Экономика информационных технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика информационных технологий

 

 

Ростов н/Д

2003г.

 

Лекция №1

Введение в экономику информационных технологий.

Организация - стабильная, формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности.

Задачи информационной системы - обеспечение процесса принятия решения.

Информация – сведения об окружающем мире, которая уменьшает имеющуюся степень неопределенности.

Информация отделена от пользователя, она может, приниматься пользователем или нет. Информация передается по каналам. Организации существуют в информационном поле.

Свойства информационного общества:

· Открытость

· Демократичность

· Культура

· Доступность

Экономическая информация – совокупность сведений о социально – экономических процессах, служащих для управления дом. процессами.

Характеристики экономической информации:

· Объем информации

· Целостность информации

· Цикличность

· Удельный вес значений

Информационные ресурсы предприятия – отдельные документы или массивы об информационных системах.

Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, обработки, передачи, хранения информации.

Информационные технологии обеспечивают деятельность человека. Автоматизированные информационные технологии предполагают существование технических средств, реализации информационных процессов, систему управления техническим процессами.

Цель информационной технологии – получить, обработать, передать пользователю новую информацию. Ее задача – усовершенствование способов обработки, получения и передачи информации.

Характеристики информационных технологий         

Методология Признаки Результат
Улучшить метод обработки информации (алгоритм) Внедрение в технологию управления Новая технология коммуникации
Улучшение целостной технологической системы Меняющиеся функции пользователей (специалистов) Новая технология обработки информации
Улучшение интерфейса и хранение информации Увеличение поступления потока информационной среды Новые технологические решения

 

 

Информационная система с точки зрения управляемой информационной системы (информационная система как объект управления)

 

Объект управления Оперативный уровень Тактический уровень Стратегический уровень
Информационные системы Менеджер подразделений и функциональный менеджер Менеджеры проектов Директора, топ-менеджеры

 

Функции информационных систем

В финансах и учете:

· Формирование бюджета компании(1С)

· Финансовый план

· Финансовые прогнозы

· Анализ и контроль

В маркетинге:

· Управление продажами

· Логистика (Доставка)

· Анализ, контроль

· Исследование рынка

В производстве информационной системы:(ERM)

· Контроль качества

· Планирование объемов производства

· Технология производства

Прочие:

· Внешний контроль

· Стратегическое управление

 

Различия между экспертными системами и системой принятиярешений.

 

  DDS система принятия решений Экспертная система  
Цель Поддержка решений Имитация работы эксперта
Кто принимает решения Менеджеры Система
Ориентация Принятие решений Передача информации, тиражирование на группы пользователей
Объекты поддержки Потребительские группы Потребительские группы
Используемая информация Численное представление Символы (представление символами)
Тип задач Уникальные задачи Повторяющаяся информация
Содержание БД. Фактическое Процедурные (дискретные значения)

 

Создание информационных систем.

Маркетинг. Определяем степень полезности, экономической выгодности, наличие альтернатив.

Пример создания и определения возможностей

Примеры реализации информационных стратегий.

1. I Стратегический класс. Фирмы, деятельность которых связана с информационными технологиями (банки, страховые компании).

2. II класс – оборотни. Фирмы независящие от информационных технологий, но планирующих ее применение.

3.  III класс – фабричный. Информационные системы не являются источником конкретного преимущества.

4. IV класс поддержки.

Требования к информационной платформе организации.

· Совместимость

· Стандартность

· Телекоммуникационные сообщения, то есть внешние связи

· Адаптивность под конкретные задачи

Стратегии

1. Локальное структурирование специфических для страны бизнес – процессов.

2. Централизованное структурирование независимых от стран бизнес – процессов (принцип максимальной экономии средств не зависит от страны)

3. Согласованное структурирование специфическое для страны бизнес – процессов (учет специфических особенностей).

Концепции мировой экономики

1. TQM – концепция тотального качества

2. TC – концепция оценки по целям

3. LM – концепция менеджмента связи

4. ABC – оценка базовой стоимости

Microsoft Axapta интегрированная система ERP- для управления предприятиями (средними и крупными) в различных сферах деятельности бизнес – процесса.

