Характер. черта эт. времени - нарастающее общественное движение. Первоначально основу деят-и участников кружков и организаций составляли либеральные идеи (положение о приоритете личности человека и его эк-х и полит-х свобод над всем остальным). Это ново для России. 1-ая волна либеральных идей – при Екатерине, 2-ая после Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии – молодые офицеры впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России и вернулись противниками самодержавия и крепостничества (крепостное право стало оцениваться не просто как рабство, но и как тормоз на пути полит. и эк. развития страны). В сознании двор-ва нач-ют расходиться понятия «государь» и «отечество», интересы отечества становятся выше интересов государя.
С 1 четв 19 в можно гов-ть об организованном общественном движении, в это время закладываются основы монархической (консервативной), либеральной и революцион. мысли. Главное обоснование всех течений – идеи французских просветителей.
Консервативн. мысль представлял Карамзин, позже Шишков, Погодин. Суть консевативн. концепции: 1.незыблимость самодержавного правления; 2.человеческая природа несовершенна, и преодолеть это можно только находясь в лоне церкви и подчиняясь власти монарха; 3.признавали необх-ть сущ-я сословно-социальных классов и групп; 4. необх-ть участия аристократии в управлении гос-м.
Либерально-революцион. напр-е – развивалось на основе философии Просвещения.
Бездействие властей к проведению реформ подталкивали нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ. Возникают 4 ранние преддекабристские организации: 1. «Семеновская артель» - Трубецкой, Муравьев-Апостол; 2. «Священная артель» - лидеры братья Муравьевы; 3. «Орден русских рыцарей» - М. Орлов, Дмитриев-Мамонов; 4.Кружок В. Раевского – входили армейские офицеры невысоких чинов.
9 февраля 1816 г. группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей учредила первую декабристскую тайную организацию - «Союз спасения» (1816-1818 гг.). Его основатель молодой полковник генерального штаба Муравьев, члены – Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Лунин, Пестель, Пущин (всего около 30 чел.). Цели их: уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия (замена абсолютизма конст. монархией). Шли споры о путях достижения целей: одни за пропаганду, кот заставит царя пойти на реформы; другие – за дворцовый переворот. Затем роспуск «Союза спасен» и на его основе - «Союз благоденствия» (1818-1821гг.) Уже 200 чел., во главе все те же. Программа б. изложена в уставе «Зеленая книга», впервые выдвинули требование установления республики. Цели все те же, но определились в путях их достижения – методом выбрали пропаганду (образования и воспитания населения с целью распространения либер-х идей (издавать книги, журналы, создавать школы)). Этот Союз б. распущен, когда стало ясно, что Ал I отказался от реформ.
1821-1822 гг. созданы два новых общества – Южное (на Украине) и Северное (в Петербурге).
Южное общество: Пестель, Бестужев-Рюмин, Муравьевы-Апостолы, Волконский. Руководит. - Пестель написал проект переустройства страны «Русскую правду» - Россия после свержения режима – республика, единая и неделимая, с однопалатным Парламентом (Народным вече). Отменялось сословное деление, крепостное право, политич. права получали мужчины, достигшие 20 лет, жители республик получали гражд. права. Пестель наделял крестьян достаточным кол-м земли, в отличие от Муравьева. Свобода собственности, занятий, вероисповеданий. Однако на срок проведения революционных перемен (10-15 лет) вводилась диктатура Временного правительства.
Северное общество: Рылеев, Тургенев, Пущин, Бестужев, Оболенский, Лунин, Трубецкой. Муравьев написал «Конституцию». По ней – Россия – конституцион. монархия с федеративн. устройством. При выборах в Парламент (двух палатный) устанавливался высокий имуществ. ценз. Исполнительн. власть возглавлял император. Отменялось сословное деление, крепостное право, вводилась свобода слова, вероисповедания, собственности; крестьяне при освобождении получали лишь по 2 десятины земли. Строгое разделение 3-х ветвей власти.
Декабристы наметили переворот на лето 1926 г. В 1825 г. к южному обществу присоединилось Общество объединенных славян, выступавшее за создание федеративной республики славянских народов. Начиная с 1821 г. АлI докладывали о планах декабристов, но он тайно сочувствовал их идеям и не дал хода доносам.
