Режим питания и пищевой рацион
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из основных условий нормального развития школьников является соблюдение норм и правил питания.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении следующих требований:

1. Строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними.

2. Кратность приемов пищи.

3. Физиологически обоснованное количественное и качественное
распределение пищи на отдельные приемы.

4. Условия приема пищи и поведение ребенка во время еды.

Интервал между приемами пищи определятся временем пищевари-тельного цикла желудка (от поступления пищи в желудок до ее продвижения в кишечный тракт) у детей разного возраста. Согласно указанным особенностям работы ЖКТ, промежутки между приемами пищи у школь-ников должны составлять не менее 3 часов и не более 4-4,5 часов.

Кратность приемов пищи обеспечивает суточную потребность детского
организма в энергии, а также в количестве и качестве необходимых для него пищевых веществ. Для школьников кратность выполняет указанные функции при 4-5 разовом приеме пищи в зависимости от возраста. На протяжении дня, т. е. дома и в школе, содержание режима питания учащихся должно включать завтрак в 7.0-7.30 ч, горячий завтрак в школе на второй или третьей перемене. В группах продленного дня учащиеся обедают после школьных занятий в 13.00-13.30 ч. в отдельных школах для учащихся групп продлен-ного дня практикуется организация полдника между 16.30 и 17.00 ч. Такая практика заслуживает распространения, исходя из длительности пребывания дней в школе (до 18 ч.), ужинают все школьники дома в 19.00-19.30 ч.

Для обеспечения умственной деятельности школьное питание учащихся должно покрывать большую часть их суточных энерготрат, которые распределяются следующим образом: 20 % - на завтрак, 35 % - на обед и 10 % на полдник.

Важным оздоровительным мероприятием для детей школьного возраста является правильная организация питания в школе.

Обеспечение горячей пищей школьников в виде обеда или горячего завтрака является лучшей формой школьного питания. В соответствии с знерготратами детей за время пребывания их в школе (эти энерготраты определены в 600 ккал) необходимо рассчитывать школьный завтрак.
Калорийность его должна составлять 20—25% от суточной калорийности, т.е. около 600—700 ккал, при этом на долю белков должно приходиться 15% общего числа калорий, жиров — 25% и углеводов — 60%.

Большое место в рациональном питании детей диетологи отводят организации самого процесса еды. Спокойная обстановка в столовой, удобная мебель, внешний вид блюд, их запах и вкус - все это должно вызывать аппетит и положительные эмоции. Этому может способствовать и температура подаваемой пищи: она должна составлять 50 °С для первых и вторых блюд.




Организация исследования

 

Целью нашего исследования является изучение специфики реабили-тации нарушений ОДА процесса у учащихся общеобразовательных и лицей-ских классов.

Задачи исследования:

1) Изучить структуру нарушений ОДА в параллели 9-х, 10-х и 11-х классов на основании данных последнего клинического осмотра.

2) Сопоставить эти данные с результатами первичной диагностики, сделав вывод о динамике реабилитации у учеников общеобразовательных и лицейских классов; первичная диагностика в нашем случае проводилась в 8-м классе (именно с этого класса начинается разделение на общеобразователь-ный и лицейский профиль).

3) Изучить особенности распространения нарушений ОДА среди юношей и девушек. 

4) Изучить особенности двигательной активности у обследуемой группы учащихся.

5) Изучить влияние динамических характеристик личности (темперамента) на возникновение нарушения ОДА.

6) Исследовать особенности самочувствия, активности, настроения учащихся до и после занятий корригирующей гимнастикой.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы село Перевалово

Временной интервал исследования значительный, что связано со спецификой заболеваний ОДА: реабилитация данных заболеваний требует времени (чаще всего несколько лет). В нашей работе отражены наблюдения за динамикой реабилитационного процесса учащихся лицейских и обще-образовательных классов в течение 3 лет (в скобках указано соотношение от общего числа учащихся общеобразовательных или лицейских классов).

Таблица 5

Количество учащихся, принимавших участие в исследовании

Учебный год Общеобразовательные классы Лицейские классы
1999-2000 53 (49 %) 60 (54 %)
2000-2001 45 (39 %) 54 (47 %)
2001-2002 37 (30 %) 41 (36 %)

Методы исследования

 

Для решения намеченных задач использовались следующие методы:

4. Клинический осмотр.

5. Анкетирование (с цель выявления количества локомоций у уча-щихся в течение дня).

6. Методика САН (самочувствие, активность, настроение).

4. Методика диагностики темперамента Г. Айзенка.

Опишем эти методы подробно.

1. Клинический осмотр

Обследование надо вести в определенной последовательности: спереди, сзади и сбоку. Обследуемый должен стоять непринужденно, на прямых ногах, руки держать свободно.

Начинают осмотр спереди. Обращают внимание на положение головы. Она должна быть слегка приподнята. Надплечия должны располагаться на одном уровне. Грудная клетка симметрична. Уровень стояния сосков одинаковый. Ноги не должны быть согнуты в коленях, они прямые и одинаковой длины.

