Одним из важнейших факторов римской историй IV в. было прикрепление колонов к земле. В результате этого положение колонов и рабов сблизилось, а система колоната лишилась преимуществ, которые она имела перед системой хозяйства, основанной на рабстве: колоны, как и рабы, теряли заинтересованность в труде. Усиливается классовая борьба; рабы и колоны выступают в этот период единым фронтом.
Упадок хозяйства, рост налогов, обострение классовой борь« бы, набеги «варваров» настолько ухудшили положение западных провинций империи, что столица была перенесена на более богатый Восток.
Особое место на уроке занимает вопрос о превращении христианства в' господствующую религию. Императоры стремились использовать христианство для укрепления своей власти, а руководство церкви рассчитывало на поддержку государства в борьбе за усиление влияния на верующих и в преследовании инакомыслящих.
Варианты начала урока: I. Б 1-4; А. II. Б 1-3, 6-7, 9. III. Б 1-9. Вопросы и задания:
А. Сравните представление о загробной жизни в классовом обществе и у первобытных людей. В чем различия? Чем они объясняются? Учитель расчленяет задание на части: 1) Что было общего в представлениях древних египтян и христиан о загробной жизни? (Будет эта жизнь лучше или хуже земной? Для кого именно?) Обычно учащиеся помнят о веровании египтян в счастливую жизнь бедняков в «царстве мертвых» и о сходных верованиях христиан. 2) Вспомните, верили ли первобытные люди в «страну мертвых». Сохранились ли доказательства этой веры? Какие? (Погребения первобытных охотников.) 3) Вспомните, как представляли себе посмертную жизнь первобытные люди. Была она лучше или хуже земной? Учащиеся дают ответ, если на предшествующих уроках учитель выделил эту мысль (см. пособие, стр. 76). 4) Чем объяснить различия в представлениях о загробной жизни первобытных охотников и людей более позднего времени? (В первобытном обществе не было неравенства и эксплуатации. Человек не был угнетен другими людьми, не чувствовал себя обделенным и потому не мечтал о счастливой жизни в «стране мертвых» как о награде за страдания в жизни земной, «Людям казалось, - говорят учащиеся, - что они очень хорошо живут, и лучшей жизни они себе не представляли».) 5) Сделайте вывод: как угнетатели использовали религию в своих интересах?
Б. 1. Где и когда возникло христианство? Кто были по своему положению первые христиане? 2. Каковы причины возникновения христианства? 3. Расскажите миф об Иисусе Христе. 4. Какие древние мифы и чем напоминают этот миф?
5. Как христиане рассчитывали обрести счастливую жизнь?
6. В чем состояло вредное влияние христианства на бедняков и рабов? 7. Каково было отношение римлян к христианам? 8. Почему богатые люди становились христианами? 9. Что называлось христианской церковью?
План изучения:
1. Ухудшение положения народных масс в IV в.
2. Перенесение столицы на берега Босфора.
3. Христианская религия и церковь в IV в.
4. Классовая борьба в IV в.
1. Учитель может напомнить, что императору Диоклетиану удалось усилить войско, подавить народные движения, отразить натиск «варваров». Однако укрепление империи не было прочным. После царствования Диоклетиана (В 305 г. Диоклетиан отрекся от власти (по его словам, управлять империей оказалось труднее, чем он ожидал). Последние годы жизни старый император провел в роскошном дворце на берегу Адриатического моря) между крупнейшими полководцами империи началась кровавая борьба за власть. В этой борьбе победителем вышел Константин (личность его характеризуется в объеме учебника - § 57, п. 1).
Целесообразно познакомить учащихся с законами IV в. о колонах (стр. 231). Перед чтением учащимся предлагается обратить внимание на перемены в положении колонов. После чтения вслух беседа по вопросам: «Как в IV в. изменилось положение колонов? (Вспомните, кто такие колоны и чем их положение первоначально отличалось от положения рабов. Каким стало положение колонов в IV в.? Чем оно напоминает положение рабов?)» Обобщая, учитель подчеркивает, что положение колонов в IV в. мало отличалось от положения рабов, поэтому рабы и колоны совместно борются против рабовладельцев.
2. Константинополь сыграл большую роль в истории средних веков, поэтому желательно, чтобы учащиеся запомнили его характеристику.
Учитель говорит о переносе столицы империи в восточные провинции. Он предлагает учащимся назвать причины этого явления (если они упоминались на предшествующем уроке) или же сам раскрывает их. Нужно подчеркнуть, что этот перенос был связан с обнищанием западных провинций и ухудшением их положения,
Константин перенес столицу империи на место древнего греческого города Византия. Здесь находился перекресток путей: сухопутный шел из Азии в Европу (для торговых караванов пролив не был препятствием, Босфор неширок); из Черного моря в Средиземное проходил морской путь. Византии господствовал над проливами (можно добавить, что в этом заключалось его преимущество перед Никоме-дией).
Объяснив новое название города, учитель рисует его план (см. пособие, рис. 34), с помощью которого показывает, почему город был неприступен. С трех сторон его окружали воды: с юга - Мраморное море, с востока - Босфор, с севера - залив Золотой рог. С суши город защищали мощные стены. По приказу императора старые домишки Византия были снесены. Вместо них за короткий срок возвели дворцы, ипподром, термы, храмы, театр. Из Греции и Малой Азии привозили плиты мрамора, колонны, произведения искусства.
Рис. 34. Местоположение Константи нополя. Меловой рисунок
Можно сказать, что город на протяжении своей истории имел несколько названий: 1) Византии; 2) Константинополь; 3) Царьград (так называли его славяне); 4) Стамбул (это название, данное турками, захватившими город в 1453 г., сохраняется и поныне).
