Реализация потребностей человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация потребностей (система "процесс") происходит в результате трудовой деятельности человека с использованием созданными им (ими) различных технических средств, включая машины.  Эти преобразования стали возможны в процессе его сознательной трудовой, творческой деятельности с целью удовлетворения как материальных, так и духовных  потребностей общества, а также  формировать и реализовывать  новые потребности на благо существования и развития себе подобных.

  В свою очередь, трудовая деятельность изменила и самого человека. В этом смысле можно согласиться с утверждением Ф.Энгельса, что труд создал человека. Человек стал творцом своей судьбы и, одновременно, зависим от потребностей общества, удовлетворение которых в процессе трудовой деятельности формирует вторую (в отличие от естественной, первой) природу.

   Таким образом, человек биологически созрел для трудовой деятельности, о чем свидетельствует его гармоническое совершенство (рис. ). Только человеку свойственна сознательная трудовая деятельность, которая необходима для его существования и развития, познания и преобразования Природы и ориентирована на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Человек стал творцом своей судьбы и, одновременно, зависим от потребностей общества, удовлетворение которых в процессе трудовой деятельности формирует вторую (в отличие от естественной, первой) природу.           Однако, удовлетворению новым потребностям человека может "помешать" сама  Природа - та среда, из которой он вышел, которой обязан ей своим существованием, в которой он живет и,  которую  использует  (эксплуатирует). Человек,  создавая (казалось бы),  нужные, но "ужасные", по своей утилитарности и эстетичности  объекты и процессы, невольно нарушает гармонию Природы и  выступает, в конечном счете, сам против себя.

     Еще в конце 20-х годов пораженный техническим прогрессом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического, а мы добавим, эргономического и экологического  намордника, то она всех "перекусает". В наши дни техника уже не только "кусается", а все чаще "пожирает" своих создателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Речь идет, в частности, об экологии. Человек должен всегда помнить о том, чему обязан своим возникновением, существованием и развитием, о чем и о ком он должен заботиться, сохранять и беречь.

  Человек биологически созрел (стал потенциально геометрически совершенен),  для осуществления своей основной миссии – не только существовать и  размножаться, но и познавать, преобразовывать через трудовую деятельность,  окружающий его мир по законам Природы во благо общества, и для Ее сохранения.

Таким образом, понятие социально-технических систем основано на  биосоциальной сущности человека. Человек в процессе трудовой деятельности создает орудия труда и средства производства различной сложности, сознательно преобразует окружающую его природу (с доступными ему ресурсами) для удовлетворения как материальных и духовных потребностей общества на различных этапах его развития. Человек, изначально формируя образ потребного будущего, создает вторую природу. Это выделяет его из окружающего мира и существенно отличает его от других живых существ. 

     В отличие от животного мира, из которого произошел человек, он достиг своего биологического совершенства как вид и стал, будучи человеком разумным, удовлетворять свои материальные и духовные потребности через трудовую деятельность. Только человеку свойственно формировать образ потребного будущего и его реализацию в материально- вещественном и духовном аспектах. Уровень и степень удовлетворения исходных потребностей рождает новые потребности, которые, в результат научно-технического прогресса, создания сложной новой техники, стимулирует более совершенные условия для существования и развития человека. 

 

 

      

4. Человекоориентированные дисциплины,  отражающие синтез  материальной  и  идеальной  сфер человеческой деятельности

  Человеку, как органически единому целому, свойственно синтезировать материальное и духовное; утилитарное и эстетическое; промышленность (как необходимое, но не достаточное для удовлетворения потребностей общества) и искусство; технику и эстетику; создание конструкций (проектирование) и художественное воплощение их. Отсюда имеет место синтез ряда направлений, наук и дисциплин таких как: промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика, художественное конструирование, эргономика, включая инженерную психологию, производственная эстетика, эстетика труда и т.п.

 Эстетические чувства – это проявление сугубо человеческого отношения к миру, способность воспринимать красоту и создавать прекрасное в труде и искусстве (а искусство – это тоже труд) – одна из высших форм познания и преобразования человеком действительности.

     Органическая и диалектическая связь между материальными и идеальными потребностями человека определяется различными  этапами его существования и развития. Она реализуется через  трудовую деятельность человека и находит свое отражение в материально-производственной сфере и сфере услуг (сервисное обслуживание).