Более отчетливое представление об осанке и возможных искривлениях дает осмотр сзади. И здесь прежде всего обследуют положение головы, уровень надплечий. Также лопатки должны располагаться на одном уровне. При боковых искривлениях верхней половины позвоночника надплечье и лопатка на стороне, соответствующей вогнутости. Рельеф длиннейших мышц на выпуклой стороне выражен более отчетливо.

Если плечевой пояс опущен с левой стороны, то это указывает на
правосторонний грудной сколиоз. Если с правой - то левосторонний. Лопатка, соответствующая пониженному плечу, не плотно прилегает к уплощенной грудной клетке. Нижний конец ее лежит ближе к остистым отросткам, чем верхний (кожа под углом этой лопатки становится немного сморщенной, складчатой). Еще один характерный показатель - отклонение от средней линии остистых отростков в сторону приподнятого плеча (в норме она должна быть прямой). Чтобы обнаружить отклонение, используют такой прием: II, III пальцами правой руки проводят 2-3 раза вдоль остистых отростков, начиная с VII шейного, вниз по всей длине позвоночника. Появившаяся на коже спины красноватая полоска указывает на отклонение остистых отростков от средней линии, что является следствием искривления позвоночника. У худых детей отклонение от средней линии четко обнаруживается, когда они поднимают руки в стороны. Еще более убедительное впечатление дает изучение щелевидных просветов треугольной формы, расположенных между внутренней поверхностью опущенных рук и туловищем и вершиной его на уровне талии - треугольники талии. В норме просветы должны быть одинаковыми по форме и величине. При дефектах треугольник талии на выпуклой стороне уменьшается, а на вогнутой увеличивается. Такая асимметрия треугольной талии возникает уже при самых незначительных степенях боковых искривлений.

Для выявления торсионных изменений обследуемому предлагают сделать наклон вперед, и тогда в поясничном отделе обнаруживается «мышечный валик» на стороне выпуклости.

Далее сравнивают стояние верхних переднезадних остей подвздошных
костей. Для этого нужно сзади положить на них указательные пальцы. Разница уровней свидетельствует о косом стоянии таза. Для выявления причины надо измерить длину ног.

Следует обратить внимание также на симметричность ягодичных складок, коленных и голеностопных суставов. К другим признакам боковых
искривлений относятся боли в области поясницы и в месте реберного выпячивания (характерны для диспластических, врожденных сколиозов) и
возникающие при длительном стоянии. Необходимо обратить внимание на
расширение подмышечных вен с выпуклой стороны, усиление потливости и
роста волос по направлению остистых отростков.

При осмотре сбоку выявляются сагиттальные искривления позвоно-чника.

Тип осанки (плоская, круглая, кругло-вогнутая спина) определяется по
следующим признакам: по углу наклона головы, плечевого пояса и таза, по
форме грудной клетки (нормальная, плоская), по дугообразной спине, форме
живота (прямой, отвисший, выпуклый).

При определении круглой спины, сутуловатости применяют такой прием: исследуемому предлагают поднять руки вверх; при сутуловатости спина выпрямляется в одну линию с руками; при круглой спине или кифозе не выпрямляется, остается дугообразной.

В процессе наблюдения за ребенком надо измерять рост стоя и сидя.
Увеличение роста сидя — хороший показатель, косвенно указывает на то, что сколиоз не прогрессирует.

Для выявления сколиоза необходимо использовать рентгенологические
данные; они позволяют более точно установить характер и степень различ-ных изменений позвоночника[24].

2. Анкета «Определение количества локомоций»

Инструкция: Дорогие ребята! Просим вас ответить на вопросы, которые касаются особенностей вашей жизнедеятельности.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы (укажите конкретные цифры – как часто и какова продолжительность):

1. Как часто вы проводите перемены в движении? (то есть ходите, играете).

2. Участвуете ли вы в физкультминутках? Как часто?

3. Участвуете ли в танцевальных кружках, спортивных секциях? Укажите количество занятий в неделю по каждому занятию и продолжительность.

4. Проводите ли вы время в движении в выходные дни – лыжи, плаванье, коньки, теннис, бадминтон – с семьей, друзьями.

5. Делаете ли вы зарядку по утрам? В течение какого времени? Делаете ли вы гимнастику в течение дня? Какой продолжительности?

6. Как вы добираетесь до школы – пешком, на автобусе, подвозят родители? Укажите, сколько времени по дороге вы проходите пешком?

7. Сколько времени вы проводите, занимаясь коррегирующей или лечебной гимнастикой?

3. Опросник САН состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния (приложение 1).

Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в данный момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характери-стики».

4. Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента (приложение 2).

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно, то ставите знак «+», если не согласны – знак «-».


Глава III. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся общеобразовательных и лицейских классов













Результаты исследования

 

Результаты клинического осмотра 2019 года представлены в таблице 6.

