Понятие государство - одно из самых сложных в школьном историческом курсе. «Трудность его формирования,- отмечает Ф. П. Коровкин,- усугубляется, во-первых, тем, что учащимся V класса недоступно научное определение государства как организации господствующего класса, а во-вторых, тем, что под хорошо известным им словом «государство» они понимают «страна, территория» (Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, с. 107).
Понятие о государстве. В начале формирования понятия (§ 8) учащимся предлагается связать слово государство со словом власть. Но не всякая власть является государственной властью. Особенности последней могут быть выявлены при сопоставлении ее с общественной властью в племени (см. пособие, табл. 7). В основе власти старейшин и вождей лежало важение к ним остальных членов племени. В основе выполнения приказов и распоряжений представителей государственной власти лежало принуждение с помощью войска, стражников I т д. Иначе говоря, под государством в курсе V класса понимается власть, нуждающаяся в принуждении, основанная на силе. Названное различие между органами родоплеменнои власти и государством объясняется тем, что в классовом обществе власть защищала интересы не всего населения, а прежде всего угнетателей. Таким образом, государство начинает осознаваться пятиклассниками как власть, которая защищает интересы эксплуататорского меньшинства и потому нуждается в принуждении.
Таблица 7. Различия между общественной властью в племени и государственной властью в древнем Египте
- | Общественная власть в племени | Государственная власть в древнем Египте | Выводы по сопоставлению |
Кому принадлежала власть | Высшая власть принадлежала народному собранию (собранию всего племени) Совету старейшин. Выборному военному предводителю (вождю) | Высшая власть принадлежала одному человеку (фараону), была пожизненной и передавалась по наследству. Чиновникам, военачальникам, назначенным фараоном | Когда существовало равенство и не было эксплуатации, власть защищала интересы подавляющего большинства членов племени, не нуждалась в применении силы и была основана на уважении. С возникновением неравенства, эксплуатации и классов появляется власть, защищающая интересы эксплуататорского меньшинства. Эта власть нуждается в применении силы по отношению к трудящимся |
Перед кем представители власти несли ответственность | Перед народным собранием | Фараон не отчитывался ни перед кем. Чиновники перед вышестоящим начальником или непосредственно перед фараоном | |
Участвовали ли в производительном труде | Участвовали | Не участвовали | |
Что лежало в основе подчинения приказам и распоряжениям представителей власти | Уважение к вождю и старейшинам, авторитет самых опытных и смелых членов племени | Принуждение с помощью войска, стражников, судей, тюремщиков и т, д. | |
Чьи интересы защищала власть | Всего племени | Только знатных и богатых (царя, вельмож, чиновников, жрецов) |
Процесс возникновения государства впервые и с наибольшей полнотой рассматривается при изучении древнего Египта (§ 8-9). Учащиеся знакомятся со следующей закономерностью: возникновение классов ведет к возникновению государства. В дальнейшем названная закономерность подтверждается на историческом материале остальных изучаемых в курсе стран.
В научной литературе принято выделять следующие основные признаки государства: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (специфическое место в этом механизме и занимает аппарат принуждения); 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых государством; 3) наличие определенной территории, пределами которой ограничена власть данного государства (См.: Манов Г. Н. Ст. «Государство» в БСЭ, т. 7, изд. 3. М, 1972, с. 176).
Эти признаки раскрываются на конкретном материале без употребления терминов: «механизм государства», «органы власти», «аппарат принуждения» и т. п. Главную роль при раскрытии первого признака играют понятия: правители, войско, стражники, народное собрание, сенат и др.
Под правителями понимаются цари, чиновники на древнем Востоке, должностные лица в государствах Греции и Рима. В отличие от старейшин и вождей первобытной эпохи правители не участвовали в производительном труде, занимались только управлением, для которого нуждались в войске, стражниках, заемщиках. В курсе проводится различие между чиновниками и должностными лицами. Первые назначались вышестоящим начальником и отвечали перед ним за свои действия, вторые избирались на определенный срок и за свои поступки несли ответственность перед избирателями.
