Язык науки: объектный, метаязык, дефиниции и терминоло-гия. Когнитивная лингвистика и логика.
Язык науки в форме текстов стал предметом пристального изу- чения философии в рамках эпистемологии и гносеологии. На его особенностях сосредоточили внимание представители эмпиризма, в первую очередь логического и лингвистического неопозитивиз- ма, аналитической философии. Эти исследования интегрированы с когнитивной лингвистикой, семиотикой, этикой. Особую актуаль- ность создала проблематика искусственного интеллекта.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, знаковом по- ведении и знаковой коммуникации. Исследует способы передачи (трансформации) информации, признаки знаков и знаковых систем в обществе, главным образом – естественный и искусственный языки, а также определенные явления культуры, системы мифа, ритуала. Выделяют 3 уровня исследования знаковых систем: син- тактика – на этом уровне изучаются синтаксис знаковых систем (это структура сочетания знаков и правил их образования и преоб- разования безотносительно к их значениям и функция их знаковых систем); семантика – изучение знаковых систем как средства вы- ражения смысла, основной предмет семантики – интерпретация знаков и знаковых сочетаний; прагматика – изучаются отношения между знаковыми системами теми, кто воспринимает, интерпрети- рует и использует содержащиеся в них сообщения.
Современная семиотика базируется на пересечении таких дис- циплин, как структурная лингвистика, кибернетика, теория инфор- мации. Семиотика различает: естественные языки, т.е. исторически сформированные языки этнонац. сообществ; искусственные языки
- языки команд и программ в системе «человек-машина»; метаязы- ки – языки, которые используются для описания естественных и
искусственных языков, сюда же относятся искусственно создавае- мые языки науки; вторичные языки – разнообразные языковые культуры, которые возникают на основе первичных естественных языков (символическая система мифа, ритуала, социально- этических ограничений, запретов стимулов, языка разнообразных искусств).
Наука существует и развивается в формах особого языка. Он специально создается на базе разговорного языка и поэтому счита- ется искусственным. Причины возникновения искусственного язы- ка: естественный язык обладает лексической и грамматической многозначностью, разговорный язык может менять контекст и принимать другой смысл, громоздкость и трудность конструкции разговорного языка. Искусственный язык – язык, который строится по сформулированным заранее правилам и предназначен для ре- шения каких либо задач. В своем развитии искусственные языки прошли 2 этапа: приспособление национальных языков к процессу теоретизации отдельных научных дисциплин; построение форма- лизованных языков.
Главенствующее положение среди искусств языков по праву за- нимают знаковые системы в математике и логике. Бурное их разви- тие, процессы математизации физики и др.областей знаний, совер- шенствование формального аппарата различных наук, возрастание абстрактности теоретических построений и их «отдаленности» от эмпирического содержания привели к тому, что знаковый аппарат науки приобрел огромное значение, заключенные в нем возможно- сти стали привлекать к себе пристальное внимание, и во весь рост встала не только давняя проблема отношения содержания мысли к действительности, но и тесно связана с нею проблема отношения знаков и знаковых систем к мышлению и к действительности.
Формализованный язык – язык, представляющий собой множе- ство интерпретаций выражений, а также включающий способы преобразования одних выражений в др. по правилам дедукции. Формализованный язык не является средством общения между людьми. Это средство воплощения логических теорий, моделиру- ющее дедуктивные процессы мышления, а также используемых как средство логического анализа. В формализованном языке различа- ют: объектный язык; метаязык. Объектный язык – язык, выражение которого относится к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Метаязык служит средством описания и исследования
свойств объектного языка. Поэтому он является более богатым по своим выразительным и аналитическим возможностям. Для обра- ботки, получения, применения и хранения знаний в не дедуктив- ных науках первостепенное значение имеет терминология. Терми- нология – совокупность слов или их сочетаний, каждое из которых имеет одно единственное значение в данной области знания.
Знаки искусственных языков вводятся в науку, так как они поз- воляют выражать соответствующие понятия и суждения в сокра- щенной форме; имеют точное значение; создают условия хорошей обозримости теории, внутренних связей всех ее элементов и ча- стей; фиксируют такие понятия, для которых в обычном языке во- обще нет соответствующих словесных выражений и могут способ- ствовать образованию новых понятий; благоприятствуют развитию мировой науки, благодаря интернациональному их применению.
Идея создания специальных искусственных языков как знако- вых систем, в которых могла бы быть полностью представлена та или иная наука или логическая структура познания или даже вся область человеческого знания в целом, возникла лишь в новое вре- мя. Она зародилась, с одной стороны, благодаря большим достоин- ствам специально вводившихся в науку условных знаков, прежде всего, математических, с другой стороны, следствие значительных трудностей, возникавших при применении в науке обычного языка из-за неточности и многозначности, присущей подавляющей массе его знаков.
