Реальностная терапия У. Глассера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.

Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования

 

Вопрос 14: Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в гуманистической психологии

 

       Гуманистическое направление в психологическом консультировании ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает данное направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность».

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистнческое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решении находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основными понятиями, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, являются:

о понятие человеческого существования,

о принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, обличающее тревожность о понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающий, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремленияк максимальной социальной самоактуализации. Задача психолога и клиента состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психолога этого направления — мироощущение конкретного клиента.

       В гуманистическом направлении психологического консультирования особое место занимает гештальт-терапия (Ф. Перлза), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник.

Перечислим некоторые из наиболее известных техник гештальт-терапии: восприятие «здесь и теперь»; директивность, речевые изменения; метод пустого кресла; беседа с частью своего « Я»; диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и « нижней собаки» - пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Основным методом, который используется при психологическом консультировании, является метод интервью. Психолог и клиент – два разных человека – встречаются во время интервью. Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, главным из которых является создание большей мобильности его внутреннего мира. В процессе интервью психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента, как уникальную, применяя для этого специальные психологические знания.

Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования носит психологический характер. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими. В-четвертых, можно привести определение консультирования, предложенного К.Роджерсом как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности».

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа данной философии:

o каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

•     каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

•     каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Чем отличается консультирование от других видов психологических практик. Прежде всего, консультирование, как и само интервью, всегда индивидуально и предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Кроме этого, практический психолог, работающий с клиентом, вносят в консультирование собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к его неспособности слышать клиента, что нарушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.

Таким образом, при консультировании работа психолога – это работа с конкретной индивидуальностью человека. Причем и с собственной индивидуальностью как составной частью его профессиональной позиции. Поэтому психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, для того чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий. Интеграгивная модель личности эффективного консультанта должна включать такие характеристики, как аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила характера, толерантность к неопределенности, личная ответственность, умение ставить реалистичные цели, способность к эмпатии.

В целом можно утверждать, что эффективный консультант — это, прежде всего, личностно и социально зрелый человек. Так, в перечень требований Британской ассоциации консультирования к профессиональной подготовке консультантов входят:

•     самоосознание, зрелость и стабильность;

•     способность использовать и осознавать жизненный опыт;

•     способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;

•     способность выстраивать помогающие отношения;

•     способность быть самокритичным.

К особо вредным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

15 вопрос. Основные направления отечественной психологии.

                                                                                                        

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX –начале XX века. Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология».

В.М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885г.) и Психоневрологический институт (1908), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым).

Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова. В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849 – 1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психол регуляции огию.

Бихевиористских принципов придерживался в тот период выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884 – 1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения).

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896 – 1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л. С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании.

Л.С. Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования.

Важным моментом в концепции Л. С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л. С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л. С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно, и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым не формальный момент в концепции Л. С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед»развития

Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев, с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским – проблеме деятельности. Если Л.С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А.Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение психического отражения реальности в процессе деятельности.

Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации –экстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, одна из ведущих в психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии: А. Р. Лурия (1902 – 1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д. Б. Эльконин (1904 – 1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А. В. Запорожец (1905 – 1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л. И. Божович (1908 – 1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П. И. Зинченко (1903 – 1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода; П. Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования ум-ственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др.

Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности». Любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна. «...Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого» [30]. Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.

Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывно связаны.

Отличие вподходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: дляА.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, а С.Л. Рубинштейн не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

Психология, понятая с позиции С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Крупнейшие последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский.

Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна – далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.

Важным направлением в советской психологии явилась«теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающееготовность субъекта к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева, представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности.

В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической дея-тельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.

Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева.

Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора ком-плексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека, как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества.

Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания».

 

Вопрос 17: Специфика деятельности психологической службы наркологических диспансеров и психологические консультации при медицинских учреждениях

Психологическая работа с наркозависимыми людьми (подрост­ками и взрослыми) приобретает особую значимость прежде все­го из-за все большей распространенности этого вида отклоне­ния от нормального поведения и образа жизни, а также нарко­зависимости, обусловленной социально-бытовыми и индивиду­ально психологическими причинами.

Задачи психолога наркологического учреждения:

1. Проведение психологического анализа данных жизненного пути больного, дополняющего сведения анамнеза или катамнеза.

 

2. Проведение диагностической работы:

a) описание общих индивидуально-психологических особенностей личности;

b) исследование степени интеллектуально - мнестического снижения и характера личностных изменений;

c) проведение общего анализа структуры психологического дефекта (особенно при осуществлении психолого-психиатрической экспертизы);

d) проведение патопсихологического обследования больных с заболеваниями психики, осложненными наркоманией или алкоголизмом;

e) психологическое обследование зависимых больных в процессе получения ими общего комплекса терапии.