Таблица 6

Нарушения опорно-двигательного аппарата 

Классы

Количество учащихся с нарушением осанки

Человек В % от общего числа учеников
9-е общеобразовательные 9-е лицейские 10-е общеобразовательные 10-е лицейские 11-е общеобразовательные 11-е лицейские 32 28 11 17 10 15 56 64 44 51 34 48

 

 

Из таблицы видно, что чем дольше длится реабилитационный период, тем больше положительный эффект. Например, среди учащихся общеобразовательных классов, с которыми реабилитационная работа велась в течение 2 лет, улучшения зафиксированы у 52 %, в то время как у учащихся 9-х классов, которые занимались только в течение года, - 12 %.

 Факт большей распространенности заболеваний ОДА среди учащихся лицейских классов очевиден на всем периоде реабилитационной работы. Однако динамика положительных изменений у этой категории учащихся значительно меньшая, чем у их сверстников из общеобразовательных классов (обратим внимание на диаграмму). Мы связываем это с большой статичес-кой нагрузкой у учащихся лицейских классов (по 8-9 уроков в день в отличие от 5-6 уроков в обычных классах), в силу чего эффективность реабилита-ционных мероприятий оказывается ниже, чем в обычных классах.

Отобразим структуру патологии ОДА в зависимости от пола обследуемых (в скобках указано отношение к общему числу учащихся в общеобразовательном или лицейском классе)

Таблица 7

Зависимость нарушений ОДА от пола учащихся

Классы

Количество учащихся с нарушением осанки

Общеобразовательные классы

Лицейские классы

юноши девушки юноши девушки
9-е классы 10-е классы  11-е классы 13 (22 %) 5 (20 %) 4 (14 %) 19 (33 %) 6 (24 %) 6 (20 %) 7 (16 %) 7 (19 %) 6 (19 %) 21 (48 %) 9 (24 %) 9 (28 %)

 

Итак, очевидны различия между юношами и девушками в распро-странении нарушений ОДА (особенно отчетливо это проявляется в параллели 9-х классов). Количество девушек, имеющих патологию костно-мышечной системы, во всех классах превышает количество юношей. Современные исследователи связывают данный факт с тем, что девочки от природы двигаются меньше. Кроме того, в подростковом возрасте, когда движения становятся угловатыми и нужна высокая двигательная активность для совершенствования движений, девушки становятся стеснительными и предпочитают статические занятия [21, с. 44]. 

Обратимся к изучению видов нарушений ОДА у обследуемой нами категории учащихся (в скобках указано отношение количества нарушений к общему числу нарушений).

Таблица 8

Виды нарушений ОДА до и после коррекции

Классы

Нарушения осанки

Всего

Во фронтальной плоскости

(сколиозы)

В сагиттальной плоскости

 

До реабилиатции

 

После реабилиатции

До реабилиатции После реабилиатции До реабилиатции После реабилиатции

Нынешние 9-е

О/обр.   16 (50 %)   12 (50 %)   16 (50 %) 12 (50 %) 32 24
Лицей 13 (46 %) 11 (46 %) 15 (54 %) 13 (54 %) 28 24

Нынешние 10-е

О/обр 6 (55 %) 2 (50 %) 5 (45 %) 2 (50 %) 11 4
Лицей 7 (41 %) 4 (36 %) 10 (59 %)   7 (54 %)   17 11

Нынешние 11-е

О/обр 6 (60 %) 2 (40 %) 4 (40 %) 3 (60 %) 10 5
Лицей 8 (53 %) 5 (50 %) 7 (47 %) 5 (50 %) 15 10

Всего

56 (50 %) 36 (46 %) 57 (50 %) 42 (54 %) 113 78

 

По данным клинического осмотра, у учеников 9-х общеобразова-тельных классов частота нарушений осанки в саггитальной и во фронтальной плоскости одинакова – как до реабилитации, так и после проведенных мероприятий. У учащихся лицейских классов преобладают нарушения в саггитальной плоскости.

У учеников 10-х классов общеобразовательного направления отмечено преобладание сколиозов до реабилитации, и равная частота нарушений после реабилитации. В лицейских классах и до, и после реабилитации преобладают нарушения в саггитальной плоскости.

В группе учащихся 11-х классов клинический осмотр на начальном этапе показал преобладание нарушений во фронтальной плоскости. Это прежде всего сутулость, а также круглая и кругло-вогнутая спина, плоская и плоско-вогнутая спина, а также крыловидные лопатки. После реабилитации в общеобразовательных классах выше число нарушений в саггитальной плоскости, а в лицейских – во фронтальной (сколиозы).

Для того, чтобы объяснить разницу в динамике улучшений (качествен-ную и количественную), обратимся к особенностям двигательной активности учеников общеобразовательных и лицейских классов.

Прежде всего обратим внимание на особенности динамических харак-теристик личности учащихся.

Таблица 9

Зависимость нарушений ОДА от темперамента учащихся

(нынешние 11-е классы)

Тип темперамента

Общеобразовательные классы

Лицейские классы

Всего

С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений
Флегматик Холерик  Сангвиник Меланхолик   3   2 5 5 4 7 3   4 1 2 8 3 3 6 4 7 1 4 13 8 7 13 7  

У учащихся 11-х классов, имеющих нарушения костно-мышечной системы, преобладают меланхолический и флегматический типы темпераме-нта: соответственно 5 учеников и 3 ученика в общеобразовательных классах и 8 учащихся и 4 ученика в лицейских.

