Наука как социальный институт.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука как феномен глобализации.

Термин «наука» используется в четырѐх основных значениях: как вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных); как социальный институт, призванный обеспечить непрерывный при- рост знаний. Учѐные, научные организации и структуры непосред- ственно заняты решением этих задач; как система знаний, обобща- ющая и систематизирующая результаты исследовательской дея- тельности; как НИОКР.

Наука играет важнейшую роль в жизни современного общества, через развитие техники увеличивает его жизнеспособность, изучает важнейшие закономерности социального бытия. Наука формирует творческую личность исследователя, ведѐт человечество к новым достижениям. Предпосылки становления науки как социального института создавались в традиционных древневосточных цивили- зациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В них был накоплен огромный массив эмпирического знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, медицины, математики, геометрии, географии.

Возрождение подготовило научную революцию XVI века Пред- посылки науки создали Н. Кузанский, Дж. Бруно, Л. да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И.Кеплер и др. Особое значение имели:


формирование антропоцентрического понимания мира; обоснова- ние гелиоцентрической картины мира; разработка гипотетико- дедуктивной и индуктивной методологии познания.

Наука возникла на основе теории эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и теории рационализма (Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Она разработала принципы, методы, формы эмпирической и теоретической деятельности. Специальный статус науки был обоснован представителями позитивизма и философии марксизма. Важная роль отводилась анализу научных открытий и достижений, методологическому инструментарию. Сохраняют ценность в рамках философии науки работы О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Эволюция позитивизма выразилась в формировании неопозитивизма, аналитической философии. На ос- нове философии марксизма сформировалась философия науки Рос- сии и Беларуси. Эту философию представляет Минская методоло- гическая школа. У ее истоков стоял В.С. Степин.

Социальная инфраструктура науки представлена организация- ми, институтами, университетами, центрами. Наука делится на академическую, вузовскую отраслевую, конструкторскую науку. У этих видов социальной науки разные источники финансирования и разные заказчики. Академическая наука в Республике Беларусь представлена институтами и научно-практическими центрами. Ее миссия связана с задачами исследовательской деятельности, разра- ботками. Вузовская наука функционирует на базе университетов и институтов. Она интегрирована в задачи образования, подготовки кадров, деятельности научно-исследовательских лабораторий, тех- нопарков. В Белорусском национальном техническом университете задачами образования занимаются кафедры и факультеты. Иссле- довательская деятельность сосредоточена в научно- исследовательской части. Разработки и инновационный сектор дея- тельности входит в компетенцию технопарка «Политехник». НАН Беларуси является ведущей научной организацией страны, с кото- рой координируют свою деятельность университеты. Отраслевая наука курируется профильными министерствами. Она представле- на институтами и организациями. Часть из них работает на ком- мерческой основе. Конструкторская наука сосредоточена на пред- приятиях. Она способствует решению инженерных задач.

Социальный аспект науки представлен механизмом подготовки и переподготовки научных кадров. В числе этих институтов маги-


стратура, аспирантура, докторантура. По итогам обучения в маги- стратуре, включая защиту диссертации, исследователь получает статус магистра. По итогам обучения в аспирантуре, включая за- щиту диссертации, исследователь получает статус  кандидата наук и может претендовать, при наличии педагогического стажа, на ди- плом доцента. По итогам обучения в докторантуре, включая защи- ту диссертации, исследователь получает статус доктора наук и мо- жет претендовать при наличии педагогического стажа на диплом профессора. Высшие академические научные должности представ- лены академиками и членами-корреспондентами НАН Беларуси.

Важнейшим социальным институтом науки является научная школа. У ее истоков обычно стоит авторитетный ученый, основа- тель научного направления исследований, подготовки научных и производственных кадров. Научные школы базируются на ресурсах кафедр. Они решают задачу подготовки научных кадров высшей квалификации через институты магистратуры, аспирантуры, док- торантуры. Важным элементом науки являются институты повы- шения квалификации и переподготовки кадров.

На уровне магистранта, аспиранта наука предстает как система профессиональной деятельности, требующая практического освое- ния. Знания о самой науке в данном случае сочетаются с компетен- циями технологического характера. На уровне кандидатской дис- сертации наука – это исследования в рамках цели, конкретизиро- ванной задачами. Эти исследования предполагают реферативное освоение достигнутых научными и инженерными школами по дан- ной теме результатов, опубликованных в монографиях, научных статьях, тезисах докладов, зарегистрированных в патентах. Соиска- тель ученой степени кандидата наук должен показать навыки ис- следования данной темы с позиции собственного вклада и предста- вить эти результаты в соответствии с требованиями Высшей Атте- стационной Комиссии, продемонстрировать их в научных публи- кациях и на конференциях в виде основных и стендовых докладов.

