Внутренняя политика Николая I. Теория «официальной народности». Крестьянский вопрос.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Годы царствования императора Николая I (1825-1855) расцениваются историками как "апогей самодержавия". Не б. подготовлен к роли монарха (т.к. 3й сын Павла I), чувствовал себя военным. На него произвело впечатление восстание декабристов, отсюда недоверие Николая к обществу, особенно к дворянству и стремление опереться т. на бюрократич. аппарат. Гл. задачей считал обеспечение максимальн. стабильности, предотвращал любое движение в обществе. Николай стремился не пустить в Россию революцию из Европы. Этим объясняется высокая степень централизации власти, усиление бюрократии, жесткая цензура, репрессии пр/в инакомыслящих. Милитаризация управления: даже во главе церковного ведомства - генерал, большинством губерний руководили военные губернаторы.

Николай б. против резких, радикальных реформ, стремился усилить самодержавие.

Реформы: П-ся новые министерства и ведомства (в 1826 г. – Мин-во императорского двора и уделов, 1837 г. – Мин-во гос. имуществ). Началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии (с.е.и.в.к.) в важнейший орган государственной власти (I отделение). При Николае I канцелярия сильно разрослась, включив в себя в итоге 6 отделений. Во главе каждого отделения стоял особый начальник, подчиненный лично императору. I отделение (создано в январе 1826 г.) – следило за ходом исполнения царских указов, готовило проекты этих указов + контролировало службу гражданских чиновников. II отделение – б. образовано по инициативе Сперанского для кодификации законов. Необх-ть кодификации законов созрела уже давно (последним б. Соборное уложение 1649 г.) Законы б. противоречивыми→нужно б. собрать все законы в полное собрание и выбрать из них те, кот реально могли бы действовать. В 1830 г. б. издано 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ-1) – тут б. все законы, начиная с 1649 г., это главный источник. Одновременно Сперанским б. начата, а его приемниками продолжена работа по изданию ПСЗ-2 – сюда вошли законы, принятые в царствование Николая I и Александра II (1825-1881 гг.) На основе ПСЗ в 1832 г. б. издан 15-томный «Свод законов Рос империи» (СЗ) Он содержал в себе лишь действующие имперские законы. Самый главный недостаток СЗ – в нем б. слишком много статей (около 45 тыс), их невозможно б. все знать. Сперанский видел недостатки этого свода и поэтому рассматривал свой кодекс, как подготовительную работу для более совершенного законодательства (ПСЗ и СЗ подготовили судебную реформу 1864 г.). III отделение (июль 1826 г.) –в его ведение б. все дела по гос. и политич. преступлениям. Фактически 3 отделение выполняло функции полит полиции. Начальник – Бенкендорф, затем Орлов после его смерти. 1826, 1828 г. – цензурные уставы, слежка, доносительство. IV отделение –управляло благотворительными и образовательными учреждениями. V отделение – занималось реформой гос. крестьян. Глава – Киселев. VI отделение – решало вопросы по управлению Кавказом; б. упразднено в 1845 г. после учреждения Кавказского наместничества.

Таким образом, налицо централизация управления, направленная на укрепление власти царя. Административн. преобразования Николая привели в итоге к росту бюрократич. аппарата в центре и на местах (причем рост только количественный, но не качественный). Вначале 40-х годов ограничена и без того весьма незначительная власть Гос. Совета.

Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить поло­жение петровской "Табели о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Это проводилась в целях предотвращения «размывания» дворянства под воздействием рыночных отношений и проникновения в его ряды представителей др. сословий. Для этого правител-во создало новую привилегированную категорию –«почетные граждане» (для верхов городского населения, имеющих заслуги перед государством), они освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний и уплаты подушной подати. В итоге сословной политики дворянское сословие стало более замкнутым.

