УРОК 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учащиеся знакомятся с процессом зарождения и развития новой религии.

Поражение многочисленных народных движений породило надежду на приход «божественного спасителя». Первоначально с этим спасителем связывалась вера в установление «царства божия» на земле, но постепенно на первый план выступило учение о «царстве небесном», т. е. о вознаграждении за гробом. Идея загробного воздаяния существовала и в других религиях (миф об Осирисе). Новым в христианстве было учение о равенстве всех людей перед богом независимо от социального положения и национальной принадлежности. Это и позволило христианству одержать верх над другими религиозными течениями того времени.

Учитель показывает, что христианство, как и всякая религиозная идеология, призывало верующих к смирению, к отказу от активной борьбы за переустройство общественных условий.

Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты: I. А 1-2. II. Б 1-2; А 1-2; Б 4, III. Б 3-5. Вопросы и задания:

А. 1. Сравните Римское государство при Октавиане Августе и при Диоклетиане. Выполняя задание, учащиеся .способны найти различие (сохранение Августом сената, народного собрания, выборов консулрв, трибунов и управление с помощью чиновников при Диоклетиане). Чем объяснить это различие? (Август был первым императором, единоличная власть в Риме только устанавливалась, уничтожение республиканских должностей могло привести к народному возмущению.} Было ли сходство? Что было сходного во власти обоих императоров? Учащиеся способны указать на неограниченную власть правителей и обосновать эту мысль на фактах. 2. Сколько лет прошло от начала правления Августа до начала правления Диоклетиана? Начертите на доске «линию времени» и отметьте на ней требуемые даты.

Б. 1. В чем заключалось ослабление империи в III в.? 2. Почему рабовладельцы Италии и провинций были заинтересованы в укреплении императорской власти? 3. Расскажите об императорской власти при Диоклетиане. 4. В каких провинциях и как войска Диоклетиана подавляли восстания угнетенных? 5. Кого римляне называли «варварами»? Что вам известно о жизни германцев в первые века н. э.? Как римляне обороняли границы империи от «варваров»?

План изучения:

1. Возникновение новой религии.

2. Преследование христиан римскими властями.

3. Идея загробного воздаяния становится главной в христианстве.

4. Создание тайной организации верующих - христианской церкви.

 

Учитель указывает на то, что вопрос о возникновении христианства имеет большое значение и в наши дни: «Во многих странах есть люди, верующие в бога, которого они называют Иисус Христос. Сегодня пойдет речь о том, когда и где возникла вера в Христа, или христианство, почему она возникла и что собой представляла».

«На каком уроке и в какой связи уже шла речь об Иисусе Христе?» - может спросить учитель. Лишь отдельные ученики помнят урок «Счет лет в истории». Учитель напоминает, что на том уроке говорилось о возникновении летосчисления от «рождения Христа». Христос, по мнению верующих, родился в 30-й год правления Октавиана Августа. Этот год и считается первым в нашем летосчислении.

1. Работая с настенной картой, учитель объясняет, что вера в Христа зародилась в Палестине и затем распространилась по Римской империи, прежде всего в Египте, Сирии, Малой Азии. Сказания об Иисусе Христе появились в I в. н. э.

В древности разные народы верили в разных богов. Подтвердите эту мысль на примерах. Выслушав ответы, учитель предлагает подумать над тем, почему около двух тысяч лет назад жители восточных провинций империи стали поклоняться новому богу - Иисусу Христу. Не требуя немедленного ответа, он объясняет причины возникновения христианства.

Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь которых была тяжелой и безрадостной. Вспомните, каким путем угнетенные неоднократно пытались улучшить свою жизнь. Какие восстания против Рима вам известны? Чем они закончилась? Обобщая, учитель отмечает, что в Римском государстве было много восстаний, но они кончались поражением, гибелью вождей, массовыми казнями побежденных. Это привело к тому, что бедняки и рабы потеряли веру в свои силы, они стали рассчитывать не на себя, а на помощь «доброго бога». Прием драматизации поможет конкретизировать высказанные мысли.