Таблица 10

Зависимость нарушений ОДА от темперамента учащихся

(нынешние 10-е классы)

Тип темперамента

Общеобразовательные классы

Лицейские классы

Всего

С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений
Флегматик Холерик  Сангвиник Меланхолик   5 2 1 3   4 1 5 4   5 3 3 8   5 7 6   10 5 4 11 9 8 11 4

 

 В 10-х классах общеобразовательного профиля среди школьников, имеющих нарушения ОДА, преобладают флегматики (5 человек), затем – меланхолики (3 человека), реже страдают от заболеваний ОДА сангвиники и холерики. В классах лицейского профиля лидируют меланхолики (8 человек), затем – флегматики. Распространенность нарушений среди учащихся с сангвиническим и холерическим типами темперамента примерно равное.


Таблица 11

Зависимость нарушений ОДА от темперамента учащихся

(нынешние 9-е классы)

Тип темперамента

Общеобразовательные классы

Лицейские классы

Всего

С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений С нарушениями Без нарушений
Флегматик Холерик  Сангвиник Меланхолик   9 5 7 11 7 4 8 7 4 6 7 11 3 4 6 3 13 11 14 22 10 8 14 10

 

 

В 9-х классах зависимость нарушений ОДА от типа темперамента такова: в общеобразовательном звене лидируют меланхолики, затем – холерики, за ними – сангвиники. В лицейских классах картина своеобразна: наибольшая частота распространения нарушений ОДА отмечается у меланхоликов (11 человек), затем – у сангвиников (7 человек), у холериков (6 человек) и у флегматиков (4 человека). В данном случае речь может идти о ситуации, когда условия внешней среды оказали чрезвычайное влияние, сформировав нарушения у школьников, от природы обладающих выражен-ным динамизмом.

Проанализируем зависимость нарушений ОДА от типов темперамента.

Наиболее подвержены нарушениям ОДА меланхолики. Как мы видим из таблиц 9-11, именно среди учащихся этого типа темперамента чаще всего диагностированы нарушения ОДА. На втором месте – флегматики. Менее подвержены нарушениям ОДА холерики и сангвиники. 

Данная закономерность объясняется тем, что темперамент – это динамическая характеристика, и она может служить признаком для выраже-ния уровня двигательной активности. Очевидно, что меланхолики, которые любят покой, и спокойные флегматики предпочитают занятия, связанные с сидячим положением, в то время как динамичные холерики и жизнелюбивые сангвиники – прогулки, движение, а это оказывается важным при профилак-тике и коррекции нарушений ОДА.

Обратимся к данным анкетирования, в которых содержатся сведения о продолжительности двигательной активности и преобладании тех или иных ее видов.

Таблица 12

Количество локомоций (нынешние 11-е классы)

Параметры Общеобразовательные чел (в % от общего числа) Лицейские чел (в % от общего числа)
1 Динамические перемены 21 (72 %) 19 (59 %)
2 Физкульминутки 12 (41 %) 14 (48 %)
3 Секции, кружки 18 (62 %) 13 (41 %)
4 Выходные дни 16 (55 %) 12 (38 %)
5 Зарядка 14 (48 %) 11 (34 %)
6 Дорога в школу и домой 28 (97 %) 29 (91 %)
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 10 (34 %) 14 (48 %)

 

Наиболее распространенным видом двигательной активности у учащихся обоих классов является дорога в школу и домой, она отмечена 97 % учащихся общеобразовательных и 91 % учеников лицейских классов. Далее по частоте распространенности следуют динамические перемены, в которых принимают участие 72 % школьников из общеобразовательных классов и 59 % учеников из лицейских классов. Затем структура двигательной активности у школьников разных классов меняется: у 62 % учеников, обучающихся в общеобразовательных классах, лидируют спортив-ные кружки и секции, у лицеистов – физкультминутки и корригирующая гимнастика (48 %). В содержательном плане это означает меньшую по интенсивности нагрузку, амплитуду движений и т. д. Как показал опрос, только 41 % учащихся лицейского направления систематически посещают спортивные секции. Далее у учеников общеобразовательного направления следуют занятия физкультурой и спортом в выходные дни – у 55 %, в то время как у лицеистов подобное времяпрепровождение отмечено только в 38 % случаев. Зарядка как источник двигательной активности отмечен 48 % учеников общеобразовательного направления и 34 % учеников лицейского класса. Последний вид активности – корригирующая гимнастика или ЛФК – отражает частоту распространения нарушений ОДА у учеников, и поэтому у лицеистов безусловно выше, чем у учеников обычных классов.