Создание войска связывается в курсе с возникновением государства- В отличие от ополчения мужчин племени при первобытнообщинном строе (о котором учащиеся получают представление на примере межплеменных войн - § 4, п. 5; мифов об осаде Трои - § 25; вторжений «варваров» во владения Рима - § 55, 58) войско было обособлено от широких слоев населения, подчинено правителям.
Роль войска в подавлении движений эксплуатируемых и в борьбе государств за расширение владений широко освещена в курсе. Известное представление создается также о способах формирования войска, его социальном и национальном составе. Во всех древних государствах на военную службу брали только свободных людей (редкие исключения не отражены в курсе). В странах древнего Востока основную массу воинов составляли крестьяне, набор в войско носил принудительный характер. Поэтому простым воинам цели войны часто были чужды (рядовым участникам завоевательных походов фараонов - § 10, п. 5; подвластным Дарию и Ксерксу воинам из покоренных персами народов - § 16, п. 5; § 32, п. 2). В городах-государствах Греции (Афины, Спарта) и Риме военная служба являлась правом и обязанностью граждан. Поэтому вплоть до кризиса античных городов-государств (наступившего в Греции в IV в. (до н. э., а в Риме во II в. до н. э.) войска, сформированные из граждан, отличались высокой сознательностью. Последняя мысль рассматривается при изучении греко-персидских войн (§ 32) и второй Пунической войны (§ 45).
В курсе получает отражение вопрос о наемничестве (§ 10, п. 5; § 40, п. 2; § 45, п. 1; § 48, п. 4). В Египте и Карфагене наемниками были чужеземцы; в Греции и Риме наемники появляются в периоды кризиса, характеризующегося разорением народных масс и обострением социальной борьбы. Наемниками становятся бедняки, для которых плата за военную службу - единственный источник существования. Наемники были профессиональными воинами, обычно в совершенстве владевшими своим ремеслом. Вместе с тем использование наемного войска в трудных условиях затяжной войны было малоэффективным (победу Рима над Ганнибалом обусловила стойкость италийского крестьянства). Наемников отличала беспринципность, они служили тому, кто мог обеспечить им большее жалованье и военную добычу. Эта их особенность отмечается в курсе при знакомстве с древним Египтом, где наемников использовали для подавления народных волнений (§ 10, п. 5); та же особенность выявляется при изучении гражданских войн в Риме, в частности оорьбы Цезаря за власть (§ 50).
Курс содержит сведения по истории военного искусства. Пехота рассматривается как древнейший род войск, игравший главную роль во многих государствах (Египет, Афины, Спарта, Рим и др.). Боевые колесницы, впервые упоминаемые при изучении Египта (§ 10, п. 2), широко применялись также в войсках государств Междуречья, Персии, Индии, Китая и греками под стенами Трои. Конница появилась в Ассирии в IX в. до н. э,, она становится главным родом войск в Персидском царстве (§ 16, п. 4), выступает решающей силой в походах Александра Македонского (§ 41), в разгроме Ганнибалом римлян при Каннах (§ 45, п. 4). В Афинах и Спарте, в Риме конница была малочисленна и представляла собой вспомогательный род войск. Боевые слоны использовались в Индии, Персидском царстве, в войске царя Пирра, Карфагена (§ 18, п. 3; § 41, п. 3; стр. 185). Военный флот зародился в государствах древнего Востока. Был он гребным, паруса особого значения не имели. Учащиеся получают представление о тяжелых финикийских кораблях в составе персидской армии и подвижных греческих триерах (§ 32), о сильном карфагенском флоте и созданном в ходе первой Пунической войны флоте Рима (§ 45), о приемах ведения морского боя - поражения тараном, абордаже, «проплыве» вдоль борта вражеского корабля с целью сломать ему весла. Осадная техника зародилась на древнем Востоке. Искусство штурмовать крепости было знакомо египтянам (рис. 2, стр.49). Значительных успехов добились в нем ассирийцы, применявшие тараны на колесах и другие машины (рис. 1, стр. 74). Осадная техника быстро развивалась в III-I вв. до н. э. в ходе непрерывных войн греко-македонских государств друг с другом. Опыт этих государств использовали римляне, штурмовавшие крепости с помощью передвижных башен, метательных машин, длинных лестниц (рисунок на стр. 191). В отличие от войск древних государств союзы «варварских» племен осадной техникой не владели и брать штурмом крепости не умели (§58, п. 4).