  На стыке материального и идеального (промышленности и искусства, техники и эстетики,  производства и обслуживания,  машины и человека,  утилитарного и эстетического, конструирования и достижения выразительности объектов и процессов художественными средствами),  возникли следующие направления, науки и дисциплины: промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика, инженерная психология, художественное конструирование, инженерный дизайн.   Эти  дисциплины появились в конце пятидесятых годов ХХ века, но при этом еще сравнительно долго существовали противоречивые точки зрения в определении этих названий и их содержании.

Так,  в середине семидесятых годов ХХ века, ученые московского высшего художественно-промышленного  училища  (МВХПУ),   дали определение  промышленного  искусства,  как   специфической форме  человеческой деятельности. Его  цель которой состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды,  в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек,   и которые органически входят в его жизнь.   В сферу промышленного искусства входят: средства транспорта, орудия труда, всевозможные инструменты и оборудование, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта

.

 *Дать определения, остановиться на инженерной психологии

 

 

   Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (англ. design – замысел, проект) – творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формального качества предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но, главным образом, структурные связи, которые придают предметной среде необходимые функциональное и композиционное единство, способствующее эффективности производства и повышению качества продукции.

     Термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и являются полноправными, поэтому в дальнейшем будем пользоваться преимущественно термином дизайн, получившим признание в нашей стране.

    На стыке двух обширнейших областей человеческой деятельности – техники и искусства развивались предпосылки возникновения технической эстетики. Она имеет свою методологическую основу и состоит из двух словосочетаний – техника и искусство.

  Техника -  это система создаваемых человеком предметов, необходимых для осуществления его деятельности. Техника создается на основе познания и практического использования сил и закономерностей природы, в ней воплощаются трудовые функции, навыки и опыт человека. Она относится к области материальной деятельности человека

Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, одно из важнейших способов эстетического восприятия, являясь отражения общественного бытия. Искусство относится к явлениям духовной жизни общества, к «духовной» деятельности человека.

В истории культуры техника и искусство постоянно взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Взаимодействуя друг с другом, техника и искусство вступают также в определенные отношения с другими элементами культуры, подчиняясь общими закономерностями развития общества.

На стыке понятий техника  и эстетика возникла техническая эстетика.   Этот термин предложил в 50-х годах прошлого столетия Петр Тучна (ЧССР) и заслужил общее признание.   

   Эстетика – наука, изучающая общие закономерности и принципы художественного творчества, то есть, прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком окружающего его мира, т.е. общие принципы творчества по законам красоты. Это философское учение об искусстве, как особом аспекте идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм красоты в художественном творчестве. Эстетика исследует причины возникновения и развития эстетической деятельности людей, направленной на создание произведений искусства.

    В общее понятие прекрасного входит: органичность и логичность построения предмета, целесообразность, гармоническая пропорциональность и соответствие элементов предмета между собой и по отношению к целому предмету.

    Техническая эстетика– научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для жизни и деятельности человека. Техническая эстетика, как синтез техники и эстетики, это  – теория дизайна (промышленного искусства), которая изучает сущность,  пути развития и задачи промышленного искусства. Она рассматривает законы художественного творчества в области техники и взаимосвязь между человеком и созданными им предметами материальной культуры в условиях, где эта связь осуществляется.

     Термин "художественное конструирование" используется как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле художественное конструирование является методом промышленного искусства, при котором идеи конструктора приобретают выразительную форму за счет таких средств, как композиция, формообразование и поверхностная отделка, включая светотехнику и окраску. В широком смысле  под художественным  конструированием понимается метод промышленного искусства (дизайна), включающий весь процесс творческого комплексного рационального проектирования различных объектов и изделий промышленного производства по законам гармонии,  а также  создание оптимальных условий производственной среды.

  Особую роль в синтезе человекоориентированных дисциплин и гуманизации техники играет научная дисциплина эргономика, которая возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики и др. Термин эргономика (от греч. ergon - работа , nomos – закон) был введен в Англии в 1949 г. и получил широкое распространение.

Эргономика – наука, изучающая проблемы, возникающие в системе "человек – техника – среда", с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения работоспособности и здоровья. Она изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, в которых труд становится высокопроизводительным, высококачественным и надежным.

Из приведенного определения следует, что предметом эргономики является трудовая деятельность ("система процесс"), а объектом исследования – система "человек – техника – среда" ("система объект").

По своему содержанию и значению эргономика составляет естественную основу технической эстетики. Сфера приложения эргономики очень разнообразна (где удобно, там эргономично) – она охватывает фактически все виды техники. Основные ее принципы распространяются не только на орудия труда, но и на весь ассортимент промышленных изделий, включая бытовые.