 

3. Проведение психоконсультационных, психокоррекционных и

профилактических работ с пациентом и его ближайшим окружением:

a) разработка развивающих, психоконсультационных и психокоррекционных программ;

b) проведение индивидуальных и групповых психоконсультационных и психокоррекционных мероприятий;

c) проведение работ, направленных на профилактику наркоманических или алкогольных рецидивов;

d) проведение с больными и их родственниками мероприятий, имеющих целью восстановление социального статуса больного, оказание помощи в организации адекватного микроклимата в семье и ближайшем окружении.

4. Проведение работы по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии.

5. Проведение совместно с представителями других служб психопрофилактической работы с населением (в школах, техникумах, вузах, на предприятиях).

6. Повышение своего образовательного уровня и внедрение в практику современных методов психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

7. Соблюдение принятых профессиональных стандартов, в том числе и оформление документации установленного образца в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения РФ.

Функции психолога в системе здравоохранения (в мед. учреждениях) очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Вопрос 18: Специфика деятельности психологической службы ПМПК и образовательных учреждений

Психолого-медико-педагогическая комиссия - экспертная служба решающая вопросы, связанные с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 18 лет. ПМПК разрабатывает психолого-медико-педагогические заключения по результатам данных медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка и дает индивидуально ориентированные рекомендации.

Целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Основными задачами ПМПК являются следующие:

1. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.

2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.

3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.

 4. Контроль эффективности разработанных рекомендаций.

Для достижения цели и осуществления поставленных задач ПМПК выполняют следующие функции.

1. Экспертно-диагностическая функция.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

2. Информационно-аналитическая функция.

Информационное направление: формирование базы данных, необходимой для- обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях, включая ПМПконсилиумы образовательных учреждений.

 Аналитическое направление: осуществление каждым специалистом профессионального анализа «входящей» информации и результатов обследования ребенка.

3. Организационная функция - координация деятельности структурных единиц системы ПМПК.

 4. Методическая функция, которая чаще всего реализуется в форме методических совещаний.

 5. Консультативная функция.

 Можно выделить три основных направления реализации консультативной функции: 

*Консультирование - является основной формой взаимодействия- специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии.

* Специалисты системы ПМПК также могут обращаться друг к другу- за консультацией по поводу диагностики развития конкретного ребенка, по методическим и другим вопросам. 

*Посредством профессионально организованных способов- специалисты ПМПК осуществляют консультирование самих детей и подростков с отклонениями в развитии.

6. Функция сопровождения.

Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК способствует контролю эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования. Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка.

7. Просветительская функция.

 Основные направления:

 информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства; 

информирование родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.; 

информирование о необходимости консультирования ребенка в ПМПК на ранних этапах его развития при наличии осложнений при беременности и родах;

 проведение работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, по укреплению личности, формированию устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний, деятельной позиции на достижения в рамках имеющихся возможностей развития и т.п. 

информирование специалистов смежных ведомств о целях, задачах,- направлениях деятельности ПМПК, о показаниях и своевременности направления детей и подростков в ПМПК.

2. Состав ПМПК

Основной состав:

врач-психиатр (детская психиатрия);

- врач-невропатолог (детская невропатология);

-врач-педиатр (педиатр развития);

- отоларинголог;

- офтальмолог;

- ортопед;

- психолог (клиническая или специальная психология);

- логопед;

- педагог-дефектолог;

- социальный педагог;

- медсестра (регистратор, статистик);

- воспитатель;

- представители органов управления образования, здравоохранения,

- социальной защиты, правоохранительной системы.

 Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне может быть рекомендован дополнительный состав ПМПК, куда могут входить: врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог, методист-педагог (дефектолог), методист-психолог (нейро- и патопсихолог) и другие специалисты.

Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), сами дети или подростки. При этом самостоятельное обращение детей в ПМПК возможно с 12-летнего возраста.

Прием ребенка на ПМПК делится на два основных этапа.

Первый этап включает в себя общие для любого обследования шаги, направленные на:

а) анализ первичной информации;

б) сбор информации о социальных условиях жизни ребенка;

 в) сбор анамнестических сведений;

г) формирование запроса в другие учреждения, ведомства по недостающей информации (при необходимости);

д) коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПК.

Второй этап предполагает индивидуальный план обследования ребенка, составленный по результатам первого этапа. Как правило, этот этап включает в себя следующие шаги:

 а) медицинское обследование; б) психологическое обследование;

 в) педагогическое обследование (по показаниям: обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-методистом начального образования; при наличии специалистов — сурдо-, тифлопедагогом).