Курс содержит сведения о построении древнего войска. Боевой строй зародился еще в первобытном обществе до возникновения государства: греки под Троей, германцы, воевавшие с Римом, строились в бою по родам и племенам. Однако на этом этапе военный строй был примитивен: в учебнике указывается, что германцы выставили против Рима «нестройные полчища воинов» (стр. 232). В древних государствах боевой строй усложняется, превращается в фактор, заметно влияющий на исход войны. Роль боевого построения прослеживается в курсе при сопоставлении македонской фаланги и римского легиона (§ 40, 44; § 46, п. 3). Фаланга обладала огромной ударной силой, но могла действовать только на ровной местности и только как одно целое. Расчлененная действиями противника на части, она сразу же теряла свои главные преимущества. Легион, выстроенный в три линии, по десять отрядов (манипул) в каждой, мог сражаться в любой местности. Манипула являлась самостоятельной боевой единицей и успешно действовала даже после разгрома соседних манипул. В отличие от македонской фаланги легион обладал резервами (отряды третьей линии).
При раскрытии второго из названных выше признаков государства (наличие права) главную роль играют понятия судьи (суд, судить), законы.
Понятие «закон» вводится при изучении Вавилонского царства при царе Хаммурапи. Под законами понимаются правила, установленные государством и обязательные для населения, находящегося под его властью (§ 15, п. 4). Законы устанавливаются высшей государственной властью: в древневосточных монархиях царями, в Афинах и Риме народными собраниями. Учебник знакомит в отрывках с законами Хаммурапи (стр. 68), с законами IV в. о колонах (стр. 231), здесь также пересказывается содержание афинских законов Дракона (§ 28, п. 5), римских законов в пользу плебеев (§ 44, п. 1), земельного закона Т. Гракха и закона, разрешающего продажу земли на общинном поле (§ 48).
В учебнике термин «судья» введен на материале истории Индии (§ 18, п. 5). Однако значительно раньше, уже при изучении древнего Египта и Вавилонии, учащиеся узнают, что чиновники судили нарушителей царской воли (§ 9, п. 1; § 15, п. 4). В дальнейшем мысль о том, что народные массы не участвовали в выборе судей в большинстве древних государств, находит подтверждение на материале истории Аттики времен господства аристократов (§ 28, п. 5) и Спарты (§ 30, п. 4). Впервые в истории суд становится выборным в результате реформ Солона, когда любой афинский гражданин мог по жребию занять должность судьи (§ 29, п. 10; § 34, п. 4).
Конкретный материал курса позволяет выявить и обосновать ту мысль, что суд и право во всех древних государствах оправдывали рабство и другие формы эксплуатации, защищали интересы тех социальных слоев, в руках которых находилась власть.
Третий признак государства - наличие определенной территории- раскрывается на конкретном материале, в ходе работы с картой.
Как указывалось выше, пятиклассники с трудом разделяют по ятия «государство» и «страна». Учащимся свойствен ошибочный ход рассуждений; страна - это местность, территория; государство также обладает территорией; стало быть, слова государство» и «страна» однозначны. Этой ошибке способствует то, что в ряде случаев древнее государство носит в курсе название той страны, которая целиком или частично находилась под его властью (Египетское, Индийское, Китайское. Македонское государства).
