Методология научных исследований.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы исследовательской деятельности

Методология научных исследований это область философии науки. Изучает методы познания. Метод – это совокупность пра- вил, приемов и операций практического или теоретического освое- ния действительности. Научный метод служит получению и обос- нованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке ме- тоды выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необ- ходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках науч- ного сообщества.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накоплен-


ным опытом, уровнем развития научного знания. Методы, подхо- дящие для одной области научных исследований, оказываются не- пригодными для достижения целей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса мето- дов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, которое называется методоло- гией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, от- ветить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определѐнные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методоло- гия не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовле- кает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие фор- мы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – предписания, устанавливающие порядок действий на пути к опре- деленной цели. В базовом знании правила фиксируется закономер- ность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обес- печивающих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходи- мое условие правильности метода. В базовом знании интегрируют- ся результаты самых разнообразных наук. Можно выделить фило- софское, общенаучное, конкретнонаучное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различных методиках.

Философское содержание метода составляют положения онто- логии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направ- ление исследования, т.е. на уровне философской методологии фор- мируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, со- ставляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, математику принято относить к естественным наукам, потому что она всегда черпала предмет для своего анализа и применения в


процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией). В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались не- обходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингви- стика, история, социология, политология и др.).

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелоги- ческие - присущие познанию в целом, как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобще- ние, индукция, дедукция, аналогия, моделирование), 2) приводя- щие к научному познанию. Последние по отношению к опыту де- лятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, опи- сание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико – дедуктивный метод, метод математиче- ской гипотезы).

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.