 

 



Структура науки.

Междисциплинарно-интегративные тенденции в развитии науки. НБИКС – концепция.

В ХХ веке наука трансформировалась в системотехническую деятельность, в рамках которой стали преобладать акценты разра-


ботки актуальных исследовательских программ на стыке множе- ства дисциплин. Для отражения нового подхода к видению при- родной и техногенной реальности стали использовать ресурсы кон- вергентного анализа, благодаря которому стали возможными ки- бернетика, эргономика, генная инженерия, квантовая оптика, нано- технологии, синергетика, бионика. Соответственно методологиче- ским задачам разрабатывались основы научной картины природы в форме квантовомеханических, синергетических, микрофизических, термодинамических, инвайронменталистских, ноосферных пред- ставлений.

Новую роль в науке начала играть математика благодаря ис- пользованию уравнений для практически любых задач, особенно моделирования, эксперимента, измерения, проектирования. Физи- ка, как лидер естествознания, сформировала междисциплинарные связи с географией, химией, биологией, астрономией, геологией. Каждая из естественнонаучных дисциплин вошла в тесное сопри- косновение с научно-техническими дисциплинами, что дало осно- вание говорить о комплексе научно-технических дисциплин, фор- мирующем перечень соответствующих профессиональных компе- тенций.

Междисциплинарный статус науки указывает на стремление ее к решению комплексных проблем, включая выход в практическую деятельность. Практическая специализация сформировала произ- водственное, экологическое, социальное направления деятельности науки. Производственное направление деятельности науки связано с реализацией проектов в области нанотехнологий, квантовой оп- тики, микробиологии, бионики, энергетики, квантовой химии. Эта деятельность в Беларуси реализуется через научно-практические и научно-технические центры. В вузах эти задачи ставятся перед структурами научно-исследовательской части, технопарками.

Экологическое направление деятельности науки акцентировано на изучении последствий антропогенного давления со стороны че- ловечества на биосферу. Разрабатываются технологии снижения этого давления за счет более равномерного распределения антропо- генных нагрузок на биологическую среду, очистки и восстановле- ния природной среды, сохранения биологического разнообразия как основного условия устойчивости биосферы. Значительные ре- сурсы сберегающих технологий заключены в бионике. Инвайрон- ментализм является технологией охраны окружающей среды за


счет использования системных характеристик среды. В Беларуси накоплен значительный опыт экологических научных исследова- ний, технологической деятельности на основе бионики. Это позво- лило стране самостоятельно справиться с проблемами порожден- ными аварией на Чернобыльской АЭС.

Социальное направление деятельности науки связано с медици- ной, спортивной инженерией, социальной психологией, педагоги- кой, менеджментом. В Беларуси медицинские разработки являются приоритетными с точки зрения обеспечения демографической без- опасности страны. Не менее важная роль отведена в обеспечении национальных задач спортивно-оздоровительному комплексу. Для государства важны как успехи белорусских спортсменов на меж- дународных соревнованиях, так и постоянно действующая спор- тивная инфраструктура, которой наряду со спортсменами пользу- ется население страны. Информационный сектор услуг ставит пе- ред наукой задачи повышения эффективности сектора, безопасно- сти социальных сетей. Эти вопросы важны в связи с участившими- ся случаями использования социальных сетей как инструмента противоправной деятельности. В данной области необходима ко- операция усилий юристов, психологов, педагогов, программистов, философов, социологов, политологов.

Многие инженерные разработки осуществляются на стыке меж- дисциплинарных связей. Междисциплинарные исследования до- полнил трансдисциплинарный подход, выражением которого стали научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на стыке различных научных направлений. Одним из таких направлений стала трибофатика и искусственный интеллект. НБИКС – концепция предлагает реализовать методологию конвер- генции на основе синтеза нанотехнологий, биотехнологий, инфор- мационных технологий, когнитивных и социальных наук, Поэтому магистрантам, аспирантам, соискателям важно овладеть навыками работы с информацией в широком спектре ее значений и не огра- ничиваться только дисциплинарным подходом.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.