Нормативно-этические основы труда практических психологов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. В ведение в профессию «психолог».Уч. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.: Издательство МПСО, Воронеж: МОДЭК, 2002. – 464 с.

2. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1989, № 4. С. 56-68.

3. Изменения к общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Утверждено Госстандартом РФ. 23 дек. 1996 г. (включена должность «Медицинский психолог») // Бюллетень Минтруда и СР РФ, 1999, № 6. с. 67-76.

4. Казанцева Т. А. Правовые основы деятельности политического психолога. Уч. программа и метод. рекомендации для студентов соц.-психологического факультета Моск. открытого социального университета. М., 2000.

5. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2000.

6. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ // Вопросы психологии, 1990, № 6.

7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности // Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.

8. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С. Д. Воробьева, С. Г. Крылова. – Екатеринбург, 1999. –178 с.

9. Трунов Д. Г. профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998, № 1 (28). С. 12-13.

10. Устав Российского Психологического Общества (РПО). Принят на учредительном съезде РПО. Протокол № 1. от 22 ноября 1994 г.

11. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии, 1990, № 5.

12. Этический кодекс психолога // Психологическая газета, 1996, № 1-11.

13. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии, 1987, № 6. С. 20-30.

 

23 вопрос: Соотношение понятий «нормативные документы» и «этические принципы»

 

Законодательно-правовые акты и нормативные документы- это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

Документы, непосредственно регулирующие деятельность психолога, являются законодательным ориентиром для специалиста при построении работы. К данным документам относятся законодательно-правовые акты и нормативные документы.Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности практического психолога. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. (см. вопрос 22 про нормативные документы)

 

Этический кодекс практических психологов России.

Этика – это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

Кроме документов, регламентирующих профессиональную психологическую работу, принятых на государственном, муниципальном уровнях, пожалуй, основным документом, в котором зафиксированы этические принципы деятельности психолога, является этический кодекс.

В России Этический кодекс РПО был принят 14 февраля 2012 г. на V съезде Российского психологического общества. В его основу положены ключевые положения Конституции РФ, другие нормативные документы, в которых прописаны права и свободы российских граждан, а также рекомендации, изложенные в мета-кодексе Европейской федерации психологических ассоциаций и Американской психологической ассоциации.

Этический кодекс подчеркивает ответственность психолога перед клиентом, обществом, психологической наукой. Его профессиональная деятельность должна основываться на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов и правил поведения.

Предназначение кодекса заключается во внутренней регуляции деятельности сообщества психологов, регуляции отношений психологов с обществом, а также при нарушении этических принципов в применении санкций, обозначенных в данном кодексе

Кодекс содержит принципы, включающие ряд правил поведения профессионального психолога — практика, исследователя, преподавателя психологических дисциплин.

Кодекс определяет четыре базовых принципа: уважения, компетентности, ответственности и честности ***(см.ниже)

Этика работы психолога, отмечается в кодексе, основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития и уважения личности, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Принятый психологическим сообществом Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. В нем описываются:

•     требования к Психологу;

•     требования к Заказчику услуг Психолога;

•     требования к Клиенту — человеку, с которым работает Психолог

•     требования к Результатам работы Психолога;

•     нормы отношений между Психологом и Заказчиком;

•     нормы создания, хранения и применения материалов Психолога;

•     нормы отношений между Психологом и Клиентом;

•     нормы отношений Психолога к Результатам исследования;

•     нормы передачи материалов исследования Заказчику;

•     нормы отношений между Заказчиком и Клиентом.

 

В этом кодексе характеризуются Главные этические принципы, правила деятельности психолога, а также Нормы общественно-научного поведения психолога (Этический кодекс Российского психологического общества, 2003).

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

В настоящее время в различных странах, где развернута и функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические нормы деятельности психолога.

 

За нарушение Этического кодекса психолог может получить предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), также может быть приостановлено его членство в РПО, что сопровождается широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.

Рассмотрение запросов и жалоб физических или юридических лиц по факту нарушения Этического кодекса психолога рассматривается в специально созданном РПО Этическом комитете. Этический комитет РПО также занимается разработкой рекомендаций о применении санкций в рамках компетенции РПО в отношении психологов, нарушающих установленные им этические нормы и принципы.

