Психодиагностика-это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.К основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.
Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним.
Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм:статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).
Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование,педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Содержанием психологческого консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить, как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки.консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес–консультирование и т. д.).
Психотерапия - более глубокое психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения, или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т.д.В рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:
• исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
• развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
В настоящее время существует ряд направлений в психотерапии, которые основываются на различных положениях основных направлений психологии:
· динамическое (психоанализ), которое основано на глубинной психологии;
· когнитивное (когнитивная психотерапия), основанное на когнитивном подходе в психологии;
· поведенческое (поведенческая психотерапия), которое основано на психологии бихевиоризма;
· рационально-эмоционально-поведенческая терапия, близкая к когнитивной психотерапии, но использующая также поведенческие аспекты;
· гуманистическое (клиент-центрированная психотерапия - К. Роджерс, разговорная психотерапия, соматический подход, духовный подход), связанное с гуманистической психологией;
· экзистенциальная терапия — сформированная как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на их основе, с принятием полной ответственности за свой выбор. Включает как один из видов логотерапию, основанную на поиске и анализе смыслов существования;
· гештальт-терапия — гуманистическое направление, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.
Психологическая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
Психопрофилактика - связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, — родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. — с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.Выделяют три уровня психопрофилактики.
I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с людьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах.
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех людей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у людей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как люди станут социально или эмоционально неуправляемыми.
III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на людях с ярко выраженными поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в развитии, в поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
11 Вопрос
Сегодня психодинамическая теория, созданная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня транзакт-ный анализ Э. Берна, гештальттерапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились на основе работы их авторов в классической теории Фрейда.
Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
В этой теории считается, что устойчивые личностные характеристики обычно формируются очень рано. Эти детские стереотипы потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Жизнь человека определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, то есть интерпретируются.
3. Фрейд сформулировал теорию развития личности, выделив и обозначив в ней периоды, реализующие различные задачи развития личности, и описал кризисы развития; психолог работает с содержанием этих кризисов и помогает человеку достичь интенциональности. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности. Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайта как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.
Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах Оно, Я и Сверх-Я. В современных модификациях теории задачей психолога является нахождение с помощью Я человека определенного непротиворечивого отношения между Оно и Сверх-Я. Оно - это область бессознательного. Сверх-Я - то, что личность приобрела в процессе социализации. Я - это проводник между Сверх-Я и Оно. Сильное Я, регулирующее отношения между Оно и Сверх-Я, - важнейшее условие достижения интенциональности.
Так как основной задачей Я является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, действующими на человека и внутренними (бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуальности.
Важными механизмами самозащиты являются также фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития), перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например в головную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).
12 вопрос: Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в поведенческом направлении.
Одно из ведущих направлений современной психотерапии. В основе - идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Цель терапии - устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Предмет деятельности - поведение, научение новому поведению.
Поведенческая психотерапия основана на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обусловливания. Научная база - теория бихевиоризма. В бихевиоризме изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. Основные задачи Б.: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.
Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному расширению теоретической и инструментальной базы поведенческой терапии: в неё может быть включён любой метод, эффективность которого была доказана экспериментальным путём (например, методы релаксации и дыхательные упражнения). Все приёмы нацелены на изменение поведенческих навыков и умений.
Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определённый симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства.
Основоположники – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958).
Основные принципы
− шаблоны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств.
− используются лишь те методы, эффективность которых подтверждена экспериментальным путём; предпочтение отдаётся техникам, имеющим однозначно позитивное влияние.
− Исходный пункт терапии - проблема, которая беспокоит пациента в данный момент. Принцип «здесь и сейчас».
− «Принцип минимального вторжения»: можно вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.
− Относительность понятий «здоровье-болезнь» и «норма-отклонение». Поведенческий терапевт не навязывает клиенту свои представления о том, что является нормальным и здоровым поведением — целью терапии является выработка поведения, которое будет оптимальным и желательным для данного конкретного клиента.
− Терапевт играет активную и директивную роль. Терапевт работает по заранее выработанному плану. Пациент главным образом отвечает на вопросы, которые ему задают, и выполняет упражнения, которые рекомендует терапевт. Техника «выговаривания» своих проблем и переживаний в поведенческой терапии не приветствуется.
− Допустимо использовать помощь членов семьи пациента (с его согласия), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для усиления мотивации, и т. д.
Основные понятия и методы
Стимул, реакция, условный и безусловный рефлекс, подкрепление.
