Тема 1. История страхования
История развития российского страхового рынка
Акционерное страхование
К трем акционерным страховым обществам, уже потерявшим льготы, добавляются без каких-либо правительственных привилегий новые общества различных форм собственности (кроме акционерных, взаимные, земские, индустриальные). Между страховыми компаниями возникает свободная конкуренция, которая сопровождается их обособленностью. Появившаяся и быстро усилившаяся конкуренция привела к понижению размера страховой__ премии («боевое» орудие конкурентной борьбы), что привело к финансовым (денежным) потерям у большинства страховых компаний, а в некоторых случаях и к банкротству. К тому же страховые общества не вели и не имели в своем распоряжении статистического материала для обоснования размера тарифных ставок.
По инициативе руководителей Первого российского страхового общества в 1874 г. был созван съезд представителей страховых обществ, на котором было принято Тарифное соглашение (конвенция). Были приняты следующие решения: установить единые (общие) высокие тарифы премий; деятельность каждого общества регулируется собственным уставом и полисами; должна вестись свободная статистика всех обществ. Ведение общей статистики было начато только с 1884 года. Соглашение вступило в силу с 1875 года. В 1875 году во исполнение решений Конвенции (проведение единой тарифной политики) был организован страховой синдикат – первое монопольное объединение в России, которое просуществовало до 1918 года. Первоначально в рамках Синдиката 8 ведущих акционерных страховых обществ проводили согласованную тарифную политику в отношении клиентов. Позднее к конвенции примкнули все «огневые» акционерные компании страны.
Состояние страхового рынка России в дореволюционный
Период
Взаимное страхование
Как уже отмечалось, впервые о взаимных обществах упоминается в конце XVIII века. Они занимались страхованием от огня только в Остзейских провинциях. Их деятельность не приводила к возникновению подобных обществ в чисто русских губерниях, несмотря на все попытки русского правительства.
Вторую попытку открытия взаимных обществ, проводящих личное страхование, относят к началу 60-х годов XIX века. В 1863 г. было создано одно взаимное общество в Туле и одно в Полтаве; в 1864 г. – пять обществ: в Харькове, Череповце, Ревеле, Риге, Перми. В 1865 г. образовались еще 5 обществ. В период с 1865 г. по 1875 г. процесс образования обществ на некоторое время замер; а уже с 1876 г по 1885 гг. было создано 32 общества взаимного страхования. В последующие десятилетия наблюдался рост и активность этого вида страхования: в 1880-1890 годы проводились съезды представителей обществ взаимного страхования.
Одной из причин появления этих обществ была в том, что потребность в защите от пожаров была достаточно высока (дома деревянные, холодно, печи топили «вчерную», освещение – лучина), а доверия к акционерным страховым компаниям у населения не было. Основные задачи взаимных обществ заключались: 1) в страховании от огня городского недвижимого имущества крупных домовладельцев с последующим покрытием ущерба по страховым случаям; 2) в использовании превентивных мероприятий.
Эта организационная форма проведения страхования имеет свою особенность: выступая как объединение физических и юридических лиц, она создается на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Страхователь при этом является членом-пайщиком. Сегодня в ряде стран общества взаимного страхования относят к числу так называемых бесприбыльных (некоммерческих организаций), что позволяет их использовать предпринимательским структурам для минимизации налогов.
Земское страхование
Одновременно со второй попыткой распространения взаимных обществ вводится земское, в том числе взаимное, страхование. Его история имеет иное развитие. Законом от 07 апреля 1864 г. было введено в действие “Положение о взаимном обязательном земском страховании от огня”, в соответствии с которым каждая губерния была обязана страховать все строения в черте крестьянских дворов («крестьянской оседлости»). Земское страхование, по этому закону, было представлено обязательным (окладным и дополнительным) и добровольным. Оно проводилось органами местного самоуправления преимущественно в сельской местности. Лица, имеющие сельские постройки в черте крестьянских земств, обязаны их застраховать. Если указанные постройки не были застрахованы в частных или общественных страховых учреждениях, они подлежали земскому обязательному (окладному) страхованию. Дополнительное страхование проводилось в случае до страхования сельских построек, если их действительная стоимость превышала принятую в земстве окладную норму. Добровольное земское страхование представляло конкуренции частному страхованию, так как оно проводилось на основе частноправового договора. Каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии. Степень развития страхования в земствах сильно разнилась из-за плохой осведомленности о деятельности компаний в других земствах.
Земское страхование начали проводить с 1866 г. два земства – Новгородское и Ярославское. С 1867 г. оно осуществлялось во Владимирской, Воронежской, Казанской, Костромской, Курской и других губерниях (всего 19 земств). К началу 70-х годов страхование было организовано уже во всех земствах. Главной сферой деятельности земского страхования было страхование строений от огня как обязательное, так и добровольное. Проводилось также добровольное страхование движимого имущества (продукции, инвентаря, домашнего имущества), а некоторыми земствами – страхование скота.
Предпринимались попытки страховать посевы от градобития, но они оказались неудачными. Земское страхование было представлено преимущественно сельскими обществами. Мне, не известно существовали ли земские страховые общества, но обычно это страхование проводили взаимные страховые общества. Земства заключали между собой договоры перестрахования.
С 1901 г. начинают появляться общеземские объединения, которые организуют перестраховочные союзы.
За период своей деятельности земское страхование занимало второе по объему операций место среди других видов страхования. В 1871 г. размер страховых капиталов всех земств по обязательному страхованию составлял 3989 тыс. руб., в 1900 г. – 49248 тыс. руб., в 1911 г. – 61 694 тыс. руб. (без шести новых земств). Это позволило земствам расширить организацию противопожарных мероприятий, в частности развернуть огнестойкое строительство.
Индустриальное страхование
Близким по смыслу к земскому страхованию было, появившееся в середине XIX века в Англии, и.с. В практике – особая группа «дешевых» договоров личного страхования, предназначенных для промышленных рабочих с относительно низким уровнем дохода. Соответственно, платятся крайне мелкие страховые премии, которые уплачиваются на регулярной основе еженедельно или ежемесячно (иногда раз в квартал). Инкассация (сбор премий) поручалась специализированным страховым агентам – коллекторам, которые посещали страхователей на дому. Из видов страхования различают: пожизненное (страхование на случай смерти), смешанное и возвратное смешанное страхование. Страхователю предоставлялось право опциона, то есть право выбора в получении накопленной страховой суммы наличными или ее конверсии в новый страховой полис того же типа, но на большую сумму.
Обычно, этот вид страхования осуществлялся обществами взаимного страхования. Необходимость в нем появилась в результате роста промышленности. Недорогие полисы в обмен на отдельно собираемые взносы позволяли накопить хотя бы на погребальные нужды.
