Развитие Русской культуры 19в. «Золотой век».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Золотой век». Крутой подъем. Везде гении. Особ-ти: 1)разв-е капит-ма треб-ло грамот-х людей, осн культур центры города. 2)подъем нац самосоз-я, 3)вл-е Отеч в-ны, декабристов, реф-м Алекс2.

Образование: гл проблема – переход от обр-я для немногих к всеобщ, но не получ. Периоды по правителям:

1)А1. 1802г. 6 учебных округов, в каждом должен быть университет (Казанский, Московский, Петербургский, Виленский, Дерптский, Харьковский). Царскосельский – чин-ки, Демидовский (Яросл) - юрид, Ришельев-й – экон. 1815г. Лазаревский институт восточных языков (армянская семья Лазаревых открыла). Технический профиль имели Горный, Лесной институты. Средние учебные заведения – гимназии классич и реаль-е с А2 (на 1824г. 24, чз 30 лет их 43). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями.

2) Н1. Уваров. Петербургский технологический институт, Московский техническое училище, Академия генерального штаба.

3) А2. Устав 1864 (Положения о начальных народных училищах - уездные и губернские училища, бессосл и беспл) и 68г. Созд жен гимн-и, Бестуж и курсы Герье. Открывались институты для дворянских дочерей в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани и т.д. (воспитывали добрых жен, мам, хозяек).

4) А3. Контрреф-ма, Делянов и Толстой. Насаж-ся церк-прих школы. Циркуляры. Контроль за ун-тами. Большинство населения все же было неграмотным. Основа среднего образования классическая гимназия – 4 в губерниях- 7 лет (благодаря консерватору министру просвещения Толстому и Делянову) – изучали классическую древность, гуманитарные науки и классические языки.

Наука: Лобачевский (новая геометрическая система), Петров и Якоби (физика – Эл. разряды и электрохимия). Деятельность Пирогова – спасал раненных в Севастополе (эфирный наркоз). Физика и математика: Чебышев (мат. анализ), Яблочков и Лодыгин (создание лампы накаливания). Попов – развитие радиосвязи. Открытие Менделеева, Бутлеров. Аносов. Геогр-я (Лисянский и Крузенштерн, Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский в ЦАзию, Миклухо-Маклай в Нов Гвинею). Гум знания: 1816-1817 первые 8 томов «Истории Госуд-ва Российского» Карамзина, последний 12 том в 1829г. Развивается историческая наука. Соловьев «История России с древнейших времен», «История России», продолжил его дело ученик Ключевский «Курс Русской истории». Ковалевский – историей европейской крестьянской общины он занимался. Его труд «Происхождение современной демократии» рассматривал историю Европы. Грановский. Чаще стали ездить зарубеж.

Это период расцвета науч о-в («Рус истор о-во, Рус геогр о-во), журналы. П-сь общедоступ-е музеи (Румянцевский в Петерб).

Литература: ст-ся важным ср-вом ф-я обществ созн-я. Сентиментализм (призыв жить сердцем, интерес к лич-ти, част жизни) – Карамзин «Б.Лиза». Романтизм (Жуков-й, декабристы – Рылеев, Кюхельбекер). Реализм (правдивое отображ-е дей-ти: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Гончаров). Расцвет литер салонов «Беседа» (Державин). Лит журналы («Совр-к», «Отеч записки»). Достоев-й и Толстой.