угасание условного рефлекса (если в течение определённого времени нейтральный стимул больше не сопровождается подкреплением (например, звон колокольчика не сопровождается кормлением), то выработанный ранее условный рефлекс постепенно исчезает); генерализация условного рефлекса (рефлекторный ответ может возникнуть не только под воздействием подкрепляемого стимула, но и под воздействием стимулов, более или менее близких к нему);
Метод классического обуславливания - возникновение новых форм поведения в результате установления связи между безусловными рефлексами и новым условным раздражителем.
Метод оперантного обуславливания - поведение может быть изменено благодаря стимулам, которые следуют за поведением («награды» и «наказания»)
− Метод систематической десенсибилизации
− Имитационное научение (наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения)
− Ролевой тренинг
− Биологическая обратная связь (аппаратура отслеживает признаки стресса у пациента, по достижению расслабления - положительное подкрепление)
− Методы отучивания (аверсивная терапия)
− Имплозивная терапия (намеренное погружение пациента в травмирующие воспоминания с целью реинтеграции подавленных эмоций)
− Шейпинг (моделирование поведения)
− Метод аутоинструкций
− Стресс-прививочная терапия (обучение приёмам самоконтроля, помогающим справляться со стрессовыми ситуациями)
− Метод «остановки мысли»
Схема поведенческой терапии:
1. Оценка состояния клиента (составляется список паттернов поведения, которые имеют негативные последствия для пациента).
Каждый паттерн поведения описывается по следующей схеме:
− Когда и как проявляется данный тип поведения? Насколько часто? Как долго он длится?
− Что является «пусковым механизмом» и подкрепляющими факторами данного паттерна поведения?
− Каковы его последствия в краткосрочной и в долгосрочной перспективе?
Принимается во внимание лишь то, что может быть наблюдаемо. Например, вместо того, чтобы говорить о страхе, который он испытывает, пациент должен рассказать о конкретных ощущениях связанных со страхом (сердцебиение, нарушения дыхания, и т. д.)
2. Составление плана терапии («лестница проблем»; одновременно работать только по одному паттерну; начать с наиболее тяжелого, «центрального», вызывающего наиболее неприятные ощущения (например, панические атаки)). Выбор формы адаптивного поведения для замены проблемных паттернов поведения.
3. Завершение терапии. Клиент выделяет приёмы и методики, оказавшиеся наиболее полезными для него. Терапевт рекомендует применять эти приёмы самостоятельно, не только при возникновении проблемы, но и в профилактических целях. Терапевт обучает клиента распознавать признаки возникновения или возвращения проблемы, поскольку это позволит клиенту принять заблаговременные меры для того, чтобы справиться с проблемой или, по крайней мере, уменьшить негативный эффект этой проблемы.
Терапия не устраняет раз и навсегда проблемы клиента. Целью терапии является лишь научение тому, как справляться с трудностями по мере их появления.
История
В 1911 году Эдвард Торндайк впервые ввел термин «поведенческая терапия». Оформление поведенческой психотерапии как самостоятельного направления - около 1950 года.
1915—1918 В. М. Бехтерев - сочетательно-рефлекторная терапия.
И. П. Павлов - условные (выработанные) и безусловные рефлексы (врождённые формы поведения); подкрепление; угасание условного рефлекса; генерализация условного рефлекса; метод классического обуславливания.
Джон Уотсон пришёл к выводу, что классическое обуславливание существует и у людей. 1920 г. - эксперимент с грудным ребёнком: когда ребёнок играл с белой крысой, экспериментаторы вызывали у него страх с помощью громкого звука. Постепенно ребёнок начал боятся белых крыс, а позднее также и любых пушистых животных.
В 1940-е гг. Джозеф Вольпе. Создание метода систематической десенсибилизации, который успешно применяется для лечения фобий, социофобии и сексуальных расстройств, связанных с повышенной тревожностью.
Теория оперантного обуславливания (Эдвард Торндайк, Фредерик Скиннер) - поведение может быть изменено благодаря стимулам, которые следуют за поведением («награды» и «наказания»)
Два закона Торндайка:
«Закон упражнения»: повторение определённого поведения способствует тому, что в дальнейшем это поведение будет проявляться с все более высокой вероятностью.
«Закон эффекта»: если поведение имеет положительный результат для индивида, в будущем оно будет повторяться с более высокой вероятностью. Если же действие приводит к неприятным результатам, в будущем оно будет проявляться все реже или вообще исчезнет.
Скиннер установил, что к исчезновению того или иного паттерна поведения может привести не только неприятный для индивида результат, но и отсутствие какого-либо результата.
Другие представители: Эндрю Сальтер (клиника условно-рефлекторной терапии), Ганс Айзенк и др.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 287.