В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.
• диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
• исследовательская — изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т. д.;
• прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;
• информационная — сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
• конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;
• учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
• экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;
• консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
• коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;
• коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.
Из Должностной инструкции психолога на предприятии (форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 19 декабря 2014 г.)
Психолог исполняет следующие обязанности:
3.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
3.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
3.5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
3.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
3.11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
3.12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
3.13. Консультирует руководителей организации но социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Вопрос 8. Задачи, функции, виды деятельности практического психолога в образовании и спорте
Образование
Цели:
1 Предотвращать школьный неуспех
2 Способствовать социальному научению и социальной адоптации детей
3 Помогать детям с умственной осталостью интегрироваться в общий поток учащихся
4 Содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся
5 Повышать клалификацию учителей, соц. работников, администрации и тд. специалтстов в обл. обучения
Задачи
— диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей.
Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям
— обеспечение развития здоровой личности,
— коррекция затруднений в ее развитии,
— решение проблем профессиональной ориентации
Рассмотрим задачи, которые может решать практический психолог, работая в школе:
1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;
2)разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;
3)держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
4)осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
5)диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;
6)способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;
7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;
8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
9)активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).
Виды деятельности практических психологов в сфере образования : психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.
Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;
2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;
5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Спорт.
Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.