Архитектура: 18-19в.начало это классицизм. Ориентир на античность. Упорядочение центра Петербурга – Захаров архитектор возвел здание Адмиралтейства. Архитекторы превращали разрозненные постройки в ансамбли. Воронихин – Казанский собор превратил Невский проспект в ансамбль (образец собор св.Петра в Риме). Скульптор Клодт – «Укротители коней», установленные на Анечкенном мосту ч/з Фонтанку, памятник Николаю 1 (на лошади). 1818-1858г. Исаакиевский собор строился Монферрантом (француз). По его же проекту колонна на Дворцовой площади 47м, ангел на верху. Росси – зд.Сената и Синода построены, Александровский театр и т.д. В Москве Большой театр (Бове), памятник Минену и Пожарскому (Мартос) – традиции классицизма, они в античных одеждах. Но той монументальности, что в Петербурге не было. В 30ег. кризис классицизма. Строили в зависимости от вкуса заказчика и архитектора. Использовали готику, необорокко. Лео Кленце 1839-1852г. здание Нового Эрмитажа (гранитные атланты у входа) в новогреческои стиле. Николаевский дворец – итальянский ренессанс (Штакеншнейдер). К.А.Тон – Храм Христа спасителя, Большой кремлевский дворец (традиции древнерусской архитектуры). Вторая половинв 19 в. – функциональность главное, эклектика (теперь строили банки, вокзалы, фабричные здания). Здания менее монументальны. Театры, построенные Шретером в Рыбинске, Иркутске. Музеи – Шохин, Монигетти. Постепенно переходят к «Русскому стилю» (новой разновидности), основан на традиции резьбы по дереву, народной вшивки. Опекушин – памятник А.С.Пушкину.

Живопись: Классицизм – Брюллов «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Последний день Помпеи» в Италии работал на раскопках по командировке Академии Художеств. Академия художетв – обучение живописи, но ориентир на героическую тему и античное наследие. Вершина академической живописи Иванов «Явление Христа народу». Портретисты Кипренский и Тропинин оставили прижизненные портреты Пушкина. В академизм не вписывался Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!» - автор будто смеялся над академизмом. В картине «Свежий кавалер» его грязный халат так и напоминает античную тогу.

1863г. большая группа выпускников Академии художеств отказались писать конкурсные работы на определенную тему из скандинавской мифологии и покинули Академию. Во главе Крамской (портиреты Гончарова, Некрасова и «Христос в пустыне»). Они объединились и стали жить коммуной – «передвижники». Они изображали живую жизнь, особая симпатия крестьянству и их бытовые сцены. Перов «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Старики родители на могиле сына», портреты Островского, Достоевского, Тургенева. Пейзажные открытия Саврасов «Грачи прилетели», Васильева, Шишкина (певец русского леса), Куинджи, Левитана. Втор.половина 19 в. Репин «бурлаки на Волге», революционная тематика «Отказ от исповеди», «Не ждали». Суриков – исторические картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове». Серов «девочка с персиками (дочь мецената Мамонтова). Он стал модным портретистом.

Театр и музыка: н. 19 в. большую роль в театре играют иностранные труппы. Яркая фигура Щепкин. Помещики становятся театральными предпринимателями, и их крепостные становятся актерами. Александринский театр гоголевский «Ревизор» поставлен, сам царь разрешил. Большой театр опера Глинки «жизнь за царя», «Руслан и Людмила». 60-70е г. Островский его время. Серьезная драматургия главенствует в театре, спектакли ушли на ярмарку. Пьесы Гоголя, Тургенева ставят. В 80-90ег. Достоевский и Чехов, «Гамлет» Шекспира, Гюго, Шиллер. Театр к тому времени стал доступен всем, стал центром культурной жизни провинции. Цензура театральная – придирчивая. Монополия императорских театров. От прямолинейности стали двигаться к глубине, театру стали интересны «психологические типы». Яркая фигура Садовский – актер, драматургия Островского для него занимала главное место. Ермолова – актриса. Русс.театр 19в. Это театр актера, ансамбль еще не просматривался. Редко встречались спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением – это слабость. В 60е г. композиторы сплотились в «Могучую кучку» продолжили дело Глинки. Душой его был Балакирев. Входили Мусоргский, Римский-корсаков, Бородин. Издали сборник русских народных песен.

Римский-Корсаков – «Псковитянка» опера. Мусоргский – опера «Борис Годунов» и «Хаванщина», которую доделал Римский-Корсаков. Бородин опера «Князь Игорь». Могучая кучка утвердила в музыке русские начала. Чайковский не входил, но русское чувствуется: «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». 19 в. Утверждение русской традиции. Ярче всего это видно в музыке, в архитектуре не очень удалось, в живописи выражена в жанровых сценах из крестьянской жизни и исторических полотнах.

