Функционально-обусловленные компоненты трудовой деятельности человека в сфере обслуживания вытекают из потребностей общества. Компоненты трудовой деятельности определяются описанием структуры потребности (Р):
P = (D, G, H),
где: D – необходимое действие; G – объект обслуживания (то, на что направлены действия, например, предмет труда - ПТ); H – особые условия, в частности, окружающая естественная, или искусственно созданная производственная или бытовая среда – С.
Необходимое действие D может осуществляться непосредственно человеком (группой людей) – Ч, либо с помощью технических средств деятельности, включая машины – М, либо более сложные технические системы и комплексы.
В сущности, указанные функционально-обусловленные компоненты трудовой деятельности, такие, как человек - Ч, предмет труда - ПТ, машина – М, среда - С, определяют эргономическую систему , с учетом взаимосвязей ("система – объект") и взаимодействий ("система – процесс") ее компонентов по материальным, информационным и энергетическим потокам.
К основным компонентам трудовой деятельности относятся (см. схему) обслуживаемая и обслуживающая системы.
Как для обслуживаемой, так и для обслуживающей систем, имеется общий объект, который определяется как операнд (человек, люди, техника, среда, а также отдельно взятые, или совместно функционирующие энергетические, информационные и материальные потоки).
1. Обслуживаемая система включает в себя следующие компоненты:
1.1.Объект обслуживания (операнд).
1.2.Обслуживаемый субъект (заказчик ЛПРз – лицо, принимающее решение – заказчик), который, для принятия того или иного решения из множества альтернатив, должен иметь сведения, информацию и критерии по следующим категориям:
1.2.1 потребности,
1.2.2 возможности,
1.2.3 информация от обслуживающего субъекта ( ЛПРи), виды сервисного обслуживания, номенклатура и количество предоставляемых услуг, качество предоставляемых услуг, цена услуг, сроки выполнения, надежность, место нахождения, юридические документы на право оказывать услуги.
1.2.4 описание собственности (владения, пользования), или выделение каких – либо объектов обслуживания.
1.2.5 образ исходного состояния объекта обслуживания.
1.2.6 образ конечного состояния объекта обслуживания.
1.2.7 прогноз возможности и целесообразности поддержания работоспособного или исправного состояния объекта обслуживания на этапах ЖЦИ (жизненного цикла изделия).
1.2.8 блок сравнения альтернатив, в котором сопоставляются различные варианты последующих действий по некоторому критерию.
1.2.9 этап принятия решения.
Обслуживающая система
2.1 средство обслуживания (оператор).
2.1.1 средства диагностики.
2.1.2 контрольно – измерительные устройства.
2.2 обслуживающий субъект, лицо, принимающее решение (ЛПРи) –
исполнитель.
Для принятия решения из множества альтернатив ЛПРи должен располагать информацией, мотивацией, целью и критериями по следующим категориям:
2.2.1 потребности (функция доходов, прибыли, объем продаж)
2.2.2 возможности (перечень предоставляемых услуг, квалификация рабочих, качество услуг и многое другое)
2.2.3 информацию от ЛПРз, а также других источников следующих форм:
2.2.3.1 объем продаж конкурирующих фирм,
2.2.3.2 сведения о ценовой политике,
2.2.3.3 качество предоставляемых услуг,
2.2.3.4 организация и формы предоставления услуг с учетом опыта других
фирм.
2.2.4 правовые документы в отношении собственности, владения и лицензирования деятельности по предоставлению услуг.
2.2.5 гарантия обеспечения работоспособности операнда после удовлетворения заявки (уровень сервиса удовлетворения потребительского спроса).
2.2.6 блок анализа и сравнения альтернатив.
2.2.7 блок принятия решения:
2.2.7.1 по обслуживанию операнда,
2.2.7.2 по ценовой политике,
2.2.7.3 по повышению качества услуг,
2.2.7.4 по заключению внешних договоров,
2.2.7.5 по кредитной политике,
2.2.7.6 по отношению к конкурентам,
2.2.7.7 по стратегиям развития фирмы,
2.2.7.8 по маркетинговым исследованиям.
3 Потоки и действия
3.1 информационные потоки
3.1.1 от ЛПРи к ЛПРз:
* цена услуг,
* номенклатура, количество предлагаемых услуг,
* прочие сведения (адрес, лицензия, сертификат, аккредитация),
* внутренняя и внешняя информация от других источников,
* сравнение и принятие решения.
3.1.2 от ЛПРз к ЛПРи:
* предложение со стороны ЛПР – заказчика на оплату услуг,
* прочие сведения (о потребителях – адреса, сектор, доходы),
* внутрифирменная и внешняя информация о других источниках, включая: маркетинговые исследования, менеджмент, сведения о кон-
курентных фирмах.
3.2 действия
3.2.1 прямые (ЛПРи), с помощью таких средств обслуживания, как, например, психология.
3.2.2 обратная реакция (ЛПРз) – со стороны объекта обслуживания (операнда) на средство обслуживания (оператор).
Встречным потокам (спрос), с одной стороны, и встречным потокам (предложение) - с другой, соответствуют и удовлетворяемые в той или иной степени интересы ЛПРз и ЛПРи. Соотношения между интересами ЛПРз и ЛПРи могут быть различными и зависят от соотношения цены и качества (товара, и (или) услуг).