 

*** (это просто прочитать)

1. Принцип уважения включает:

— уважение достоинства, прав и свобод личности — беспристрастность и недопущение предвзятого отношения к клиенту; избегание деятельности, которая могла бы дискриминировать клиента по любым основаниям; нена- несение вреда здоровью и социальному положению клиента и связанных с ними лиц;

— конфиденциальность — неразглашение (намеренное или случайное) информации, полученной психологом в процессе работы; предоставление результатов исследования, которые не смогут скомпрометировать клиента, психолога и психологическую науку; защита достоинства и благополучия клиента в случае необходимости демонстрации конкретных случаев психологической работы; контроль за сохранением данных психологических исследований;

- осведомленность и добровольное согласие клиента на применение методов и способов использования полученной информации; сообщение клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях; получение согласия клиента на использование в консультировании видео- или аудиозаписи; добровольное участие клиента в психологическом эксперименте и исследовании;

- самоопределение клиента — признание права клиента на максимальную автономию и самоопределение, возможность привлекать для консультации другого психолога.

2. Принцип компетентности включает:

- знание профессиональной этики и следование этическим принципам;

- ограничение профессиональной компетентности, предполагающее выполнение практической деятельности в рамках собственной компетентности и владение методами ведения консультации;

— ограничение применяемых средств — психологу предписывается применять только методики, адекватные целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента, условиям эксперимента; использовать методы обработки данных исследования, получивших научное признание; запрещается предоставлять результаты исследования, искажающие первичные данные и несущие ложную и некорректную информацию;

— профессиональное развитие — повышения уровня своей профессиональной компетентности;

невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях — обязательное продолжение работы с клиентом в случае преждевременного прекращения его взаимодействия с клиентом; запрет на выполнение профессиональной деятельности, если способности или суждения психолога находятся иод неблагоприятным воздействием.

 

3. Принцип ответственности включает:

-- основную ответственность — ответственность за возможные научные и социальные последствия исследовательских проектов или психологического вмешательства в процессе консультирования; осознание специфики взаимодействия с клиентами и вытекающую из этого ответственность;

— ненанесение вреда — применение не опасных для здоровья клиента вмешательств; осознание возникновения этических дилемм и ответственность за их решение.

4. Принцип честности включает:

— осознание границ личных и профессиональных возможностей; честность в общении с клиентом, работодателем в отношении своих

профессиональных возможностей. Данный пункт подробно раскрывает вопросы вознаграждения и саморекламы;

- прямота и открытость — в случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия;

— избегание конфликта интересов — осознание проблем, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений; запрет на использование профессиональных отношений в личных, религиозных, политических или идеологических интересах;

- ответственность и открытость перед профессиональным сообществом предполагает доступность результатов психологических исследований для научной общественности; уважение коллег; объективность критики профессиональной деятельности коллег; конфиденциальное указание коллеге на непрофессионализм его действий.


Вопрос 24: Пути развития психолога

В самом общем плане можно выделить два основных направления («вектора») профессионального самосовершенствования психолога:

 

1. Постоянное улучшение своей работы, что в свою очередь, предполагает:

а) решение проблем клиентов (в идеале – формирование у клиентов готовности к самостоятельному решению своих проблем);

 б) разработку новых методов работы;

в) формирование в самом себе готовности к решению все более и более сложных (и интересных) психологических проблем, т.е. развитие себя как профессионала и т.п.

 

2. Личностное развитие и саморазвитие в профессии. Напомним, что сама профессиональная деятельность понимается нами как одно из важных условий реализации и развития лучших творческих возможностей человека.

Для практических психологов тоже существуют способы повысить свою квалификацию и получить более высокую оценку своего мастерства. Так, в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, психологи могут получить первую, вторую и высшую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Формы этого участия могут быть самыми разнообразными: конференции, семинары, симпозиумы, съезды, конгрессы, заседания методических объединений, кафедр, лабораторий, отделов и многие другие мероприятия. Существуют профессиональные общественные организации психологов, такие, например, как Российское Психологическое Общество, основными целями которого являются содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества; консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов; содействие всестороннему культурному развитию России.

Существуют также различные ассоциации, объединяющие профессионалов-психологов в зависимости от их теоретических и практико-психологических ориентаций: Ассоциация гуманистической психологии, Московская психоаналитическая ассоциация, Ассоциация эриксоновской терапии, гипноза и нейролингвистического программирования и другие.

 

Дополнительно: «Неформальные» пути профессионального саморазвития психологов

Условно можно выделить следующие варианты «неформальных» путей самосовершенствования: учиться у клиентов; «тренироваться»; учиться в совместной деятельности; самообразование; самостоятельное написание статей и книг; участие в научных мероприятиях; дискуссии.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 914.