Важно разъяснить, что наличие территории лишь один из изнаков государства. Преодолению указанной ошибки способствует также осознание того, что территория страны и одноименного государства далеко не всегда совпадали. Например, Египетское царство около 1500 г. до н. э. значительно превышало своей территорией страну Египет (карта, стр. 48). Напротив, под властью Индийского царства в III в. до н. э. не находилась южная часть страны Индия (карта № 3). Вместе с тем в других случаях название древнего государства отличалось от названия той страны, которая находилась под его властью. Так, государство Афины было расположено в одной из областей (Аттика) страны Греция. Под властью государства Рим первоначально была одна из областей, а затем все области страны Италия и, наконец, все страны Средиземноморья. Очевидно, что в подобных случаях название государства и страны невзаимозаменяемы (например, выражение «государство Италия» вместо «Рим» ошибочно).
Формы, классовая сущность и функции древних государств. В курсе упомянуто более двадцати государств. При всем разнообразии их устройства каждое являлось по своей форме либо республикой, либо монархией.
Под монархией понимается государство, которым пожизненно правит один человек, и его власть обычно передается по наследству (стр. 164). Формирование понятия (первоначально без употребления термина «монархия») начинается при изучении истории Египта. Монархическая форма правления восходит своими корнями к первобытному обществу: власть военного предводителя племени (вождя) постепенно становится наследственной, превращается в царскую (§ 8, п. 1; § 18, п. 5; § 43, п. 2).
Основное внимание в курсе уделяется древневосточным монархиям - деспотиям (последний термин в курсе не применя-, ется): египетской, вавилонской, персидской. Их отличительная особенность - неограниченная власть царя, распоряжавшегося землями, водами, государственной казной и жизнью подданных. Царь мог единолично принимать наиболее ответственные решения (судебные, по изданию законов, по вопросам войны и мира).
Иного характера монархия существовала в древнейшем Риме, где власть царя, еще во многом напоминавшая власть племенного вождя, была ограничена советом знати - сенатом (§ 43, п. 2). В курсе имеется пример того, как ограниченная монархия постепенно превращается в монархию древневосточного типа (Александр Македонский, вынужденный в начале своего правления считаться со знатью, после одержанных побед объявляет себя богом, открыто подражает персидским царям - § 41, п. 5).
Таблица 8. Сравнительная характеристика государственного строя древнего Египта и Афин в эпоху Перикла | ||||
- | Древний Египет | Афины | Выводы по сопоставлению | |
Различия | Кому принадлежала высшая власть | Неограниченная власть, носившая наследственный характер, принадлежала фараону | Народному собранию, состоявшему из всех афинских граждан | Афинский государственный строй был более передовым: значительно большая часть населения сравнительно с Египтом участвовала в управлении и контролировала действия правителей |
Как создавался управленческий аппарат | Главные чиновники назначались фараоном из числа вельмож, остальные чиновники - вышестоящим начальником, перед которым несли ответственность | Доступ к управлению был открыт всем гражданам независимо от богатства и знатности. Должностные лица выбирались на определенный срок. Несли ответственность перед народным собранием, обладавшим правом снять любого с занимаемой должности. Должности замещались по жребию или голосованием | ||
Черты сходства | Чьи интересы защищала власть | Интересы меньшинства населения | Государство защищало интересы эксплуататоров, подавляло с помощью армии, тюрем и т. п. сопротивление рабов и других групп населения, недовольных существующими порядками | |
фараона и вельмож, чиновников, военачальников, жрецов - всех, владевших рабами, обширными землями, скотом и другим имуществом | граждан, в пользу которых шли доходы от эксплуатации рабов на рудниках и соляных промыслах, от эксплуатации переселенцев и союзников |
Под республикой понимается государство, которым управляют люди, избираемые на определенный срок (стр. 181). Республиканская форма правления также уходит своими корнями в первобытные времена, когда существовала выборность вождей и старейшин, а важнейшие дела решало общее собрание племени. Формирование понятия «республика»- первоначально без употребления этого термина - начинается при изучении истории Афин (§ 28, 29, 34, 35) и продолжается на материале истории Рима (§ 43, 44). Таким образом, курс дает представление о двух главных республиках древности - демократической Афинской и аристократической Римской (см. пособие, табл. 9).
