Полное фирменное наименование: объекта исследования; ОАО "Калужский завод автомобильного электрооборудования" (КЗАЭ).
Место нахождения и почтовый адрес:
248631 г. Калуга, ул. Азаровская, 18
Уставный капитал ОАО "КЗАЭ" составляет 70259 тыс. руб.
ОАО "Калужский завод автомобильного электрооборудования" ("КЗАЭ") специализируется на конструировании и производстве электрооборудования и приборов для автомобильной техники и тракторов, а также средств автоматики. Он входит в промышленную группу "Автоком", объединяющую ОАО КЗАЭ (г. Калуга), "ЛЭТЗ" (г. Лысково), "СеАЗ" (г. Серпухов), "КоМЗ" (г. Козельск), "Автоагрегат" (г. Кинешма) и несколько других крупных промышленных предприятий, занимающихся производством автокомплектующих.
ОАО "КЗАЭ" изготавливает более 150 видов наименований изделий автомобильного электрооборудования.
Основные виды выпускаемой продукции:
· электродвигатели
· электровентиляторы
· приводы стеклоочистителей, стеклоочистители
· моторедукторы
· стеклоомыватели, мотонасосы омывателей
· электростеклоподьемники
· выключатели зажигания
· выключатели конечные малогабаритные, выключатели конечные бесконтактные
ОАО "КЗАЭ" имеет производственные мощности по изготовлению:
· коллекторов электродвигателей
· деталей сложной конфигурации из пластмасс и алюминиевых сплавов
· деталей сложной конфигурации, получаемых методом последовательной вытяжки из стального листа и алюминиевых заготовок
· деталей из латуни, получаемых методом горячей штамповки
Коэффициент загрузки технологического оборудования составляет в среднем 0,85. На предприятии имеется более 5 тысяч единиц технологического оборудования, обеспечивающих выполнение технологических операций по механической обработке, термической обработке, сварке, пайке, сборке, гальванической обработке, лакокрасочному покрытию поверхностей изделий.
Производственная площадь предприятия составляет 162 тыс. м2., в том числе производственная площадь основных цехов и производств - 84 тыс.м2:
Автоматно-механическое производство - 10,5 тыс.м2,
Прессовое производство - 10,7 тыс. м2,
Инструментальное производство - 7,9 тыс.м2,
Производство спец. технологического оборудования - 3,2 тыс.м2,
Сборочное производство - 18,4тыс.м2.
Цех переработки пластмасс - 4,6 тыс.м2,
Цех литейно-механический - 6,3 тыс.м2,
Цех лакокрасочный - 8,0 тыс.м.2,
Цех гальванопокрытий - 13,8тыс.м2.
Изготавливая обширную номенклатуру автокомпонентов электротехнической, приборной и датчиковой группы, КЗАЭ является одним из ведущих поставщиков комплектующих изделий для автотракторных предприятий. Однако, АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, МАЗ и другие автопредприятия, повышая качество своей продукции, с каждым годом ужесточают требования к дефектности комплектующих изделий, установив ее на уровне 50-100 ррм.
ОАО КЗАЭ работает на двух основных целевых рынках:
1.Поставка продукции на конвейеры автосборочных предприятий в качестве комплектующих изделий.
2. Продажа продукции на вторичном рынке (в качестве запасных частей).
При сегментации рынка продукции завода применяется система многосегментной дифференциации, т.е. для каждого сегмента рынка разрабатывается свой комплекс маркетинга, включающий систему ценообразования, разработку ассортиментной политики, продвижение продукции, каналы сбыта и т.д.
Основными сегментами рынка продукции ОАО КЗАЭ в качестве комплектующих изделий являются следующие виды предприятий:
- автомобильные
- автобусные
- тракторные
- мотоциклетные и велосипедные
- предприятия по производству тепловозов, электрокар, погрузчиков и др. техники
- предприятия оборонного комплекса.
Рынок сбыта автомобильных комплектующих является достаточно емким и имеет тенденцию к расширению за счет выпуска автозаводами новых моделей автомобилей ВАЗ-1118, УАЗ-3163. Просматривается стабилизация и некоторая положительная динамика в производстве грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Основным фактором, который может улучшить результаты деятельности завода является рост эффективности российского автомобилестроения, гарантирующий восстребованность продукции ОАО КЗАЭ. Результаты деятельности предприятия могут значительно улучшиться в случае благоприятной конъюнктуры на рынке автомобильной промышленности.
ОАО "КЗАЭ" имеет порядка 180 потребителей. Среди отечественных потребителей продукции лидеры автомобильной промышленности, такие как ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, ИЖАВТО.