Знаковые системы обладают относительной самостоятельно- стью и играют весьма существенную роль в научном творчестве. Они являются средством формализации научного знания, имеюще- го огромное значение для познания объективного мира. Они делаю возможной передачу формальных операций мышления и вообще многообразных действий по приему, хранению, преобразованию и выдаче информации специальным техническим устройством. Все это свидетельствует об исключительной важной роли знаковых си- стем в познании действительности и в практическом овладении ею. Поэтому разработка общей теории знаков и знаковых систем со- ставляет одну из актуальных задач соврем науки.
Теоретическая семиотика представляет собой совокупность синтаксических и семантических исследований знаковых систем, применительно к искусственным формализованным языкам. Важ-
ную роль играет когнитивная лингвистика. Язык науки в его тек- стовой части является важным элементом деятельности ученого.
Научный текст.
Формы рефлексивного осмысления научного познания: логика, гносеология, методология.
Научный текст в виде тезисов доклада, статьи, монографии, раз- дела, отчета, диссертации выполняет задачи представления резуль- татов научных исследований. Эти текстовые документы создаются по конкретным требованиям, соответствующим информационным письмам, требованиям к публикации в научных журналах. Особый нормативный документ представляют требования к оформлению результатов диссертационных исследований. Эти требования раз- рабатываются и контролируются Высшей аттестационной комис- сией Республики Беларусь. Регламентирован также процесс пред- ставления диссертации комиссиям и в Советы по защите диссерта- ций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. С этими требованиями необходимо знакомиться специально в про- цессе работы над научным текстом.
Одна из тематик, связанных с научным текстом заключена в проблеме плагиата, соблюдении соискателем права интеллектуаль- ной собственности. Это право регулируется социальным и право- вым статусом науки. Плагиатом являются текстовые заимствования у других авторов, которые не сопровождаются ссылками на источ- ники этих заимствований. Разработаны специальные программы под названием «анти плагиат», которые выявляют текстовые заим- ствования и дают основания для лишения автора заимствований, возможности получения высшей научной квалификации. Кроме правовых аспектов научный текст тесно связан с логическими кри- териями построения контекста. Логика изучает специфику научно- го формализованного мышления, не поддающегося часто правилам верификации, имеющего дело с виртуальными объектами. Выводы и рекомендации этого мышления часто выходят в область принятия управленческих решений, проектирования систем управления.
Логика раскрывает требования к процессу научных исследова- ний с точки зрения его последовательности и к представлению ре- зультатов научных исследований. Логика научных исследований регламентирует процесс осуществления поставленной цели в виде конкретных задач. Первоначально формулируется гипотеза, в ко-
торой излагаются ожидаемые результаты изысканий и разработок. Затем изучается состояние вопроса в форме уже достигнутой дру- гими специалистами. Это состояние фиксируется реферативным изложением проблемы. На фоне достигнутых результатов уточня- ются задачи научного исследования. Они переходят в стадию кон- структивного поиска недостающих решений путем проведения ла- бораторных измерений, математического моделирования, компью- терной обработки данных, проектирования, изготовления опытного образца, его исследования на соответствие заданным параметрам.
Представление результатов научных исследований осуществля- ется в виде научных публикаций, актов внедрений, патентов, текста диссертации, научных отчетов по темам. Диссертация является ключевой формой представления результатов научных исследова- ний на уровне личного вклада в развитие науки, конкретной науч- ной области, инженерной деятельности. Все эти документы регла- ментируются в части оформления конкретными инструкциями и требованиями. Диссертация требует сопровождения в виде опреде- ленных этапов ее представления на заседании кафедры, Совета по защите диссертаций, Экспертного Совета ВАК. Все эти этапы, как и этап научных исследований, аспирант, соискатель проходят при активном участии научного руководителя. В этом процессе моло- дому ученому важно овладеть навыками вербальной и невербаль- ной коммуникации, этносом научной деятельности, научной ком- муникацией и аргументацией.
Гносеология изучает статус ученого в исследовательском про- цессе и анализирует не только проблему достоверности результа- тов научной деятельности, но и моральной ответственности за научно-технические разработки. Методология сконцентрирована на теории метода и описании и классификации применяемых в научных исследованиях методов. Наиболее активно ученые поль- зуются эмпирическими, теоретическими, логическими методами исследований. В современной инженерии наиболее востребован метод моделирования. Это связано с тем, что в этом методе стало возможным соединить практические и теоретические задачи дея- тельности на основе использования компьютерных технологий.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 413.