Таблица 13

Количество локомоций (нынешние 10-е классы)

Параметры Общеобразовательные чел (в % от общего числа) Лицейские чел (в % от общего числа)
1 Динамические перемены 19 (76 %) 21 (58 %)
2 Физкульминутки 14 (56 %) 13 (35 %)
3 Секции, кружки 17 (68 %) 11 (30 %)
4 Выходные дни 13 (52 %) 15 (41 %)
5 Зарядка 13 (52 %) 19 (51 %)
6 Дорога в школу и домой 25 (100 %) 35 (95 %)
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 11 (44 %) 19 (51 %)

 

В параллели 10-х классов также ведущее место в двигательной активности занимает дорога в школу и из школы (100 % учеников общеобразовательного и 95 % учеников лицейского класса). Также в обоих классах второе место в структуре двигательной локомоций составляют динамические перемены, однако в обычном классе в них принимает участие 76 % учащихся, а в лицейском – только 58 %. Третье место по распространенности занимают спортивные кружки и секции – у учащихся общеобразовательного класса (68 %), зарядка и корригирующая гимнастика или ЛФК – у лицеистов (по 51 % учеников). Однако содержательно эти виды нагрузки не могут быть соотнесены: на занятиях в секции учащиеся получают большую нагрузку, чем на зарядке и занятиях ЛФК. Существенна роль физкульминуток в структуре движения учащихся общеобразовательных классов (отмечены 56 % учащихся); в то же время среди лицеистов количество реализующих потребность в движении через данный вид активности не превышает 35 %. Примечательно то, что число учащихся, занимающихся зарядкой, в обоих классах практически одинаков – 52 % в общеобразовательном и 51 % в лицейских классах. В то же время лицеисты отстают по числу занимающих физической культурой в выходные дни (не выше 41 % против 52 % в общеобразовательных классах) и занимающихся в спортивных секциях (только 30 %).

Таблица 14

Количество локомоций (нынешние 9-е классы)

Параметры Общеобразовательные чел (в % от общего числа) Лицейские чел (в % от общего числа)
1 Динамические перемены 51 (88 %) 31 (70 %)
2 Физкульминутки 43 (74 %) 26 (59 %)
3 Секции, кружки 39 (67 %) 22 (50 %)
4 Выходные дни 28 (48 %) 17 (39 %)
5 Зарядка 27 (47 %) 25 (57 %)
6 Дорога в школу и домой 56 (97 %) 39 (89 %)
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 32 (55 %) 28 (64 %)

 

При опросе учеников 9-х классов также лидирующим видом двигательной активности оказалась дорога в школу и из школы (97 % и 89 % в общеобразовательных и лицейских классах соответственно). Второе место по частоте встречаемости занимают динамические перемены – 88 % положительных ответов и общеобразовательных классах и 70 % в лицейских. Далее структура двигательной активности различается. У учащихся общеобразовательных классов доминируют физкультминутки (74 %), в то время как у лицеистов доля учащихся, принимающих в них участие, не превышает 59 %. В то же время в лицейском классе больше тех, кому показана корригирующая гимнастика (64 % против 55 % в обычном классе). Показательно, что в этом возрасте многие учащиеся занимаются в спортивных секциях и кружках – 67 % учеников общеобразовательных классов и 50 % учеников лицейских классов (сравним с 10-ми классами: среди лицеистов только 30 % регулярно получают физическую нагрузку в спортивных секциях). В то же время доля учеников, которые занимаются физической культурой в выходные дни, не очень высока: 48 % в обычных классах и 39 % в лицейских. Показательно и то, что среди учащихся лицейского класса гораздо больше тех, кто занимается зарядкой – 57 % против 47 % в общеобразовательном классе. Это мы можем объяснить профилактической и разъяснительной работой в лицейских классах, беседами с родителями на собрании о необходимости утренней гимнастики и высокой двигательной активности для здоровья и хорошего самочувствия их детей.

Большая разница между количеством принимающих участие в динами-ческих переменах и физкультминутках в 9-х и 10-11-х классах статусом старшеклассника: многие подростки чувствуют себя взрослыми, поэтому, возможно, бравируют своим упорством. Кроме того, многие (особенно девушки) стесняются выполнять упражнения во время динамических пауз и физкультминуток, хотя в спортзале с удовольствием занимаются.

Снижение количества участвующих в физкультпаузах и динамических переменах зависит также и от отношений педагогов (прежде всего классных руководителей). Как правило, если педагог относится к физкультурным моментам серьезно, в работе принимает участие большинство класса, если динамические моменты рассматриваются педагогом как «пустая трата време-ни», школьники улавливают это, и стараются отойти на время разминки. Главная проблема при организации динамических фрагментов – отсутствие мотивации у учащихся. Многие стараются отойти на время разминки, заня-ться другими делами (принести карту, мел, вымыть губку для доски и пр.). Как правило, систематически принимают участие в таких паузах ограни-ченное число учащихся, в основном те, кто занимается в спортивной секции.

Показательно и то, что чем старше ученик, тем меньше времени он уделяет движениям. Многие объясняют это нехваткой времени, но, по нашему мнению, основная причина – в отсутствии мотивации к занятиям: физическая культура, в отличие от учебных занятий, не может быть оценена на «5» или «4», она нужна человеку как удовлетворение двигательной активности, для совершенствования движения, для укрепления здоровья, значит, нужна высокая внутренняя мотивация, не зависящая от внешних обстоятельств (прежде всего – культура движения в семье).

