Вопрос: Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общественной практики в психологических знаниях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.

2. Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.

3. Грамотная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

4. Психическая регуляция

5. Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.

6. Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может "перегореть" еще до старта соревнований.

7. Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты - от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных в связи с этим переживаниями.

8. Кроме того, в отдельное направление современная спортивная психология выделяет исследования, рассматривающие проблемы грамотного формирования команд, межличностные отношения в коллективе, способы и приемы повышения ценностно-ориентационного единства, с болельщиками, а также проблемы межгрупповых взаимоотношений.

Виды деятельности психолога в спортивной психологии

Прежде всего, деятельность спортивного психолога заключается в грамотном психологическом сопровождении всей спортивной жизни спортсмена и включает в себя следующие основные направления:

1. Психодиагностика

2. Индивидуальная психологическая подготовка спортсмена.

3. Психологические тренинги – индивидуальные и коллективные.

4. Ситуативное управление поведением и состояний спортсмена.

5. Отдельным важнейшим направлением спортивной психологии стоит считать и работу со спортсменом, который решил покинуть большой спорт – как помочь человеку сделать это максимально грамотно и чтобы он смог начать новую жизнь вне большого спорта.

Как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который не очень склонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии, основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет. спорт высших достижений, – это очень специфичная область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом.

Основные направления.

Когнитивно-аналитическое направление (Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Д. Келли, А. Риле)

Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Когнитивно-поведенческое направление.

Основная задача - создание ролей необходимых клиенту.

Целями когнитивной психокоррекции являются:

· исправление ошибочной переработки информации;

· помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Когнитивный подход А.Бекка.

Основная задача – научить клиента возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить.

Цели коррекции. Основная цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Состав консилиума.

 

В состав постоянных членов консилиума вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.

 

19 Вопрос: Специфика деятельности психологической службы профориентации и семейного консультирования.

Профориентационное консультирование — это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивиду­альной занятости:

• выбор профессии;

• определение профиля профессионального обучения;

• трудоустройство;

• смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

Профессиональное консультирование может быть:

• индивидуальным, когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы:

- беседы с профконсультантом;

- диагностические процедуры;

- информационные методы;

- специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

• групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В свя­зи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:

- профориентация в школе;

- профориентация в службе занятости.

2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьез­ная ответственность.

Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

• принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

• принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

В связи с этим профконсультант обязан:

- постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования;

• принцип добровольности, предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

• принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

• принцип активности, предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта — оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

• принцип позитивности, означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

• принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

3. Консультанту, занимающемуся профориентационной деятель­ностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позво­ляющую организовывать адекватное взаимодействие с клиен­том на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.

Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

• подготовительный этап, где главная задача консультанта — составление общего представления о проблеме клиента.

Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

- подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

- продумывает общую стратегию работы;

• первый этап, в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

Данный этап имеет следующие характеристики:

- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

= в чем заключается проблема клиента;

= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

= каков внутренний мотив обращения к консультанту;

= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

= насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

• второй этап предполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

- определение пути совместного решения проблемы;

- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

• третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

- информационно-справочной;

- диагностико-рекомендательной;

- диагностико-корректирующей;

- формирующей;

• четвертый этап, предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

- психодиагностические методики;

- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

- постановку профориентационных задач;

- совместное обсуждение различных ситуаций;

- профориентационные игры и упражнения;

• пятый этап предполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

- достигнуты ли поставленные вначале цели;

- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

- в случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

• завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

- анкетные данные клиента;

- общие выводы по предварительным данным;

- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

- гипотезу профконсультанта;

- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

- примечания.

4. В профессиональном, профориентационном консультирова­нии, в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консуль­тирования, предполагающего изучение и работу с такими ха­рактеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и спо­собностей личности и соответствие их выбираемой профессии.

Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:

• выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

• выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценно­стных установок',

• определение склонностей и интересов клиента;

• выявление задатков и потенциала личности, который при оп­ределенном воздействии может быть развит;

• выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характери­стик клиента, которые необходимо скорректировать;

• сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

• осуществление поиска подходящей профессии на основе выявлен­ных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:

• познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;

• личностные особенности, куда входят:

- эмоционально-волевая сфера;

- мотивационно-потребностная и ценностная сфера;

- самооценка и уровень притязаний;

- темперамент, черты характера;

• интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализо­вать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая гра­мотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.

Психодиагностические методики в профориентаиионном кон­сультировании делятся:

• на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изу­чение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество ме­тодов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тес­ты Айзенка), мышления и других познавательных и личност­ных способностей, различные проективные методики, изучаю­щие общие свойства и черты личности;

• специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу дея­тельности (ДДО, Карта интересов и др.);

• компьютерные, которые могут быть как общими, предназна­ченными не только для профконсультирования, так и специ­альными, разработанными именно для целей профконсультации;

• игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:

- ролевые позиции участников;

- способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;

- области коррекции поведения участников, которые могут поме­шать реализации себя в той или иной профессиональной дея­тельности.