Конец XIX в. – начало ХХ в. Этот период развития экономики характеризуется в экономической литературе как особый этап развития отечественного предпринимательства: от отраслей легкой промышленности к тяжелой индустрии. “Символами новой эпохи в бизнесе становятся компания Путилова, многопрофильный концерн Стахеева, крупнейший в России Московский банк братьев Рябушинских... «Русско-азиатский банк», страховые общества. Это были фирмы мирового класса”. Дальнейшее активное развитие страхового рынка и фискальный интерес государственных органов (пополнение доходной части казны за счет налогов на страховую деятельность) привели к установлению правительственного надзора и общих правил отчетности.
С 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, которые специализировались только на личном страховании жизни населения. В Санкт-Петербурге в этом же году открывается центральное агентство страхового общества “Нью-Йорк” (США). С 1889 г. начинается деятельность филиалов страховых обществ “Урбен” (Франция) и “Эквитебл”, Нью-Йорк (США). Для того чтобы начать деятельность в России, надо было внести предварительный денежный взнос-залог в размере 500 000 рублей и резервировать на счетах Государственного банка 30 % от собранных страховых платежей (премий). В 1890 году доля иностранного капитала в страховом деле составляла 24,4%.
К началу 1890-х годов, когда страхование получило достаточно широкое распространение, а организация страхового дела значительно усложнилась, было образовано новое учреждение – Государственный страховой надзор и утверждено «Положение о надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений» (в 1894). 06.06.1894 при МВД был создан Комитет по надзору за страховой деятельностью. Он регулировал деятельность страховых компаний, проводил финансовые проверки по системе материального надзора, говоря современным языком, изучал бизнес-план с формальной и материальной стороны. Хотя основная масса компаний была создана в 70-80-е годы, надзор был установлен только два десятка лет спустя (в 1894 г.) Этот факт можно объяснить, например, тем, что работающие на рынке страховые общества не проводили активной политики, привлечений было не много.
Соответственно, объем страховых фондов был невелик, поэтому страховая деятельность, как источник доходов (налоги для казны), не представляла фискального интереса для государства. Немаловажную роль сыграло развитие банковской системы. Период активного зарождения страховых компаний был благоприятным и для банков – происходит первоначальное накопление капиталов, появляются первые частные коммерческие банки (во главе с Государственным банком России) в главных городах России и на периферии; что ускоряет развитие всей банковской системы. Существенную роль в развитии банковской системы сыграл иностранный капитал. К 1913 г. на долю французского капитала приходилось 55% (5 банков), немецкого – 35% (4 банка), английского – 10% (2 банка).
На конец XIX века сегмент страхового рынка был распределен следующим образом: около 65% приходилось на долю акционерных страховых обществ, около 16% – на земства, около 7% – на городские взаимные общества; на долю иностранных акционерных компаний приходилось около 6% всех страховых платежей. По сбору премий по огневому страхованию Россия в начале ХХ века занимала второе место в мире; а по страхованию в целом – пятое.
Интенсивное развитие страхования выявило необходимость в теоретической базе, в знании теории страхования, поэтому со второй половины XIX века происходит зарождение и мощное развитие страховой науки.
Возникают особые общества для разработки страховых знаний, появляются специальные учебные заведения по страхованию. Первоначально обучением занимались специалисты из зарубежных стран (австрийские, германские); со временем подготовкой в России стали заниматься Политехнический и Коммерческий институты.
Кроме перечисленных выше пяти форм собственности страховых организаций, также существовало еще три вида.
Кооперативное страхование
Во второй половине XIX века произошло широкое и быстрое развитие кооперации, которое повлекло за собой необходимость в создании нового вида страхования – кооперативного. В России он появляется после революции. Система кооперации позволяла объединить наименее обеспеченные слои населения рабочих и крестьян, которые в основном не участвовали ни в коммерческом, ни во взаимном страховании. Цели кооперативного страхования полностью отвечали идеям проводимой в советский период политики в России, что позволило занимать особое место страховой кооперации. Она существовала даже после объявления государственной монополии (до 1931 года). Возрождение кооперативного страхования относят к 1988 году (Закон “О кооперации”). За время своего существования в России кооперация охватила имущественное страхование, в западноевропейских странах кооперация проникла в личное и сельскохозяйственное страхование.
Существовало множество печатных изданий, освещавших жизнь страховых компаний, страховую деятельность:
1. “Вестник взаимного (от огня) страхования”, существовавший с 1889 г. по 1918 г., публиковал статьи, обзоры, официальные материалы по страхованию от огня, статистические и другие данные по страхованию и пожарному делу, отчеты и балансы обществ взаимного страхования.
2. “Русский вестник страхования” (1885-1897 гг.) – Петербург – показывал развитие страхового дела в России и за рубежом; печатал официальные материалы действующих страховых обществ (отчеты, балансы); уставы страховых обществ; информацию о судебных процессах, связанных со страхованием; страховую рекламу, различные литературные произведения на страховую тему.
3. “Страховое дело” (1907-1918 гг.) – Тверь – представляло собой периодическое издание по страховым вопросам в России.
4. Существовал и научно-практический журнал по страховой проблематике – “Борьба с огнем и страхование”, который издавался с 1915 г. по 1917 г. в России.
Советский период развития
Революционные преобразования и широкая национализация привели к ликвидации частного страхового предпринимательства. В отличие от банковской сферы, национализация в страховании осуществлялась поэтапно.
Развитая и отлаженная система страховых отношений после Октябрьской революции была ликвидирована и заменена государственной монополией.
Негативные последствия имела и прошедшая Первая мировая война, которая повлекла за собой политические и экономические кризисы, так как произошло резкое обесценение страховых сумм и страховых платежей. Это сделало бессмысленным экономическую суть страхования – возмещение ущерба.
В следующие годы существования советской власти были приняты различные меры – изменения в законодательстве, реструктуризация, – которые определили направления формирования и развития страхового дела. Все, что существовало до 1917 г. со временем было преобразовано в соответствии с проводимой политикой. Так, Земский страховой союз, созданный в мае 1917 г. и объединивший 27 губернских страховых учреждений, проводил операции по национализации страхового дела. Деятельность Союза была подчинена Совету по делам страхования. Земское, взаимное и другие виды страхования были полностью национализированы и после 1921 г. получили форму государственного страхования. Страховую систему стали использовать лишь как источник пополнения дефицита государственного бюджета, что сделало страхование полностью зависимым от государственной финансовой политики.
Рядом декретов было определено, что с 18 сентября 1925 г. страхование во всех своих видах является государственной монополией. Все операции совершались на основе единых, утвержденных в общесоюзном порядке правил и тарифов. Все средства находились в распоряжении Госстраха, а Правление государственного страхования в союзных республиках выступали как органы Главного правления Госстраха. Имущество было застраховано государством у самого государства.