Восстание декабристов. Смерть Ал I (в ноябре 1825 г.) создала благоприятные условия для выступления, хотя и раньше намеченного срока. Император умер, не оставив наследника, Константин отказался от престола, а манифест императора о провозглашении наследником третьего брата Николая оставался в тайне. Возник период междуцарствия. Декабристы решили сорвать присягу Николаю Сената и Гос. Совета и от их имени обнародовать Манифест к «русскому народу» о введении гражданских свобод, отмене крепостничества. Царскую семью предполагалось арестовать, Николая убить, власть передать Временному правител-ву до созыва Великого собора, который примет решение о будущем России. Диктатором восстания б. назначен Трубецкой. Одновременно намечалось выступление на юге страны войск 2-ой армии. Утром 14 декабря заговорщики вывели на Сенатск. Площадь подчиненные им части лейб - гвардии Моск-го и Гренадерского полков и гвардейск. Морского экипажа. Они заявили солдатам, что Константин арестован, а Николай узурпировал власть. Брат царя Михаил и генерал-губернатор Милорадович уговаривали их разойтись, но безуспешно. Милорадович б. смертельно ранен Каховским. Положение осложнялось тем, что Сенат и Гос. Совет уже присягнули. Трубецкой на площадь не явился. К вечеру артиллерия рассеяла восставших. 29.12 на юге Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин подняли Черниговский полк, но 3 января выступление б. подавлено. В результате виновными признаны 280 человек из 579 привлеченных, 121 приговорены к ссылке на каторгу. Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол, Каховский 13 июля 1826 г. б. повешены. Сотни солдат и матросов б. отправлены на Кавказ и в Сибирь.
Причины поражения декабристов: 1.Узкая соц. база, ориентация на военную революцию и заговор (распространены идеи в среде дворянства и офицерства, не опирались на к-л соц. слой и не стремились найти поддержку народа); 2.Недостаточная конспирация; 3. Отсутствие единства и согласованности действий; 4.Неготовность большей части дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества.
Выводы: 1. Это б. первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества. 2.Опыт декабристов повлиял на весь ход русского освободительного движения;
3.Декабристы одержали духовно-нравственную победу, хотя и потерпели поражение; 4.Поражение декабристов лишило дворянство его лучших представителей и спровоцировало усиление правительствен. реакции. Чаадаев: «Восстание декабристов задержало развитие России на 50 лет.
Разгром декабристов негативно отразился на развитии общественной мысли, она замерла, б. гонения. Общественная мысль 2й четв 19 в. можно выделить 3 осн-х напр-я: 1.Офиц-я идеология; 2.Ранний русский либерализм; 3.Радикализм, носящий в основном социалистич. окраску.
1. офиц идеол-я. Николая I использовал теорию, оправдывавшую существующий в стране порядок – «теория офиц. народности» (сформ-на в 1832 г. Уваровым). Основа русской жизни - православие (духовная основа русск. жизни, ориентирующая людей на служение не личному, а общественному – государству), самодержавие – единственно возможная форма правления в России, народность – единение народа и монарха, при которой народ выполняет волю власти, а та о нем заботится. Николай одобрил теорию Уварова, но значит. часть русской интеллигенции такая теория не устраивала.
2. ранний либ-м. Отсутствие возмт-и свободной обществ-й деят-ти в России привел к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим кол-м участников. Хар-ные черты 1 этапа к.20-30гг: 1) неразмежеванность, в 1 кружке часто предст-ли разных направл-й, гл не сред-ва, а цель. 2) ведущ форма – дружеские кружки 3-5 чел, ок 30чел. 3) обществ движ-е как бы ничем себя не проявило, ушло в мысли. Кружок любомудров (1823-начало 30-х гг.) – литературно-философский период, возник в Москве. Входили: Одоевский, Кошелев, Киреевский и др. Лидер: Веневитинов. Они пытались с помощью философии Шеллинга осмыслить историч. предназначение России. Кружок Станкевича (1831-1839 гг.). Он б. неполитичным, участников этого кружка интересовали вопросы литературы и философии (увлекались Гегелем). В этот дружеский кружок входили известные впоследствии западники Грановский, Боткин, Белинский, Катков, а из будущих славянофилов – Аксаков. Бакунин. Особый авт-т Станкевича (не созд уникального, незауряд интеллект и образец гуманности, видел в кажд ч-ке лучшее, сглажив против-я). Члены кружка опирались на теорию естеств. равенства. Станкевич считал, что нужно пробудить самодеятельность в народе, сделать его активной частью общества (но не революция). Гл проб-ма в кружке – в-е нравств совершенной лич-ти. Также либеральное направление представляли – Полевой и Надеждин – журналисты и публицисты. Полевой издавал журнал «Московский телеграф», который б. закрыт властями. Надеждин – журнал «Телескоп». Чаадаев «Филисофические письма» б. напечатаны в журнале Телескоп в 1836 г. В них он сетовал по поводу трудностей общественного прогресса в России. Одной из причин считал отрыв от Европы в результате принятия православия, а не католицизма. Кат-м дал Западу усл-я для появ-я царства божьего на земле: выс уровень просв-я, науки и к-ры зап народов, кот-е «постоянно творили, выдум-ли, изобретали», развитое правосоз-е и отлажен-х юр правоотн-й. Россия – отсталая страна, т недостатки. Но есть и преим-ва отсталости (возм-ть принимать все достиж-я, нац хар-р рус народа – неиспорч-ть, бескорыс-ть, наив-ть. «Апология сумасш-го» - г-т о недост-ках запада и преим-вах Р: там косность и жизнь по расчету. В Р благопр геополитич полож-е. преим-во – создан-я веками привычка повин-ся – это и есть мудрость народа рус-го. Студент Московского университета Белинский организовал в своей комнате «Литературное общество 11 номера», там обсуждались вопросы литературы и философии, в том числе антикрепостнические. За драму «Дмитрий Калинин» Белинский б. отчислен из университета в 1832 г.