Таблица 1 Потребители продукции ОАО "КЗАЭ"
№ п/п | Потребитель | Характеристика |
1 | ОАО "АвтоВаз" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет порядка 40 наименований изделий. |
2 | ООО "ТД "КЗАЭ" | Предприятие, занимающееся реализацией продукции ОАО "КЗАЭ" на вторичном рынке. |
3 | ОАО "ГАЗ" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет более 30 наименований изделий. |
4 | ОАО "КАМАЗ" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет более 30 наименований изделий. |
5 | ОАО "Завод микролитражных автомобилей" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет более 15 наименований изделий. |
6 | ЗАО "РосЛАДА" | Предприятие группы компаний "СОК", в перспективе на 2006 год резкое снижение объемов потребления. |
7 | ООО "Павловский Автобус" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет более 20 наименований изделий. |
8 | ОАО "Заволжский моторный завод" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет 4 наименования изделий. |
9 | ОАО "Серпуховский Автомобильный завод" | Долгосрочные партнерские отношения, потребляет более 15 наименований изделий. |
10 | РУП "Минский Автомобильный Завод" | Долгосрочные партнерские отношения. |
11 | Прочие заводы | Всего порядка 150 предприятий, в том числе ОАО "Автомобильный завод "УРАЛ" |
В таблице 2 представлены те потребители, доля поставок на которые превышает 1% в общем объеме продаж (по итогам 2006 года):
Таблица 2 Структура потребителей продукции ОАО "КЗАЭ"
№ п/п | Потребитель | Объем поставок за 2006 год, млн. руб. с НДС |
1 | ООО "ТД "КЗАЭ" | 344,188 |
2 | ООО "АВТО-ТРАКТ-МАРКЕТ" | 159,383 |
3 | ООО "САТЕЛЛ"" (УАЗ) | 116,902 |
4 | ИЖАВТО | 34,173 |
5 | ЗАО "РосЛАДА" | 26,097 |
6 | ОАО "АВТОВАЗ" | 826,378 |
7 | ОАО "КАМАЗ" | 72,089 |
8 | ООО "ПАЗ" | 30,667 |
9 | ОАО "ГАЗ" ООО "ТЗК ГАЗ" | 242,924 |
10 | ОАО "ЗМЗ" | 23,281 |
11 | ЭКСПОРТ | 42,528 |
12 | Прочие заводы | 66,976 |
Из таблицы 2 можно сделать вывод о том, что основным потребителем продукции ОАО "КЗАЭ" является ОАО "Автоваз".
Структура продаж ОАО "КЗАЭ" представлена на рис.8
Рис.8. Структура продаж в 2006г.
Кроме поставок на комплектацию, ОАО КЗАЭ осуществляет поставки продукции на рынок автозапчастей.
Основными сегментами рынка автозапчастей в отношении продукции ОАО КЗАЭ являются крупные оптовые фирмы и частные предприниматели. Реализация продукции производится через дилерскую торговую сеть, работающую через ООО "ТД КЗАЭ" и ООО "Авто-Тракт-Маркет".
Кроме поставок на внутренний рынок, завод активно развивает экспортную деятельность.
В связи с активными поставками нашей страны в 70-тые и 80-тые годы на зарубежные рынки автомобильной, тракторной, мотоциклетной и др. продукции, появился и сохраняется дефицит запасных частей по указанным видам техники, что говорит об определенном экспортном потенциале нашего предприятия.
За 2006 год экспорт продукции в пересчете на рубли составил 42528 тыс. рублей. Сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж.
Таблица 3 Динамика экспорта ОАО "КЗАЭ"
Наименование показателя | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Сумма экспорта в тыс. рублей с НДС | 24,26 | 36,77 | 42,53 |
Доля экспорта в общем объеме доходов от обычной деятельности, % | 1,19 | 1,71 | 2,4 |
Прирост произошел за счет увеличения заказов от постоянных потребителей. Продолжено формирование дилерско-дистрибьюторской сети в странах СНГ.
Автокомпоненты, выпускаемые АП, поставляются на экспорт в Польшу, Нидерланды, Болгарию, Грецию, Ирландию, Сирию, Пакистан и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Расширение рынков сбыта достигается за счет выпуска продукции стабильного качества, разработки и освоения новых изделий.
Общее количество ассортиментных единиц в номенклатуре выпускаемой продукции составляет более 500 наименований. Наиболее емкими ассортиментными группами являются комбинации приборов и стеклоочистители.