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка.

Заключение ПМПК является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.

Заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер.

На базе школ могут быть организованы школьные психолого-медико-педагогические консилиумы - это объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль за результативностью своей деятельности.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) это организационная форма, в рамках которой объединяются педагоги, специалисты разного профиля, осуществляющие процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль результативности своей деятельности.

 Консилиум создается на базе образовательного учреждения любого типа и приказом руководителя учреждения при наличии соответствующих специалистов. ПМП консилиумы создаются в образовательных школах и дошкольных учреждениях. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

 

1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико – коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

2. Медико-психолого-педагогический консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на ПМПК в случае необходимости или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребёнка.

Состав консилиума.

 

В состав постоянных членов консилиума вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.

 

19 Вопрос: Специфика деятельности психологической службы профориентации и семейного консультирования.

Профориентационное консультирование — это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивиду­альной занятости:

• выбор профессии;

• определение профиля профессионального обучения;

• трудоустройство;

• смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

Профессиональное консультирование может быть:

• индивидуальным, когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы:

- беседы с профконсультантом;

- диагностические процедуры;

- информационные методы;

- специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

• групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В свя­зи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:

- профориентация в школе;

- профориентация в службе занятости.

2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьез­ная ответственность.

Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

• принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

• принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

В связи с этим профконсультант обязан:

- постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования;

• принцип добровольности, предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

• принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

• принцип активности, предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта — оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

• принцип позитивности, означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

• принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

3. Консультанту, занимающемуся профориентационной деятель­ностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позво­ляющую организовывать адекватное взаимодействие с клиен­том на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.

Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

• подготовительный этап, где главная задача консультанта — составление общего представления о проблеме клиента.

Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

- подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

- продумывает общую стратегию работы;

• первый этап, в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

Данный этап имеет следующие характеристики:

- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

= в чем заключается проблема клиента;

= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

= каков внутренний мотив обращения к консультанту;

= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

= насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

• второй этап предполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

- определение пути совместного решения проблемы;

- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

• третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

- информационно-справочной;

- диагностико-рекомендательной;

- диагностико-корректирующей;

- формирующей;

• четвертый этап, предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

- психодиагностические методики;

- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

- постановку профориентационных задач;

- совместное обсуждение различных ситуаций;

- профориентационные игры и упражнения;

• пятый этап предполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

- достигнуты ли поставленные вначале цели;

- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

- в случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

• завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

- анкетные данные клиента;

- общие выводы по предварительным данным;

- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

- гипотезу профконсультанта;

- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

- примечания.

4. В профессиональном, профориентационном консультирова­нии, в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консуль­тирования, предполагающего изучение и работу с такими ха­рактеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и спо­собностей личности и соответствие их выбираемой профессии.

Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:

• выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

• выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценно­стных установок',

• определение склонностей и интересов клиента;

• выявление задатков и потенциала личности, который при оп­ределенном воздействии может быть развит;

• выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характери­стик клиента, которые необходимо скорректировать;

• сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

• осуществление поиска подходящей профессии на основе выявлен­ных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:

• познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;

• личностные особенности, куда входят:

- эмоционально-волевая сфера;

- мотивационно-потребностная и ценностная сфера;

- самооценка и уровень притязаний;

- темперамент, черты характера;

• интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализо­вать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая гра­мотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.

Психодиагностические методики в профориентаиионном кон­сультировании делятся:

• на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изу­чение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество ме­тодов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тес­ты Айзенка), мышления и других познавательных и личност­ных способностей, различные проективные методики, изучаю­щие общие свойства и черты личности;

• специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу дея­тельности (ДДО, Карта интересов и др.);

• компьютерные, которые могут быть как общими, предназна­ченными не только для профконсультирования, так и специ­альными, разработанными именно для целей профконсультации;

• игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:

- ролевые позиции участников;

- способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;

- области коррекции поведения участников, которые могут поме­шать реализации себя в той или иной профессиональной дея­тельности.

Существуют следующие правила и принципы применения психо­диагностических процедур в профориентационном консультировании:

• принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;

• принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:

- все методики и тесты, которые использует консультант, долж­ны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;

- профконсультант должен быть компетентен в применении диаг­ностических методик, в том числе компьютерных;

• принцип системности, предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента.

Особенности семейного консультирования.

Семейное психологическое консультирование – это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном – «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем.

Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового

Существуют как сходство, так и различия в подходах к брачному или семейному консультированию, с одной стороны, и к групповому или индивидуальному консультированию, с другой. Основное сходство заключается в теориях. Некоторые теории, используемые в индивидуальном или групповом консультировании (такие как личностно-центрированный подход, гештальт-терапия, адлерианское консультирование, терапия реальностью и транзактивный анализ), используются так-: же в работе с супружескими парами и семьями (Home&Passmore, 1991). Другие подходы (например, структурная, стратегическая и ориентированная на решение семейная терапия) применяются только в консультировании по вопросам семьи и. брака. Для того чтобы быть достаточно квалифицированными в своей области, консультанты по вопросам брака и семьи должны изучать работы, относящиеся к другим областям консультирования, знать термины и теории, а также быть в курсе новых разработок в области применения известных теорий.

Консультирование по вопросам брака и семьи и индивидуальное консультированиеимеют немало общих исходных предпосылок. Например, оба направления признают важную роль семьи в жизни человека, фокусируются на проблемном' поведении и на конфликтах между индивидом и окружающей средой, а также базируются на теории развития. Различие состоит в том, что индивидуальное консультирование обычно занимается терапией человека вне его семьи, тогда как супружеское или семейное консультирование в принципе подразумевает вовлечение других членов семьи. Более того, консультирование по вопросам брака и семьи направлено на решение проблем семьи как на способ помощи отдельным ее членам лучше справляться с обстоятельствами жизни (Nichols&Schwartz, 1998).

Сессии консультирования по вопросам брака и семьи по своей организации, основной динамике и стадиям развития подобны сессиям группового консультирования. Кроме того, оба типа консультирования имеют межличностную направленность. Однако семья – это не подобие типичной группы, хотя знание закономерностей развития группы может оказаться полезным. Например, члены семьи не равны по статусу и влиянию. Кроме того, в семьях могут культивироваться мифы, тогда как группы более объективны в отношении отдельных событий. Члены семьи выражают большее количество эмоций, чем члены групп другого типа, поскольку процессы в семье не ограничены во времени и связаны с половыми ролями и эмоциональными узами, которые имеют длинную предысторию (Becvar, 1982). Хотя семья может считаться группой, не совсем целесообразно, работая с семьей, ограничиваться только групповой теорией.

Наконец, в брачном и семейном консультировании акцент делается главным образом на процессе (динамике) в противоположность акценту на содержании (линейная причинная связь) в большинстве случаев индивидуального и группового – консультирования. Другими словами, динамика с точки зрения консультирования по вопросам брака и семьи в целом отличается от динамики при двух других типах консультирования. Создавая переход от индивидуального консультирования к семейному, Резникофф (Resnikoff, 1981) обращает внимание на определенные вопросы, которые консультанты должны задать себе, чтобы понять функционирование семьи и ее динамику. Правильно сформулировав вопросы, консультант сможет лучше приспособиться к семье как к клиенту и найти лучший способ работы с ней.

Каковы внешние признаки семьи? Какие из повторяющихся непродуктивных результатов являются значимыми? Какое основное чувство господствует в семье и от кого оно исходит? Какие индивидуальные роли укрепляют прочность семьи и что можно считать превалирующим средством защиты семьи? Чем члены семьи отличаются друг от друга и каковы границы подгрупп? Какую стадию жизненного цикла переживает семья и каковы методы решения главной задачи этой стадии?

Консультанты, работающие с супружескими парами, также задают многие из этих вопросов.

Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.

Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, – его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.

Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.

Медицинская модельсемейногопсихологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, – клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).

Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.

20 вопрос:   «Отрасли психологии. Психологические практики. Психологическая служба»:

 

Специфика деятельности экспертной службы при правоохранительных и др. учреждениях.Псих.служба в юридической практике

https://studme.org/85668/psihologiya/psihologicheskaya_sluzhba_yuridicheskoy_praktike

Профессиональные функции психологов в правоохранительных органах в основном традиционны для практической психологии, но отличаются спецификой объектов и ситуаций, с которыми психологи работают:

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— развитие личности;

— психологическая профилактика;

— психологическое просвещение;

— психологическое консультирование.

Круг объектов и ситуаций психологической диагностики, коррекции, развития, профилактики, просвещения и консультирования в юридической сфере для практического психолога достаточно широк.

Приоритет того или иного направления в деятельности психологической службы, преобладание определенных задач в функциональных обязанностях психологов зависит от конкретного ведомства, региона, традиций, профессиональной компетентности психологов, их численности.

 

В министерствах и ведомствах правоохранительной системы России вводятся должности практических психологов и даже создаются структурные подразделения, осуществляющие психологическое обеспечение решения кадровых и оперативно-служебных вопросов. Уголовно-исполнительная система обладает наиболее развитой психологической службой, специалисты-психологи работают во многих подразделениях. Создаются психологические службы в новых правоохранительных органах — таможенном комитете, налоговой полиции. Успешно работают практические психологи в Федеральной службе безопасности.