Составим обобщенную картину видов двигательной активности у учащихся общеобразовательных и лицейских классов (по трем параллелям обследованных классов).

Таблица 15

Сравнение количества локомоций у учащихся общеобразовательных и лицейских классов

Параметры Общеобразовательные чел (в % от общего числа) Лицейские чел (в % от общего числа)
1 Динамические перемены 91 (81 %) 71 (62 %)
2 Физкульминутки 69 (61 %) 43 (38 %)
3 Секции, кружки 74 (66 %) 46 (41 %)
4 Выходные дни 57 (51 %) 44 (39 %)
5 Зарядка 54 (48 %) 55 (48 %)
6 Дорога в школу и домой 93 (83 %) 83 (73 %)
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 53 (47 %) 61 (54 %)

В структуре двигательной активности доминирует дорога в школу и домой – как в общеобразовательных, так и в лицейских классах. На втором месте по частоте участия – динамические перемены (81 % и 65 % соответственно). Далее у учеников общеобразовательных классов – занятия в спортивных секциях (66 %), у лицеистов – занятия корригирующей гимнастикой или ЛФК (54 %). Участие в физкультминутках чаще отмечено у учеников обычных классов – 61 % против 38 % учащихся лицейских классов. Уделяют время занятиям физической культурой в выходные дни 51 % учеников общеобразовательных классов и 39 % учеников лицейских классов. Что касается зарядки, то различий среди занимающихся не выявлено (48 %).

Сравним продолжительность двигательной активности у учащихся общеобразовательных и лицейских классов.


Таблица 16

Средняя продолжительность двигательной активности

(нынешние 11-е классы)

Параметры Общеобразовательные Лицейские
1 Динамические перемены 7-8 мин 5 –6 мин
2 Физкульминутки 3-4мин 3 мин
3 Секции, кружки 1,5- 2 ч 1- 1,5 ч
4 Выходные дни 2,5 – 3 ч 2 ч
5 Зарядка 12-15 мин 10 мин
6 Дорога в школу и домой 15-20 мин 15-20 мин
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 25-30 мин 25-30 мин

Судя по полученным данным, длительность динамических перемен, в которых принимают участие учащиеся общеобразовательных классов, составляет 7-8 минут против 5-6 минут в лицейских классах; продолжитель-ность физкультминуток в обычном классе также больше. Что касается самостоятельно организованной двигательной активности, то у учеников общеобразовательных классов время посещения секций в среднем на 0,5-1 ч больше, чем у лицеистов, и в выходные дни они тоже больше внимания уделяют физической нагрузке; даже зарядке они уделяют больше времени. Продолжительность таких видов активности, как дорога и занятия ЛФК не различается в обследуемых классах.

Таблица 17

Средняя продолжительность двигательной активности

(нынешние 10-е классы)

 

Параметры Общеобразовательные Лицейские
1 Динамические перемены 7-8 мин 5 – 7 мин
2 Физкульминутки 3-4мин 3-4 мин
3 Секции, кружки 2 ч 1,5 ч
4 Выходные дни 3 ч 2 – 2,5 ч
5 Зарядка 15 мин 10-12 мин
6 Дорога в школу и домой 15-20 мин 15-20 мин
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 25-30 мин 25-30 мин

 

В общеобразовательных классах (параллель 10-х классов) продолжит-ельность динамических перемен в среднем на 2-3 минуты больше, чем в лицейских, длительность физкультминуток одинакова. Ученики обычных классов также дольше занимают в спортивных секциях (в среднем на 0,5 ч) и уделяют внимание физкультуре в выходные (на 0,5-1 ч). продолжительность зарядки у них составляет не меньше 15 минут против 10-12 минут у лицеистов. Время, отводимое на дорогу и ЛФК, одинаково в обоих классах.

Таблица 18

Средняя продолжительность двигательной активности

(нынешние 9-е классы)

Параметры Общеобразовательные Лицейские
1 Динамические перемены 8-10 мин 7-8 мин
2 Физкульминутки 3-4 мин 3 –4 мин
3 Секции, кружки 2 ч 1,5 – 2 ч
4 Выходные дни 3 ч 2,5 ч
5 Зарядка 15 мин 12 мин
6 Дорога в школу и домой 15-20 мин 15-20 мин
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 25-30 мин 25-30 мин

 

Динамические перемены в параллели 9-х классов доходят до 10 минут в общеобразовательных классах и 7-8 минут в лицейских классах. Занятия в спортивных секциях и по выходным дням по продолжительности отличаются примерно на 0,5 ч в пользу общеобразовательных классов. На зарядку ученики общеобразовательных классов затрачивают 15 минут против 12 минут, которые уделяют зарядке их сверстники-лицеисты. Что касается продолжительности пути в школу и обратно, а также занятий ЛФК, то она одинакова в общеобразовательных и лицейских классах.

Сравним продолжительность двигательной активности учащихся, обучающихся в общеобразовательных и лицейских классах.