Ее преимущества

· Низкие затраты

· Легкость обновления приложения

· Быстрота реализации на изменение

· Полная интеграция бизнес – процесса

Она прозрачна и масштабируема. Неограниченное взаимодействие с клиентами и партнерами через Internet. Хороша для предприятий с многочисленными офисами и дочерними предприятиями. Соответствует российского законодательства в области финансирования и бухгалтерской отчетности. Поддерживает множество языков и возможностей; штрих коды. Управление производством, от потребности в сырье до появления продукта. Позволяет составлять графики работ. Стратегическое управление – управление персоналом.

Модуль CRM – взаимоотношение с клиентами, информация о клиентах, поставщиках, конкурентах (в одной БД). Постоянный диалог с клиентами.

Модули

· Управление финансами : управление бухгалтерской отчетностью, учет денежных средств, расчет с персоналом по з.п

· Управление материальным потоком (логистика): транспортные задачи, распределение ресурсов, оптимальная маршрутизация.

· Управление производством: весь производственный цикл, маркетинговые исследования

· Управление проектами

· Стратегическое управление: анализ данных, управление персоналом

· Взаимоотношения с клиентами: БД с клиентами, их договоренности и их исполнение.

Предпосылки внедрения ERP систем

1. Диверсификация производства продуктового и пографич.

2. Требования единого управления

Финансовые холдинги←(Ядро=ERP)→сбытовые компании

                                       ↓     ↓

Производственные     Логистический центр

компании

 

ERP позволяет объединять компании в единую систему, которая может быть дублирована на другие страны и географические области.

Этапы дублирования систем

1. Разработка стратегий и концепции

2. Реинженеринг бизнес –процессов

3. Подготовка к запуску проекта

4. Подготовка рабочего проекта

5. Запуск в эксплуатацию отдельных филиалов

6. Запуск системы в целом

Лекция 5

Архитектура систем

SAP R/3 Ориентирована на пользователей. Модули формируются под определенные потребности пользователей.

1 вариант Единая централизованная система всех групп компаний, чем обеспечивается единое принятие решений.

2 вариант каждая подсистема имеет свою систему SAP P/3

3 вариант Смешанный (наиболее важные элементы системы – общие, наименьшие - децентрализованные)

1 вариант: “+” отсутствует проблема (организации) обмена данными; нет временных интервалов при согласовании данных; требуется малая группа обслуживающих специалистов (программистов)- ” сложность управления

2 вариант “+”Максимальная эффективность администрирования

“-” Требования к качеству персонала обслуживающего системы.

3 вариант наиболее эффективный    

Принципы оптимальных изменений доменов.

Организация (коммуникации деловых связей, сбалансированность работы подразделений)

Человеческие ресурсы (определить концепцию и методы работы)

Данные (данные или коды) поставщиков, продукции, заказчиков; систему классификаций, описание продукта, система оценки производительности.

Технология – архитектура системы, правила обмена данными, средства коммуникации.

Приложения - управляющие программы, концепции обновления версий, инструкция пользователя

Бизнес – процесс – обработка заказов, формирование цен, консолидация, прогнозирование и планирование сбыта.

 

Бизнес-процесс
Организация

  

 Организация проекта; система управления SAP R/3 для транснациональных компаний

Программный менеджмент – управление несколькими проектами, объединенными в группу.

Задачи программного менеджмента – согласование стратегий и цели проекта, создание общих стандартов, календарное планирование проектом, организация управления кадрами.

Модули SAP R/3

1. Базовый модуль – для:

· Мониторинга системы SARP для центральной управляющей системы

· Системы обслуживания

· Управление системой разграничивающего доступа

· Управление системой переноса данных

· Управление клиентами

· Архивация данных включает планированную систему разработки.