Многочисленной является психологическая служба в системе МВД России. На уровне министерства имеется отдел социально-психологической работы с личным составом. В региональных ГУВД и УВД предусмотрена должность старшего психолога и (или) отделение психологического обеспечения. В городских и районных отделах внутренних дел также работает психолог. В составе министерства внутренних дел введены должности психологов и в других структурных подразделениях. При управлениях МВД создаются психофизиологические центры и центры психодиагностики. Должности психологов вводятся также в других службах и подразделениях МВД и УВД. Например, в оперативно-техническом управлении создана психологическая группа, обеспечивающая применение на практике полиграфов. Психологические службы созданы в таких управлениях, как муниципальная милиция, ГИБДД, вневедомственная охрана. Введены должности психологов в спецподразделениях (ОМОНе, СОБРе), создана психологическая служба во внутренних войсках МВД России.

Деятельность силовых ведомств России нацелена на поддержание правопорядка, обороноспособности и безопасности государства и в конечном счете на благополучие российских граждан. Основным видом деятельности специалистов "силового" профиля является служебная деятельность. Термин "служебная деятельность" активно используется в повседневной практике психологов силовых ведомств и определяется как трудовая деятельность, направленная на достижение целей поддержания обороноспособности, безопасности и правопорядка. Примерами такой деятельности являются боевая, оперативно-розыскная, пенитенциарная деятельности. В России открыта специальность "Психология служебной деятельности" для подготовки профессиональных психологов силовых структур.

Психологическая служба комплектуется в городских и районных отделениях внутренних дел, судах. Штаты психологической службы определяют исходя из объема предполагаемой работы и существующих нормативов. Если в организации всего один-два психолога, они входят в состав подразделения, функции которого больше всего соответствуют функциям практических психологов. Психологическая служба может создаваться и как самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно начальнику учреждения.

Для доверительного общения психолога с сотрудниками и кандидатами па службу ему выделяется отдельный рабочий кабинет. Рабочее место оборудуется компьютером для обработки результатов психодиагностики, накопления психологической информации. Во многих подразделениях правоохранительной системы функционируют типовые кабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологических тренингов и видеотренингов. Это существенно повышает результативность работы психологов.

В региональных (областном, республиканском) управлениях правоохранительных органов создается группа по руководству психологами в первичных подразделениях. Руководитель группы становится главным психологом соответствующего ведомства. На такую группу возлагаются следующие функции:

- подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

— текущий контроль работы практических психологов в подведомственных подразделениях;

обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

— организация постоянно действующих семинаров для практических психологов;

— ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство [1].

Региональная психологическая служба построена для психологического обеспечения деятельности нижестоящих организаций. В этой ситуации применяется "челночная" тактика. Группа поочередно выезжает в нижестоящие подразделения и проводит психологическое обследование личного состава, психокоррекционыe мероприятия, индивидуальное и групповое консультирование. Данная модель имеет ряд преимуществ. Она позволяет укомплектовать в областном центре небольшую, но квалифицированную группу психологов. Работа в группе часто более эффективна, так как имеется взаимная поддержка, обмен опытом, взаимозаменяемость, легче оказывать противодействие лицам, не понимающим сути психологической службы. Слабость данной модели функционирования службы - отсутствие постоянного контакта с коллективом.

На федеральном уровне в министерстве или ведомстве создается психологическая группа или подразделение, а ее руководитель назначается главным (ведущим) психологом. Такое подразделение может выполнять следующие функции:

— стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координация их деятельности;

- разработка научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

— подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на всех уровнях;

— централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций;

— организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

— ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

— обобщение и распространение положительного опыта [2].

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят обычно

двe главные задачи:

1) повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала;

2) оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности'.

1) психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов;

2) психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает выполнение следующих видов психологической работы:

профессиональная ориентация и психологический отбор кадров;

— оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников;

— повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников;

— диагностика психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений;

— психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников;

— управленческое консультирование;

— психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление включает следующие виды психологическойработы:

— изучение социально-психологических явлений, влияющих на состояние правопорядка в регионе;

— психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач;

— проведение служебно-психологической экспертизы;

— психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях;

— психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников и при угрозе террористических актов;

— разработку психологических портретов серийных убийц;

— осуществление индивидуальной профилактической работы;

— психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях.

21 вопрос: Основные принципы и проблемы в деятельности психолога-практика.

Принципы психологической помощи

Этические принципы психологической помощи

 Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике.

Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи традиционно выделяют следующие:

•     Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

•     Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

•     Запрет давать советы. Психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог - обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

•     Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

•     Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.