2 этап. В 40-е гг. либеральное движение распадается на славянофилов и западников.
Славянофилы впервые проявили себя в 1839 г., когда Хомяков прочитал свою статью «О старом и новом». Входили: А.С. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Самарин – они отстаивали особый путь развития России, с кот она свернула при Петре 1. Гл. движ. силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.
Идеи С.: 1. в основе самобытного русского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер; 2.в допетровской России власть находилась в гармонии с народом, но петровские реформы внесли в рус жизнь чуждые европ. элементы и нарушили эту гармонию, что и породило соц. конфликт; 3. Россия развивается ненасильственным путем, а Петр 1 насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что нарушило естеств. развитие России.
Выступали за ликвидацию крепостного права, но при сохранении общины, за возвращение Земских соборов, за ограничение самодержавия. Отрицали революцию и радикальные реформы, за постепенные преобразования, проводимые «сверху». Но не отрицали важности заимствования у Европы полезного опыта.
Западники. П-сь позднее славян-в, ок. 1841 г. Входили: Грановский, С. Тургенев, Чичерин, Соловьев, Кавелин, Боткин, Белинский – считали Россию частью Европы, выступали за постепенный переход к парламентской системе и отмену крепостного права и передачу крестьянам земли за выкуп. Общее: неудовлетворенность рос-ми порядками, признание необх-ти реформ (но не революции).
В 1845 г. – конфликт, приведший к разрыву м/у З и С. Повод: стихотворение Языкова, содержащее нападки на Герцена, Грановского и Чаадаева.
3. Революционное движение.
А) Радикальные кружки: (провести преобразрвания путем революции). Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.), Сунгуровское общество (1831 г.). Студенческий кружок Герцена и Огарева (1831-1834 гг.)
Вывод: радикальное движение 20-30-х гг. 19 в. отличалось идейной и организационной слабостью, но в нем начинает появляться социалистическая составляющая.
Б) Демократическое и социалистическое движение:
Теория «русского общинного социализма». Основоположник – Герцен; др. идеологи – Чернышевский, Огарев, Добролюбов, Бакунин. цель «достижения социализма как общества справедливости». «Русский социализм» по Герцену, должен развиться из крестьянской общины. Главные признаки: самоуправление в масштабах всей страны и обществен. соб-ть на землю. Герцен выступал за радикальные реформы сверху (правда одно время он выступал за социальную революцию); деятельность Белинского; Кружок Батушевича-Петрашевского, Участвовали Достоевский, Плещеев, Майков, Салтыков. Цель свержения самодержавия и ликвидации крепостничества с помощью крест. рев-и. Арестованы, приговорен к расстрелу (в т.ч. Петрашевский, Достоевский, Плещеев), но в последний момент казнь сменили на каторгу, ссылки.
Усиление гонений на инакомыслящих свело на нет общественную активность 40-х гг. Во 2й пол 19 в важную роль играет разночинная интеллигенция, значительная часть которой б. проникнута радикальн. идеями и готова бескомпромиссно бороться за них. Сразу после смерти Николая 1 б. ослаблена цензура, что привело к оживлению обществен. мысли. Б. популярны нелегально ввозившиеся в Россию издания, появившейся в 1853 г. «Вольной русской типографии» Герцена и Огарева – сборник «Полярная звезда», газета «Колокол». В них призывали к освобождению крестьян с землей, ослаблению цензуры, борьбе со злоупотреблениями чиновников.