2. Модуль учета и отчетности:

·  Основные записи (счета, баланс, проводки)

· Счета кредиторов

· Счета дебиторов

· Учет основных средств (плюс их амортизация)

· Операции по закрытию

· Информирование системы финансов

3. Модуль контролинга

· Калькуляция себестоимости  

· Учет накладных расходов

· Анализ прибыльности

4. Модуль управления инвестициями

· Планирование инвестициями на основные средства

5. Модуль финансирования менеджмента

· Управление финансами (бюджетирование, кратко и долгосрочное планирование)

· Денежные потоки и управление бюджетом

· Управление фондами

6.Модуль контролинга деятельности предприятия

· Информационные системы для пользователя (пользовательская)

· Система учета по местам возникновения прибыли

7.Модуль общей логистики

· Информационные системы обеспечения логистики предприятия (контроль за потоками в реальном времени)

· Контроль потока закупок

· Контроль производства

· Управление запасами

· Продажи

· Техническое обслуживание – управление качеством

8.Модуль сбыта

·  Сбыт, отгрузка, транспортирование товара

9. Модуль реализации и планирования производства

· Укрупненное планирование сбыта и производства

· Долгосрочное планирование (стратегическое)

· Составление производственных программ

· Планирование потребностей в материалах

· Планирование производительных мощностей

· Рабочие места (их обслуживание)

· Маршрутно-технологические карты  

10. Модуль управления материальными потоками

· Приобретение основных

· Управление запасами и инвентаризация

· Управление расходами и планирование потребности в материалах

· Аттестация поставщиков

11. Модуль технического обслуживания и ремонта оборудования – для поддержания работоспособности.

12. Модуль проектов

· Структура проекта

· Задачи и хронологическая последовательность работ

· По проекту

· Система отчетности

13. Модуль управления качеством (на основе стандарта)ISO 9000

· Рекламации клиентов

· Рекламации поставщиков

· Внутренние ошибки

14. Модуль планирования и администрирования персоналом – для управления персоналом

Лекция №4 CRM системы

Системы взаимоотношения с клиентами

СRMS – системы построения бизнеса на основе взаимоотношения с клиентами

1. Построение основного пути развития СRM – это стратегическое планирование, определяющее как организация, будет удовлетворять потребности потребителей:

· Каким образом будет осуществляться продажи, услуги сервиса, маркетинг (исследование рынка). 1-я цель – получения доверия от клиента (история покупок и продаж, т.е. одобрение клиента)

· Персонализация продукции

· Поддержка взаимоотношений с клиентами

· Как вовлекается бизнес, и какие методы используются при построении взаимоотношений с клиентами.

 

 

 


Шаги для получения данных о возможностях СRM:

· Определение ведущего уровня вложений

· Сбор информации о рынке продуктов.

· Определение состояния доходов и будущей прибыли. Сравнение разработанных СRM с имеющимися аналогами, с учетом размера прибыли

· Определение значительных возможностей (способы воздействия на клиента, уровни доверия клиентов)

Уровни доверия клиента:

· Нет, я не верю

· Может быть

· Да, я частично принимаю

· Да, я полностью принимаю

· Да, я это верю

· Да, я готов за это бороться

5.Связь возможностей СRM систем со стратегией:

· Улучшение понимание клиента

· Понимание доходности клиента (по каким критериям клиент выбирает продукт, и кто при этом выгадывает)

6.Определение проектов и требований:

· Определение возможностей БД

· Улучшение продаж

7.Внедрение проекта (расчет экономической эффективности проекта, время возврата вложенных средств)

8. Разработка стратегии

 Лекция 7

 Приложения, способствующие совершению концепции (для потребителей)

1. Контактный центр (т.е. телефонная продажа)

2. Подготовка рекламных и информационных проектов

3. Использование рекламных агентов

Создание системы продаж (этапы):

1. Создание БД

· Отчеты

· Аналитические приложения для внутренних пользователей

Цель СRM систем – максимальное удовлетворение потребностей потребителей

2. Архитектура СRM:

· Раздел развития и обеспечения (платформы, серверы, БД)

· Организации – компании, которые будут учитывать в бизнес процессе

· Инфраструктура

· Структура продукта

· Адаптация (доведение свойств конечного продукта до уровня, желаемого потребителем)

· Интеграция (объединение внешней и внутренней среды системы продаж)

Развитие приложений:

Лидеры разработки приложений Sun, Apache; Лидеры платформ: Solaris

Лидеры БД: Oracle, MS SQL.

Инфраструктура состоит из применения аналогичных БД, серверов, в которых включен модуль коммуникации. Организации состоят из БД, платформы, браузера.