Вплоть до середины 80-х годов виды страхования не отличались разнообразием: оно было представлено личным и имущественным видами. Имущественные виды страхования проводились в сельском хозяйстве и на государственных предприятиях, можно было страховать личное имущество.
В 70-80-х годах были разрешены новые виды имущественного и личного страхования.
Развитие внешнеделового сотрудничества, в особенности торговли, и выход Госстраха на международный страховой рынок привели к необходимости создания самостоятельных страховых фирм за рубежом. В 1925 г. было организовано “Блэк Балси” – Черноморско-Балтийское Генеральное страховое акционерное общество – в Лондоне. Это общество являлось членом Ассоциации британских страховщиков. В 1927 г. учреждена страховая компания “Софаг” (Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество). Кроме этих обществ был создан ряд представительств в некоторых других странах, которые занимались страхованием экспортно-импортных грузов и имущества советских граждан за рубежом. В итоге в 1947 из Управления иностранными операциями (УИНО) Госстраха СССР было выделено Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Полная монополия сменилась дуополией Госстраха и Ингосстраха.
Печатные издания, освещающие проблемы страхования:
1. Под руководством В.И.Ленина выпускалось печатное издание “Вопросы страхования” (с 26 октября 1913 г. по 12 июля 1914 г. и с 20 февраля 1915 г. по март 1918 г.), которое кроме российских проблем, освещало вопросы страхования за границей.
2. С 1922 по 1930 издавался “Вестник государственного страхования”, который был объединен с существовавшим “Бюллетенем Россгосстраха” (ноябрь 1925 г. – сентябрь 1930 г.) Это объединенное издание просуществовало до января 1931 г. под названием “Государственное страхование в СССР”, после чего произошло его слияние с журналом “Финансы и социалистическое хозяйство”.
Введение государственной монополии на страховую деятельность надолго подорвали базу для полноценного развития страхового рынка. Монополия оправдывалась социально-экономической значимостью страхования, требующей активной роли государства в проведении страховой политики, и необходимостью концентрации средств страхового фонда для повышения финансовой устойчивости операций. Рынок обслуживали две компании – Госстрах и Ингосстрах. Оставаясь монополистами, эти компании работали в крайне неблагоприятных для развития страховой деятельности условиях: ограниченное страховое поле, некомпетентное ведение политики страхового дела, жесткая регламентация страхового рынка.
2 Сущность страхования и основные понятия
Классификация страхования
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего.
В основу классификации страхования положены два критерия: различия в объектах страхования и различия в объеме страховой ответственности и форме проведения страхования.
По форме организации страховой компании:
· Государственное
· Акционерное
· Взаимное
· Кооперативное
· Медицинское
По целям и задачам страховой деятельности:
· Коммерческое (первичное или прямое страхование; сострахование; перестрахование)
· Некоммерческое (социальное; обязательное медицинское страхование)
По степени защиты и охраны трудящихся:
· От отраслевого риска
· От риска предприятия
· От индивидуального риска (за счет собственных средств граждан)
По отраслям страхования:
· Личное страхование- страхование, основу отношений в котором составляют случаи в жизнедеятельности физических лиц, страхование жизни, здоровья человека
· Имущественное страхование- страхование, объектом которого выступают различные материальные ценности, капитал, страхование от вероятных потерь дохода и непредвиденных затрат
· Страхование гражданской ответственности- страхование, предметом которого выступают возможные обязательства страхователя по возмещению убытка перед третьими лицами на основе договора: страхование ответственности за нанесение вреда- страхование гражданской ответственности автовладельцев, предприятий-источников повышенной опасности, ответственности работодателя перед работниками, профессиональной ответственности , за загрязнение окружающей среды; страхование ответственности по контракту- ответственности при соглашении поставок, транспортировке, контрактации, получении кредитов.
По классу страхования:
· Огневое страхование
· Транспортное
· Инженерное и т.д.
По форме организации страхования клиента:
· Групповое – страхование группы клиентов в одном договоре юридическим лицом-работодателем или ассоциациями -спортивными клубами, творческими и профессиональными союзами (страхование от несчастных случаев водителей автобазой)
· Индивидуальное - договор заключается с физическим лицом и его действие направлено на страхователя и членов его семьи
Страховые правоотношения
Страховое правоотношение – разновидность гражданско-правового обязательства. В силу страхового обязательства одна сторона (страхователь) обязуется вносить другой стороне (страховщику) установленные платежи (страховую премию, страховые взносы), а страховщик обязуется при наступлении предусмотренного события (страхового случая) выплатить при имущественном страховании страховое возмещение, а при личном – страховое обеспечение (страховую сумму).
Содержанием страхового правоотношения являются права и обязанности его участников, а его объектом следует то, на что направлены, что регулируют эти права обязанности, то есть поведение участников (субъектов) правоотношения, те их действия, которые обязаны совершить, и те, совершения которых они вправе требовать от других его участников (субъектов). Такое понимание объекта правоотношения соответствует общему представлению об объекте права.
|
|
Предоставление
страховой защиты
Передача распределения
ущерба
Страховая премия
Рис. 2 –Страховые правоотношения
При страховании, как правило, участвуют два субъекта: страхователь и страховщик. Действующее законодательство регламентирует права и обязанности субъектов обязательного страхования. При добровольном страховании это прописано в договоре. Существуют и другие субъекты.
Так, в личном страховании принимают участие застрахованный и лицо, в пользу которого заключен договор страхования. Так как договор личного страхования заключается на случай наступления страховых событий в жизни самого страхователя, понятия «застрахованный» и «страхователь» часто совпадают.
При заключении договора имущественного страхования страхователем выступают собственник имущества организации, граждане, арендаторы, организация, принявшая на хранение и т.д.
А
Г
В
|
| |||
Б
|
А - прямое страхование без участия страхового посредничества; Б - прямое страхование, опосредованное участием страхового посредника; В – перестрахование; Г- сострахование.
Рис.3 - Система страхования
Страховые посредники
Производителей услуг всегда меньше, чем потребителей, поэтому доводить услугу до них берутся посредники - страховые агенты и страховые брокеры.
Страховой агент выступает от имени страховщика по его поручению и уполномочен заключать договора страхования от его имени. Он действует на основании соглашения, заключенного между ним и страховщиком, где оговариваются права и обязанности сторон. Страховой агент должен иметь доверенность, подписанная руководителем страховщика, с печатью и датой выдачи, где указаны полномочия агента.
При заключении договоров страхования агент несет ответственность по ведению операций перед страховщиками, которых он представляет. Однако и страховщики принимают на себя ответственность по всем договорам страхования, заключенным агентом.
Функции страховых агентов:
· подготовительная работа и заключение договоров страхования и от имени страховщика строго в рамках полномочий, предоставленных ему страховщиком.
· агент выступает поверенным страховщика и совершает порученные ему действия от имени и за счет страховщика; права и обязанности, исходя из этих договоров, приобретает страховщик (доверитель).
