Неспецифическая профилактика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выше были рассмотрены специфические профилактические меропри-ятия - т.е. такие, которые воздействуют с определенной целью. Однако действие неспецифической профилактики (имеющей общее значение, сказы-вающейся на всем организме) также существенно при систематическом соблюдении.

Поскольку данная работа посвящена школьникам, профилактические мероприятия должны в обязательном порядке предусматривать рациональ-ную организацию учебно-воспитательного процесса. К сожалению, в настоя-щее время при введении инноваций не всегда соблюдают валеологические принципы охраны здоровья детей и подростков в условиях школы. Это отрицательно сказывается на здоровье учащихся, а значит, и на успева-емости. 

Необходимо обязательно соблюдать нормирование учебной и воспита-тельной нагрузки по следующим параметрам [30, с. 55-56]:

1) правильная организация урока;

2) регламентация продолжительности уроков и перемен;

3) продолжительность и время проведения каникул;

4) нормирование общего числа ежедневных и ежене­дельных уроков;

5) рациональное построение занятий в течение учеб­ного дня, недели.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных параметров подробнее.

Организация уроков

Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и, как следствие, на работоспособность. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока, подра-зумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодина-ковых по продолжительности, трудности и утомительности [34, с. 29].

Исследования показывают, что наиболее распространенная четырех-элементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материа-ла, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность учащихся и не создает необходимых условий для их развития. По мнению многих исследователей [3, с. 24], структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередо-вания элементов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу .В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе в среднем 15-20 минут, в средних и старших классах 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снижать, так как развивается утомле-ние. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашних заданий: лучше эту часть урока посвятить изложению нового материала, а опрос отнести на вторую, менее продуктивную часть

Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

Сохранить высокую работоспособность помогают правильная регла-ментация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.

С целью профилактики утомления следует применять разнообразные средства обучения. В первую очередь следует учитывать использование технических средств обучения (ТСО). Технические средства активи­зируют учебный процесс, углубляют представление учащихся о предмете, вызывают заинтересованность, эмоциональное восприятие нового материала. Совре-менная школа применяет технические средства на всех этапах обучения. Однако гигиеническая оценка ТСО должна исходить из того, что они интен-сифицируют умственный труд, усиливают напряжение зрительного анализа-тора, увеличивают статическую нагрузку. Для того чтобы благоприятное влияние ТСО на учебный про­цесс не обернулось обратной стороной и при-вело к чрезмерному утомлению, применение ТСО должно быть строго регла-ментировано. Многолетние гигиенические исследования позволили обосно-вать требования к применению ТСО на уроках с учетом возраста детей [41, с. 42].

Наиболее благоприятно применение ТСО сказывается на работоспо-собности учащихся в среднем школьном возрасте. Особенно полезно приме-нение ТСО на 3—4-м уроке, когда начинает снижаться работоспособность. Установлено, что наиболее благоприятными оказались уроки, когда исполь-зование ТСО — демонстрация кинофильма — сочеталось с другими нагляд-ными пособиями, показаниями приборов, макетов.

Организация перемен

Для сохранения высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня большое значение имеет правильная организация отдыха между уроками, т. е. перемен. Во время перемен восстанавливается функция корковых клеток.

В процессе отдыха различают два периода - 1) восстановление “функций”; 2) упрочение восстановленного уровня. Если новое возбуждение приходится на 1-й период, то работоспособность очень быстро падает снова и утомление продолжает нарастать, если же на 2-й период, то работо-способность повышается. Перемены должны быть достаточной длитель-ности, чтобы обеспечить оба этапа отдыха. Предложение, чтобы, учитывая нарастание утомления в течение учебного дня, увеличивать каждую последу-ющую перемену, не было принято. Обычно в школе проводятся малые пере-мены и одна или две большие в середине учебного дня [34, с. 43].

Установлена следующая продолжительность перемен: 10—30—10—10 мин или 10—20—20—10 мин. Перемены менее 10 мин в школе не разреша-ются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начав-шегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.

Исследованиями установлено, что в начальной школе наиболее благоприятен следующий вариант: две малые перемены и большая перемена в середине учебного дня (10—20—10 мин).

В старших классах, где в день бывает по 6 уроков, большая перемена должна проводиться в середине учебного дня, т. е. после третьего урока.

В средней школе, в которой учатся и младшие, и старшие школьники, целесообразна организация двух больших перемен по 20 мин (после второго и третьего уроков). В этом случае младшие школьники завтракают после 2 уроков, а старшие — в середине своего учебного дня — после 3 уроков.

 Лучшим отдыхом служит смена одного вида деятельности другим. Переключение детей после умственной работы со статическим напряжением на активный отдых с подвижными играми и занятиями умеренной интенси-вности, сопровождаемыми эмоциональным подъемом, способствует быстро-му восстановлению работоспо­собности. Желательно все перемены, а боль-шую перемену обязательно, во все времена года проводить на свежем возду-хе. Это, во-первых, увеличивает пребывание детей на воздухе, которое, как правило, у школьников недостаточно, во-вторых, предоставляет большие возможности для двигательной активности детей, являющейся их физиоло-гической потребностью [8, с. 11].

Не следует использовать перемены для шумных игр, требующих большого физического напряжения, чтения литературы, повторения уроков. Целесообразно предоставить детям возможность проводить перемены по их усмотрению под контролем педагога.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.