Печать: газета «СПб ведомости» - информационный бюллетень. Булгарин «Северная Пчела» - расхваливала правительство. Особенно был популярен «Вестник Европы» Карамзина. Консервативность присуща т.к. Николай1 правит. Но либеральные журналы: «Телескоп», «Современник». газеты не имели широкого распространения. Распространены были журналы. «Отечественные записки» очень популярны, сатирические произведения Салтыкова-Щедрина печатались, Некрасова стихи и т.д. «Московские ведомости» - критика правительства, либерализм, в противовес «Московские ведомости». К концу 19в. Большие газеты выпускаются в провинции.

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры. Не зря этот период называется «золотым веком» русской культуры. Она показала, что ухудшение социально-экономической. Политической обстановке дает толчок развитию культуры, показывает, на что способно общество, когда вокруг масса проблем. Россия вышла на передовые рубежи, нами заинтересовались Западные страны.

24. Русская культура «Серебряного века» (к.19- н. 20 в).

«Cepeбpяный вeк» pyccкoй культуры - этo эпoxa, кoтopaя проcтиpaeтcя мeждy вpeмeнeм цapcтвoвaния A.III (1881-1894гг) и 1917 г". Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало "сер. века" большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые — 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики (от 1913-1915 до середины 20 в.). Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в москве (1880), а концом- речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921).

Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т. к. «серебряный век», наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Поэтому выражение "сер. век" должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась "золотому веку" Пушкина и его современников как "классической" литературе.

Для русской литературы и искусства начала 20 века было характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Название «серебряный век» придумал философ Н.А. Бердяев. Р. Переживала невероятный интенсивный интеллектуальный подъем, в 1у очередь –философии, поэзии, «русский культурный ренессанс» - нестолько хронологический период и тем более не сумма течений, школ или направлений, сколько образ мышления худ-ка, его миропонимание.

Худ. Лит-ра. Сосущ-ли 2 гл. тенденции: реалистическая и авангардисткая. Традиции реализма-гуманизм, народность и гражданственность - развивали Тургенев, Некрасов, Достоевский. Гончаров, Салтыков–Щедрин, Чехов, Бунин и др. Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых худ решений, представленно творчеством символизмом, футуризмом, и акмеистов. Символизм-худ. течение и философско-эстетическая концепция к. 19-нач 20 в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, обобщений (зародилось как литер направление во Фр в 70-80гг, позднее перерос в общеевропейское культурное направление. В Р. символизм возник в 90гг, в нач. 20 в. получил воплощение в творчестве Блока, Иванова и др. пологали, что иск-во особую, магическая силу, способная обновить жизнь, мировозр-е. Заслуга: обогощение лит. нов. поэтичес. формами, высокая языковая культура. Футуризм-1 из авангардистких течений в европ. искусстве, сформирова-ся в Италии. В россии футуризм возн. с выходом альманахов «Садок судей» (1910). Представители: Хлебников, Маяковский, Черный. Их потический язык- это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык (творяне-творцы, чареса-чудеса).

Акмеизм (высшая степень чего либо, вершина, цветущая сила) - течение русс. поэзии начала 20в. Представители - Гумилев, Ахматова, против символизма, его стремления к идельному, отстаивали возрат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполон».

Наука: Оживились контакты русских ученых с западными коллегами. Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры.

Математика – Чебышев (крупные открытия в математическом анализе, теории вероятностей). Физика – Столетов (его исследования в области фотоэлектрических явлений впоследствии использовались при создании современной техники), Яблочков (дуговая лампа – «свеча Яблочкова»), Попов (радио). Химия – Бутлеров (разработал теорию химического строения, Менделеев (периодический закон химических элементов, книга «Основы химии»). Биология – Докучаев, Мечников. История – Соловьев «История России с древнейших времен» (29 томов), Ключевский «Курс русской истории».

Архитектура: На рубеже 19-20 в. в искусстве ряда европейских стран зародилось новое течение, в России оно получило название модерн. Отличительные черты: ассиметрия и подвижность форм, перетекание внутренних пространств, в орнаменте преобладали растительные мотивы и струящиеся линии. Стремление передать рост, развитие, движение.

