Государственное регулирование страховой деятельности – это воздействие государственных органов на участников страховых обязательств, проводимое по определенным направлениям.
Направление государственного регулирования:
1. прямое участие государства в формировании страховой структуры защиты и поддержки имущественных интересов;
2. законодательное обеспечение организации и защиты национального страхового рынка;
3. государственный надзор за страховой деятельностью компаний;
4. защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Цели государственного регулирования:
1. обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг;
2. создание необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм;
3. защита интересов страхователей;
4. обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
5. обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
6. повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильностей в обществе;
7. обеспечение выполнения обязательств сторонами договора страхования;
8. защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
9. получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
Регулирующая функция государства проявляется в формах:
· Принятие законодательных актов, регулирующих страхование;
· Установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования;
· Проведение специальной налоговой политики;
· Установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности;
· Создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховщиков.
Страховой надзор (англ. Insurance supervision) — контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов (органов страхового надзора), которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.
При нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции (штрафы, приостановка или отзыв лицензии).
В 1989—1992 годах создаются первые негосударственные страховые компании («АСКО», «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании, одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства. 10 февраля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (сокращенное название нового органа исполнительной власти — Госстрахнадзор России), в июле 1992 года было утверждено положение о Госстрахнадзоре. Главной задачей Госстрахнадзора провозглашалось обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений страхового законодательства для эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства.
Функции Госстрахнадзора включали:
· Ведение Государственного реестра страховых организаций;
· выдача лицензии на проведение страховой деятельности;
· установление правил формирования и размещения страховых резервов, форм учёта и показатели отчётности по страховым операциям;
· контроль за тарифами по имущественному и личному страхованию,
· обобщение страховой практики, разработка предложений по развитию страхового дела в Российской Федерации;
· рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.
В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор). Одновременно Правительство РФ утвердило новое положение о Росстрахнадзоре, измененное позже одноименным постановлением Правительства в октябре 1994 года. У Росстрахнадзора появляются территориальные органы, а список его функций заметно расширен.
Было установлено, что Росстрахнадзор:
· выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
· осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
· организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;
· ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
· осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
· устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;
· устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;
· разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:
· нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
· методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;
· обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;
· устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;
· рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.
Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям: выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.
В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ. К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН, 2004—2011 годы) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
За все время работы ФССН было отозвано более 960 страховых лицензий, число субъектов страхового рынка сократилось почти вдвое с более 1400 компаний в марте 2004 года до примерно 770 компаний в марте 2011 года.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 220.