8. Структура и содержание производства. Роль системы
управления
Современное машиностроительное производство представляет собой сложную производственную систему, предназначенную для изготовления изделий в замкнутом производственном цикле, содержащим материальные, информационные и энергетические потоки.
Материальный поток составляют обрабатываемые материалы, инструменты, комплектующие изделия, технологическую оснастку, запасные части, отходы и т.п.
Информационный поток содержит технологическую и конструкторскую информацию, технологические карты, рабочие чертежи, управляющие программы для станков с ЧПУ.
Энергия необходима и затрачивается для осуществления технологических процессов, реализации материальных и информационных потоков в ходе выполнения технологических операций (преобразований объектов) (см. рис. ).
Содержание производства составляют технологические процессы и оборудование, включая его активную часть – рабочие машины.
Система управления представляет собой форму реализации потенциальных возможностей оборудования, количество (серийность) и качество выпускаемой продукции и, в конечном счете, эффективность производства.
9. Содержание понятия "машина", ее структура и функции
Что такое "человек" и что такое "машина"? В чем разница, и что общего между ними? Как они связаны? Почему они оказались вместе (не будем забывать, что человек создал машину, а не машина – человека, впрочем, а кто создал человека и почему он оказался в "плену" у машин, управляя ими – это другой вопрос, требующий отдельного рассмотрения)? Что, их объединяет (трудовая деятельность), и что им мешает существовать вместе (условия среды, несовершенство создаваемой техники, непонимание важности и необходимости учета требований совместимости и адекватного взаимодействия)? Почему, необходимо изучать и прогнозировать поведение "человеко-машинных" систем? Это настолько важно, насколько и необходимо, а поскольку это необходимо, то и исключительно важно.
Существует множество определений понятия "машина". В частности, ос новные понятия эргономики сосредоточены в ГОСТ 26387 – 84 "Система "человек – машина". Термины и определения". Например, по этому стандарту – система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он (они осуществляют) осуществляет трудовую деятельность. Человек-оператор (оператор) – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления.
Машиной, в системе "человек-машина" называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. Деятельность человека-оператора – это процесс достижения поставленных в системе целей, состоящей из упорядоченной совокупности действий человека и т.д. Существуют и другие определения понятия машины.
Интерес представляет определение машины, как сочетание механизмов или устройств, осуществляющих определенные целесообразные действия для преобразования энергии или информации, а также для производства полезной работы (преобразования материальных потоков). Согласно этому определению можно выделить три основных класса машин:
- машины- двигатели, которые предназначены для преобразования одного вида энергии в другой (электродвигатели, генераторы, насосы, турбины, двигатели внутреннего сгорания и т.д.). Этот класс машин может применяться как автономно, так и в составе рабочих (технологических) машин;
- вычислительные машины, служащие для преобразования информации (цифровые и аналоговые вычислительные машины), которые также могут использоваться как автономно, например, персональный компьютер, так и в составе рабочих машин (станки с программным управлением);
- .рабочие машины, служащие для преобразования энергии в конкретную работу, для обработки данного продукта, т.е. для преобразования материальных потоков с изменением, или без изменения свойств.
С помощью рабочих машин производится изменение формы, свойств, положения и состояния объектов труда.
Всякая развитая рабочая машина состоит из двигательного механизма, соединительного элемента, передаточно-преобразующих и исполнительных механизмов.
Важнейшим в любой машине является исполнительный механизм, состав которого определяет и технологические возможности, и степень универсальности, и наименование машины. Исполнительный механизм, в свою очередь, состоит из механизмов рабочих ходов, механизмов холостых ходов и системы управления (которая в развитом случае включает в себя систему контроля и диагностики).
С помощью механизмов рабочих ходов непосредственно осуществляется рабочий процесс, в результате которого изменяется состояние материальных потоков с изменением свойств. С помощью механизмов холостых ходов выполняются функции манипулирования, т.е. изменяется состояние материальных потоков без изменения свойств. Система управления, включая систему измерения и контроля (а в последнее время и диагностики), обеспечивает правильное, по заданной программе, функционирование исполнительных движений в пространстве и во времени.
В любом случае, функционирование рабочей машины, как и человека, связано с преобразованием энергии, информации и материи в определенных средовых условиях.
У машины, есть своя логика развития, их многообразие определяется творческой фантазией человека и уровнем научно-технического прогресса.
Но, человек разумный, который создает машины, достигнув состояния самосознания, совершенства, стал в своем биологическом развитии консервативен. У него только две руки, две ноги, два глаза, два уха, один рот, один нос, и т.п. Правда, все они расположены гармонично, целесообразно, функционально, пропорционально, словом красиво и удобно для человеческой деятельности. У машин подобного может быть сколько угодно и где угодно расположено, не обязательно удобно и красиво.
В отличие от других животных, человек включился в трудовую (сознательную, правда не всегда разумную) деятельность и стал создавать вокруг себя "вторую природу", такие машины и среду, которым он передает свои функции и с которыми ему приходится взаимодействовать, существовать и развиваться.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.