· оформляет страховую документацию, в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов), инкассирует страховую премию.
Страховые агенты могут быть:
- наемными работниками (штатными служащими) страховой компании;
- предпринимателями, осуществляющие агентскую деятельность от имени страховщика на основании заключенного с ним гражданско-правового договора.
Агенты – служащие страховой компании не отличаются от наемных работников. Их взаимоотношения строятся на основании контракта. Они должны иметь минимум среднее образование, должны пройти тестирование и пройти краткосрочное профессиональное обучение. Оплата напрямую связана с объемом заключенных договоров.
Страховые агенты – юридические лица – предприятия, характер деятельности которых позволяет выгодно совмещать свои основные функции с функциями страховых агентов (бюро брачных агентств, транспортные билетные кассы и т.д.) Несут ответственность в соответствии с ГК РФ, в т.ч. за просрочку сдачи собранной страховой премии. В договорах с ними устанавливают порядок передачи агентами бланков страховых полисов, принятия страховых взносов, предъявления отчетов. Связь с ними страховщика может быть:
-непосредственной- оформляется контрактами и генеральными соглашениями двух сторон, работа со страховыми агентами в страховой компании возлагается на специальное структурное подразделение;
- система генеральных страховых агентов – открытие страховых агентств в других регионах; работу в них организуют генеральные агенты, являющиеся наемными служащими и действующие от имени и за счет страховой компании. Генеральный агент нанимает страховых агентов и инспекторов, контролирующих работу этих агентов. Страховые агенты имеют право в последствии нанимать помощников-субагентов.
Агенту – работнику платят зарплату, что регулирует КЗоТ; агенту - коммерческому представителю, работающему по поручению, страховщик обязан платить вознаграждение в срок, установленный договором, что регулируется гл.49 ГК. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются страховщиками по твердым фиксированным ставкам, в процентах или промилле от объема выполненных работ (объем поступления страховых платежей по заключенным и действующим договорам, общая страховая сумма или количество договоров данного вида).
Страховой брокер – независимое юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию (разрешение) на проведение посреднических операций по страхованию. Страховой брокер действует от своего имени и по поручению (от имени и по поручению страхователя или в перестраховании - от имени и по поручению страховщика по прямому страхованию). Такой вид поручения имеет гражданско-правовое название комиссионного, и отношения между брокером и тем, кто дал ему поручение, регулируются гл.51 ГК РФ. Брокер обязан зарегистрировать свою деятельность в общем порядке, а также в органах страхового надзора.
Брокер - физическое лицо – не может производить организацию инкассации страховых премий и производство страховых выплат;
Брокер – юридическое лицо – если имеет соответствующую службу профессионалов в области определения ущерба, может выступать аварийным комиссаром.
Особенности организации работы страхового брокера:
· брокер сам заключает договор страхования в качестве страхователя (не имеет права в качестве страхователя выступать по договорам страхования предпринимательского риска и ответственности по договору) и платит страховую премию, а тот, кто ему это поручил, возмещает брокеру расходы и является выгодоприобретателем. При этом между страхователем и брокером, заключается договор - слип, где отражены взаимные обязательства сторон, в т.ч. после заключения договора страхования. После размещения риска брокер сообщает об этом клиенту и предоставляет ковер-ноту – документ, подтверждающий сделку, с указанием ставок премии, условий страхования и списка страховщиков, подписавшихся на страхование риска.
· брокер вправе получить за свою работу комиссионное вознаграждение, размер которого должен быть установлен в договоре, а если он там и не установлен, ГК все равно предусматривает процедуру, по которой размер вознаграждения устанавливается; причем, если страховая выплата осуществляется через брокера, он вправе удерживать из нее свое вознаграждение, если оно еще ему не заплачено.
Функции страхового брокера:
· поиск и привлечение клиентуры к страхованию;
· разъяснение клиенту интересующих его вопросов по определенным видам страхования;
· подготовка или оформление в соответствии с предоставленными полномочиями необходимых документов для получения страховой выплаты;
· организация страховых выплат и сбор страховой премии по поручению страховщика и за его счет при наличии соответствующего соглашения;
· размещение страхового риска по поручению клиента по договорам состахования или перестрахования;
· предоставление экспертных услуг по оценке страхового риска при заключении договора страхования;
· подготовка документов по рассмотрению и урегулированию убытков при наступлении страхового события по просьбе заинтересованных лиц;
· организация услуг аварийных комиссаров, экспертов по оценке ущерба и определению размера страховых выплат;
· консультационные услуги по страхованию;
· другие услуги.
За свою деятельность посредники получают комиссионное вознаграждение в процентах от размера страховой премии (страховой суммы), уплаченной страхователем при заключении договора страхования.
Права и обязанности сторон
Страховщика:
· ознакомить страхователя с правилами страхования;
· в случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованного имущества, либо увеличивших действительную стоимость последнего, перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств;
· при страховом случае произвести страховую выплату в установленные договором или законом сроки
· возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае, для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу, если возмещение этих расходов предусмотрено правилами страхования, причем данные расходы возмещаются только в пределах суммы ущерба;
· не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении.
Страхователя:
· при заключении договора страхования сообщить страховщику все обстоятельства, имеющие значение для оценки страхового риска, о всех заключенных договорах страхования в отношении объекта страхования;
· своевременно вносить страховые взносы;
· принимать необходимые меры в целях предотвращения и уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страховом случае и сообщить страховщику о наступлении последнего в сроки, установленные договором страхования.
Основания для отказа в выплате при наступлении страхового случая:
1. Наступление страхового случая вследствие:
· ядерного взрыва, радиоактивного заражения; военных действий, гражданской войны, народных волнений и забастовок
· умысла страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя
· из-за грубой неосторожности страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя
2. Возникновение убытков вследствие:
· изъятия, конфискации, ареста или уничтожения имущества по распоряжению госорганов
· страхователь умышленно не содействовал уменьшению ущерба
3. Несвоевременное уведомление страховщика о страховом случае
4. Отказ страхователя (выгодоприобретателя) от своего права требовать возмещения от лица, ответственного за убытки или невозможность осуществлять это право по вине страхователя (выгодоприобретателя)
5. Другие основания, предусмотренные договором страхования.
Страховые риски
Риск – случайность или опасность потерь, которые носят возможный характер и могут выступать причинами ущерба.
Страховой риск – случайность или опасность, в результате появления которых страховщик берет на себя обязательство выплатить пострадавшей стороне страховое возмещение. Сфера рисков, покрываемых страхованием, строго оговаривается перед процедурой страхования.
Под классификацией риска понимается распределение его на определенные группы по обусловленным свойствам для достижения назначенных целей.
Виды рисков:
· Природно-естественные, связанные со стихийными силами природы, землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром, эпидемией и т.п.
