Причины и последствия нарушений ОДА у школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Причин нарушений опорно-двигательного аппарата много: нерациона-льный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки — приводят к возникно-вению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса, уплоще-ния грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подро--стков и взрослых — производительность труда. Например, при сколиозах (боковых искривлениях позвоночника) диагностированы изменения работы как правого, так и левого желудочков сердца. Выражена асинхронность в их деятельности, и со временем возникают тяжелые нарушения в работе сердца [40, с. 17]. 

Искривления позвоночника у девочек, возникающие в период роста костей, часто изменяют форму таза, суживая его в продольном и поперечном направлениях, что впоследствии может привести к осложнению родов.

Ослабленные дети часто имеют нарушение осанки и искривления позвоночника. Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многие детские инфекционные болезни, болеют рахитом, следы которого остаются на скелете в виде деформаций грудной клетки, искривлений ног, плоских стоп. Заболевания часто усугубляют формирование неправильной осанки и развитие деформаций позвоночника. Прежде всего следует отметить близорукость и косоглазие, гипотонию мышц, пороки развития позвоноч-ника, заболевания легких и сердца. Небезызвестно, что близорукости часто сопутствует кифоз, по причине выработавшейся привычки держать голову и шейно-грудной отдел позвоночника наклоненными вперед. Слабость мышц, связанная с рахитом, ревмато-токсикозом, при закрепившейся привычке неправильно держать голову, корпус, плечи и тазовый пояс способствует развитию неправильной осанки и образованию деформаций [40, с. 19].

При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование деформаций возможно в препубертатный и пубертатный периоды [44, с. 58].

Осанка в основном формируется в 6—7 лет. Равно как и другие навыки, поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски, а также в период многочасовых учебных занятий за партой или дома за письменным столом требует систематичности и повторяемости. Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно с раннего возраста. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка
рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках преждевременно (минуя стадию ползания) начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку.

В дошкольные годы нарушению осанки способствуют уплощение стоп, неправильная поза во время рисования, выполнения работ на земельном участке с использованием инвентаря, не отвечающего своими размерами возрастным особенностям детей. С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: резкое ограничение двигательной активности (почти на 50% по сравнению с дошкольным периодом воспитания), увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой (сидя или стоя), ношение в одной руке портфеля с тяжелыми книгами и тетрадями. Нарушению осанки способствуют усвоенные привычки: сидеть горбясь (кифозируя позвоночник) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиозируя) в его поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу (что также может вызвать боковое искривление позвоночника); ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами [46, с. 36].

Нарушениям осанки и искривлениям позвоночника может способство-вать неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.

Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нару-шается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительны-

ми мерами (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения, если трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд организованы с учетом возрастно-половых особен-ностей детей и подростков, а учебные и неучебные занятия проходят в школе и во внешкольных учреждениях в условиях, отвечающих требованиям гигиены.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 251.