Таблица 19

Сравнение средней продолжительность двигательной активности у учащихся общеобразовательных и лицейских классов

Параметры Общеобразовательные Лицейские
1 Динамические перемены 7-9 мин 6-7 мин
2 Физкульминутки 3-4мин 3 мин
3 Секции, кружки 2 ч 1,5 ч
4 Выходные дни 3 ч 2,5 ч
5 Зарядка 15 мин 10-12 мин
6 Дорога в школу и домой 15-20 мин 15-20 мин
7 Корригирующая гимнастика или ЛФК 25-30 мин 25-30 мин

 

Учащиеся общеобразовательного класса проводят больше времени в движении – в школе больше проводят времени уделяют динамическим пере-менам (от 7 до 9 минут), активны во время физкультминуток (3-4 минуты), занимаются в спортивных кружках и секциях, а также по выходным дням фи-зической культурой в среднем на 0,5 ч дольше. Даже средняя продолжите-льность зарядки у этой группы учащихся больше. Это можно связать с мень-шей учебной загруженностью, более свободным графиком труда и отдыха.

Итак, по итогам нашего исследования очевидно, что результативность реабилитационных занятий при нарушениях ОДА зависит во многом от особенностей организации учебного процесса. В силу того, что учащимся лицейского класса приходится больше заниматься, а учебный процесс у них проходит интенсивнее, времени на двигательную активность (иногда, как говорят сами ученики, и сил) остается очень мало. Особенно это относится ко времени полугодовых зачетов и, конечно, выпускных экзаменов.

Между тем физическая нагрузка положительно сказывается не только на соматическом, но и на психическом самочувствии учащихся. Об этом наглядно свидетельствуют результаты опросника САН (самочувствие, актив-ность, настроение).

При анализе таблицы обращают на себя внимание низкие показатели самочувствия, активности и настроения у учащихся до занятий корригиру-ющей гимнастикой (исследование проводилось только с теми учащимися, которые нуждаются в реабилитации). Это мы связываем в том числе с большой нагрузкой (эмоциональной, умственной), так как у учащихся лицей-ских классов чаще преобладает низкий уровень измеряемых параметров. Например, показатели активности у учеников 11-х классов до коррекции; количество учеников 9-х общеобразовательных классов, у которых диагностирован высокий уровень самочувствия (38 %), более чем в три раза превышает аналогичную группу лицеистов (11 %). Кроме того, после коррекции положительный эффект чаще отмечается у учеников общеобразо-вательных классов, что, возможно, связано с меньшей усталостью учеников (показатели настроения, самочувствия и активности у учеников общеобразо-вательного и лицейского 11-х классов после занятий).




Выводы

 

На основе полученных данных мы сделали следующие выводы:

1) Результаты начального и текущего клинического осмотра показали, что у учеников 11-х и 10-х классов преобладают нарушения ОДА в сагитта-льной плоскости, в то время как у учеников 9-х классов частота распростра-нения нарушений ОДА во фронтальной и сагиттальной плоскости одинакова.

2) Эффект от реабилитации зависит от продолжительности реабилита-ционной работы и от профиля класса (в общеобразовательных классах процент реабилитированных выше).

3) Частота распространения нарушений костно-мышечной системы выше у девушек.

4) Наблюдается влияние динамических характеристик личности на заболеваемость: у меланхоликов и флегматиков чаще диагностируются нарушения ОДА.

5) Разница в эффективности реабилитационной работы в общеобразо-вательных и лицейских классах объясняется значительной разницей в коли-честве локомоций и длительности двигательной активности (в лицейских классах – низкая двигательная активность).

6) Корригирующая гимнастика оказывает положительное воздействие на психическое состояние учащихся, благоприятно сказываясь на самочувст-вии, активности, настроении.



Заключение

 

В своей работе мы рассмотрели актуальную для современной школы проблему – распространенность нарушений ОДА у учащихся, особенно у обучающихся в классах с углубленным изучением профильных предметов.

В практическом исследовании мы установили основные причины такой ситуации: предпосылками к возникновению нарушений костно-мышечной системы выступают динамические характеристики личности (темперамент), а также половая принадлежность. У школьников меланхолического и флегматического типов темперамента нарушения ОДА диагностируются чаще. Также чаще подвержены им девушки. В ситуации низкой мотивации учащихся к занятиям физической культурой, отсутствием заинтересован-ности со стороны родителей и педагогов интенсивные длительные статические нагрузки приводят к деформированию костно-мышечной системы, а при реабилитации – снижают эффективность проводимой работы.

Возможный выход из создавшейся ситуации видится в создании мотивации к здоровью у школьников, особенно подростков, которые в силу возрастных особенностей меньше времени уделяют физической нагрузке. Также необходимо заинтересовать учителей, убедить их в важности и необходимости систематических динамических пауз и физкультминуток, которые снимают напряжение и утомление, формируют привычку у учащих-ся к систематическим активным перерывам.

В дальнейшем данную работу планируется осуществить с учениками начальных классов для того, чтобы с самого начала школьного обучения формировать у школьников желание и потребность заботиться о своем здоровье. 

 

 

 



Список литературы

 

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под ред. Д.В. Колесова.- М: Педагогика. - 2015.- 152с.

2.  Адаптация организма учащихся к физическим нагрузкам. Под ред. Хрипковой А. Г, Антроповой М. В.- М: Педагогика, 2010.21с.