Структура: Web страницы для обеспечения логистики, модели данных

· Программная логистика (обеспечивает качественное взаимодействие покупателя и продавца)

· Общие правила – общеправовые правила продаж, бухгалтерской отчетности, для единообразия продаж

· Аналитические приложения (списки отзывов, газетные статьи)

· Потребительская модель данных (т.к. потребление ядро системы); открытость данных, гибкость данных, широта спектра данных, динамика изменения данных

Модели спектра продаж:

· Идентификация (реклама компании)

· Взаимоотношение (условия и время осуществления продаж, метод, сроки доставки)

· Маркетинг

· Продажи (состав, методы продаж)

· Сервис

Интеграция для модели продаж СRM систем.

Основные задачи:

1.Синхронизация

2. Интеграция различных программ

3. Интеграция различных отчетов информации

4. Интеграция внутренних и наружных систем бизнеса (клиента и продавца)

5. Интеграция технологии и продуктов

Аналитические приложения, ориентирование на клиента

Приводит к результатам:

· Понимание потребностей клиента и выявление его предпочтений

· Понимание продуктов и сервисов, необходимых клиенту

· Выявление лучших потребителей

· Выявление наиболее лояльных групп потребителей

· Понимание эффективного способа маркетинга и продаж

· Понимание конечных процедур продаж (разработка прохождения продаж по внутренним системам)

· Улучшение и мониторинг внутренний системы продаж

· Понимание конечных процедур и продаж.

Требования к цикличным моделям продаж: функционирование в реальном времени, которое имеет следующие преимущества – быстрота реакции на изменение рынка. Недостатком является отсутствие аналитики, невозможность прервать действия. Оценка функционирования модели приложения для продаж.

Функциональность: анализируемость, предсказуемость, изменяемость, мониторинг, выход.

Развитие CRM систем.

Направление:

1. Трансформация CRM систем под влиянием клиента

2. Изучение внутренних резервов, то есть поиск внутренних инициатив

3. Предложение клиенту самообслуживающего сервиса

4. Комбинирование контактного центра Web инфраструктуры

5. Представление клиенту информации по процессу продаж аналогичных продуктов

6. Самостоятельная конфигурация клиента сервиса и продуктов

7. Перенесение бизнес – процесса в офис клиента.

 


Фиксация осуществляется так

 


.

Аппаратный комплекс биржи состоит:

· Web сервер

· Основной вспомогательный SQL server

· Автоматизирование рабочего места

· Управляющие авт. рабочие места (работники биржи осуществляют контроль)

В состав биржи входят:

1. Собрание членов биржи – высший орган управления, оно определяет совет биржи и главу

2. Департаменты: по проведению торгов, расчетно-клиринговые палаты, служба технической поддержки, бухгалтерия, департамент развития административный департамент, департамент по членству.

Портал. Web сайт для определения аудитории. Классифицируется по назначению:

· Общедоступный, горизонтальный (Rambler, Yahoo)

· Вертикальные

· Корпоративные

Портал голосовой – с поля голоса передаются услуги.

Характеристики портала:

· Поиск и набор депозитария

· Управление информацией

· Надежность реализации

Слои корпоративного портала:

· Базовый

· Технический

· Приложения

· Интерфейс

Прогнозы развития порталов.

Слияние серверов приложений и серверов данных, использование XML управление системой баз данных.

Процедура осуществления бизнес – торгов.

1 Первичные торги или аукционы размещения состояния

· Размещение товара

· Реализация прямого аукциона

· Формирование системы отчетности по продажам

2 Вторичные торги. Размещение мелких и средних товаров удовлетворяющие

лучших заявок.

Заявка считается проданной, если есть:

· Модель товара

· Размер партии товара

· Цена товара

Внебиржевая система состояний (функционирование):

· Функциональный блок

· Поисковый

· Торговый

· Коммуникационный

Основа внебиржевого товара – многоуровневый каталог товаров.

Заявка состоит:

· Вид заказа товара

· Модель товара

1. Почтовый клиент (почта)

· Размер партии товара

· Базовая цена и условия поставки товара

· Ссылка на личную карточку фирмы

· Информационная поддержка товара

Продавец берет на себя функции биржи.