Важнейшая часть эргономики – инженерная психология – отрасль психологии труда, которая изучает взаимосвязи и взаимодействия информационных потоков в системе "человек – машина" (СЧМ) с целью распределения функций управления между техникой и человеком – оператором, а также использования процессов информационного взаимодействия указанных компонентов в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ с максимальным учетом "человеческого фактора".

 Своим возникновением (как самостоятельная наука, инженерная психология начала формироваться в 40-х годах прошлого столетия) и  развитием инженерная психология обязана существенному усложнению техники и вызвана проблемами повышения эффективности, надежности  и безопасности управления этой техникой.  Она ставит своей задачей взаимное согласование возможностей человека и техники в рамках единой СЧМ, снижение до минимума отрицательных воздействий условий труда на нервную систему человека и его работоспособность.

Таким образом,  указанные выше научные направления ориентированы на создания целостно-структурированных объектов и процессов, повышения эффективности управления сложной техникой на основе максимального учета свойств "человеческого фактора".  Потребность в гуманизации техники реализуется в трудовой деятельности человека, находят отражение в названиях дисциплин и предполагают органическое единство и синтез таких сфер, направлений и аспектов как:  материального и идеального (духовного); промышленности и искусства; производства и обслуживания,  техники и эстетики;  утилитарного (польза, удобство) и эстетического (красота);  конструирования (проектирования) и достижения выразительности художественными средствами такими, как: композиция, формообразование и поверхностная отделка (включая, цвет и свет), создания сложной совершенной техники и повешения эффективности управления этой техникой.

 

 

5.  Структура понятия "эргономичность"

Структура понятия "эргономичность" включает в себя два уровня свойств.

Исходным, первым уровнем,  являются свойства, которые характеризуют однородные единичные показатели, отражающие особенности человека при его взаимодействии с техникой.

К ним относятся:

1) социально-психологические:

- соответствие конструкции технического объекта и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия;

- степень влияния межличностных отношений на содержание совместной деятельности по управлению техникой.

2) психологические: соответствие техники возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики (совокупности сознательно управляемых двигательных действий человека), закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека.

3) физиологические и психофизиологические: соответствие техники силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным и обонятельным возможностям человека.

4) антропометрические: соответствие техники размерам и форме тела работающего человека, распределение его веса.

5) гигиенические, такие, как : освещенность; вентилируемость; температурный режим; влажность; давление; напряженность магнитного и электрического полей; запыленность; радиация; токсичность; шум; вибрация; гравитационная перегрузка; ускорение.

Второму уровню структуры эргономического совершенства соответствуют основные свойства техники: управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Под управляемостью, обслуживаемостью и освояемостью понимаются те свойства техники, которые дают ей возможность органично включаться в оптимальную психофизиологическую структуру деятельности человека (группы людей) на этапе ее эксплуатации.

Под обитаемостью понимается эргономическое свойство техники, при котором условия ее функционирования приближаются к оптимальным, с точки зрения жизнедеятельности работающего человека (группы людей), а также обеспечивается снижение вредных последствий функционирования техники для окружающей среды.

Управляемость  определяется комплексными показателями, зависящими от единичных особенностей взаимодействия человека с техникой, которым присущи следующие соответствия:

- распределения функций между человеком (группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей;

- конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) и организации рабочего места оптимальной психофизиологической структуре деятельности человека по управлению техническим объектом;

- содержания задаваемой техникой деятельности по управлению оптимальному уровню сложности и разнообразия действий человека;

- задаваемой техникой напряженности деятельности минимальной напряженности, при которой достигается наивысшая эффективность управления;

- задаваемой техникой требований к качеству деятельности по управлению оптимальным возможностям человека по точности, скорости и надежности выполнения работы;

- задаваемых техникой ритмов трудовых процессов оптимальной временной структуре действий работающих людей.

Обслуживаемость  представляет собой соответствие конструкции технического объекта (или его отдельного элемента) оптимальной психофизиологической структуре деятельности людей по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

Освояемость  определяется, заложенными в технике:

- возможностями быстрейшего ее освоения, т.е. приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления и обслуживания;

- требованиями к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека;

- требованиями к характеру и степени группового взаимодействия при управлению техникой.

Обитаемость характеризуется:

- соответствием условий функционирования техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное существование и развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность;

- возможность уменьшения или ликвидации вредных для природной среды условий функционирования техники.

 

6.  Материальная (производственная) и идеальная (сервисная)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.