Екатерина 11. Просвещенный абсолютизм.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просвещенный абсолютизм – распростр в Европе в 1750-1780г полит курс, поддерживающ распространение просвещения в рамках монархии. П.а- политика, нацеленная на устранение феодальных порядков, отличался от деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретики: Монтескье, Вольтер, д'Аламбер. В России это понятие связывают с царствованием Екатерины 11.

Е2 из маленького бедного г-ва, обычная обывательница, много читала, изучала религию, зан-сь интеллек ростом (филос-я, ист-я, юриспр-я). Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его. У нее много мужчин, гл – Г.Орлов, Г.Потемкин, Зубов. Умела подбирать людей талант-х, слушать других. Никогда не демонстрировала св слабости.

Во 2 пол 18в в Евр нач-ся эпоха Просв-я. Мир несовершенен, но реф-ть его надо мирным путем, нужно 3 составляющих:

1) монархи обязаны предост своим народам равнообязат-е для всех справедл законы, подавать пример св подданным

2) ест право ч-ка жить счастливо: сытым, обутым, довольным (через разв-е эк-ки, а не чтобы отнять и поделить). Прав-во обязано создать усл-я, чт разв-е шло вперед. Калекам, детям н оказывать помощь (филантропия, соц призрение от г-ва и частн лиц).

3) ест право ч-ка иметь доступ к к-ре и знаниям (н школы, ун-ты).

Эти идеи получили огр распр-е, Е2 ст-ся их поклонницей. В старых уч-ках ее обвиняли в притворстве, неискренности. К моменту воцарения Екатерины в стране – упадок крестьянских хозяйств, отсутствие рынка рабочей силы для развития мануфактур, нехватка денег. Это требовало расширения свободы предпринимательства. С др стороны: крестьянская война, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков Радищевым и Новиковым, требовали ужесточения внутр политики. Ек2 боялась нового переворота. Ек2 идею «естественного права отвергала», она считала, что в России – способ самоорганизации общества – власть неограниченного монарха (но не как раньше, а просвещенного, на троне), который разработал систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны оказывать дворяне.

Провела вторую секуляризацию земель (1764). Духовенство еще более утрачивало экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд гос. чиновничества.

       1.Законодательная деятельность.

Придавала огромную роль законодательству. В первые годы своего правления издавала 10-ки законодательных актов. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Но самым крупным был созыв комиссии для создания уложения-нового свода законов. Для членов комиссии составила Наказ, а в нем мысли выдающихся мыслителей о сильной самодержавной власти и сословного устройства русского общества.

1767 г –комиссия по подготовке нового уложения (свод законов) Уложенная комиссия. 564 депутата от дворянства, городов, государственных крестьян (но не помещичьих). На заседании борьба между представителями сословий. Впервые стал вопрос о смягчении крепостного права. Основная задача – составление нового свода законов- не выполнена. В 1768 г. распущена под предлогом русск. – турецкой войны. Одновременно применялись меры по укреплению контроля над крестьянами.

1775 г. – губернская реформа (деление на губернии и уезды). Страна делилась на губернии, к концу правления Е. их насчит. 50. город стал отдельной единицей, он делился на районы, а они на кварталы.

Изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. «Суд равных» - (обвиняемый подсуден лишь членам своего сословия). Третейская инстанция – совместный суд из дворян, горожан крестьян.

20 апреля 1785 – «Жалованная грамота благородному дворянству», тогда же «Жалованная грамота городам» (купцы получали гарантию личной и имуществ неприкосн-ти), подтверждала раннее данные привилегии городского населения (высших ее слоев). Ими регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням".

2.Филантропия

После коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. Для детей, оставленные родителями. Поездки по стране, Крым и Херсон. «Потемкинские деревни». Рождалось меценатство, филантропия

3. просвещение

1 этап – элитарное образ-е (Пажеский корпус для внуков, пансионаты). Янкович де Мириево. 2 эт - 1782-1786 школьная реформа, положившая начало системе среднего образования. 1786г «Устав народ-х училищ». Кл-уроч сис-ма, мел, доска. Стала востребованной образованность. Нет цензуры, давл-я на к-ру (даже сама Е2 писала стихи). При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Основан по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет. В 1757г. начала обучение Академия художеств (Боровиковский, Рокотов).

Т.е. последовательно выполняла п-ку просв абсол-ма. В русле политики просвещенного абсолютизма – просвещение народа, распространение научных знаний в обществе, учреждение дворянского вольного экономического общества (пропаганда технич новинок). Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских землях), - разрешить всем желающим заводить ткацкие станки и заниматься промыслом (1767) – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков, - разрешение создания вольных типографий, начало проведения школьной реформы.

       Внешняя политика.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Полководцы: Румянцев, Суворов, в Балтийском флоте Орлов и Спиридонов. Кючук-Кайнаджирский договор – к России присоединена территория между Южным Бугом и Днепром, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе, русские могли свободно ходить через проливы в Средиземном море.

Русско – Турецкая война 1787-1791 гг. Взятие Очакова (Потемкин) и Измаила (Суворов), летом 1791 г.- Ф.Ф.Ушаков разгромил турков в Керченском проливе. Ясский мирный договор – граница- река Днестр. Россия получила выход в Черное море. Россия участвовала в разделе Речи Посполитой, 1-й м/у Россией и Австрией, и Пруссией -1772г.;2-й 1793 Пруссия и Россия., 3-й 1795 – Пруссия, Австрия, Россия.

Война со Швецией. В разгар Русско – турецкой войны (1787-1791), Швецкий король попытался вернуть часть петровских завоеваний. Война началась с 1788 г., переменный успех, Выборгское сражение в июне, 1790 г. в июле заключен мирный договор, границы без изменений, итог – заключение союза между Россией и Швецией, - окончательное признание шведами итогов Северной войны.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.