3. Антропова М. В, Манке Г. Г, Бородина Г. В, Кузнецова Л. М, Параничева Т. М. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индиви-дуально-дифференцированного обучения учащихся//Гигиена и санитария. 2009. №1.

4. Антропова М. В, Манке Г.Г. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика.1995. №2.

5. Богданов О.В. Коррекция нарушений осанки и сколиоза у школьников методами функционального биоуправления// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 2002.

6. Бурцева М. Е. Дни здоровья в школе. - М: Просвещение. - 2012. – 44 с.

7. Воротилова С.Ю. Контроль за профилактикой нарушений осанки у
детей//Фельдшер и акушерка. 2005.  

8. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников. - М: Просвещение. - 2013. - 40с.

9. Гребняк Н. П, Вербаховская Е. В. Гигиеническая нагрузка и регламентация учебной нагрузки в средних классах гимназий//Гигиена и санитария. – 2017. №3. 

10. Головенкин А. Школьный сколиоз. - 2015. - 311с.

11.  Дерябо С., Ясвин В. Отношения к здоровью и ЗОЖ: методика измерения // Директор школы. – 2019.

12. Дзяк А. Хочу иметь здоровые ноги. – Варшава: Польское издательство. - 2016. – 145 с.

13. Девятова М. В. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника и заболеваниях периферической нервной системы. 2014. 

14. Дубровский В.И. Валеология. - М.: Флинта. -2009. - 560с.

15. Загвязинский В.И, Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2017. - 206с.

16. Казарин О.С. Особенности диагностики и лечения сколиоза.//
Здравоохранение. - 2016. - №4.

17. Ковров Я. Г. Рациональное питание школьников. – Киев: Здоровья – 2018. - 47с.

18. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М: Знание. - 2014. - 64с.

19. Крюкова О. Ф. Режим школьника. – Саранск: 2005. - 48с.

20. Кузьмин А. И, Кон И. И, Беленький В. Е. Сколиоз. - 2012.

21. Кинджи Н.Н. Современная технология обучения школьников и ее
влияние на здоровье.//Гигиена и санитария. - 2018. - №1.

22. Кучма В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников.//Гигиена и санитария. - 2010. - №1.

23. Латент Р. Л, Дубенецкая М. М. Питание и здоровье школьника. – Минск: “Народная асвета”. 2015. 72с.

24. Латова Ю. В. Малоподвижный образ жизни – угроза здоровью. – М: Знание. - 2010. - 32с.

25. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки,
сколиозах и плоскостопии. - М.: Медицина. - 2014. - 140с.

26. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни//Физическая культура в школе. №№ 1,2. – 2002.

27. Ляндрес З.А., Зайдель О.П. Нарушение осанки и сколиозы у детей, их
профилактика и функциональное лечение.//Вопросы курортологии,
физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2014. - №3.

28. Макарова О. С. Спортивный характер//Физическая культура в школе. №№ 6,7. 2015.

29. Межуев В. Б. Уроки гимнастики в X и XI классах//Физическая культура в школе. № 6. 2010.

30. Найн А. А, Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образова-тельного процесса //Педагогика. 2005. № 2.

31. Нордемар Р. Боль в спине. – М: Медицина. - 2014. – 144 с.

32. Орёл A.M. Новые методики измерения величины сколиоза и физических искривлений позвоночного столба//Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2013. - №3. - с.37-39

33. Петрик Е.И. Корригирующая гимнастика для восстановления правильной осанки у детей на базе школ//Педиатрия. 2017. №10.

34. Соловьева И. А. Поговорим о нас. Эти обойденные освобожден-ные//Физическая культура в школе. № 4. 2018. 

35. Слугин В.И. Изменение осанки во фронтальной плоскости у детей по
данным флюорографии - 2010.

36. Слугин В.И. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения осанки во
фронтальной плоскости. - 2015.

37. Физическое состояние учащейся молодежи и пути его совершенствования. Сборник научных трудов. – Рязань, 2015.

38. Храмцов П.И., Фёдоров В.А. Новые методы оценки состояния осанки у детей и подростков.// Гигиена и санитария. 2012. №2.

39. Храмцов П.И. Методические аспекты профилактики нарушений осанки у детей и подростков.// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2012.









Приложение 1

Размер мебели

Группа мебели Рост учеников, см Высота заднего края сиденья над полом, см Высота переднего края сиденья под полом, см Цвет маркировки Дифференция, см
 А  до 130 54 32 Желтый 22
Б 131-145 60 36 Красный 24
В 146-160 66 40 Голубой 26
Г 161-175 72 44 Зеленый 28
Д выше 175 78 48 Белый 30

 



Приложение 2

Таблица 2

Столы ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11015-77)

 

Размеры стола группы, мм

 
Наименование показателя А Б В Г

Д

Длина крышки стола: одноместного двухместного     600 1200     600 1200     600 1200     600 1200

 

 

600

1200

Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500

450-500

Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720

780

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400

400

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340

340

Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10

10

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630

690

             

 

Таблица 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.