· Экологические, связанные с загрязнением окружающей среды;
· Политические, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства; появляются в результате нарушения условий производственно-торгового процесса по факторам, прямо не зависящим от хозяйствующего субъекта;
· Транспортные, связанные с перевозкой грузов различными видами транспорта: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным, трубопроводным и т.п.;
· Коммерческие (предпринимательский, хозяйственный), возникающие при проведении бизнес - операций, осуществлении сделок; состоят в вероятностном снижении или потере доходов предприятия. Подразделяются на: имущественные, связанные с вероятностью утраты имущества в результате кражи, диверсии, невнимательности, риск в кредитной сделке, с состоянием и качеством собственности и т.д.; производственные – от остановки производства вследствие повреждения основных и оборотных фондов; торговые – с ущербом при задержке платежей, недопоставки товаров и др.; финансовые – с возможностью потери денежных или кредитных средств.
Управление риском или риск-менеджмент- целенаправленные действия, связанные с ограничением либо минимизацией риска в системе экономических отношений.
Объектом управления в риск-менеджменте выступают риски; рисковые инвестиции капитала; экономические отношения между хозяйствующими субъектами в ходе осуществления риска, т.е. отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями и др.
Субъектом управления в риск-менеджменте – это особая группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и др.), которая при помощи различных методов управленческого влияния реализовывает целенаправленное функционирование объекта управления.
Методы управления риском в страховании:
· Упразднение риска (для отдельного человека занятие спортом, не курить и др.)
· Предотвращение потерь и контроль, т.е. стремление уберечь себя от различных случайностей (противопожарные мероприятия, соблюдение правил дорожного движения)
· Поглощение – признание риска ущерба без возмещения его посредством перестрахования (вероятность риска невелика)
· Перестрахование – процесс, в котором страховщики часть вероятного ущерба перекладывают на другую страховую компанию.
Страховые резервы
Страховой резерв – резервный фонд, создаваемый страховщиком для гарантирования выплат страхового возмещения, покрытия возможных убытков или обеспечения запасов.
Виды страховых резервов
1. В состав брутто-ставки включается надбавка для создания резерва предупредительных мероприятий (РПМ). Направление средств резерва регламентируются, перечень предупредительных мероприятий согласуется со страхователем. Собственно и мероприятия проводятся страхователем, а страховщиком осуществляется их оплата из средств РПМ.
2. Из брутто- премии вычитают отчисления в РПМ, комиссионные вознаграждения посредникам, остальная сумма направляется в резерв незаработанной премии (РНП). Как только премия становится заработанной (после окончания договора), средства РНП переходят в доход страховщика, облагаются налогом на прибыль и становятся собственными средствами страховщика.
Задача:
Страховой компанией заключен договор страхования имущества. Страховая сумма 518 тыс. руб., страховой тариф -1,7%. Комиссионное вознаграждение агенту - 8%, отчисления в резерв предупредительных мероприятий -5%. Найти резерв предупредительных мероприятий и резерв незаработанной премии.
3. Сразу после сообщения об наступлении страхового случая, страховщик создает резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗНУ) и начинается процесс урегулирования, в результате которого производится выплата или в выплате отказывают (средств резерва направляются в доход страховщика). РЗНУ существуют до окончания урегулирования вопроса о выплате. РЗНУ= размер потенциальной выплаты +3% от этой суммы для расходов на проведение процесса урегулирования.
4. Случается, что не обо всех страховых случаях своевременно сообщается (страхователь сам не знает о страховом случае). Для таких случаев создается резерв произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ). РПНУ= 10% от величины незаработанной премии. Существует данный резерв в течение года с момента окончания договора страхования.
Задача:
Страховой компанией 10.10.20__г. заключен договор страхования имущества на срок до 10.03.20__г. Страховой платеж -6 тыс. руб. Комиссионное вознаграждение - 6%, фонд предупредительных мероприятий -3%. Определить резерв незаработанной премии, фонд предупредительных мероприятий, резерв происшедших, но не заявленных убытков на 01.01.20__г.
5. Резерв по страхованию жизни рассчитывается на основе нетто-премии и годовой нормы доходности, примененной при расчете тарифной ставки, резерв накапливается:
Р=Рн+∆Р-В,
где Рн- величина резерва на начало периода,
∆Р- прирост резерва за этот период;
В – сумма произведенных выплат за этот же период.
∆Р =ПРр+ПРнс= р * t\ 360* Рн + Пн + 0,5р* t\ 360* Пн,
где ПРр- сумма прироста уже имеющегося резерва за счет годовой нормы доходности;
ПРнс – прирост нетто-ставки за счет годовой нормы доходности; р- годовая норма доходности; Пн – полученная нетто-ставка; t – период.
Существуют и другие виды резервов – резерв катастроф, резерв колебаний убыточности, но они не играют существенной роли в деятельности страховщика.
Возможности страховщика по распоряжению средствами резервами:
- выплата страхового возмещения (обеспечения);
- по окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика, облагаясь налогом на прибыль;
- средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств, вкладывается в объекты инвестиций с целью получения прибыли.
Тема 5. Страховой рынок
Страховая услуга
Страхование – финансовая услуга по защите интересов. Страховщик является производителем этой услуги, а страхователи, выгодоприобретатели и застрахованные – ее потребителями.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке - страховая услуга. Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Потребительская стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. В случае наступления страхового события эта страховая защита материализуется в форме страхового возмещения, покрытия убытков пострадавшего лица на условиях договора страхования или в форме страхового обеспечения в страховании жизни.
Стоимость страховой услуги (цена) выражается в страховой премии, которую страхователь уплачивает страховщику.
Страховая премия – плата за страховую услугу, которую страхователь вносит (уплачивает) страховщику за принятое им на себя обязательство осуществлять страховую выплату страхователю (застрахованному лицу или выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая, предусмотренного в договоре страхования (произведение страховой суммы на страховой тариф); устанавливается при подписании договора и остается неизменной в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора.
С экономической точки зрения страховая премия - часть национального дохода, которая выделяется страхователем с целью гарантии защиты его интересов от воздействия неблагоприятных событий.
Математическая сущность страховой премии проявляется в том, что она представляет собой периодически повторяющийся платеж страхователя страховщику.
Юридическая точка зрения понятия страховой премии определяет денежное выражение страхового обязательства, которое оговорено и подтверждено путем заключения договора страхования между его участниками.
Страховая премия показывает, как распределяется общий размер обязательств страховщика на каждую отдельно взятую единицу страховой совокупности, который зависит, прежде всего, от отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.
Величина страховой премии - очередного денежного взноса страхователя страховому обществу в соответствии с договором - обуславливается общим размером взносов, необходимых для выплат по требованиям держателей полисов, а также для выплаты административных расходов.