Функционная модель внебиржевой системы:

 

 

 


Процедура бирж торгов:

· Подача заявления

· Проверка финансового состояния и кредитоспособности

· Товары заноситься в поисковый каталог 

· Составление конкретного заказа и его оплата

 



Организация экономики

Критерии Новая Старая
Создание продукта Соединение, цепь Производственный цикл
Окружение организации Потребительско-центрированная Продукто-центрированная
Организационная структура Маркетинговая Линейная
Стиль менеджмента Тренеры Контролеры
Члены продаж Консультанты, люди решающие проблемы Продавцы, индивидуальные поставщики
Информация Данные об отзывах потребителей Данные о потребителях
Временные рамки Реальное время Производственный цикл

Движущая сила новой экономики – малый бизнес и малые компании с малым количеством квалифицированных работников, поэтому отсутствуют бюрократические процедуры. Для новой экономики необходим рынок инвестиций. Сейчас значимое значение получили startup компании, которые базируются на венчерных инвестициях (большой риск, но фантастический доход до 300% - это характерно для РФ). Вен черные инвестиции становятся доступны особенно в странах золотого миллиарда (США, Канада). Основной вопрос больших компаний, – что получим при внедрении информационных технологий, на кого ее распределить.

 

Технологии продаж

Особенности. Работники, привлекаемые к работе, не требуют рабочего места. Они работают на дому, а это экономия для компании. Отсюда появляются новые отношения между работником и производителем.

Вложение в Internet с 1998г до 120 мил $. Internet – это современный канал связи, современные возможности продажи товаров, полная информация для потребителя о товаре. Internet-бизнес развивается как новая технология и не только в сфере продаж. «-» Internet это прозрачность личной жизни потребителя.

Иерархия информатизации:

1. БД - их характеристики: внутренне фокусирована, иерархическая ограниченность, эффективность управления

2. Информационная база – появление электронной коммерции, реальное время, стратегичность, оценка внутренних цепей

3. Базы знаний – значимая информация, интерактивный пользователь, базирование в Internet.

4. База познаний – базы, основанные на искусственном интеллекте, модель звездных войн, адаптивные базы, гибкие знания.

Преимущества: познавая базы можно создать модели вероятных покупателей (важнейшая задача маркетинга).

Венчюрные фонды

Появились в 70-х годах в Силиконовой долине, становление шло 30 лет. Apple, Microsoft 

Венчюрный фонд состоит:

В РФ нет закона о венчюрных фондах, что приводит к проблемам. Почему нужно вкладывать деньги в фонд – основной вопрос инвестора для создания венчюрного фонда. Существуют закрытые Венчюрные фонды

 

 

 
Оценка


Дизайн симуляции

Симуляционная модель должна быть в реальном времени, открытой для адаптации их потребителями под свои нужды. Эти модели должны быть гибкими, то есть приспособленными для всех стран. Симуляционные модели адаптируются менеджерами под соответствующую динамику производства. В результате симуляционные модели получают доходы, если симуляции построены адекватно. Чаще симуляционную модель используют в торговле, для определения портрета покупателей, определения преимуществ, обеспечивает поддержку принятия решения. 7% - прирост использования симуляционной модели каждый год. Симуляционные модели используют во всех сферах бизнеса (экономит ресурсы). Традиционный бизнес использует их для обучения, иногда для предсказания поведения. Препятствия внедрения симуляционной модели – нежелание полагаться топ - менеджеров на симуляционную модель, так как они более доверяют интуиции; недружественный интерфейс.

 Использование игровых моделей в экономике.

Использование игровых моделей (вид симуляционных моделей) – помогают в принятии решений, для прогнозирования действия конкурентов.

Правила игры:

1. Определение стратегических задач (цена, объем, вхождение в рынок)

2. Определение игроков (дистрибьюторов)

3. Уровень воздействия определенной среды (природы, государства)

4. Идентификатор стратегических целей каждого игрока

5. Идентифицировать действия каждого игрока

6. Определение вероятностной структуры игры

Дисциплина стратегии.

Основной принцип стратегии –ее достижимость. За последние 20 лет значительно повысилась соревновательность индустрии:

· Новые технологии,

· Новая макроэкономика,

· Новые законы,

· Новые предпочтения потребителей,

· Новые отношения с поставщиками.