3. Задание: Рассмотрите рисунки на стр. 230-231. Сравните помещение, где собирались христиане в первые века существования христианства, и христианский храм V в. Какие выводы об изменениях в положении церкви можно сделать?
«Опишите оба храма. Найдите различия между ними», - предлагает учитель. Учащиеся обычно без труда указывают на то, что храм V в. больше по размерам и намного богаче. Развивая эти мысли, учитель обращает внимание класса на пол, выложенный камнем редких пород, красивый фигурный потолок, мраморные колонны и ряды арок над ними, придающие храму торжественный вид. Важно добиться того, чтобы учащиеся установили еще одно различие: храм V в. не был скрыт от посторонних глаз, не был предназначен для тайных сборищ.
Чем можно объяснить эти различия? Учащиеся вспоминают, что богатые люди становились христианами. Школьники предполагают, что богачи (возможно, даже императоры) дарили христианам деньги и земли. Предположите, почему они так поступали. Почему христиане перестали прятаться по подземельям? Какую поддержку могли оказать христианские священники императору?
Выслушав ответы, учитель рассказывает о том, как христианство превратилось в господствующую религию, а церковь стала богатейшей организацией, находящейся в союзе и под покровительством государства (§ 57, п. 2).
Роль церкви в духовном порабощении угнетенных может быть раскрыта с помощью драматизации.
Представьте себе императорское имение. Колонов заставляют платить непосильные налоги, задолжавших секут плетьми. С колонами все разговаривают грубо... А священник говорит с ними ласково. «Все в мире,- рассказывает он,- создано богом: солнце и звезды, земля и море, листва и цветы, животные и человек. И все порядки на земле созданы богом. Власть императора - от бога, повинуйтесь ему и его чиновникам». Колоны возражают: «Ты говоришь, что Христос - добрый бог. Зачем же он поставил над нами этих жестоких людей? Мы живем впроголодь, Бас бьют плетьми». «А Христос,- отвечает священник,- проверяет, достойны ли вы попасть на небо. Если вы вытерпите все страдания, то будете после смерти счастливы. Христос страдал и терпел и нам велел терпеть».
Вопросы: К чему призывал священник верующих? Какую помощь оказывала церковь угнетателям?
Среди епископов западных провинций большое влияние приобрел епископ Рима, называвший себя папой (по-гречески «папас» - отец). Римские папы утверждали, что епископы других городов должны подчиняться им. Они ссылались на то, что величие Римского государства много веков было связано с Римом. Среди верующих распространялась легенда о том, что первым римским папой был старший ученик Христа апостол Петр, казненный в Риме во время гонений на христиан. Римские папы, называвшие себя преемниками апостола Петра, постепенно заставили остальных священников признать свою власть.
Нужно отметить, что христиане, еще недавно вынужденные скрываться, как только получили поддержку императора, стали беспощадно преследовать всех, кто не верил в Христа. Следует объяснить, почему христиане уничтожали произведения искусства и сочинения ученых.
Древние скульпторы часто изображали богов. Вот, например, статуя Посейдона. Она воссоздает облик сильного обнаженного мужчины с трезубцем в руках. Нас восхищает мастерство скульптора, замечательно передавшего красоту человеческого тела. Для христиан же эта статуя была лишь идолом, поклоняться которому они считали страшным грехом. К тому же церковь запрещала изображать обнаженное тело, утверждая, что главное в человеке - это бессмертная «душа».
Поэтому христиане разбивали статуи богов, разрушали древние храмы. Они жгли книги ученых, ибо там ничего не было написано о Христе.
Желательно рассказать о разгроме Александрийской библиотеки (391 г.) и расправе с женщиной-ученым Ипатией (415 г.).
В IV в. Мусей в Александрии по-прежнему был крупным научным центром. В его библиотеке работали многие ученые, среди них знаменитая Ипатия. Когда она была еще совсем молода, Ипатии предложили преподавать математику при школе Мусея. С годами ее слава росла, быть учеником Ипатии считалось большой честью. Ипатия поражала своей разносторонностью: с блеском преподавала она математику, но не менее интересны были те занятия, на которых Ипатия разбирала поэмы Гомера.
Однажды по наущению епископа Александрии толпа христиан напала на Мусей. Озверевшие невежественные люди разбивали статуи, выламывали двери, уничтожали настенную живопись. Горстка ученых с оружием в руках храбро защищала подступы к книгохранилищу. Но силы были слишком не равны. Бесценные книжные богатства оказались добычей переполненных ненавистью людей. Книги сбрасывали с полок, рвали, топтали, вышвыривали во двор и сжигали.
После разгрома Мусея Ипатия продолжала преподавать. Но епископ Александрии подстрекал невежественных христиан расправиться с замечательной женщиной-ученым. Однажды Ипатия возвращалась домой. На одной из улиц ее подстерегала засада. Бесполезно кричать и звать на помощь. Она окружена стеной неумолимых врагов. В руках у них камни, палки, куски черепицы... Ее поволокли к церкви. Там - в священном для каждого христианина месте - Ипатию били нещадно, били даже тогда, когда она уже была мертвой. Останки ее потащили на площадь, где заранее был разложен огромный костер.
Страшная весть повергла всех культурных людей в смятение (См.: Книга для чтения по истории средних веков, ч. I. Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1969, с. 16-32).
4. Вопрос может быть изучен путем объяснительного чтения (или задан на дом для самостоятельной работы).
Домашнее задание: § 57. Задания 4-5 к § 57.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.