Размер страховой премии возрастает при увеличении расходов:
- возмещения ожидаемых претензий в процессе страхового срока;
- восполнения издержек страховых организаций на ведение дела;
- обеспечения величины прибыли.
Выплата страховой премии производится деньгами единовременно или в рассрочку (стороны могут предусмотреть последствия невнесения к сроку очередного платежа).
Возврат внесенной страховой премии осуществляется:
- по объективным причинам (возможность наступления страхового случая отпала не из-за страхового случая, а по другим причинам). Страховщик имеет право оставить себе часть полученной премии пропорционально сроку фактического действия договора, т.е. до момента, когда отпала возможность наступления страхового случая, остальная часть уплаченной премии должна быть возвращена страхователю;
- возврат по доверенности, «выкупная сумма» - страхователь в любой момент может прекратить действие договора и не имеет права на требование возврата, однако стороны в договоре могут предусмотреть вариант уплаты определенной суммы при прекращении договора по инициативе страхователя, эта сумма называется «выкупная сумма».
Договор страховщик не может прекратить, но может договориться со страхователем о том, что тот может воспользоваться своим правом прекращения договора за определенную сумму (в случае, если страхователь не определился на какой срок заключать договор, или если законом установлен нормативный срок действия договора страхования (1 или 3 года), а необходимо заключить договор на более короткий срок).
Величина страховой премии должна обеспечить:
· Покрытие ожидаемой претензии в течение страхового периода;
· Создание страховых резервов;
· Покрытие издержек страховой компании на ведение дел;
· Обеспечение определенного размера прибыли.
Страховая услуга может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиции общественных интересов, страхование носит обязательный характер.
Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждении которого страхователю выдается страховое свидетельство (полис).
Страхование – принципиально платная услуга. Это не означает, что запрещено бесплатно возмещать вред, а лишь то, что бесплатное возмещение причиненного вреда при наступлении страховых событий, закон не будет считать страхованием. Соответственно, подобное отношение не охраняется государством, и выполнение обязательств, принятых подобным соглашением, ничем не обеспечивается.
Более того, если в большинстве других видов имущественных отношений цены диктует конъюнктура рынка и это все, то в страховании имеется еще один важный фактор - статистика страховых случаев, и поэтому цены на страховые услуги не являются полностью свободными (регулируются не только государством, но и вероятностью наступления страхового случая).
Страхование может быть выгодно для страховщика только в том случае, если событие, на случай которого производится страхование, является случайным. Для этого рассчитываются по статистике страховых случаев такие цены, чтобы в среднем общее количество собранной страховой премии несколько превышало общий объем произведенных выплат и страховщик остался с прибылью.
Цена страховой услуги имеет нижний предел, который зависит от объективных причин (от данных статистики страховых случаев). Поэтому страховой надзор при выдаче лицензии требует от страховщика расчета тарифа, проверяет этот расчет и оставляет себе документ для информации.
Страховщик, который намеривается изменить тариф обязан сообщить об этом страховой надзор, иначе ему грозит приостановка действия лицензии, затем ее отзыв. Орган страхового надзора проверяет и оставляет этот новый тариф.
Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уровне цены страховая компания не получает никакой премии по страховым операциям. Таким образом, страховщик не вправе работать по низким ценам (хотя закон не запрещает работать по любым ценам, кроме обязательного страхования, по которому цена устанавливается государством). Надзор за ценами связан с тем, что страхование – общественно необходимая услуга и обществу небезразличны вопросы финансовой устойчивости страховщиков и наличие у них полноценной конкурентной среды.
Верхний предел страховой услуги формируют: конъюнктура рынка - размер спроса на страховую услугу; величина банковского процента по вкладам.
Страховая услуга является предоставленной после заключения страхового договора и выплаты страховой премии. Законом предусмотрено, что «договор страхования, если в нем не оговорено иное, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса» (ст.957 ГК РФ), если страхователь не смог уплатить страховую премию сразу после заключения договора, что в договоре должно быть отмечено, что он вступает в силу с момента его заключения.
Страховой тариф
Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы или объекта страхования, на основании которой рассчитывается страховая премия.
Структура тарифной ставки
- часть, предназначенная для будущих страховых выплат (нетто-ставка), предназначенная для формирования страхового фонда;
- часть, которая обеспечивает страховщику расходы на ведение дел плюс небольшая прибыль страховщика, а также проведение предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность страховых случаев (нагрузка).
Тб= Тн+Н= (Тн+Набс)*100\(1-Н%);
Тб-брутто-ставка; Тн- нетто-ставка; Н-нагрузка; Набс- статьи нагрузки, предусмотренные в тарифе в абсолютной величине; Т% -доля нагрузки, закладываемые в тариф в процентах к брутто-ставке.
Рис.6 - Структура брутто-ставки.
Задача:
Нетто-ставка -20 коп. со 100 руб. страховой суммы; сумма амортизации – 1 коп. на 100 руб. страховой суммы; сумма арендной платы- 5 коп. со 100 руб. страховой суммы. Заработная плата и другие переменные расходы на ведение дела - 10% к брутто-ставке. Прибыль планируется в размере 16% к брутто-ставке. Определите размер брутто-ставки.
Страхование жизни
Все виды страхования, при которых объектом выступает жизнь человека, относятся к страхованию жизни.
С экономической точки зрения страхование жизни – это система экономических отношений, включающая совокупность перераспределительных отношений замкнутого круга его участников по поводу формирования за счет их денежных взносов целевого страхового фонда и расходования средств на материальное обеспечение граждан при наступлении определенных событий в их жизни.
Предмет страхования – жизнь застрахованного лица. Однако субъективными целями страхователей (застрахованных лиц) часто становятся не только страховая защита этой важнейшей нематериальной ценности (блага) человека, но и страхование доходов (в том числе предназначенных на покрытие предстоящих значительных расходов, например на оплату получения профессионального образования). Поэтому вторым предметом страхования жизни стали доходы, гарантирующие определенный уровень жизни при наступлении страховых случаев.
Договор страхования жизни заключается на основании заявления страхователя (юридического или физического лица) по установленной страховщиком форме, которое содержит все необходимые данные о страхователе, застрахованном лице, выгодоприобретателе, страховых рисках, от которых проводится страхование, страховой сумме и сроке страхования.
Срок заключения договоров страхования жизни составляет не менее года, поэтому в страховании жизни могут сочетаться сберегательная и рисковая функции.
В рамках личного страхования существуют срочные и пожизненные годовые страховые премии. Срочные страховые взносы уплачиваются в течение определенного промежутка времени. Пожизненные взносы уплачиваются ежегодно до тех пор, пока жив страхователь.
Страхование жизни осуществляется в соответствии с правилами страхования, разработанными страховщиком отдельно для каждого из указанных видов страхования или общих для ряда близких видов, относящихся к страхованию жизни (например, страхование ренты, пенсий), а также в комбинировании со страхованием от несчастных случаев.