1863 г.- «Русские ведомости». 1866 г. – «Вестник Европы»
20. Крестьянская реформа 1861 г.: содержание и значение для историч. судьбы России, практика проведения в жизнь. «Эпоха великих реформ» Александ II.
Александр II (1818-1881) - старший сын Николая I. (Воспитатели - генерал Мердер, Жуковский). На престол в 1855 – Алекс II. Издал несколько указов: амнистировал декабристов, участников польского восстания 1830-1831 гг., на 3 года приостановил рекрутские наборы, списал недоимки.
Главный вопрос – о крепостном праве, т.к. оно обеспечивало низкие темпы развития экономики – отставание от стран Европы + крепостничество позорило империю в глазах европ. общества. Крымская война морально сломила сопротивление дворянства. Предпосылки: экон («кризис феод-крепостнич системы», но отстав-е Р осознавали и раньше, это не гл), соц (крест восстания приобр все более массов хар-р). Внутрипол и внешнепол связаны с подъемом обществ движ-я после пораж-я в Крым в-не. Либ-оппозиц движ-е сыграло более важную роль, чем революционеры (их больше).
Подготовка:
1. Впервые о необх-ти отмены крепостного права А II официально заявил 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В январе 1857 г. – создан Секретный комитет, формально признавший вслед за царем необх-ть отмены крепостного права. Император разослал текст рескрипта по губерниям и предложил дворянам создать комитеты для обсуждения этого вопроса. Рескрипт б. опубликован в прессе, подготовка стала гласной. Ждали инициативы дворян (помещики литовских губерний 1-е высказали проект освоб-я кр-н без земли) для подготовки местных проектов крестьянской реформы был направлен рескрипт Назимову образовать комитеты по улучшению быта помещичьих кр-н (входило двор-во). До фев 58г в основе принцип освоб-я кр-н без земли.
2. Февраль 1858 г. – Секретный комитет преобразован в Главный. Первоначально хотели освобождать крестьян без земли, но затем за выкуп (крестьян волн-я в Прибалтике). Февраль 1859 г. для переработки поступающих проектов созданы редакционные комиссии во главе с Ростовцевым, затем Паниным. Ростовцев привлек многих либералов, в т.ч. министра внутрен. дел Милютина, сыгравшего огромную роль в подготовке реформы и стремившегося сделать ее условия более выгодными для крестьян. Однако под давлением консерваторов в окончательном варианте проекта б. уменьшены наделы крестьян и увеличены их повинности. Проекты либералов очень разные. Радикалы (Герцен) за освоб-е с землей за выкуп.
Суть реф-мы:
19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Суть: 1)Крестьяне получали личную свободу без выкупа и землю за выкуп, четверть суммы кр-н должен единовременно уплатить помещику, остальное от г-ва, эта плата рассматривалась как предоставленная крестьянам "ссуда", кот. потом взыскивалась с них в качестве "выкупного платежа" в размере 6% от этой "ссуды" ежегодно в течение 49 лет. 2) до выкупа кр-не временнообязанные, платят оброк и отраб барщину (до 1881 г.) С 1883 г. закон о переводе временнообязанных на выкуп. 3) величина зем наделов устан-сь для кажд мест-ти. 4)взаимоотн-я между помещиками и крестьянами – уставные грамоты (размер наделов и повин-тей). 5) институт мировых посредников, вып-л посреднические и адм-е функции.
Дворовые освобождались без выкупа и без земли, и 2 года б. обязаны служить хозяевам или платить оброк. Удельные крестьяне получили земли по «Положению» от 2 июня 1863 г. за выкуп, на который б. переведены уже через 2 года, а до того оставались временнообязанными. Гос. крестьяне сохранили за собой прежние наделы. Могли либо платить оброк государству, либо заключить с ним выгодную сделку. Крестьяне (особенно помещичьи недовольны) – слухи о подложности «Положения 19 февраля», будто от крестьян скрывают истинную царскую волю. В 1861 г. зарегистрированы волнения, которые б. подавлены; иногда крестьяне отказывались подписывать с помещиками уставные грамоты.
Итоги: 1) это компромисс мж помещиками, кр-нами и прав-вом.2) усл-я осв-я кр-н изначально закл в себе источник конфликтов (малоземелье, платежи и повин-ти), 3) предотвр массовые выст-я кр-н, 4) ушел старый сословный строй с преоблад-ем дворян.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.