Рис.9 . Структура товарных групп по итогам 2006 года
Стратегическим направлением деятельности предприятия, направленным на завоевание новых рынков сбыта, является освоение производства новых комплектующих изделий высокого уровня качества, что позволит довести в течение ближайших лет конкурентоспособность автомобильных компонентов, выпускаемых на ОАО "КЗАЭ", до уровня ведущих мировых производителей автомобильных комплектующих изделий. С 2006г. освоение новых изделий на предприятии осуществляется в специально создаваемых на период разработки и подготовки производства изделия проектных командах.
Рис.10. Динамика увеличения новых изделий
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
- Удержание завоеванных рынков сбыта автомобильных комплектующих и запасных частей.
Указанная цель является достаточно актуальной в современной ситуации, так как ОАО КЗАЭ работает в условиях активной конкурентной среды. Такие заводы как "ПРАМО" г. Москва, ОАО "Завод "Автобрибор" г. Владимир, "RAR" г. Рига, "VDO" г. Чистополь, "Счет-маш" г.Курск являются реальными конкурентами и пытаются увеличить свою долю рынка.
Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью относительных показателей (см. Приложение 5).
Анализируя данные таблицы 8 можно сделать следующие выводы: в ОАО "КЗАЭ" наблюдался невысокий коэффициент текучести кадров, однако в 2006 году произошло его увеличение по сравнению с 2005 годом на 14,8%, а в 2006 году этот показатель увеличился на 2,7%. Увеличение коэффициента текучести кадров было связано с недостаточно продуманной кадровой политикой организации и невысокой заработной платой.
Лишь небольшая часть выбывших сотрудников связывает свое увольнение с объективными причинами: уходом на пенсию, призывом на военную службу. Большинство работников увольняются по собственному желанию.
Анализ технико – экономических показателей ОАО "КЗАЭ" (см. Приложение 6).
В результате анализа основных технико – экономических показателей представленных можно сделать следующие выводы.
В анализируемом периоде выручка ОАО "КЗАЭ" увеличилась в 2005 на 251102 тыс.руб. (24,77%). В 2006 году по сравнению с 2005 годом выручка увеличилась лишь на 14410 тыс.руб., т.е. на 1,21%.
В целом темп роста выручки за четыре года составил 126,28%.
Себестоимость продукции увеличивалась такими же темпами как и выручка.
Однако прибыль от продаж значительно сократилась вследствие высокой доли себестоимости в выручке предприятия.
Так если показатель прибыли от продаж ОАО "КЗАЭ" в 2004 г. составлял 51557 тыс. руб., в 2005 г. – 71679 тыс. руб., то в 2006 г. его значение равнялось 44136 тыс. руб., т.е. уменьшилось на 14,39% по сравнению с 2004 г. и на 38,43% в сравнении с 2005 г.
В следствии этого сумма чистой прибыли в 2006 г. также уменьшилась на 6449 тыс. руб. или на 64,13% по сравнению с 2004 г. и на 1635 тыс. руб. или на 31,19% раза в сравнении с 2005 г.
Итак, несмотря на то, что динамика роста выручки имеет положительные тенденции, рост выручки за три года составил 26,28%, чистая прибыль предприятия уменьшалась в анализируемом периоде и на конечную дату это уменьшение составило 64,13%. Вследствие этого снизилась и рентабельность.
Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего, находясь в условиях рыночной экономики, следует отметить, что и на начало, и на конец анализируемого периода величина прибыли до налогообложения, деленная на выручку от реализации (показатель общей рентабельности) находится у ОАО "КЗАЭ" ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10,0%. На начало периода показатель общей рентабельности на предприятии составлял 1,05%, а на конец периода 0,3% (изменение в абсолютном выражении за период - (-0,75%)). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации.
В рассматриваемом таблице 9 случае, на конец анализируемого периода рентабельность собственного капитала равна 2 %, что меньше показателя средневзвешенной стоимости капитала, значение которого составило на начало анализируемого периода 6%. Это говорит о том, что предприятие не способно реинвестировать часть чистой прибыли в производство. Снижение рентабельности собственного капитала за анализируемый период было вызвано увеличением собственного капитала на 22414,0 тыс.руб. и снижением чистой прибыли предприятия за анализируемый период на 5281,0 тыс.руб.
Рассматривая динамику доходов и расходов ОАО "КЗАЭ" в целом за анализируемый период ее можно назвать отрицательной.
Положительным моментом в деятельности предприятия является рост производительности труда в течение трех анализируемых лет, который составил 22,47%, Однако в 2005 году произошло снижение, которое было вызвано значительным увеличением численности персонала, а именно на 113 человек
Снижение показателя фондоотдачи свидетельствует о не эффективном использовании основных средств.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.