Обмен страховой ответственности по договору страхования жизни определяется составом страховых рисков, от которых осуществляется страхование, и страховой суммой. Обобщенная количественная оценка объемов страховой ответственности страховщика и обеспечения застрахованного по договору страхования жизни определяется страховой суммой, установленной по соглашению сторон.
В правилах страхования жизни страховщик может предусматривать минимальную страховую сумму, с которой начинается заключение договоров страхования.
Особенности страхования жизни:
-по характеру риска (дожитие или не дожитие до определенного срока) и долгосрочности распределения страхового риска;
-включение в расчет страхового тарифа гарантированной доходности (на норму доходности, предусмотренную в расчете страхового тарифа, уменьшается размер страхового взноса - норма согласуется с страховым надзором при выдаче лицензии);
-при страховании жизни с условием дожития имеется возможность досрочного прекращения договора с правом получения выкупной суммы.
Для сохранения долгосрочных сбережений граждан к страховщику предъявляются повышенные требования:
- повышенный размер уставного капитала;
-установление особого порядка формирования страховых резервов и направлений размещения средств страховых резервов.
Сроки уплаты страховых взносов:
- единовременным платежом;
- в течение всего срока страхования или так называемого периода уплаты страховых взносов, который может быть меньше срока страхования.
Условия установления порядка и сроков осуществления страховых выплат:
-единовременно;
-в течение определенного периода времени или всего срока жизни страхователя (застрахованного лица).
Интерес страхователя в обеспечении своего уровня доходов при выходе на пенсию предполагает заключение договора страхования «на дожитие» до пенсионного возраста с выплатой ежемесячных или ежегодных сумм (пенсий) страховщиком.
Солидарные пенсионные схемы, использующие принцип перераспределения средств между поколениями в рамках предприятия или отрасли;
Смешанные – предусматривающие сберегательную схему на этапе накопления и страховую – на этапе выплат;
Схемы с установленными размерами взносов – при наступлении пенсионного возраста участник фонда получает пенсионные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном счете.
Схемы с установленными размерами выплат в момент заключения договора определяют фиксированный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от установленного размера пенсий, продолжительности внесения пенсионных взносов, инвестиционной политики, оценки экономической и демографической ситуации в регионе.
Смешанное страхование
Особенности видов страховой деятельности, входящих в отрасль «личное страхование», связаны с особенностью страхового риска, принимаемого страховщиком на страхование, с построением и оценкой страхового тарифа, порядком исчисления и формой страховой выплаты.
В договоре страхования, перечисленные страховые риски могут содержаться одновременно, если это соответствует интересам страхователя и страховщика. Например, одним из наиболее массовых видов страхования, заключаемых со страхователями, являются так называемые договоры смешанного страхования жизни.
Употребление термина «смешанное страхование» в данном случае весьма условно и отражает тот факт, что в условиях одного договора страхования предусмотрено страховое покрытие нескольких несовместимых рисков.
Традиционно такой договор смешанного страхования жизни представляет страхователю страховое покрытие:
- на случай смерти от любой причины в течение срока действия договора,
- при дожитии до окончания срока договора;
- в случае причинения вреда здоровью от последствий несчастного случая.
Перечень рисков смешанного страхования:
-договор на случай выплаты ежегодной ренты при достижении пенсионного возраста;
-на случай смерти страхователя в период действия договора страхования до момента наступления обязательств по выплате текущей ренты;
-дополнительные риски, включаемые в объем страховой ответственности страховщика по договору страхования (несут дополнительные риски, стоимость «комбинированной услуги» и страхового тарифа).
Размер страхового обеспечения в случае смерти застрахованного лица:
-если смерть наступила в результате заболевания, выплате подлежит указанная в договоре страхования сумма и сумма внесенных взносов с учетом нормы доходности. Это связано с тем, что по риску смерти устанавливается самостоятельный тариф, а по не совершившемуся риску дожития производится возврат взноса.
- если смерть произошла в результате несчастного случая, при выплате страховой суммы необходимо учесть ранее произведенные страховые выплаты, связанные с травмами, т.к. тариф по страхованию от несчастного случая включает также риск смерти в результате несчастного случая;
- если смерть произошла в результате несчастного случая выгодоприобретателю (наследникам) производится возврат уплаченных страховых взносов с учетом соответствующей части нормы доходности.
Выплата страхового обеспечения при наступлении временной утраты трудоспособности:
-единовременная выплата в соответствии с таблицей размеров страховых сумм, подлежащих страховой выплате в связи со страховым событием (разрабатывается страховщиком самостоятельно);
-умножением количества больничных дней на установленный процент от страховой суммы;
Страхование от огня
Страхование от огня - разновидность имущественного страхования. Гибель и (или) повреждение имущества вследствие пожара, удара молнии, взрыва бытового газа (даже если последние не вызвали пожара) можно отнести к рискам, против которых производится страхование от огня. При этом может быть застраховано любое движимое и недвижимое имущество. Исключение составляют:
-рукописи, планы, чертежи и иные документы, бухгалтерские и деловые книги;
-модели, макеты, выставочные экземпляры;
-технические носители информации компьютерных и аналогичных систем;
-взрывчатые вещества;
-имущество, находящееся в застрахованных зданиях или помещении, которыми страхователь не распоряжается на правах собственности или других законных правах;
-домашние и сельскохозяйственные животные, многолетние насаждения и урожай сельскохозяйственных культур;
-здания и строения, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии;
-имущество, находящееся в районе, которому грозит обвалы, оползни, потопы, а также в области военных действий со времени оглашения в определенном порядке о такой опасности, если данное объявление было обнародовано до подписания договора страхования;
-продукты питания, спиртные напитки и табачные изделия.
Произвольное совершение рискового события должно быть по возможности исключено. Поэтому страхование имеет дело с событиями:
-которые не зависят от воли человека (бурей, наводнением);
-в отношении которых были предприняты все попытки для их предотвращения (при условии полного соблюдения правил противопожарной безопасности).
Не признаются страховыми случаями события, произошедшие в следствии:
- военных действий, маневров или военных мероприятий и их последствий;
- воздействия ядерного взрыва;
- невыполнения, нарушения страхователем действующих должностных, ведомственных инструкций, правил и сроков эксплуатации;
- умысла страхователя, членов его семьи, лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях со страхователем;
-самовозгорания, брожения, гниения и др. естественных свойств застрахованного имущества;
-кражи или расхищения имущества во времени страхового случая, не застрахованного по риску;
-утраты имущества в результате противоправных действий третьих лиц;
-гибели или повреждения имущества, которое не принадлежит страхователю на правах собственности или иных законных основаниях, кроме случаев, когда это предусмотрено договором страхования;
-обязательств, вытекающих из договорных отношений страхователя с третьими лицами;
-деятельности страхователя, осуществляемой с нарушением законодательства РФ.
