Труд, как система «объект», характеризуется потребностью (целью деятельности), которая формулируется человеком (обществом), как лицом принимающим решение - заказчиком (ЛПРз), (рис.1).
Функционально обусловленные компоненты эргономической системы определяются структурой описания понятия «потребность», которая включает в себя следующую информацию [6]:
- наименование действия, осуществляемого субъектом деятельности человеком – исполнителем, как компонентом эргономической системы, или субъектом труда – лицом, принимающим решение - исполнителем (ЛПРи), в качестве которого выступает – работодатель, с помощью средств труда;
- объект, на который направлено это действие (предмет труда, в общем случае - операнд);
- особые условия и ограничения (реальное окружение, или среда).
Таким образом, в состав эргономической системы, предназначенной для осуществления целесообразной деятельности можно включить следующие функционально обусловленные компоненты:
- человек, как субъект труда;
- предмет труда (объект обслуживания);
- средства труда (орудия труда, или машины и рабочее место);
- производственная среда (условия труда).
Понятие «эргономическая система» означает, что человек применяя то или иное орудие, или обслуживая то или иное производственное оборудование, становится звеном этой системы, например, «человек – техника – среда».
В отличие от машин, которые имеют свою логику развития и отличаются колоссальным разнообразием, человек устроен биологически и анатомически консервативно. Он достиг своего совершенства в биологическом развитии, о чем могут свидетельствовать уникальные гармоничные пропорции зрелого человека (мужчину и женщину), которые можно получить из геометрической модели человека (ГМЧ), не противоречащим канонам М. Витрувия и Леонардо да Винчи. ( Привести схему построения ГМЧ).
Вместе с тем, по выполняемым в процессе труда функциям, между рабочей машиной и человеком имеется много общего (функционально обусловленные компоненты станочного оборудования; понятие машина, распределение функций, этапы делегирования функций человека машине, автомату, линиям, комплексам).
Характерные черты эргономической системы определяются следующими положениями:
во-первых, без человека невозможны никакие виды орудий труда и производственного оборудования; они возникли одновременно с человеком и развивались вместе с ним;
во-вторых , постоянно ускоряющееся развитие эргономической системы;
в-третьих, обязательность соответствия особенностей конструкции производственного оборудования анатомо-физиологическим и психофизиологическим особенностям человека.
Таким образом, доминирующая роль человека в трудовой деятельности проявляет антропологический аспект эргономической системы.
Создаваемые человеком средства труда (удобные и красивые) и предназначенные для удовлетворения потребностей социального заказа в естественной, или искусственно созданной человеком среде ("во второй" среде обитания), определяет его место, как субъекта – творца и как субъекта – пользователя.
Между функционально обусловленными компонентами эргономической системы (как системы «объект») имеют место отношения взаимосвязи (по номиналу и отклонениям). Их доминирующая направленность для достижения требования соответствия определяется этапом жизненного цикла эргономической системы, а именно, существующая (исследуемая) эргономическая система, с одной стороны, или проектируемая – с другой.
Схема взаимосвязей функционально обусловленных компонентов в реаль-
но существующей и проектируемой трехкомпонентной эргономической сис-
теме представлена на рис.2.
Для реально существующей эргономической системы доминирует адаптация (приспособление) человека (Ч) к свойствам машины (М) на основе профессиональной подготовки и отбора рабочих, соответствующая условиям конкретного производства. В этом случае связь типа М Ч отражает адаптацию человека к машине.
Для проектируемой эргономической системы, наоборот, параметры машины и производственной среды адаптируются к свойствам человека на основе механизации и автоматизации производства, создания безопасной техники, оптимизации параметров производственной среды. В этом случае связь типа М ® Ч отражает адаптацию машины к человеку.
Достижение совместимости функционально обусловленных компонентов по однородным параметрам возможно и при их взаимной адаптации во встречных направлениях. В последнем случае, связи Ч С и М С отражают взаимную адаптацию человека и среды, машины и среды соответственно.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.