Два направления в отечественном модерне: 1) общеевропейское; 2) национально-русское (церковь в Абрамцеве, в роле архитекторов Васнецов и Поленов).

Щусев создал проект московского Казанского вокзала. Шехтель создал Ярославский вокзал в Москве.

В позднем модерне стало преобладать спокойное и ясное начало, в архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост.

Скульптура: В начале 20 века она в значительной мере утратила монументальность и героичность, свойственные ей в 19 веке. Паоло Трубецкой создал скульптурный портрет Александра 3 (император на коне), множества других работ: балерины, породистые собаки, Л.Н. Толстой.

Коненков создавал образы трудящихся людей – «Крестьянин», «Каменоборец». В позднем творчестве господствует сказочная тематика – «Лесовик», «Стрибог». Ввел в скульптуру народные мотивы.

Реализм - Опекушин (памятник АС Пушкину в Москве)

Живопись: На рубеже 19-20 веков происходят значительные перемены. Отходят на второй план жанровые сцены. Пейзаж становится более декоративным, основываясь на сочетании и игре цвета.

Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир искусства». Кружок гимназистов и студентов, который собирался на квартире Александра Бенуа (появился в конце 80-х годов): Бенуа, Дягилев, Сомов, Бакст и др.

Кружок Бенуа-Дягилева в 1898 г. начал издавать журнал «Мир искусства». К объединению примкнули Серов, Врубель («Демон сидящий», «Пан», «Микула Селянинович»), Нестеров (цикл картин, посвященный Сергию Радонежскому – 1. «Видение отроку Варфоламею»; портреты многих выдающихся людей России: Л.Н. Толстой, «Философы» - Булгаков и Флоренский во время прогулки), Левитан, Рерих (серия картин «Начало Руси. Славяне», рисовал Тибет). Авангард: Малевич (геометр абстракц-м), Кандинский (интуитивный абстр-м), Шагал.

Масло отошло на второй план, пользовались акварелью, пастелью, гуашью.

Возродилось искусство гравюры. Остроумова-Лебедева запечатлела многие европейские города, С-П, Царское село, Павловск, Гатчину.Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий анализ, особенно ярко проявившийся в портретом творчетве В.А. Серова (портреты А3, Ник2, «Девочка с персиками»).

Возрождение книжной графики, начали рисовать красивые иллюстрации в книгах и т.д.

Декорации: Бакст нарисовал для балета «Шехерезада», Головин оформил балет «Жар-птица», Рерих нарисовал декорации к опере «Князь Игорь».

В 1904 г. объединение распалось.

Театр: Стремление к демократизму репертуара, рус авторы. 14 октября 1898 г. состоялся первый спектакль Московского художественного общедоступного театра (драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». В числе учредителей были фабрикант Морозов, Станиславский, Немирович-Данченко. Актеры: Качалов, Москвин, Книппер-Чехова и т.д.

На оперных подмостках появились Шаляпин, Собинов, Нежданова.

Фокин – крупнейший балетмейстер. Знаменитые танцовщицы: Анна Павлова, Тамара Карсавина., Вацлав Нижинский.

В 1906 г. Дягилев устроил выставку русской живописи и скульптуры в Париже + концерт русской музыки – успех. 1908 г. Дягилев привез в Париж «Бориса Годунова». Так начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже (каждый год вплоть до 1 М.В.).

Музыка: Композитор и пианист Рахманинов. Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза».

Кинематограф: Кино было изобретено во Франции в конце 19 века. Тогда же с новинкой познакомилась и Россия. В 1904 г. предприниматель Ханжонков открыл первую контору по продаже кинооборудования, затем он наладил работу кинофабрики. !908 г. был показан первый отечественный игровой фильм – «Понизовая вольница» (о Степане Разине и персидской княжне). Знаменитые актеры: Вера Холодная и Иван Мозжухин.

Наиболее значительные фильмы этого периода: «Пиковая дама», «Отец Сергий». Режиссер Яков Протазанов.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.