Новая модель состоит:

1. Силы воздействия на матрицу

2. Законы

3. Запросы потребителей

4. Структурные преимущества

5. База соревнований

6. Исполнительный дизайн

7. Видение

Трехнаправленная стратегия :

I Стратегия правил, условия игры

1. Адаптация (характерна для уровня неопределенности больше 2)

2. Определение границ (уровень неопределенности 2, 3)

3. Резервирование прав

Резервирование прав на игру характерно для полной степени неопределенности. Это характерно для интернациональных компаний, которые могут влиять на политические законы, стандарты (например, Microsoft).

II. Соревновательное преимущество состоит:

1. Структурное преимущество

2. Дизайн (управляемый) – дружественность к потребителям

3. Видение компаний

III. Бизнес-концепция

1.Система оценочных значений. Задача производителей привести в соответствие систему ценностей.

2. Вовлечение

Совмещение концепции баз и уровней неопределенности

1. Управление преимуществами

2. Сравнения и повышения

3. Сокращение цикла производства, увеличение дохода

4. Внимание к ядру системы – финансам (к топ - менеджерам)

5. Распознание возможностей (совершение выбора)

6. Изучающая организация (изменяется в процессе работы)

7. Компетентность

 

Изучение взаимодействий

При объединении разрушаются внутренние связи компании. Изучение цепей взаимодействия – поток знаний внутри ориентированных процессов, которые позволяют получать эффективные результаты. При укрупнении организаций внутренние процессы становятся хаотичными, что уменьшает прибыль.

Виды цепей (проводников):

· Линейные проводники

· Адаптивная цепь

В линейном проводнике

1. Родительский процесс (производство) связан с информационным процессом (идут параллельно), а в адаптивном нет.

2. Обмен информацией происходит по участию в процессе, а в адаптивном проводнике – реакционное участие.

Основной каркас данного менеджмента – создание цепей в организациях, создание набора типичных реакций, то есть шаблона решения традиционных проблем.

Преимущества менеджмента

1. Правильная информация

2. Информация та, которая нужна

3. Минимальная стоимость

4. Иновационность бизнес процесса

5. Повышение качества процесса.

Менеджмент тотального контроля качества улучшает функционирование рабочих процессов, результаты в ограниченно-открытый период времени, реинжинеринг бизнес - процессов ориентирован на радикальное изменение бизнес процесса.

КСМ менеджмент – радикальное изменение бизнес процесса.

 

Таблица сравнения видов менеджмента

Характеристики Менеджмент тотального контроля качества Реинжинеинг бизнес процессов Менеджмент цепей
Уровень изменения процесса Частное Полное Не характерно
Начальная точка Существующие процессы Новые процессы Существующие процессы
Риски Умеренные Высокие Очень низкие
Участие Снизу-вверх Сверху вниз Смешанный
Методы контроля Статический IT- контроль Решение по исследованию цепей

Построение КСМ:

1. Следование критической деятельности

2. Познание критических бизнес процессов

3. Понимание культуры компании

4. Анализ финансового результата внедрения системы

Требования соблюдения для реализации системы:

· Распознание – регламентирует процесс создания знаний и согласования цепей

· Асинхронные коммуникации – производители не должны быть ограничены другими участниками в решении

· Возможность развития IT

· Интеграция существующей структурой

· Создание базы информации

· Гибкое разделение процессов

· Разделение администрации

· Участие эксперта в создании КСМ решении

· Система функционирования в реальном времени

· Распознание основных потребителей

 

Пирамида организации продаж

 

 

                     
Поддержка продаж
      Связи с обществом
 
Человеческие ресурсы и тестовые группы

 

 


Алгоритм расчета ROI прибыльности при внедрении КСМ:

1. Определение критического процесса

2. Идентификация критических фаз

3. Определение баланса между длинами родительского процесса и процесса поддержки информации.

 

 

 Предложения и замечания можете отправять по адресу faro@mail.ru Кремневу Михаилу.


Экономика информационных технологий

 

 

Ростов н/Д

2003г.

 

Лекция №1


Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.