Существуют следующие правила и принципы применения психо­диагностических процедур в профориентационном консультировании:

• принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;

• принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:

- все методики и тесты, которые использует консультант, долж­ны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;

- профконсультант должен быть компетентен в применении диаг­ностических методик, в том числе компьютерных;

• принцип системности, предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента.

Особенности семейного консультирования.

Семейное психологическое консультирование – это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном – «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем.

Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового

Существуют как сходство, так и различия в подходах к брачному или семейному консультированию, с одной стороны, и к групповому или индивидуальному консультированию, с другой. Основное сходство заключается в теориях. Некоторые теории, используемые в индивидуальном или групповом консультировании (такие как личностно-центрированный подход, гештальт-терапия, адлерианское консультирование, терапия реальностью и транзактивный анализ), используются так-: же в работе с супружескими парами и семьями (Home&Passmore, 1991). Другие подходы (например, структурная, стратегическая и ориентированная на решение семейная терапия) применяются только в консультировании по вопросам семьи и. брака. Для того чтобы быть достаточно квалифицированными в своей области, консультанты по вопросам брака и семьи должны изучать работы, относящиеся к другим областям консультирования, знать термины и теории, а также быть в курсе новых разработок в области применения известных теорий.

Консультирование по вопросам брака и семьи и индивидуальное консультированиеимеют немало общих исходных предпосылок. Например, оба направления признают важную роль семьи в жизни человека, фокусируются на проблемном' поведении и на конфликтах между индивидом и окружающей средой, а также базируются на теории развития. Различие состоит в том, что индивидуальное консультирование обычно занимается терапией человека вне его семьи, тогда как супружеское или семейное консультирование в принципе подразумевает вовлечение других членов семьи. Более того, консультирование по вопросам брака и семьи направлено на решение проблем семьи как на способ помощи отдельным ее членам лучше справляться с обстоятельствами жизни (Nichols&Schwartz, 1998).

Сессии консультирования по вопросам брака и семьи по своей организации, основной динамике и стадиям развития подобны сессиям группового консультирования. Кроме того, оба типа консультирования имеют межличностную направленность. Однако семья – это не подобие типичной группы, хотя знание закономерностей развития группы может оказаться полезным. Например, члены семьи не равны по статусу и влиянию. Кроме того, в семьях могут культивироваться мифы, тогда как группы более объективны в отношении отдельных событий. Члены семьи выражают большее количество эмоций, чем члены групп другого типа, поскольку процессы в семье не ограничены во времени и связаны с половыми ролями и эмоциональными узами, которые имеют длинную предысторию (Becvar, 1982). Хотя семья может считаться группой, не совсем целесообразно, работая с семьей, ограничиваться только групповой теорией.

Наконец, в брачном и семейном консультировании акцент делается главным образом на процессе (динамике) в противоположность акценту на содержании (линейная причинная связь) в большинстве случаев индивидуального и группового – консультирования. Другими словами, динамика с точки зрения консультирования по вопросам брака и семьи в целом отличается от динамики при двух других типах консультирования. Создавая переход от индивидуального консультирования к семейному, Резникофф (Resnikoff, 1981) обращает внимание на определенные вопросы, которые консультанты должны задать себе, чтобы понять функционирование семьи и ее динамику. Правильно сформулировав вопросы, консультант сможет лучше приспособиться к семье как к клиенту и найти лучший способ работы с ней.

Каковы внешние признаки семьи? Какие из повторяющихся непродуктивных результатов являются значимыми? Какое основное чувство господствует в семье и от кого оно исходит? Какие индивидуальные роли укрепляют прочность семьи и что можно считать превалирующим средством защиты семьи? Чем члены семьи отличаются друг от друга и каковы границы подгрупп? Какую стадию жизненного цикла переживает семья и каковы методы решения главной задачи этой стадии?

Консультанты, работающие с супружескими парами, также задают многие из этих вопросов.

Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.

Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, – его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.

Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.

Медицинская модельсемейногопсихологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, – клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).

Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.

20 вопрос:   «Отрасли психологии. Психологические практики. Психологическая служба»:

 

Специфика деятельности экспертной службы при правоохранительных и др. учреждениях.Псих.служба в юридической практике

https://studme.org/85668/psihologiya/psihologicheskaya_sluzhba_yuridicheskoy_praktike

Профессиональные функции психологов в правоохранительных органах в основном традиционны для практической психологии, но отличаются спецификой объектов и ситуаций, с которыми психологи работают:

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— развитие личности;

— психологическая профилактика;

— психологическое просвещение;

— психологическое консультирование.

