Факторы сложности техники и равнозначный подход к
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 автоматизации

 

Особенностями техники, обусловливающими использование машиноцентрического подхода, являлись возможность обеспечения надежности управления техническим резервированием, тогда как появление антропоцентрического подхода определилось необходимостью резервирования техники оператором. Изменение особенностей техники происходило в процессе ее усложнения.

 К факторам сложности техники можно отнести следующие:

-  структурная сложность;

- функциональная сложность;

-  сложность управления.

Структурная сложность определяется конструкционно-технологическим несовершенством элементов системы. В процессе автоматизации структурную сложность можно преодолеть, с одной стороны, за счет технического резервирования и, с другой стороны, за счет использования оператора для обеспечения функционирования тех структурных элементов, которые разработчики не могут автоматизировать. Следовательно, машиноцентрический подход может быть использован в настоящее время для техники, в которой еще не преодолена сруктурная сложность.

Функциональная сложность (с позиции надежности управления) характеризуется трудностями, несогласованными в организации внутрисистемного взаимодействия из-за многообразия состояний системы и возможности возникновения отказов ее отдельных компонентов, которые разработчикам не удается преодолеть за счет технического резервирования. Например, автоматизированные системы управления отдельными технологическими процессами, в которых оператор осуществляет задание различных параметров, а также в случае отказов техники вручную выполняет резервные режимы управления.

Сложность управления  объектами (системами) отражает трудности в организации межсистемного взаимодействия между большим количеством разнородных систем.  Эти трудности связаны с невозможностью формализации процессов управления ими  из-за неоднозначности использования количественных критериев разработчиками в моделях управления (тепловые и атомные электростанции, космические пилотируемые транспортные корабли и орбитальные станции, боевые и пассажирские самолеты, крупнотоннажные морские и речные суда, различные типы автоматизированных производств).

Вследствие неполноты и ограничений адекватности моделей управления при организации межсистемного взаимодействия, разработчики не могут взять на себя полностью ответственность за надежность управления объектами. С другой стороны, и возможности  поведения оператора в непредвиденных ситуациях по резервированию автоматики, ограничены его профессиональным опытом, способностями, знаниями и умениями. Следовательно, полностью возложить ответственность за надежность управления нельзя и на оператора.

Отсюда следует, что наряду с функцией резервирования автоматики оператором для преодоления сложности управления от разработчика требуется осуществить новую функцию – резервирование оператора автоматикой. Это резервирование может быть реализовано посредством принудительного перехода на автоматический режим управления, целью которого должно являться обеспечение безопасности техники.

Обобщением этих положений является равнозначный подход к автоматизации, в соответствии с которым и разработчики, и операторы должны попеременно осуществлять ведущую роль в управлении, нести равную значимость в обеспечении надежности управления техникой.

Таким образом, в структуре современной техносферы можно выделить три класса технических объектов, каждый из которых является областью существования разных подходов к автоматизации управления: машиноцентрического, антропоцентрического и равнозначного. Эти классы и области существования подходов можно представить на многофакторной шкале сложности техники в порядке ее возрастания (табл. ):

 

 

-  нижний диапазон шкалы соответствует классу относительно малой сложности технических объектов (основной фактор надежности управления в данном классе – структурная сложность) и машиноцентрическому пододу;

-  средний – классу более сложной техники (где становится значимым фактор функциональной сложности) и антропоцентрическому подходу;

- верхний диапазон шкалы соответствует классу самой сложной техники, - и равнозначный подход.  

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 406.