Тема 1. История страхования
История зарубежного страхового рынка
Самострахование. Зародышевые формы страхования встречались и в Азии во II тысячелетии. Развитие торговли осложнялось тем, что торговцы несли огромные убытки из-за постоянного нападения в пути разбойников, а также хищников. Для сокращения подобных потерь торговцы пришли по взаимному соглашению к распределению убытков на всех.
Истоки страхования относятся к античным временам. Первоначально страхование рассматривалось как попытка рассредоточения риска по ссудам и грузам. Еще за 300 лет до нашей эры в Вавилоне применяли систему займов в отношении морских опасностей: если плавание заканчивалось неудачно, тогда заем возврату не подлежал.
Взаимное страхование. Система вавилонских займов получила дальнейшее развитие в античной Греции. В Древнем Риме также в существовавших коллегиях присутствовали признаки формирования страхового фонда: для членства надо было платить вступительные и периодические ежемесячные взносы. В случае смерти одного из членов, его семье выделяли деньги на похороны; а с течением времени, выделяли средства и на поддержание семьи, потерявшей кормильца.
Идея сбора денежных средств, лежащая в основе римских коллегий, была положена в основу деятельности гильдий: X в. – англосаксонские гильдии (взаимопомощь, поддержка в случае болезней, смерти); XI в. – Дания (помощь при кораблекрушениях); XII в. – Исландия (убытки, возникающие в результате пожаров, возмещались натуральными строительными товарами).
Это был начальный этап зарождения страхования, в основе которого лежал принцип взаимности, самострахования, то есть когда заинтересованное лицо (страхователь) возмещает возникший убыток само.
XIV век был переходным в организации будущего страхования.
Во-первых, к нему начинают относиться как к коммерческому виду деятельности. Платежи приобретают систематический характер. Систематизация платежей, накопление огромных сумм в страховых фондах явились причиной отношения к страхованию как к одному из источников получения прибыли. Наиболее активно процесс накопления протекал в Италии, процветание которой происходило благодаря морской торговле. Во-вторых, в этом же веке осуществлялись два вида сделок, которые считаются прототипами современного личного и морского страхования – морской займ и страховое пари.
Морское страхование ведет свои корни от морского займа. Суть последнего состояла в следующем: премия предоставлялась в виде кредита, сумма которого не возвращалась, если груз прибывал в порт назначения в неповрежденном состоянии, но, если груз пропадал в пути, сумма премии возвращалась в двойном размере. С течением времени эти отношения изменились: купец (корабельщик) возвращал ростовщику сумму, которую тот мог бы потерять; если же происходила авария, то ростовщик был обязан возместить в пределах принятой суммы размер убытка.
Вначале это были единичные сделки. Позднее появились специальные торговые фирмы, которые заключали сделки с многочисленными корабельщиками. Такие отношения не могли быть только устными и в 1347 г. был создан первый морской полис, связанный с перевозкой груза из Генуи на Майорку на судне «Санта Клара». Он получил название «polizerri», что в переводе с итальянского означает «обещание» (обещание сторон выполнить взятые на себя обязательства). Этот документ явился прототипом современного страхового документа – полиса.
После итальянских войн 1494-1559 гг. на значительной части Италии закрепилось господство Испании. В 1588 г. произошло сражение, в результате которого была разбита испанская “Непобедимая Армада” английским флотом. Естественным следствием этого поражения стало то, что центр морского страхования переместился из Италии в Лондон. Увеличение объема торговли вызвало необходимость в страховых профессионалах. Купцы, наиболее активно занимающиеся торговыми и морскими проблемами, постепенно ими становятся. Объединением страховых профессионалов-купцов стало крупнейшее страховое общество “Ллойд”. Оно было названо по имени владельца кофейни Эдуарда (Эдварда) Ллойда, которая находилась вблизи пристани. По другим источникам – кофейня находилась в деловом центре Лондона (Сити), где происходили постоянные встречи страховщиков (андеррайтеров), судовладельцев и купцов. Это место служило местом встречи страховщиков и судовладельцев. Первое упоминание относится к 1688 году. Предположительно датой основания считается 1734 год.
Когда морское страхование в Англии достигло мощного развития, в континентальных странах оно только появлялось. Во Франции по инициативе министра Жана Батиста Кольбера (Colbert) была произведена кодификация морского права и страхования, благодаря чему в 1681 году появился законодательный документ “Ordonnance sur la Marine” (Морские правила). Впоследствии они, как и многие другие ордонансы, вошли в Торговый Кодекс (“Code de commerce”) 1807 года (при Наполеоне I). Итак, первым шагом в развитии морского страхования стал морской заем, единичные сделки становятся массовыми и письменно закрепляются, попытка кодификации морского права и страхования.
В XIV в той же Италии возникла другого рода сделка – страховое пари, отдаленно напоминавшее страхование жизни. Суть состояла в заключение пари по любому событию, лежащему вне сферы интересов участников (рождение мальчика или девочки, смерть лица в установленный срок и так далее).
Особенно людей интересовала жизнь высокопоставленных лиц. Широкое распространение пари и в других странах привело к его запрету. Например, в Англии в 1774 г. вышел закон (Gambling Act), который запретил подобного рода сделки. Это было начало развития личного страхования.
Следующим этапом в развитии страхования жизни было появление в XVII в. в Италии (по другим источникам во Франции) тонтин – особой формы аннуитета в виде государственного займа, то есть специальных схем привлечения средств. “Отцом” личного страхования считается неаполитанский (по другим источникам – венецианский) врач Лоренцо Тонти, который осуществил эту идею во Франции после 1648 года (возможно, 1653 год).
Идея состояла в следующем: желающие получить займ делились на 10 групп в зависимости от возраста. Каждый из участников подписывался на определенную сумму. Причем участники из молодых групп платили больше, чем из старых. Ежегодно подлежащая выплате (в одной и той же сумме) рента распределялась между оставшимися в живых участниками каждой группы. Тот, кто жил дольше остальных в своей группе, становился наследником рент умерших участников. После его смерти обязательства государства прекращались, и соответствующая часть государственного займа погашалась. Для страхования значение тонтин состоит в учете возраста и соответствующего ему размера взноса (премии) участника.
В истории развития страхования жизни важное место занимает составление таблиц смертности, так как они являются фундаментом строго математической организации страхования. Таблицы смертности впервые появились в конце XVII – начале XVIII столетия и представляли собой расчетные показатели по статистическим данным, которые позднее отражали смертность населения с учетом возраста. В это же время появляются общества страхования жизни. В XVIII в. идея страхования проникает в другие отрасли хозяйственной деятельности (страхование скота, страхование от градобития...)
Дата: 2019-07-25, просмотров: 380.