Но и про классические функции следует упомянуть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

•     диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

•     исследовательская — изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т. д.;

•     прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

•     информационная — сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;

•     конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;

•     учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

•     экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;

•     консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

•     коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

• коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.

Из Должностной инструкции психолога на предприятии (форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 19 декабря 2014 г.)

Психолог исполняет следующие обязанности:

3.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

3.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

3.5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

3.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

3.11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

3.12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

3.13. Консультирует руководителей организации но социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Вопрос 8. Задачи, функции, виды деятельности практического психолога в образовании и спорте

Образование

Цели:

1 Предотвращать школьный неуспех

2 Способствовать социальному научению и социальной адоптации детей

3 Помогать детям с умственной осталостью интегрироваться в общий поток учащихся

4 Содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся

5 Повышать клалификацию учителей, соц. работников, администрации и тд. специалтстов в обл. обучения

Задачи

— диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей.

Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь уча­щимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирую­щимся к социальным условиям

— обеспечение развития здоровой личности,

— коррекция затруднений в ее развитии,

— решение проблем профессиональной ориентации

Рассмотрим задачи, которые может решать практический психо­лог, работая в школе:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обуче­нию, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2)разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и роди­телями развивающие программы с учетом индивидуальных особен­ностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каж­дом возрастном этапе;

3)держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

4)осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспе­вающими и недисциплинированными школьниками;

5)диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и лич­ностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6)способствовать созданию благоприятного психологического кли­мата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по воп­росам развития их внимания, памяти, мышления, характера, спо­собностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9)активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая кни­га школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).

 

Виды деятельности практических психологов в сфере образования : психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и разви­тие ребенка.

Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельно­сти психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Формы психологического просвещения могут быть разными: лек­ции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.

Психологическая профилак­тика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого пси­холог:

1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;

2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллекту­альном и личностном развитии;

3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;

4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную сту­пень;

5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.

Спорт.

Психология спорта изучает закономерности психической деятельнос­ти людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортс­менов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разра­ботка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.