1839-1843 гг. – денежная реформа Е. Канкрина – направлена на упорядочение денежного обращения. В 1839 г. основой денежного обращения стал серебряный рубль. Затем б. выпущены кредитные билеты, которые м.б. свободно обменивать на серебро. Канкрин следил за тем, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало гос. запасу серебра (6:1). Экономическое развитие страны заставляло правительство покровительствовать промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию капиталистических отношений. Насаждение промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок - все эти меры поощрения экономического развития проводились с учетом интересов помещиков и нужд самодержавия. Но главный тормоз экономики – крепостничество.

Крестьянский вопрос. Н I б. за отмену крепостного права, но опасался оппозиции со стороны помещиков, общественных потрясений и поэтому отрицательно относился к радикальным мерам в этом вопросе. В правление Н1 обострилась проблема гос. крестьян. Гос. крестьяне – это главные налогоплательщики + на гос. крестьян налагалось много натуральных повинностей (даже больше, чем на крепостных), б. мало земли→обострение вопроса о гос. крестьянах. Чиновники стали строго регламентировать жизнь гос. крестьян и их труд (чиновники, напр., указывали крестьянам что и где им надо садить, все это значительно осложняло труд крестьян). В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Положит. момент - несколько улучшилось положение гос. крестьян. Меры Н1. Б. создано несколько Секретных комитетов для разработки проекта реформы крепостных крестьян. 1842 г. – указ об «обязанных крестьянах» - он подтвердил право помещиков на землю и разрешил им по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность (как по закону 1803 г. о «вольных хлебопашцах»), а только в пользование. За полученную землю крестьянин обязан б. нести фиксированные повинности, кот. не могли увеличиваться по инициативе помещика. Ни крестьян, ни помещиков такой выход не устраивал. Указ 1833 г. запрещал при продаже разлучать семьи. Указ 1827 г. обязывал помещиков, крестьяне которых имели наделы менее 4,5 десятин переводить в разряд гос. крестьян или даже в др. сословие (мещанство). Указ этот действовал очень недолго. Указ 1841 г. разрешал владеть крепостными лишь тем, кто владеет населенными имениями. Указ 1847 г. – о праве крестьян целыми селениями выкупаться на волю в случае продажи имения с молотка, но с оговоркой «по согласию помещика (этот указ тоже действовал недолго). В этом же году б. проведена инвентарная реформ (в западных губерниях – Украина и Белорусия) Суть: четко регламентировались отношения между помещиками и крестьянами, б. четко определен размер земли и повинностей. Крестьян. общине предоставлялось определенное количество земли в вечное пользование в обмен на строго фиксированные повинности – недовольства дворянства→ в центральных районах не введено.

1837-1841 гг. – реформа гос. деревни (реформа Киселева). Главная цель: приблизить положение гос. крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей». Реформа упорядочила отношения государства с крестьянами, наделения их землей, укрепила крестьянское самоуправление. Размер оброчных платежей гос. крестьян в казну б. приведен в соответствие с доходностью их наделов. Для ликвидации малоземелья б. организовано переселение крестьян в малонаселенные губернии + им выделяли дополнительные земли из гос. фонда. Строились школы, больницы для крестьян, ветеринарные пункты. На случай голода часть земли – общественная запашка. Но урожаем с нее распоряжались чиновники. Недовольные этим крестьяне поднимали бунты (картофельные).

Теория официальной народности. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой министра народного просвещения С.С. Уварова. Православие, самодержавие, народность – он считал исконными основами русской жизни. Самодержавие – единство царя и народа, основа жизни русского общества. Православие - считалось основой духовной жизни народа, поэтому православная церковь, подчиненная светской власти, являлась опорой самодержавия, ориентация русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность – единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Выводы: 1. Реакционный внутриполитич. курс Н1 подавлял в стране не только оппозицию, но и любое свободомыслие. 2.Бюрократизация госаппарата достигла апогея. 3.Усилена элитарная замкнутость дворянства. 4. Укреплены основы самодержавия, что приводило к застою и отставанию. 5.При внешнем благополучии страна б. в кризисном состоянии (что и показала Крымская война).

Историограф: Ключевский, Кизеветер, Платонов, не отриц общей консервативно-охранит направленности признают определенные реформаторские устремления, отмечая бюрокр характер преобраз-й. Советско вр. – реакционность политики.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.