели выламывали каменные плиты для укрепления валов, окружавших германские поселки. Книги и статуи при этом гибли. Бронзовые статуи переплавляли, а мраморные пережигали на известь, нужную для строительства.

Учитель может конкретизировать высказанные мысли на примере. «Представьте себе, - говорит он, - ворвались четверо германцев во дворец римского богача и завладели большой чашей. Ценность ее не в том, что она золотая, а в искусстве художника, резчика по металлу: на ней изображена сцена охоты. Вращая чашу, можно увидеть охотников на взмыленных лошадях, гончих собак, затравленного оленя... А четверо воинов разрубили ее на четыре равных куска золота и не поняли, что уничтожили редкое произведение искусства».

2. Эта мысль может быть раскрыта в ходе беседы: «Как относились римские рабы и колоны к нашествию германцев? Почему они оказывали им помощь?» Обобщая, учитель отмечает, что германцы уничтожали чуждые им рабовладельческие порядки, освобождали римских рабов и колонов, поэтому угнетенные в самой империи оказывали им поддержку.

Можно рассказать, что «варвары» захватили на территории империи целые области, где основали самостоятельные государства. Так, готы после разгрома Рима ушли из Италии и завладели Западной Галлией; племена франков - Северо-Воо-точной Галлией; племена вандалов - побережьем Африки. Британия и Испания также были захвачены германцами. Вожди племен провозглашали себя королями: они на словах признавали власть императора Западной Римской империи, а на деле были независимы.

Германские вожди по своему усмотрению свергали и назначали императоров. Так, вождь готов Аларих провозгласил императором одного из своих приближенных; когда же выяснилось, что тот не способен к государственной деятельности, Аларих сделал его начальником войсковых музыкантов. За последние 20 лет существования Западной Римской империи сменилось 9 императоров. Они не обладали властью и не пользовались уважением. Поэтому никто не бывал удивлен, когда после низложения очередного императора германские вожди не назначали нового. Императорская власть на Западе была упразднена.

Предлагается запомнить дату, считающуюся концом истории древнего мира, - 476 г. Целесообразно познакомить учащихся с выводами учебника по уроку (§ 58, п. 6).

Домашнее задание: § 58.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.