Круг объектов и ситуаций психологической диагностики, коррекции, развития, профилактики, просвещения и консультирования в юридической сфере для практического психолога достаточно широк.

Приоритет того или иного направления в деятельности психологической службы, преобладание определенных задач в функциональных обязанностях психологов зависит от конкретного ведомства, региона, традиций, профессиональной компетентности психологов, их численности.

 

В министерствах и ведомствах правоохранительной системы России вводятся должности практических психологов и даже создаются структурные подразделения, осуществляющие психологическое обеспечение решения кадровых и оперативно-служебных вопросов. Уголовно-исполнительная система обладает наиболее развитой психологической службой, специалисты-психологи работают во многих подразделениях. Создаются психологические службы в новых правоохранительных органах — таможенном комитете, налоговой полиции. Успешно работают практические психологи в Федеральной службе безопасности.

Многочисленной является психологическая служба в системе МВД России. На уровне министерства имеется отдел социально-психологической работы с личным составом. В региональных ГУВД и УВД предусмотрена должность старшего психолога и (или) отделение психологического обеспечения. В городских и районных отделах внутренних дел также работает психолог. В составе министерства внутренних дел введены должности психологов и в других структурных подразделениях. При управлениях МВД создаются психофизиологические центры и центры психодиагностики. Должности психологов вводятся также в других службах и подразделениях МВД и УВД. Например, в оперативно-техническом управлении создана психологическая группа, обеспечивающая применение на практике полиграфов. Психологические службы созданы в таких управлениях, как муниципальная милиция, ГИБДД, вневедомственная охрана. Введены должности психологов в спецподразделениях (ОМОНе, СОБРе), создана психологическая служба во внутренних войсках МВД России.

Деятельность силовых ведомств России нацелена на поддержание правопорядка, обороноспособности и безопасности государства и в конечном счете на благополучие российских граждан. Основным видом деятельности специалистов "силового" профиля является служебная деятельность. Термин "служебная деятельность" активно используется в повседневной практике психологов силовых ведомств и определяется как трудовая деятельность, направленная на достижение целей поддержания обороноспособности, безопасности и правопорядка. Примерами такой деятельности являются боевая, оперативно-розыскная, пенитенциарная деятельности. В России открыта специальность "Психология служебной деятельности" для подготовки профессиональных психологов силовых структур.

Психологическая служба комплектуется в городских и районных отделениях внутренних дел, судах. Штаты психологической службы определяют исходя из объема предполагаемой работы и существующих нормативов. Если в организации всего один-два психолога, они входят в состав подразделения, функции которого больше всего соответствуют функциям практических психологов. Психологическая служба может создаваться и как самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно начальнику учреждения.

Для доверительного общения психолога с сотрудниками и кандидатами па службу ему выделяется отдельный рабочий кабинет. Рабочее место оборудуется компьютером для обработки результатов психодиагностики, накопления психологической информации. Во многих подразделениях правоохранительной системы функционируют типовые кабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологических тренингов и видеотренингов. Это существенно повышает результативность работы психологов.

В региональных (областном, республиканском) управлениях правоохранительных органов создается группа по руководству психологами в первичных подразделениях. Руководитель группы становится главным психологом соответствующего ведомства. На такую группу возлагаются следующие функции:

- подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

— текущий контроль работы практических психологов в подведомственных подразделениях;

обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

— организация постоянно действующих семинаров для практических психологов;

— ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство [1].

Региональная психологическая служба построена для психологического обеспечения деятельности нижестоящих организаций. В этой ситуации применяется "челночная" тактика. Группа поочередно выезжает в нижестоящие подразделения и проводит психологическое обследование личного состава, психокоррекционыe мероприятия, индивидуальное и групповое консультирование. Данная модель имеет ряд преимуществ. Она позволяет укомплектовать в областном центре небольшую, но квалифицированную группу психологов. Работа в группе часто более эффективна, так как имеется взаимная поддержка, обмен опытом, взаимозаменяемость, легче оказывать противодействие лицам, не понимающим сути психологической службы. Слабость данной модели функционирования службы - отсутствие постоянного контакта с коллективом.

На федеральном уровне в министерстве или ведомстве создается психологическая группа или подразделение, а ее руководитель назначается главным (ведущим) психологом. Такое подразделение может выполнять следующие функции:

— стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координация их деятельности;

- разработка научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

— подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на всех уровнях;

— централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций;

— организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

— ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

— обобщение и распространение положительного опыта [2].

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят обычно

двe главные задачи:

1) повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала;

2) оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности'.

1) психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов;

2) психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает выполнение следующих видов психологической работы:

профессиональная ориентация и психологический отбор кадров;

— оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников;

— повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников;

— диагностика психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений;

— психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников;

— управленческое консультирование;

— психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление включает следующие виды психологическойработы:

— изучение социально-психологических явлений, влияющих на состояние правопорядка в регионе;

— психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач;

— проведение служебно-психологической экспертизы;

— психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях;

— психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников и при угрозе террористических актов;

— разработку психологических портретов серийных убийц;

— осуществление индивидуальной профилактической работы;

— психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях.

21 вопрос: Основные принципы и проблемы в деятельности психолога-практика.

Принципы психологической помощи

Этические принципы психологической помощи

 Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике.

Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи традиционно выделяют следующие:

•     Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

•     Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

•     Запрет давать советы. Психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог - обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

•     Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

•     Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Об охране труда

1. «Об основах охраны труда в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.

2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон . 1998-1999-2000.

3. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.

О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности, труда в сфере обслуживания населения (в том числе, для практикующих психологов)

1. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.). Принят Гос. Думой 16 сентября 1998 г.

2. «Положение о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан». Утвержден Постановлением Правительства РФ № 1046 от 28 октября 1995 г..

3. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения». Постановление Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г.

4. Документы, регламентирующие работу психолога в сфере здравоохранения // Психологическая газета, 2000, октябрь. С. 29 :

 

1. «О психиатрической помощи» — Закон РФ…

2. «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» — Закон РФ …

3. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Постановление … от 8 июля 1993 г. № 133.

4. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Письмо … от 9 августа 1993 г. № 05-16/25-16.

5. О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 29 мая 1995 года № 145.

6. Об оплате труда медицинских работников. — Инструктивное письмо от 28 июня 1995 года № 2510/1652-95-20.

7. Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 4 сентября 1995 года, № 255.

8. О специальном экзамене для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 19 декабря 1995 года № 353.

9. О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 28 февраля 1996 года, № 71.

10. О лицензировании медицинской деятельности. — Приказ … от 18 апреля 1996 года № 148.

11. Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации. — Приказ … от 1 июля 1995 года № 270. (Текст документа с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 1997 года № 5)

12. О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ … от 26 ноября 1996, № 391.

13. О специальности «Медицинская психология». — Приказ … от 2 июня 1997 года № 1052.

14. О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи. — Приказ … от 28 июля 1997 года № 226.

15. О мероприятиях по планированию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинских психологов. — Приказ … от 28 июля 1997 г. № 225.

16. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. — Постановление … от 27 августа 1997 г. № 43.

17. О подготовке врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях). — Приказ … от 17 декабря 1997 года № 373.

18. Об утверждении Положения о Координационном совете по подготовке клинических (медицинских) психологов. — Приказ … от 26 марта 1999 г. № 101.

19. Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения. — Приказ … от 15 октября 1999 г. № 377.

20. Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19. 12.94 №286 «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». — Приказ … от 11 января 2000 года, № 4.

21. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 — «Клиническая психология». Квалификация: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Утвержден приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686.

вопрос: Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общественной практики в психологических знаниях.

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло лишь в 60-х-гг. XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине 19-го века было обусловлено следующими предпосылками:

1. Общее состояние естественнонаучного знания того периода. Этот период характеризуется во всей Европе возрастанием появившегося в первой половине века интереса к естественнонаучным проблемам. Развивающаяся техника и потребности производства показали первостепенную важность всех знаний, касающихся материальной природы. Достижения в познании живой материи способствовали интенсификации интереса и к самому человеку как объекту познания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук.

2. Состояние анатомии, физиологии и медицины. В середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что именно мозговая деятельность определяет функционирование психики.

3. Состояние биологии. Важным источником формирования естественно-научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина. Эволюционное учение Дарвина оказало существенное влияние на развитие не только всей биологической науки, но и психологии. Психология стала заимствовать детерминистские идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде, филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим сознанием и др. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды.

4. Состояние педагогики. Именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи.

5. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли. Характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления. Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественнонаучного метода. Большую роль сыграли успехи медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений, требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.

Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации. В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности.

5 вопрос: Роль и место психологии в современной социальной ситуации.

Понятие социальной ситуации развития в психологию ввел Л. С. Выготский в качестве структурного компонента психологического возраста. В учении о структуре и динамике возраста он сформулировал положение о социальной среде как источнике психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований.

Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Исследование социальной ситуации включает анализ роли среды в развитии ребенка, изучение отношения ребенка к отдельным компонентам среды, оценку его позиции в социальном окружении. Рассматривая отношение ребенка к обществу, Выготский выделял два плана: «ближайший» и «далекий». Ближайшие отношения связывают ребенка с близким взрослым и сверстником, а далекие — с социальным взрослым — носителем общественных требований, ограничений и смыслов деятельности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.