Представьте себе большое имение, например, в Сирии. Давно село солнце. Рабочий день закончился и для колонов, и для «рабов с хижинами». Хочется спать, болят натруженные руки и спины. Но перед сном эти люди соберутся в укромном месте где-нибудь за виноградниками и поведут между собой разговор. «Наверное, победить рабовладельцев невозможно, - говорят они. - Очень силен Рим, много у императора войск. Даже великий Спартак, вождь угнетенных, не сумел освободить нас. Не суждено, верно, нам, рабам и колонам, победить римлян и избавиться от унижений! Напрасно мы приносим жертвы римскому Юпитеру, греческому Зевсу, египетскому Осирису, эти боги не слышат наших просьб или не могут помочь нам... Не этим богам надо молиться. Есть только один могущественный и добрый бог, который может спасти нас. Он спустится с неба на землю, чтобы уничтожить жестокий Рим, императорских чиновников и военачальников. Этот бог сделает бедняков счастливыми: каждый получит всего во сто раз больше, чем имел; виноград станет расти не на кустах, а на деревьях с тысячами гроздей винограда, и пшеница будет клониться под тяжестью зерен... Только бог освободит нас от рабства и принесет изобилие в наши дома?»

Задания и вопросы: Покажите на карте, где возникла вера в приход «доброго бога». Когда возникли сказания об Иисусе Христе? Среди каких групп населения? Почему возникла вера в приход «доброго бога»? Предположите, полезна она или вредна для угнетенных. Обобщая, учитель отмечает, что надежда на приход бога-спасителя побуждала бедняков и рабов отказываться от борьбы за улучшение своей жизни.

Во многих городах и деревнях Римской империи рабы и бедняки ждали прихода «доброго бога». Но бог-спаситель все не являлся, и тогда они стали говорить иначе: «Наверное, бог уже приходил на землю и жил среди нас в облике человека, но не все люди знали об этом». О боге-спасителе сложили сказание (Многие исследователи признают реальное существование некоего проповедника Иисуса, чья жизнь легла в основу созданного впоследствии мифа о Христе. См.: Кубланов М, М. Возникновение христианства, 1974, с. 67-69).

Во времена правления императора Октавиана Августа в Палестине родился младенец: ему дали имя Иисус (Иисус - греческая форма древнееврейского имени Иешуа; Христос - греческое слово, означающее «помазанник бога, спаситель»). Отцом младенца был бог, а матерью бедная жительница маленького городка, которую звали Марией. Когда Иисус вырос, то стал творить чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых, превращал воду в вино.

Многих бедняков увлек Иисус своими речами. Он утверждал, что близится время, когда померкнет солнце, звезды упадут на землю, произойдут ужасные землетрясения. И тогда бог начнет судить всех людей по делам их: страдающие и угнетенные будут вознаграждены, а для богачей этот суд будет страшен. Иисус уверял, что вслед за божьим судом на земле настанет царство добра и справедливости, когда не будет ни императора, ни римских правителей, ни сборщиков налогов. Надо молиться богу и терпеливо ждать божьего суда,

У Иисуса было двенадцать учеников (апостолов). Один из них, по имени Иуда, оказался предателем. Он согласился выдать Иисуса римлянам и получил за свое предательство 30 серебряных монет (сребреников). Когда Иисус ночью шел со своими учениками по саду в Иерусалиме, к нему подошел Иуда и, будто из любви, поцеловал его. Это был условленный знак; легионеры поняли, что перед ними тот, кого они ищут. Иисуса схватили, судили и предали позорной казни - распятию на кресте (поэтому крест - священный предмет для верующих). Друзья Иисуса сняли его мертвое тело с креста и похоронили, но на третий день гробница оказалась пустой. Иисус воскрес и вознесся на небо, но обещал вернуться для суда над людьми (Упоминание о гробнице Христа в Палестине поможет усвоить идеологическое обоснование крестовых походов (VI класс); выражения «Иуда-предатель», «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды» стали крылатыми).

Вопросы: Какой древний миф напоминает миф о смерти и воскресении Иисуса? Чем напоминает? Обычно учащиеся помнят миф об Осирисе и способны пересказать его содержание.

Отмечается, что сторонников новой религии становилось все больше и больше, христианство быстро распространилось и в восточных, и в западных провинциях империи. Можно обратить внимание на отличительную особенность христианства (сравнительно с известными учащимся религиями), которая привлекала к нему тысячи бедняков и рабов разных народностей. Христиане учили, что Христос во второй раз придет на землю, чтобы избавить от нужды и унижений всех верующих независимо от того, к какому народу они принадлежат. Ни одному из старых богов ,не приписывали такого могущества. Осириса, например, считали покровителем египтян, Юпитера - римлян, а Диониса - греков. Один Христос был объявлен верующими «спасителем» всех угнетенных: и египтян, и греков, и римлян, и галлов, и германцев, и людей других народностей.