Таблица 9. Сравнительная характеристика государственного строя Афин в эпоху Перикла и Рима в III в. до н.э. | ||||
- | Афинское государство (V в. до н. э.) | Римское государство ( III в. до н.э.) | Выводы по сопоставлению | |
ЧЕРТЫ СХОДСТВА | Кому принадлежала высшая власть | Народному собранию, состоявшему из граждан данного государства | Афины и Рим в отличие от древневосточных монархий были республиками (управлением ведали люди, избранные на определенный срок; высшая власть принадлежала собранию граждан). Государство в Афинах и в Риме, подобно остальным древним государствам, защищало интересы эксплуататорского меньшинства, носило рабовладельческий характер | |
Как создавался управленческий аппарат, перед кем нес ответственность | Должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от их знатности и богатства; несли ответственность перед народным собранием | |||
Чьи интересы защищала власть | Интересы меньшинства населения: | |||
гражданского коллектива, в пользу которого шли доходы от эксплуатации работ на рудниках и соляных промыслах, от эксплуатации переселенцев и союзников | римских аристократов как патрицианского, так и плебейского происхождения, пользовавшихся основными выгодами от завоевательных войн, от эксплуатации рабов и населения провинций | |||
ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ | Какую роль играло свободное население в управлении | Весь гражданский коллектив участвовал в управлении | Влияние незнатных и небогатых граждан на государственные дела было ограничено, в управлении участвовали главным образом аристократы | Афины были демократической республикой: широкие слои свободного населения независимо от богатства и знатности участвовали в управлении. Рим был аристократической республикой: фактически власть принадлежала нескольким десяткам знатных и богатых семей. Роль широких слоев гражданского населения в управлении была невелика |
Такому положению способствовало то, что: | ||||
любой гражданин имел право предложить новый закон и участвовать в его обсуждении; | только должностное лицо имело право предлагать новые законы. Народное собрание принимало или отвергало их без обсуждения; | |||
- | большинство должностей оплачивалось из государственной казны; народное могло снять любого гражданина с занимаемой должности ареопаг - главный оплот щнати () - в результате борьбы демоса со знатью лишился своих важнейших прав | за занимательную должность ничего не платили; народное собрание не имело права снять гражданина с должности, а также привлечь к ответственности за проступки до окончания положенного срока; сенат - напоминавший ареопаг древнейшей Аттики - превратился из совета старейшин в важнейший орган власти |
Изучаемые в курсе государства различаются между собой степенью участия народных масс в управлении. Наиболее передовым древним государством были Афины, где большая часть граждан принимала активное участие в государственной жизни. Эта существенная особенность становится в курсе очевидной при сравнении государства в Афинах и Египте; в дальнейшем ту же особенность подтверждает сопоставление Афинской и Римской республик (см. пособие, табл. 8-9).
Все древние государства, каким бы ни было их устройство, защищали интересы эксплуататорского меньшинства, узаконивали отношение к рабу как к вещи, по своей классовой сущности являлись рабовладельческими.
В курсе раскрываются две главные функции древних государств (без употребления термина «функция»). Внутренняя - связанная с необходимостью охранять и укреплять существующий порядок, выгодный эксплуататорам. Государство выступает на древнем Востоке как организатор ограбления собственного народа (налоговое обложение - § 9, п. 2; § 21, п. 1), оно организует и руководит подавлением народных движений, восстаний угнетенных. Внешняя - направленная на расширение территории и ограбление населения соседних стран. Курс содержит большой материал, дающий представление о несправедливых, завоевательных войнах древности.
Другие функции государства отражены в курсе в меньшей степени: роль государства на древнем Востоке как организатора оросительных работ; роль древнего государства как организатора справедливых оборонительных войн (греков против персов, карфагенян в третью Пуническую войну и др.) и т. п.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.