Сказания о Христе стали записываться; эти записи называются «евангелиями» («евангелие» по-гречески-«добрая весть»). Христиане ободряли друг друга доброй вестью о втором пришествии Христа, о близком конце римского владычества и страшном суде, который угрожает угнетателям.

2. Задание: Предположите, как римские правители относились к христианам. Учащиеся обычно высказывают две взаимоисключающие точки зрения. Одни обосновывают причины враждебного (1), другие - причины благожелательного (2) отношения императора и его чиновников к христианам: 1) первые христиане ненавидели Римское государство, верили в его скорую гибель и с надеждой ожидали ее; 2) христиане призывали терпеливо переносить все невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Учитель отмечает, что обе мысли верные. Однако первоначально римские власти с опаской относились к христианам.

Кто были христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. За их действиями недоверчиво следили римские наместники и военачальники, тысячи «любопытствующих» (так назывались в Риме сыщики).

Во что верили христиане? Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет пласть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает всех угнетателей народа.

Что христиане делали? Они не признавали императора богом и поэтому отказывались приносить ему жертвы, поклоняться его статуям. Христиане собирались группами, выбирали руководителей - священников.

Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан. Подозрительно относясь к любым сборищам и сходкам бедноты, они расправлялись с христианами. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.

Подземелье, где тайно собирались христиане, обычно состояло из одной-двух тесных комнат (рис. 1, стр. 230). Дневной свет не проникал сюда, воздуха не хватало, над головой нависали покрытые копотью светильников своды. В глубине было каменное возвышение, на котором сидел священник, руководивший верующими. Здесь молились, читали послания от христиан, живущих в других городах.

Потайной ход вел в подземелье. Часто туда можно было проникнуть только при помощи приставной лестницы, которую убирали, как только все были в сборе. Однако предосторожности не спасали христиан. В их среду пробирались предатели, сообщавшие римским властям о собраниях верующих. Легионеры проникали в подземелье, прерывая молитву и избивая без пощады всех, кто попадался им под руку.

3. До сих пор в изложении отмечалось, что бедняки и рабы надеялись на «второе пришествие» Христа. Здесь уместно рассказать о растущей вере в «загробное царство», в воздаяние после смерти. Сделать это можно следующим образом:

- Проходили годы и десятилетия, - говорит учитель, - а «второго пришествия» Христа все не было. Постепенно взгляды христиан начинают меняться. Верующие часто вспоминают одно сказание из евангелия:

«Жил некогда богач. Одевался он в дорогие одежды и проводил каждый день в веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая крошки, падающие со стола, и бездомные собаки лизали язвы его.

Умер нищий и попал на небо. Умер и богач, и похоронили его. В стране мертвых подвергся богач мучениям. Поднял он глаза и увидел вдали Лазаря. «Боже,- взмолился богач, - смилуйся надо мной! Пошли Лазаря, чтобы омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в огне». Но тот отвечал ему: «Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он утешается, а ты страдаешь».

Вдумайтесь в это сказание: что нового появилось во взглядах христиан? В какой религии вы уже встречались с похожими взглядами? Какие надежды у бедняков и рабов порождало сказание о Лазаре? Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что основная масса верующих стала терять надежду на скорое «второе пришествие» Христа и установление счастливой жизни на земле. Христиане проникаются верой в то, что будут вознаграждены за все страдания только после смерти в «небесном царстве».

4. В V классе учащиеся получают лишь первичное представление о христианской церкви (работа по формированию понятия продолжается на уроках истории средних веков в VI классе). При раскрытии данного вопроса следует помнить, что из двух значений слова «церковь» - 1) здание, где молятся богу; 2) организация верующих христиан - учащиеся обычно знают только первое и считают его единственным. Это мешает формированию понятия «церковь» в его другом значении.

Учитель объясняет, что христиане в каждом городе объединялись, создавали общину, выбирали руководителей - священников. В соседних городах также возникали подобные общины верующих. Разные общины переписывались друг с другом, руководители их встречались для решения совместных дел, для выборов главных священников - епископов. «Образовалась тайная организация христиан, объединявшая сотни общин и управляемая епископами. Она называлась церковью» (стр. 228-229).

Желательно напомнить учащимся другое значение слова «церковь». Задание: Объясните значение слова «церковь» в предложении: «Люди пошли в церковь». Получив ответ, учитель может указать на то, что церковь не считалась «жилищем бога» подобно языческому храму. По представлениям христиан, их бог не нуждался в жилище. Храмы христиан были домами для молитв, где бог будто бы незримо присутствовал среди верующих.

Домашнее задание: § 56. Задание перед текстом § 56.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.